Последний «вашингтонский» крейсер

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
5 марта 2016 12:00
Просмотров:
790
Комментариев:
1
Последний «вашингтонский» крейсер


В 20–30-е годы XX века испанская военно-морская стратегия носила оборонительный характер, а потому роль крейсеров заключалась в демонстрации флага за рубежом, защите торговых судов и борьбе против вражеской морской торговли. 14 июля 1926 года испанский король утвердил новый военно-морской бюджет размером 268 500 000 песет для строительства и оснащения двух 10 000-тонных крейсеров с мощным вооружением и большой дальностью плавания. Ими стали крейсеры «Канариас» и «Балеарес».

Возрождение испанского флота


Экономическая и политическая слабость Испании в сочетании с её географическим положением на перекрестке мировой морской торговли в XIX–XX веках зачастую обрекали страну на роль жертвы в противостоянии великих держав. Особо уязвимы были испанские островные провинции, в частности Балеарские острова, лежащие на морском пути, соединяющем Францию и Алжир, а также Канарские острова, лежащие на пути из Европы в Западную Африку. В случае возможного конфликта Испании с Англией или Францией эти острова могли стать целью для иностранной интервенции.

После того как испанский флот был практически уничтожен во время войны с США в 1898 году, в течение следующих нескольких десятилетий происходило его постепенное возрождение. Первыми единицами нового военно-морского флота стали небольшие дредноуты и торпедные катера. За ними последовали крейсеры, эсминцы и подводные лодки, сформировавшие небольшой, но сбалансированный флот, построенный с учётом уроков Первой мировой войны. В 20–30-е годы испанская военно-морская стратегия носила оборонительный характер, а потому роль крейсеров заключалась в демонстрации флага за рубежом, защите испанских торговых судов в случае очередной европейской войны (во время Первой мировой войны стороны конфликта потопили 68 испанских судов) и, в случае, если сама Испания была бы в неё втянута, в борьбе против вражеской морской торговли.

В составе испанского флота находилось всего пять более-менее новых крейсеров послевоенной постройки, однако они не шли ни в какое сравнение с 10 000-тонными «вашингтонскими» крейсерами с восьмидюймовой артиллерией, строившимися за рубежом. Даже новейшие испанские крейсеры типа «Принсипе Альфонсо» значительно уступали «вашингтонским» крейсерам по огневой мощи (несли по восемь 152-мм орудий) и не имели достаточной дальности плавания для автономных действий в океане вдали от собственных баз. Поэтому следующее поколение крейсеров для испанского флота решено было существенно усилить.

14 июля 1926 года испанский король Альфонсо XIII утвердил новый военно-морской бюджет размером 268 500 000 песет для строительства и оснащения двух 10 000-тонных крейсеров, а также ряда более мелких кораблей. Надо признать, что программа 1926 года была весьма смелой, особенно если учитывать слабость испанской экономики и значительно большую стоимость кораблей по сравнению с той же Великобританией. Тем не менее, испанские государственные деятели решились на огромные затраты – с условием, что новые крейсеры будут строиться исключительно на национальных верфях. Это давало работу многим тысячам судостроителей, а промышленность получала необходимый опыт создания столь сложных кораблей.

Разработка проекта


Проект крейсера был разработан британским концерном «Армстронг» под руководством сэра Филиппа Уотса на основе проекта тяжёлых крейсеров типа «Кент». В исходный проект был внесён ряд изменений: увеличенная на 10 000 л. с. мощность машин, уменьшенная ширина корпуса (с сохранением булей), меньший запас топлива и несколько иная схема бронирования. Всё это позволило увеличить максимальную скорость хода до 33 узлов. Носовой мостик был увеличен в размерах и имел обтекаемую форму для уменьшения сопротивления воздуху. По этой же причине дымовые трубы были объединены в одну и также имели обтекаемую форму. Изменению подверглось и вспомогательное вооружение.

В остальном же корабль был типичным «вашингтонским крейсером» (то есть, крейсером, созданным в соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922 года, устанавливавшим лимит водоизмещения в 10 000 т) со стандартным водоизмещением 10 000 т, нёсшим восемь 203-мм орудий при минимальном бронировании, обеспечивающем лишь защиту от орудий эсминцев, да и то не на всех дистанциях боя. По боевым возможностям корабль был равен ранним французским тяжёлым крейсерам типов «Турвиль» и «Суффрен», также итальянским крейсерам типа «Тренто». Более поздние крейсеры типов «Алжир» и «Зара» имели лучшую защиту, но, в целом, основные характеристики остались схожими, и значительно превосходили «испанцев» лишь новейшие японские и американские тяжёлые крейсеры.

Строительство


Заказ на строительство двух кораблей был размещён на верфи SECN в Эль-Ферроле 31 марта 1928 года. Корабли, при закладке получившие имена «быстроходный корабль №12» и «быстроходный корабль №14», позднее были переименованы, соответственно, в «Канариас» и «Балеарес» (в честь архипелагов, которые должен был защищать испанский флот).

Строительство продвигалось медленно (в основном, по причине недостаточного финансирования), и корпус «Канариаса» был спущен на воду лишь 28 мая 1931 года. «Балеарес» был спущен на воду позже – 20 апреля 1932 года. В это время в Великобритании было решено отказаться от идеи строительства больших и дорогих, но при этом слабо защищённых тяжёлых крейсеров с 203-мм орудиями. Вместо них решили строить меньшие по размерам, но лучше защищённые крейсеры типа «Йорк», а затем и лёгкие крейсеры со 152-мм орудиями. Другие страны, в том числе и Испания, также стали пересматривать свои взгляды на развитие флота в пользу лёгких сил, поэтому третий корабль, который должен был получить имя «Ферроль», испанцы строить не стали, а деньги, выделенные на него, направили на строительство дополнительных эсминцев.

Последний «вашингтонский» крейсер

Крейсер «Канариас» во время постройки


Качество материалов и сборки было высоким. Практически все детали для кораблей производила испанская промышленность, за исключением броневых плит и командно-дальномерных постов для управления стрельбой главного и универсального калибров, а также некоторого вспомогательного оборудования.

Последний «вашингтонский» крейсер

Спуск на воду крейсера «Балеарес»


С 18 июля по 27 сентября 1934 года «Канариас» проходил ходовые испытания (при этом на крейсере ещё не было кормовых башен), после чего была изменена конфигурация его носовой надстройки – над навигационным мостиком надстроили открытый командный мостик. Также, по итогам испытаний, была укорочена фок-мачта.

Последний «вашингтонский» крейсер

«Канариас» на испытаниях в море, сентябрь 1934 года. Кормовые
башни отсутствуют, фок-мачта ещё не укорочена. Носовая
надстройка ещё не модернизирована


К моменту начала Гражданской войны в Испании (июль 1936 года) на «Канариасе» полностью отсутствовали вспомогательное вооружение, система управления артиллерийским огнём и катапульта для гидросамолёта, а на «Балеаресе» к этому моменту были установлены лишь носовые башни главного калибра. Отсутствовавшее вооружение и оборудование находилось далеко за пределами страны – например, приборы для управления артиллерийской стрельбой и катапульты были заказаны в Англии и Голландии. После того, как франкисты захватили базу Эль-Ферроль, где строились оба крейсера, их постройка резко ускорилась, поскольку большая часть флота осталась на стороне республиканцев, и ввод в строй двух сильных кораблей мог существенно повлиять на ход морской войны.

Последний «вашингтонский» крейсер

«Канариас» во время Гражданской войны в Испании, примерно
1937–39 годы. На дымовой трубе – широкая чёрная полоса для
быстрой идентификации, на второй башне главного калибра
изображён императорский орёл. Все 120-мм орудия уже на
своих местах


На испытаниях водоизмещение крейсера «Канариас» составило 10 617 т. Полное же водоизмещение, зарегистрированное в 1936 году, составило 12 230 т, с учётом того факта, что авиационное вооружение никогда на корабль не устанавливалось. Каждые дополнительные 27 тонн веса увеличивали осадку корабля на один сантиметр.

Последний «вашингтонский» крейсер


Защита и бронирование


Если охарактеризовать защиту крейсеров класса «Канариас» одним словом, то лучше всего подойдёт определение «картонная», хотя по некоторым параметрам она была несколько лучше, чем у иностранных «вашингтонских» крейсеров первого поколения. Её небольшой удельный вес обуславливался требованием «вписать» восемь 203-мм орудий и высокую скорость в пределы 10 000 т водоизмещения.

Основной приоритет отдавался защите погребов боезапаса от лёгких авиабомб и снарядов. Бронепояс, палуба и орудийные башни были слишком тонкими, чтобы обеспечить защиту от чего-либо крупнее небольших снарядов и осколков. Несмотря на все попытки обеспечить адекватную защиту в пределах веса, отпущенного на бронирование, корабли данного класса так и остались уязвимыми даже для артогня эсминцев и вооружённых гражданских судов, а также атак с воздуха.

Схема бронирования повторяла британский прототип – относительно тонкий главный пояс с более толстой коробчатой защитой погребов главного калибра. При этом толщина пояса была всё же увеличена до 51 мм (в оконечностях – 38 мм). Погреба главного калибра защищались 102-мм броней с бортов и 51-мм – с траверзов концевых башен. Погреба универсальной артиллерии защищались 76-мм броней с бортов. Бронепалуба имела толщину 38 мм, а над погребами защита составляла 76 мм. Корпус имел подводные були максимальной глубиной 1,67 м (на миделе). Слабость такой защиты была убедительно продемонстрирована в 1938 году, когда в результате торпедного попадания с эсминца «Лепанто» произошёл взрыв носового погреба главного калибра на «Балеаресе».

Машинная установка


Восемь нефтяных котлов системы Ярроу располагались в трёх котельных отделениях: по два – в первом и третьем, и четыре – во втором. Суммарная длина трёх котельных отделений составляла 31,75 м, а давление вырабатываемого пара – 17 кгс/см2.

Четыре турбозубчатых агрегата (ТЗА) системы Парсонса находились в двух линейно расположенных машинных отделениях. ТЗА в носовом машинном отделении приводили в движение наружные винты, ТЗА в кормовом – внутренние. Каждая турбина высокого давления была соединена с турбиной низкого давления и турбиной заднего хода, выполненной в том же корпусе, что и турбина низкого давления. Рабочее давление пара составляло 14 кгс/см2. Проектная мощность силовой установки составляла 90 000 л. с., однако реально могла выдать 94 617 л. с.

В движение крейсер приводили четыре трёхлопастных гребных винта диаметром 3,505 м, сделанных из бронзо-магниевого сплава. Максимальная частота вращения винтов составляла 300 об/мин. Руль был выполнен по полубалансирной схеме, его площадь составляла 17,8 м2.

Электроэнергию вырабатывали три турбогенератора мощностью 300 кВт каждый. Кроме того, имелось три запасных дизель-генератора, мощностью 100 кВт каждый, и один мощностью 35 кВт. Напряжение в бортовой электросети составляло 220 В.

Запас нефти для котлов составлял 2629 т, дизельного топлива – 127,4 т. Кроме того, на борту имелось 8,5 т бензина для гидросамолётов и моторных лодок, а также 20 т машинного масла. Суммарный запас питательной воды для котлов составлял 232,98 т.

По проекту ожидалось получить от машин мощность 90 000 л. с., что позволило бы достичь скорости в 35 узлов. Дальность плавания экономичным ходом в 15 узлов должна была составить 8700 миль. На испытаниях «Канариас» превзошёл эти показатели со следующими значениями:

Последний «вашингтонский» крейсер


Последний «вашингтонский» крейсер

* – в таблице приведена итоговая дальность плавания,
экстраполированная по результатам 12-часовых пробегов


Вооружение


По первоначальному плану вооружение каждого крейсера должно было состоять из:


Последний «вашингтонский» крейсер


Однако вскоре состав вооружения пересмотрели с целью усиления защиты от атак авиации. Все восемь 120-мм орудий стали универсальными, кроме того, для ночного боя предназначалось пять 90-см прожекторов, а два гидросамолёта должны были использоваться для ведения авиаразведки и корректировки огня, (правда, авиационное вооружение так и не было установлено).
Главный калибр крейсера состоял из восьми 203-мм орудий Виккерса испанского производства (одна из башен для крейсера «Канариас» была изготовлена в Великобритании) образца 1924 года с длиной ствола в 50 калибров. Эти орудия могли стрелять 113-кг снарядами с начальной скоростью 840 м/с на максимальное расстояние в 16 миль (при угле возвышения 49°). Скорострельность составляла 6 выстрелов в минуту. Система управления огнём орудий главного калибра включала два командно-дальномерных поста со стабилизированными дальномерными постами с 5,48-м дальномерами. Кроме того, в каждой башне имелся свой 7-м дальномер. Максимальный угол возвышения составлял 70°, что теоретически позволяло вести стрельбу по самолётам. На деле же зенитные возможности столь тяжёлых и неповоротливых орудий можно назвать практически нулевыми. Боекомплект изначально составлял 60 снарядов на орудие, но во время дальнейшей службы ёмкость погребов постоянно увеличивалась. Так, в конце карьеры «Канариаса» общая вместимость его погребов составляла 1200 снарядов (по 150 на орудие).

Вспомогательная батарея была представлена восемью 120-мм универсальными орудиями Виккерса модели 1923 года. Длина ствола составляла 45 калибров, угол возвышения – 80°. Начальная скорость снаряда равнялась 825 м/с, его вес – 22 кг, максимальная дальность стрельбы – 8,5 миль, скорострельность – 9 выстрелов в минуту. Орудия располагались в одиночных открытых установках в середине корабля (по четыре с каждого борта). Управление огнём 120-мм артиллерии осуществлялось двумя стабилизированными постами производства голландской фирмы «Хаземайер». Боезапас составлял 100 снарядов на орудие, но в ходе дальнейшей службы крейсеров вместимость их погребов была увеличена до 4000 снарядов (по 500 на орудие).

Последний «вашингтонский» крейсер

Вид на 120-мм батарею крейсера «Канариас»


Последний «вашингтонский» крейсер

120-мм батарея «Канариаса» ведёт огонь


Изначально планировалось установить на корабли 40-мм зенитные автоматы английской модели («пом-пом»), однако из-за начала гражданской войны состав зенитного вооружения оказался совсем иным.
Неподвижные трёхтрубные торпедные аппараты планировалось разместить на главной палубе перед кормовыми башнями главного калибра и стрелять через порты в борту.

Модернизации


Из-за спешного ввода в строй в сентябре 1936 года в качестве артиллерии среднего калибра «Канариас» временно получил четыре 102-мм орудия, снятых с линкора «Эспанья», а также две старые 57-мм пушки. Помимо этого, на него установили приборы управления огнём, прежде находившиеся на береговой батарее 152-мм орудий. В октябре 1936 года 102-мм орудия были заменены четырьмя штатными 120-мм орудиями, дополненными четырьмя одноствольными 40-мм «пом-помами» и тремя (по другим данным – четырьмя) немецкими 20-мм автоматами С/30. Кроме того, на «Канариас» были установлены современные приборы управления артиллерийским огнём. В ноябре 1936 года на крейсер установили оставшиеся четыре 120-мм орудия, при этом два орудия из числа установленных ранее были сняты для ремонта и возвращены обратно лишь весной 1937 года. В 1937 году на «Канариас» были дополнительно установлены два двуствольных немецких 37-мм полуавтомата SK C/30.

«Балеарес» вышел на испытания 1 октября 1936 года, имея из вооружения лишь две носовые башни главного калибра, четыре одноствольных неуниверсальных 120-мм орудия, изготовленных для эсминцев типа «Альмиранте Антекера», а также четыре 100-мм итальянских зенитных орудия ОТО и, возможно, несколько 40-мм одноствольных «пом-помов». В декабре того же года крейсер перешёл для доукомплектования в Кадис, где в январе 1937 года получил третью башню главного калибра и систему управления огнём, после чего был сочтён боеспособным. Скорее всего, именно в это время «Балеарес» получил свою «визитную карточку» – «козырёк» на трубе, отличавший его от «Канариаса». Четвёртая башня главного калибра была установлена только в июне 1937 года, тогда же «Балеарес» получил посты управления огнём зенитной артиллерии и восемь штатных 120-мм орудий взамен первоначальных 100-мм и 120-мм. В ноябре 1937 года были установлены четыре штатных двуствольных «пом-пома», позднее (по данным сайта navypedia.org) заменённых на четыре 88-мм немецких зенитки С/13.

На «Канариасе» в 1943 году одноствольные 40-мм «пом-помы» были заменены четырьмя двуствольными немецкими 37-мм полуавтоматами SK C/30. Тогда же были модернизированы 120-мм орудия, получившие щитовые установки Mk.M.

Боевая служба


Во время Гражданской войны в Испании оба корабля применялись довольно активно, что позволило франкистам получить превосходство на море. Крейсеры сыграли важную роль в осуществлении морской блокады Республики и часто привлекались к бомбардировке побережья. Первый боевой успех пришёл к крейсеру «Канариас» 29 сентября 1936 года. В этот день «Канариас» совместно с лёгким крейсером «Альмиранте Сервера» вышел в Гибралтарский пролив, чтобы прорвать морскую блокаду республиканцев, препятствовавшую переброске войск франкистов из Марокко в Испанию. 29 сентября крейсеры обнаружили два республиканских эсминца («Альмиранте Феррандис» и «Гравина»), блокировавших пролив. В 6:40 утра с дистанции 20 000 м «Канариас» открыл огонь по «Феррандису» и уже вторым залпом добился попадания в кормовую надстройку. На эсминце вспыхнул пожар, начали рваться боеприпасы кормового орудия. Несмотря на то что республиканский корабль поставил дымовую завесу и, постоянно меняя свой курс, начал уходить из-под огня, стрельба комендоров «Канариаса» была по-прежнему точной. В 7:20 «Феррандис» был полностью охвачен огнём, а через несколько минут затонул. Второму республиканскому эсминцу удалось уйти. В ходе этого боя никаких жертв и разрушений на «Канариасе» не было.

В дальнейшем крейсер продолжал активное участие в морской войне, чередуя вылазки в Бискайский залив с операциями на Средиземном море. Основной задачей для «Канариаса» и его систершипа стали действия на коммуникациях противника (суда, следовавшие с военным грузом в республиканские порты, задерживались, при этом груз и суда либо конфисковывались, либо топились). 14 декабря 1936 года к юго-востоку от Картахены в море был остановлен советский теплоход «Комсомол». По словам его капитана, на борту находился груз руды, и судно направлялось в Бельгию. Однако учитывая то, что приближалась ночь, и времени на тщательный досмотр не оставалось, а также тот факт, что ранее это судно уже участвовало в доставке военной помощи из СССР, капитан «Канариаса» принял решение затопить «Комсомол». Советский экипаж взяли на борт крейсера, после чего судно было потоплено.

4 марта 1937 года «Канариас» вышел в море на перехват судна «Галдамес», которое под охраной четырёх вооружённых траулеров должно было доставить из Франции ценный груз для республиканской армии. 5 марта с крейсера заметили судно, которое попыталось скрыться за минными полями близ Бильбао. Кроме того, два баскских вооружённых траулера («Наварра» и «Гипускоа») попытались спасти своего подопечного, вступив в бой с несравнимо более сильным противником. Несмотря на катастрофическое неравенство в силах, артиллеристам с «Гипускоа» удалось добиться попадания в «Канариас», убив на нём одного матроса и ранив ещё одного.

Ответным огнём «Наварра» была потоплена, «Гипускоа» получил тяжёлые повреждения, но сумел спастись. Несмотря на мужество басков, более двух часов пытавшихся сдержать врага, «Галдамес», также получивший одно попадание, в итоге всё же был захвачен.
Помимо того, что было описано выше, на счету «Канариаса» – потопленный патрульный корабль «Маринеро Канте» (30 октября 1936 года), три торговых судна, а также двенадцать мелких рыболовных и парусных судов. Кроме того, было захвачено восемь торговых судов и до десяти малых плавсредств.

«Балеарес» также весьма активно участвовал в войне. Вместе с «Канариасом» он нёс эскортную и блокадную службу, обстреливал неприятельское побережье и препятствовал рыболовству. 7 сентября 1937 года он участвовал в бою у мыса Черчель (Алжир) с республиканскими крейсерами «Либертад» и «Мендес Нуньес», эскортировавшими небольшой конвой. Несмотря на то что республиканские крейсеры добились нескольких попаданий в «Балеарес», одно из которых вызвало опасный пожар рядом с боеприпасами к 120-мм орудиям, исход сражения следует считать неудачным для республиканцев, поскольку были потеряны все четыре торговых судна из состава конвоя (два выбросились на мель из-за паники на борту, ещё два – достигли африканского берега и были интернированы франкистами).

В ночь на 6 марта 1938 года «Балеарес» был потоплен в ходе боя у мыса Палос двумя торпедами с республиканских эсминцев (предположительно, с эсминца «Лепанто»). На крейсере погиб контр-адмирал дон Мануэль де Виерна со своим штабом, командир корабля капитан 1-го ранга Исидро Фонтенья и более семисот членов экипажа.

С октября 1952 по февраль 1953 года «Канариас» проходил модернизацию в Ферроле. Он утратил свою широкую дымовую трубу, делавшую его силуэт таким узнаваемым. Вместо одной трубы он получил две, кроме того, была расширена надстройка и заменена передняя мачта, поскольку установка на крейсере радаров и различного электронного оборудования потребовала места для их антенн.

Последний «вашингтонский» крейсер

«Канариас» в 1960 году


Испанцы вынашивали планы вооружить крейсер ракетами, а также новейшими американскими 127-мм или 76-мм орудиями, но так как корабль уже порядком устарел, такая модернизация была признана нецелесообразной. В 1961 году крейсер получил бортовой номер С21, а в 1969 году его приспособили для выполнения функций корабля управления (корабль получил навигационную систему Decca 12, американский радар надводного поиска SG6B, а также радар воздушного наблюдения Marconi MLA-1B).

В послевоенное время «Канариас» принял участие практически во всех боевых акциях испанского флота (в Марокко, Гвинейском заливе, в захвате парохода «Санта-Мария»), а также многих официальных празднествах. 17 декабря 1975 года крейсер был исключён из списков флота, став, таким образом, последним из «вашингтонских» крейсеров, находившихся в строю (в своё время «Балеарес» стал первым потопленным кораблём этого класса). 14 сентября 1977 года «Канариас» был продан на слом, его 203-мм башня «В» была установлена перед Военно-морской академией в Марине (Понтевердо), а одно из 120-мм орудий – в Лас-Пальмасе (Канарские острова).

Последний «вашингтонский» крейсер

Последний поход. «Канариас» отправляется к месту,
где он будет разобран, 1977 год


За 38 лет службы «Канариас» оставил за кормой 650 000 морских миль, принял участие в полусотне боевых столкновений и многочисленных походах мирного времени. Через его мостик прошли 43 командира, а на его мачте поднимали свой флаг 30 адмиралов флота. Этот корабль стал, пожалуй, единственным из «вашингтонских крейсеров», широко использовавшимся для войны на торговых путях, для чего, собственно, и был разработан этот тип кораблей. Более того, «Канариас» стал самим воплощением «вашингтонского» крейсера и символом целой эпохи испанского военно-морского флота.

0 не понравился
19 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх