ЂЋакони€ї

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
3 марта 2016 14:00
ѕросмотров:
907
 омментариев:
0
ЂЋакони€ї

Ћайнер ЂЋакони€ї


Ќочь с 12 на 13 сент€бр€ 1942 года в ёжной јтлантике выдалась лунной.
Ѕольшой пассажирский корабль вспарывал своим пр€мым форштевнем
океанские волны примерно в 900 мил€х к югу от ‘ритауна. Ѕританский
лайнер ЂЋакони€ї, шедший 15-узловым ходом, направл€лс€ из  ейптауна
к Ѕританским островам. ¬ 20 часов 07 минут сильный взрыв сотр€с корпус,
через короткий промежуток времени Ц еще один взрыв.  орабль потер€л
ход и начал кренитс€.


–адист передал в эфир предупреждение о по€влении подводной лодки (сигнал SSS), название и координаты судна, добавив, что ЂЋакони€ї торпедирована. Ёто радиосообщение не прин€л ни один из радиопередатчиков союзников.  ак и следующее, посланное четырьм€ минутами позже. ¬ нескольких мил€х от лайнера командиру наход€щейс€ в позиционном положении немецкой подводной лодки U156 ¬ернеру ’артенштейну доложили о перехвате радиограммы торпедированного им корабл€. ќн сверилс€ со справочником: так и есть, это была 20-тыс€чна€ ЂЋакони€ї.

ѕуть на юг


Ћето 1942 года было дл€ германских кригсмарине на редкость урожайным. ѕротиволодочна€ оборона союзников в јтлантике была дезорганизована; акваторию вод, прилегающих к побережью —Ўј, командиры подводных лодок небезосновательно считали чуть ли не заповедными охотничьими угодь€ми. –айоны оперировани€ подопечных адмирала ƒЄница все расшир€лись. ”дачное возвращение 28 лодок, действовавших в ёжной јтлантике, а также растущее количество подводных танкеров побудило немецкое командование продолжить патрулирование этого района в течение второй половины лета и начала осени.

ќбщее количество немецких лодок, выделенных дл€ действий на коммуникаци€х союзников в южном регионе јтлантики, равн€лось семнадцати, сведенных в три группы. »х поддерживали три подводных танкера, две бывшие датские подводные лодки, переделанные в торпедовозы. “ам же патрулировали три италь€нские субмарины, выполн€€ собственные задачи. ¬ числе других групп субмарин, направленных в южные воды, была и группа ЂјйсбЄрї (ѕол€рный медведь), состо€вша€ из четырех Ђветерановї IXC серии: больших океанских лодок повышенной автономности и дальности плавани€. ƒействи€ группы должен был обеспечивать подводный танкер U-459, один из трех, участвующих в операции. ¬ задачи группы входило оперирование у  ейптауна и дальнейшее проникновение в »ндийский океан, в ћозамбикский пролив.

ЂЋакони€ї


U156 под командованием 33-летнего корветтен-капитана ¬ернера ’артенштейна, входивша€ в группу ЂјйсбЄрї, вышла 15 августа 1942 года из французского Ћорь€на. Ћодка ,удачно форсировав опасный Ѕискайский залив, направилась в район предсто€щей операции. ѕо пути, 27 августа, поблизости от јзорских островов, субмарину временно включили в группу ЂЅлюшерї дл€ атаки на конвой из —ьерра-Ћеоне (SL 119). ¬ этой не относ€щейс€ к основной задаче акции ’артенштейну удалось потопить отставшее от конво€ британское грузовое судно водоизмещением 6 тыс. тонн Ђ лан ћаквиртерї.

12 сент€бр€ в 11 часов 37 минут, когда лодка шла в надводном положении, один из впередсмотр€щих доложил, что видит справа дым. ’артенштейн немедленно приказал увеличить скорость до 16 узлов. U156 уверенно сокращала дистанцию.   15 часам немцы пон€ли, что имеют дело с большим грузопассажирским судном.

ќбреченна€


Ѕританское транспортное судно ЂЋакони€ї (Laconia) не было новым кораблем.   моменту описываемых событий оно находилось в эксплуатации уже двадцать лет. Ћайнер вступил в строй в 1922 году, будучи построенным на знаменитой верфи Ђ унард Ћайнї, настойчивого конкурента Ђ”айт —тар Ћайнї, хоз€ина злополучного Ђ“итаникаї. ЂЋакони€ї не относилась к Ђфлагманамї пассажирского флота, которые гон€лись за обладание Ђголубой ленты јтлантикиї. »ме€ водоизмещение 19695 тонн, лайнер до войны работал на лини€х в —еверной јтлантике. ѕассажирска€ вместимость корабл€ достигала 1580 человек. — началом ¬торой мировой войны ЂЋакониюї, как и многие другие лайнеры, переоборудовали в войсковой транспорт. ¬ новом качестве она могла бы прин€ть до 6 тыс. человек.

12 августа 1942 года ЂЋакони€ї вышла из —уэца в ¬еликобританию в обход јфрики. Ёто была вынужденна€ необходимость: переход через —редиземное море был признан категорически небезопасным. Ќа борту лайнера находилось 2789 человек. »з них 136 человек экипажа, 80 гражданских пассажиров, среди которых были женщины и дети, 268 британских военных, 1800 италь€нских пленных и 160 польских солдат, исполн€ющих роль тюремщиков.  омандовал кораблем капитан –удольф Ўарп.

јтака


U156 постепенно сокращала дистанцию. ’артенштейн, дождавшись темноты, прин€л решение атаковать противника из позиционного положени€. ¬ 22 часа 03 минуты (по немецкому времени) был произведен пуск двух торпед из носовых торпедных аппаратов. ¬ 22.07 было отмечено сначала одно попадание, затем второе.  ак оказалось позднее, торпеды поразили трюмы є4 и є2, где содержались пленные италь€нцы.  орабль потер€л ход и начал кренитьс€. ∆ертва начала активно передавать в эфир свои координаты, сигнал о по€влении подводной лодки и сообщение о том, что лайнер ЂЋакони€ї торпедирован. 20 тыс€ч тонн британского лайнера вкупе с 6-тыс€чным Ђ ланом ћаквиртеромї с учетом предыдущих побед доводили общий счет ’артенштейна до 100 тыс. тонн Ц тогда он мог бы претендовать на получение –ыцарского креста.

ЂЋакони€ї


“ем временем, немецка€ субмарина кружила возле тонущего судна, дожида€сь его затоплени€. Ћайнер обладал достаточным количеством спасательных средств, в первую очередь шлюпок и плотов. Ќо из-за большого крена не все их удалось спустить на воду. ѕовреждени€, полученные ЂЋакониейї, были несовместимы с жизнью.  орабль умирал. ѕо свидетельству очевидцев, многие шлюпки отходили от гибнущего лайнера полупустыми. ѕленные италь€нцы, которым удалось вырватьс€ из запертых помещений, пытались зан€ть места в шлюпках, но, по показани€м спасшихс€ впоследствии, польские солдаты из охраны отгон€ли их штыками и прикладами. Ќа капитанском мостике спокойно сто€л –удольф Ўарп, который решил остатьс€ на корабле до конца. ¬се, что мог, он уже сделал: сигнал о бедствии был отправлен, команда спустить шлюпки Ц отдана.

¬ 21 час 25 минут по √ринвичу ЂЋакони€ї затонула.

¬ волнах


’артенштейн видел, как спускали шлюпки и как наконец затонуло судно. ѕрин€в решение подойти поближе, он услышал крики на италь€нском €зыке: ЂAiuto! Aiuto!ї Ц и подн€л на борт нескольких человек.   своему удивлению, немцы узнали, что на ЂЋаконииї было множество италь€нских военнопленных, большое количество которых погибло от взрыва торпед, а оставшимс€ в живых не давали места в шлюпках.

—огласно тогдашним правилам ведени€ войны на море, ’артенштейн виноват не был. Ѕританский лайнер был вооруженным судном (два 4,7-дюймовых морских оруди€, три дюймовых зенитных оруди€, несколько пулеметов). ќн шел без огней, противолодочным зигзагом, то есть €вл€лс€ вполне законной мишенью дл€ подводной лодки. » поскольку наставлени€ подводного флота не поощр€ли брать на борт или спасать кого бы то ни было (ну, разве что капитана или старшего механика), U156 могла бы спокойно следовать дальше к  ейптауну. Ќо ’артенштейн поступил иначе. “рудно теперь с уверенностью сказать, что двигало этим офицером: бо€знь крупного политического скандала и ответственности за гибель сотен италь€нских союзников или соображени€ гуманности.  омандир немецкой подводной лодки решил провести спасательную операцию.

¬ течение часа из воды было подобрано 19 италь€нцев, многие из которых были ранены штыками.   тому же, катастрофа привлекла в район множество акул. Ќа волнах находились еще сотни италь€нцев, многие из которых, не име€ спасательных жилетов, держались за дерев€нные обломки. ’артенштейн, пон€в, что бессилен в одиночку оказать помощь такой массе людей, св€залс€ с командованием и запросил инструкций. ƒЄниц одобрил решение немецкого командира об оказании помощи терп€щим бедствие и приказал семи лодкам, наход€щимс€ поблизости (всей группе ЂјйсбЄрї и еще двум возвращавшимс€ на базу) идти на полной скорости к месту потоплени€ ЂЋаконииї.

Ќемцы начали лихорадочно думать, что же делать с таким количеством людей в открытом океане во врем€ боевых действий. ѕервоначальный план спасени€ заключалс€ в высадке всех спасенных восемью субмаринами (включа€ U156) в порту Ѕаргенвилл€ (Ѕерег —лоновой  ости), подконтрольном правительству ¬иши. ћежду немецкими инстанци€ми Ц штабом ƒЄница под ѕарижем и ќ ћ –едера в Ѕерлине Ц начинаетс€ активный обмен депешами с общим подтекстом Ђ„то делать?ї и Ђ„то скажет фюрер?ї. —ам √итлер после получени€ сведений о потоплении ЂЋаконииї впал в традиционную дл€ спорных ситуаций €рость и потребовал скорейшей подготовки удара по району  ейптауна, важнейшего транспортного узла союзников в ёжной јфрике Ц положение итало-немецкого корпуса Ђјфрикаї вызывало все большие опасени€, в ≈гипте посто€нно разгружались все новые конвои. ‘юрер считал, что спасательную операцию необходимо свернуть. Ќе зна€ обо всех подробност€х разворачивающегос€ ситуационного кризиса, ’артенштейн, на борту у которого к утру 13 сент€бр€ было уже 192 человека ( остальные были размещены в шлюпках поблизости), по собственной инициативе вышел в эфир и на английском €зыке передал сообщение о том, что немецка€ подводна€ лодка ведет спасательные работы на месте гибели лайнера ЂЋакони€ї, с указанием координат. ќна имеет на борту 192 человека спасенных и не будет преп€тствовать какой-либо помощи со стороны союзников, если те, в свою очередь, не будут открывать по ней огонь.

Ѕританска€ радиостанци€ во ‘ритауне прин€ла это сообщение, но посчитала его вражеской уловкой. U156 тем временем все более стала напоминать нечто среднее между Ќоевым ковчегом и утиной стаей. ’артенштейн распределил людей из перегруженных шлюпок на менее загруженные. ќказывал помощь всем Ц и италь€нцам, и англичанам. ƒелилс€ корабельными запасами. Ўлюпки, во избежание опрокидывани€ или рассеивани€ по воде, были вз€ты на буксир или пришвартованы к борту субмарины.

ѕроникнувшись гневом фюрера, ƒЄниц отменил приказ дл€ четырех подводных лодок группы ЂјйсбЄрї, идущих на помощь ’артенштейну, оставив в силе его только дл€ двух, находившихс€ наиболее близко Ц U506 и U507, срок патрулировани€ которых уже заканчивалс€. —ам ’артенштейн должен был передать спасенных на любую из двух немецких лодок и следовать в район  ейптауна дл€ действий в рамках группы ЂјйсбЄрї. ƒЄниц также св€залс€ с командованием сил ¬иши в данном регионе и попросил оказать содействие. ‘ранцузы откликнулись, и из ƒакара вышел крейсер Ђ√луарї, из  онакри (‘ранцузска€ √вине€) и  отону (ƒагоме€) Ц по одному сторожевику.

¬есь день 14 сент€бр€ ’артенштейн занималс€ своими подопечными, одновременно принима€ ворох инструкций по радио от ƒЄница. Ўел уже второй день после потоплени€ ЂЋаконииї, а союзники не предпринимали сколько-нибудь заметных действий дл€ спасени€ выживших. 15 сент€бр€ к месту событий подошли, наконец, еще две подводные лодки Ц U506 (¬юрдеманн) и U507 (Ўахт). „асть спасенных была распределена на вновь прибывшие субмарины.

ЂЋакони€ї

’артенштейн на палубе U156


¬мешательство союзников


Ќи Ѕерлин, ни командиры немецких лодок не знали, что американцы совсем недавно построили аэродром на принадлежавшем англичанам острове ¬ознесени€, находившемс€ в 250 мил€х к югу от того места, где была потоплена ЂЋакони€ї. јвиабаза должна была выполн€ть в первую очередь противолодочные функции. 15 сент€бр€ британские власти наконец-то уведомили остров ¬ознесени€ о происшествии с ЂЋакониейї и об отправлении торгового корабл€ ЂЁмпайр ’эвенї дл€ спасени€ выживших. ќднако радиограмма была составлена столь путано, что создавалось впечатление, будто ЂЋакони€ї потоплена только что. Ќи слова не было сказано об усили€х ’артенштейна по спасению людей, ни о его предложении временного нейтралитета, ни о французских корабл€х, идущих дл€ оказани€ помощи. јнгличане просили оказать поддержку с воздуха дл€ своей операции. јмериканцы ответили, что базирующиес€ на острове B-25 не обладают достаточным радиусом действи€, поэтому будет выслан транзитный B-24 ЂЋиберейторї на следующий день.

16 сент€бр€ к немецким подводным лодкам присоединилась италь€нска€ крейсерска€ субмарина Ђ аппеллиниї (ћарко –еведин). Ётим же утром B-24 ЂЋиберейторї, пилотируемый ƒжеймсом ƒ. ’арденом, взлетел с острова ¬ознесени€, груженный обычными и глубинными бомбами. ¬ 9.30, спуст€ два с половиной часа, ’арден заметил U156. — лодки самолет был опознан и, по приказу ’артенштейна, на ней был подн€т самодельный флаг с красным крестом размером 6×6 футов. Ќемцы пытались также св€затьс€ при помощи световых огней, но тщетно. јмериканец, держась на безопасном рассто€нии, св€залс€ с базой и запросил инструкций. Ќичего не зна€ об инициативах ’артенштейна и подозрева€, дл€ чего тут наход€тс€ четыре лодки ќси, командир эскадрильи –оберт –ичардсон коротко приказал: Ђ“опи их всехї.

’арден, описав круг, вернулс€ к U156 и зашел дл€ атаки. Ѕомболюки ЂЋиберейтораї открылись, и в первом заходе он сбросил три бомбы. ƒве легли слишком далеко, а треть€ взорвалась за кормой подводной лодки, перевернув одну спасательную шлюпку. «атем американцы, сделав несколько пробных заходов, сбросили еще две бомбы, одна из которых уже непосредственно повредила U156. Ћодка дала течь, из поврежденных аккумул€торных батарей начал выдел€тьс€ газ. ’артенштейн приказал всем наход€щимс€ на борту спасенным прыгать за борт, а команде надеть спасательные жилеты. ќн трижды послал сигнал бедстви€ на трех разных волнах.   счастью дл€ немцев, повреждени€ оказались не смертельными, поступление воды вскоре удалось остановить, количество газа, выделившегос€ из батарей, было незначительным.

 огда об атаке лодки, наход€щейс€ под флагом  расного  реста, доложили ƒЄницу, тот пришел в €рость и приказал ’артенштейну больше не участвовать в спасении.

Ќа следующий день, 17 сент€бр€, вошедшие во вкус американцы начали про€вл€ть повышенную активность. ѕ€ть местных B-25 и все тот же злосчастный ЂЋиберейторї с утра до ночи занимались усиленным поиском немецкой волчьей стаи, кружащей неподалеку. ”порному в поисках ’ардену удалось обнаружить U506 ¬юрдеманна, на борту у которого находились 142 италь€нца и дев€ть англичанок с детьми.   счастью дл€ немцев и спасенных ими, у B-24 заклинило бомбосбрасыватель. ѕри повторном заходе ’арден сбросил три глубинных бомбы, но ¬юрдеманну удалось погрузитьс€ и уйти на глубину. Ќа острове ¬ознесени€ прин€ли еще одну радиограмму из ‘ритауна о том, что корабли ¬иши вышли из ƒакара. јмериканцы решили, что французы собираютс€ напасть на остров ¬ознесени€, и поэтому весь гарнизон начал готовитьс€ к отражению атаки.

—пасение. ѕослесловие


¬ этот же день, 17 сент€бр€, к месту гибели ЂЋаконииї наконец прибыли три французских корабл€, которые начали подбирать людей, проведших уже п€ть дней на шлюпках, в воде и на подводных лодках.  рейсер Ђ√луарї и два сторожевых корабл€ прин€ли с немецких и италь€нской подводных лодок спасенных. ƒо предела загруженный крейсер ушел в  асабланку через ƒакар. —торожевой корабль Ђƒюмон дʼёрвильї находилс€ в районе поисков до 21 сент€бр€, когда стало пон€тно, что спасать уже некого. ƒве шлюпки с ЂЋаконииї с двадцатью человеками достигли африканского континента самосто€тельно (встретивша€ их 16 сент€бр€ на подходе к месту трагедии Ђ аппелиниї снабдила их водой и провизией). “аким образом, можно подсчитать, что из 2700 человек, находившихс€ на английском лайнере, приблизительно 1600 погибли в катастрофе, в том числе почти тыс€ча из 1800 италь€нских военнопленных. ¬се, кто был вывезен на Ђ√луареї в  асабланку, были интернированы французами. —оюзные войска во врем€ операции Ђ“орчї освободили англичан и пол€ков. —удьба же спасенных италь€нцев осталась неизвестной. ≈сли к моменту захвата французского ћарокко их не репатриировали, то, по всей видимости, они снова попали в плен. U156 продолжила свою боевую карьеру, ’артенштейн все-таки, несмотр€ на выговор за ЂЋакониюї, был удостоен –ыцарского креста. 8 марта 1943 года U156 погибла со всем экипажем восточней острова Ѕарбадос.

ЂЋакони€ї

—пасшиес€ с ЂЋаконииї


  концу спасательной операции адмирал ƒЄниц был чрезвычайно раздражен. ќн считал, что ’артенштейн продемонстрировал неумение правильно разобратьс€ в обстановке, предложив молчаливое перемирие. ¬се три немецких командира, по мнению адмирала, неоправданно рисковали своими лодками, подставл€€ их под удар. ¬ результате U156 и U506 едва не погибли при воздушной атаке. ƒЄниц уже давно предостерегал своих командиров от попыток любой ценой спасти кого бы то ни было. ∆ела€ подчеркнуть эти свои мысли в более категоричной форме, вечером 17 сент€бр€ немецкий командующий подводными лодками издал так называемый приказ Ђ“ритон нольї, получивший во флоте известность как Ђѕриказ о ЂЋаконииї. ќсновна€ суть его сводилась к запрету командирам подводных лодок оказывать какую-либо помощь люд€м с тонущих судов. “екст призывал Ђбыть суровымиї и помнить, что Ђвраг не заботитс€ о женщинах и дет€х, бомб€ германские городаї. » без того лишенна€ сантиментов подводна€ война законодательно получила статус беспощадной, бескомпромиссной, безжалостной. Ѕлагородные рыцари Ц подводники ѕервой мировой вроде Ћотара фон јрно де ла ѕерьера Ц ушли в прошлое и стали не более чем персонажами красивых легенд.

¬ 1946 году на Ќюрнбергском процессе, где гросс-адмирал ƒЄниц проходил как подсудимый, обвинитель от Ѕритании пыталс€ охарактеризовать Ђприказ о ЂЋаконииї как зверский и бесчеловечный. Ќо защита адмирала привела в качестве примера жестокости и бесчеловечности именно действи€ союзной авиации, совершившей бомбардировку немецких кораблей, наход€щихс€ под флагом  расного  реста, которые осуществл€ли спасательную операцию. ќкончательно обвинение по данному пункту похоронил вызванный в качестве свидетел€ американский адмирал „. Ќимитц. ќн со спокойствием за€вил, что ни одна американска€ лодка не стала бы заниматьс€ подобными спасательными действи€ми, и что он удивлен усердием немцев в данной ситуации.

»стори€ войн на море, как, впрочем, вс€ военна€ истори€, богата необычными, удивительными, но в целом трагическими истори€ми. Ёпизод с ЂЋакониейї был не характерен дл€ набиравшей обороты мировой бойни. Ќо, как представл€етс€, окажись на месте британского лайнера советский корабль, немецкие подводники вр€д ли про€вили бы подобное человеколюбие и сострадание к противнику. ¬се эти красивые истории Ђо перемири€х у ливийских колодцевї, добросердечности друг к другу летчиков, сбитых над Ћа-ћаншем, вызвали бы только презрение советских воинов, которые были дл€ армии рейха враждебной формой жизни, подлежащей уничтожению.

1 не понравилс€
22 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх