Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
20
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 16 дней
Всячина

Маленькие, но отважные



Шестьдесят корветов типа «Bathurst», построенных Австралией в 1940–1944 годах, никак нельзя отнести к числу известных и популярных кораблей. Тем не менее, они с честью воевали на морских просторах от Соломоновых островов до Гибралтара, внеся немалый вклад в победу союзников. Корветы искали вражеские подводные лодки и отражали воздушные атаки, высаживали морские десанты и сопровождали транспорты, расчищали минные поля и обстреливали береговые цели. Маленькие корабли прошли через многочисленные встречи с сильным врагом и закончили войну у берегов Японии. Несомненно, эти «рабочие лошадки» австралийского флота достойны того, чтобы рассказать о них.
История проекта


До конца 1930-х годов Королевский австралийский ВМФ оставался весьма малочисленным – как по финансовым, так и по политическим причинам. Обеспечивать полноценную защиту судоходства он не мог, и когда угроза новой мировой войны стала очевидной, потребовалось принять срочные меры. Нужен был военный корабль, с массовым строительством которого могли бы справиться австралийские верфи. В 1938 году в Австралии начались работы по созданию такого корабля – небольшого и относительно недорогого, простого по конструкции и способного выполнять функции тральщика и охотника за подлодками. Как показали дальнейшие события, это решение оказалось мудрым и дальновидным.

Проект «Австралийского тральщика» (AM – Australian minesweeper) подготовили к концу 1939 года. В его конструкции прослеживались черты британских тральщиков типа «Bangor» но в целом это был отдельный тип универсальных кораблей с хорошей мореходностью, большой дальностью хода, неплохим противолодочным и противовоздушным вооружением. Позднее боевые действия показали, что в роли тральщиков кораблям проекта «АМ» приходится выступать очень редко, поэтому за ними закрепилось неофициальное, но более точно подходящее обозначение – корветы (corvettes). Следуя австралийской традиции, в данной статье будем именовать их именно так.


Первый корабль серии «Bathurst» на ходовых испытаниях.
Ноябрь 1940 года, Сидней


Первенец серии, названный «Bathurst» (названия давались в честь небольших австралийских городов), заложили на сиднейской верфи Cockatoo Island 10 февраля и ввели в строй 6 декабря 1940 года. Последний корабль серии («Parkes») вошёл в строй 25 мая 1944 года. В реализации программы, ставшей крупнейшей в истории австралийского военного флота, участвовали все основные кораблестроительные предприятия Зелёного континента. Всего австралийцы построили 60 корветов: 36 – по австралийскому заказу; 20 – по заказу Великобритании (однако они также достались австралийцам); 4 – индийского ВМФ.

В годы войны корветы стали настоящими «чернорабочими» австралийского ВМФ. Комплектовались они преимущественно офицерами военно-морского резерва с торговых судов, а многие из матросов-новобранцев до войны в море не ходили. Условия службы на корветах были более чем спартанскими: в открытом океане команды жестоко страдали от штормов, нехватки свежих продуктов и питьевой воды. В тропиках неизбежным злом были невыносимая жара и духота в тесных кубриках, морякам постоянно угрожали тропические болезни. Тяжёлые испытания сближали – в абсолютном большинстве экипажей царили товарищеские отношения между матросами и офицерами. После войны один из лейтенантов корвета «Lismore» говорил: «Мы все гордились нашей службой. Чтобы быть офицером, надо было понимать людей и уметь работать с ними».


Матросы и офицеры корвета «Lismore», служившего в Индийском
океане в 1942–1944 годах


Говоря о боевом применении кораблей типа «Bathurst», необходимо учитывать, что они были построены крупной серией и активно использовались на различных театрах военных действий, находясь в подчинении флотов Австралии, США и Великобритании. Тральные флотилии (Minesweeping Flotilla), в которых формально числились корветы, не имели постоянного состава. В данной статье мы покажем лишь общую картину боевого применения австралийских корветов, акцентируя внимание на самых ярких его эпизодах.

На Северном фронте: от Сингапура до Дарвина


По состоянию на 7 декабря 1941 года в Сингапуре базировалась 21-я тральная флотилия («Goulburn», «Bendigo», «Burnie», «Maryborough»), позднее усиленная ещё несколькими корветами. До конца января 1942 года австралийцы занимались патрулированием в проливе Сунда, изредка встречаясь с японскими самолётами. Поскольку японцы атаковали Сингапур с суши, заметной роли в его обороне корабли не сыграли.

В начале февраля флотилия перебазировалась на остров Ява, где снова занялась патрулированием и сопровождением транспортов. Здесь корветам пришлось пережить первые сильные воздушные атаки и спасать людей с потопленных судов. В условиях коллапса союзной обороны и абсолютного господства японцев на море и в воздухе австралийские моряки «отделались лёгким испугом» – в начале марта все корабли 21-й флотилии благополучно вернулись в Австралию, избежав встречи с японскими крейсерами.

К тому времени японцы всерьёз нацелились на австралийский порт Дарвин. 20 января 1942 года, когда ещё шли бои за Сингапур, американские эсминцы «Edsall» и «Alden» обнаружил у Дарвина японскую подводную лодку I-124 и атаковали её – впрочем, безуспешно. На помощь союзникам пришёл австралийский корвет «Deloraine», которому удалось установить контакт с целью, уклониться от вражеской торпеды и атаковать подлодку глубинными бомбами. Позже к месту событий подошли «Lithgow» и «Katoomba», присоединившиеся к атаке. Действия австралийцев ознаменовались успехом, и субмарина погибла вместе со всем своим экипажем. Уничтожение большой подлодки (подводный минный заградитель водоизмещением в 1383 т) стало одним из самых значительных успехов австралийского флота за всю войну.


Корвет «Deloraine» атакует японскую подлодку I-124.
Картина австралийского художника Фила Белбина


19 февраля 1942 года корветы «Deloraine», «Katoomba», «Townsville» и «Warrnambool», базировавшиеся в Дарвине, пережили «Австралийский Пёрл-Харбор» – мощнейший удар японской авиации по городу и порту. К счастью, ни сами корабли, ни их экипажи от бомбёжки не пострадали.

Следующий этап войны к северу от Австралии был связан с островом Тимор, где около трёхсот австралийских солдат избежали плена и вели партизанскую борьбу с японцами. Для помощи им была организована так называемая «Тиморская паромная переправа», первоначально состоявшая из катеров и малых судов. С сентября 1942 года походы на остров стали совершать и корветы («Kalgoorlie», «Warrnambool», «Castlemaine»).

Поначалу походы на Тимор осуществлялись весьма успешно, хотя и привели к единственной боевой потере среди австралийских корветов в годы войны. 29 ноября к острову направились «Castlemaine» и недавно прибывший на север «Armidale» в сопровождении сторожевого катера «Kuru». Корабли были довольно быстро обнаружены японцами но, несмотря на воздушные атаки, 1 декабря всё-таки достигли острова. «Castlemaine» принял с катера 80 португальских беженцев и направился обратно в Дарвин. Планировалось, что «Armidale» высадит на Тимор отряд голландских солдат, однако его атаковали 9 торпедоносцев (в сопровождении 3 истребителей и гидросамолёта), которые добились двух попаданий, после чего корабль быстро затонул.

Гибель корвета «Armidale» стала одним из ярчайших примеров мужества и самопожертвования австралийских моряков. Восемнадцатилетний матрос Эдвард Шин отказался покинуть корабль и прикрывал спасавшихся товарищей огнём из зенитного автомата, пока не ушёл под воду вместе с гибнущим корветом. Возможно, отважному юноше удалось сбить один из вражеских самолётов. Тех, кто пережил атаку, ожидали тяжёлые испытания. Шлюпки и плоты разделились, часть людей нашёл и подобрал корвет «Kalgoorlie», причём некоторых из них удалось обнаружить только через неделю после гибели «Armidale». Самой страшной оказалась судьба тех, кто оставался на спасательном плоту, замеченном австралийской летающей лодкой 8 декабря. Когда «Kalgoorlie» отправился к ним на помощь, он так и не смог найти плот. Всего на «Armidale» погибли 40 моряков и 60 солдат, выжили 49 человек из числа находившихся на борту.


Спасательный плот с «Armidale», сфотографированный с воздуха
8 декабря 1942 года. Этих людей больше никто не видел…


К январю 1943 года эсминцы эвакуировали с Тимора партизан, и «паромная переправа» прекратила свою работу. В дальнейшем деятельность корветов к северу от Австралии заключалась в конвойной службе. До конца 1943 года случались встречи с японскими самолётами, после чего наступило затишье. Во время серии десантных операций на Борнео (май-июль 1945 года) австралийские моряки вернулись в воды Индонезии. В августе 1945 года отличились корветы «Stawell» и «Strahan», которые перехватили в море две японских самоходных баржи и потопили их. Данный эпизод стал одним из немногих за всё время войны, когда кораблям этого типа пришлось вести огонь по надводным целям.

После окончания боевых действий важной задачей флота стало возвращение домой австралийских военнопленных, освобождённых из японских лагерей на территории Индонезии. В частности, 10 сентября 1945 года четыре корвета обеспечивали эвакуацию солдат из лагеря на острове Амбон, печально известного высочайшей смертностью. Офицер корвета «Latrobe» так описывал первую встречу с освобождёнными пленниками:

Маленькие, но отважные


Тихий океан: Восточное побережье Австралии и Новая Гвинея


Летом 1942 года «битва за Австралию» была в разгаре – страна должна была защищать свои морские коммуникации от атак японских подводных лодок и авиации. Кроме того, в бесперебойном снабжении нуждались войска на Новой Гвинее. Учитывая высокую активность врага, с 8 июня 1942 года на Тихоокеанском побережье Австралии ввели систему конвоев. Поскольку эсминцев и шлюпов в распоряжении австралийского командования имелось критически мало, её ключевым элементом стали корветы.

Первая кампания японских подводных лодок у берегов Австралии продолжалась с июня по август 1942 года и обошлась австралийцам в 10 погибших судов. Корветы не смогли уничтожить ни одной вражеской субмарины (одну подлодку потопил у Порт-Морсби эсминец «Arunta»). В то же время, не погиб ни один транспорт из числа ходивших в составе конвоев. При очевидной слабости австралийской противолодочной обороны серьёзных проблем судоходству японцы создать не смогли.


Корвет «Bendigo» в гавани Порт-Морсби (Новая Гвинея),
сентябрь 1942 года


Осенью 1942 года союзникам удалось остановить сухопутное наступление японцев на Новой Гвинее и выйти к северному побережью острова. Поскольку внутренние районы острова были почти непроходимы для транспорта, встал вопрос о снабжении войск по морю – для этого кораблям пришлось бы действовать в почти неизученных водах, где прежде не велось активное судоходство (достаточно сказать, что многие карты и лоции, имевшиеся в распоряжении, относились ещё к XIX веку). Что особенно важно, к северу от Новой Гвинеи на тот момент господствовали японцы, а потому встреча с их авиацией выглядела неизбежной. Кроме того, в Рабауле базировались японские подводные лодки.

Решением проблемы стала операция «Лилипут» – переброска людей и грузов вдоль северного побережья Новой Гвинеи под защитой австралийских боевых кораблей. 11–12 декабря 1942 года корвет «Lithgow» провёл первый транспорт по разведанному гидрографами маршруту (залив Милн – залив Оро). Всего до июня 1943 года 15 австралийских корветов и 24 голландских транспорта совершили 39 рейсов, перевезя 60 000 т грузов и 3800 солдат. Потери составили 3 судна, которые были потоплены японскими самолётами. Эта рискованная операция сыграла важную роль в успехах войск генерала Макартура, позволив союзникам перехватить стратегическую инициативу. Один из руководителей конвойных операций союзников на Новой Гвинее отозвался о роли австралийских корветов следующим образом:



Судоходство союзников близ Новой Гвинеи стало одной из главных целей операции I-Go, осуществлённой японцами. 11 апреля 1943 года 94 японских самолёта атаковали залив Оро (конечную точку маршрута союзных конвоев). Находившийся там корвет «Pirie» получил прямое попадание бомбы и 6 близких разрывов (погибли 7 моряков), а сопровождаемый им транспорт был тяжело повреждён. Однако меткий зенитный огонь и подоспевшие истребители спасли маленький конвой от гибели. На следующий день японцы бомбили Порт-Морсби, а 14 апреля 188 самолётов атаковали залив Милн, где под удар попали корветы «Kapunda», «Whyalla», «Wagga» и группа транспортов. Японцам удалось потопить одно судно, а ещё одно получило повреждения. При этом корветы лишь незначительно пострадали от близких разрывов (из числа их экипажей погибло 4 человека), спасли повреждённый транспорт от гибели и претендовали на несколько сбитых самолётов. В целом, результаты масштабных налётов оказались более чем скромными, а моряки австралийского флота хорошо показали себя в противовоздушной обороне.


Корвет «Wagga» в бою с японскими самолётами 14 апреля 1943 года.
Рисунки военного художника Денниса Адамса, находившегося на
борту корабля в тот день


С января по июнь 1943 года японцы осуществляли вторую подводную кампанию у Восточного побережья Австралии – погибли 16 судов, 5 из которых шли в составе конвоев. Увы, австралийские корабли не смогли уничтожить ни одной вражеской подлодки (на одну победу претендует авиация). При этом стоит учесть, что в 1943 году в зоне своей ответственности австралийский ВМФ благополучно провёл более 4000 судов – на фоне этого японские успехи просто ничтожны. Пожалуй, самым ярким эпизодом кампании стала атака субмарины I-174 на конвой 16 июня 1943 года: лодка безнаказанно потопила транспорт и сильно повредила танкодесантный корабль, несмотря на эскорт из пяти корветов. Тем не менее, летом 1943 года активность японского подводного флота в австралийских водах сошла на нет – немалую роль в этом сыграли конвойные операции (что признаётся самими японцами). К февралю 1944 года австралийцы отменили систему конвоев на Восточном побережье.

На Новой Гвинее союзники перешли в широкомасштабное наступление осенью 1943 года. Корветы вновь приступили к защите коммуникаций, причём масштабы их работы серьёзно возросли. Лаэ, Новая Британия, острова Адмиралтейства, Холландиа, Манус, Моротай, Бугенвиль… Прокладывались новые маршруты, неуклонно росло количество проведённых судов, увеличивались объёмы доставленных грузов. После высадки американцев на острове Лейте началось сопровождение конвоев на Филиппины. Время от времени японцы «показывали зубы»: до начала 1945 года фиксировались воздушные атаки и контакты с подводными целями (хотя вести бои с подлодками австралийцам больше не пришлось). Единственной потерей среди корветов стал «Geelong» – 18 октября 1944 года он столкнулся с американским танкером у северного побережья Новой Гвинеи и затонул (к счастью, обошлось без погибших).

Помимо привычной конвойной службы, на завершающем этапе войны австралийские корветы успешно освоили роль канонерских лодок. С середины 1944 года они регулярно привлекались для обстрела береговых целей, подавления вражеской артиллерии (в том числе, взаимодействуя с авиацией и катерами), а также переброски десантных и разведывательных отрядов. Так, в мае 1945 года «Deloraine», «Colac» и «Dubbo» обеспечивали высадку австралийского морского десанта на полуостров Вевак (Новая Гвинея). Несколько позднее, у Бугенвиля, «Colac» получил японский снаряд под ватерлинию и чуть не затонул. Активная работа по поддержке сухопутных войск выполнялась до последних дней войны.


Высадка пехотинцев 6-й австралийской дивизии с корвета
«Dubbo» на полуостров Вевак, 11 мая 1945 года


Средиземное море и Индийский океан


Корабли типа «Bathurst» обеспечивали защиту судоходства в Индийском океане на протяжении большей части войны. Они действовали как в зоне ответственности австралийского командования, так и находясь в подчинении британского Восточного флота (включая 4 корвета индийского ВМФ). В целом, встречи с противником на океанских просторах были нечастыми, потому мы рассмотрим лишь самые примечательные из них.

Ярким эпизодом Второй мировой войны стал героический бой индийского корвета «Bengal» с японскими вспомогательными крейсерами «Hokoku Maru» и «Aikoku Maru». Боевой путь индийского флота не является темой данной статьи, но этот эпизод нельзя не упомянуть. 11 ноября 1942 года к югу от Кокосовых островов «Bengal» и сопровождаемый им вооружённый танкер «Ondina» смело вступили в бой с рейдерами, несмотря на очевидное неравенство в силах. Во время перестрелки снаряд (вероятно, с «Ondina») попал в торпедный аппарат «Hokoku Maru», что привело к взрыву боеприпасов и гибели корабля. Второй крейсер обстрелял танкер, нанеся ему серьёзные повреждения, после чего ретировался.

Корветам австралийского ВМФ пришлось повоевать и в европейских водах. В мае 1943 года британское командование направило 21-ю и 22-ю тральные флотилии (всего 8 кораблей) в Средиземное море. Австралийцы занялись привычным для себя сопровождением конвоев, во время которого несколько раз выходили в Атлантический океан. В июле 1943 года обе флотилии в числе других кораблей англо-американской армады обеспечивали высадку союзных войск на Сицилии, отражая вражеские воздушные атаки. Достойным финалом средиземноморской кампании австралийских кораблей стало участие корвета «Wollongong» в уничтожении немецкой подводной лодки U-617. 12 сентября 1943 года у средиземноморского побережья Марокко субмарину тяжело повредили британские самолёты, после чего её добили артиллерийским огнём британский корвет «Hyacinth» и «Wollongong». Команда подлодки спаслась на испанской территории. Вскоре после этого эпизода австралийцы покинули Средиземное море.


Гибель немецкой подлодки U-617


Пока вдали от дома шли яростные бои, австралийский флот потерял один из своих корветов, действовавших в Индийском океане. 11 июня 1943 года у побережья Западной Австралии корвет «Wallaroo» столкнулся с американским транспортом и затонул (погибли трое моряков).

Начало 1944 года оказалось богатым на интересные события. Австралийцам улыбнулась удача, и они смогли записать на свой счёт ещё одну морскую победу. 2 февраля в Бенгальском заливе японская подлодка RO-110 (средняя субмарина водоизмещением 611 т) торпедировала британский транспорт. Сопровождавшие его корветы «Ipswich» и «Launceston», а также индийский шлюп «Jumna» смогли установить гидроакустический контакт и уничтожить противника глубинными бомбами. Спасённых с подлодки не было.

Неприятные воспоминания оставила о себе встреча с «пиратами Дёница». 22 февраля 1944 года в Аденском заливе конвой, сопровождаемый корветом «Tamworth» и индийским тральщиком «Orissa», был атакован немецкой подлодкой U-510, которая потопила три транспорта и благополучно ушла от преследования. Не имевшие достаточного опыта союзные моряки ничего не смогли противопоставить мастерству подводного аса Альфреда Эйка, который после этого похода стал кавалером Рыцарского Креста.

К концу 1944 года большой потребности в корветах у Восточного флота уже не имелось. Однако они понадобились новому британскому Тихоокеанскому флоту: в его состав вошли 18 кораблей (как ранее действовавших в Индийском океане, так и ветеранов Тихого океана). Служба в Тихоокеанском флоте не была богата яркими событиями и встречами с врагом, но австралийцы выполняли свою работу – в частности, находясь в зоне боевых действий у Окинавы весной-летом 1945 года.


Корвет «Ballarat» в Йокосуке, 3 сентября 1945 года. Этот
корабль начал войну в осаждённом Сингапуре, а закончил
её в Токийском заливе


Австралийские корветы «Ballarat», «Cessnock», «Ipswich» и «Pirie» находились в Токийском заливе 2 сентября 1945 года (в день капитуляции Японии), после чего «Ballarat» вошёл в порт Йокосука. Несколько кораблей британское командование отправило в Гонконг, где они обеспечивали очистку гавани от мин и участвовали в разоружении японского гарнизона.

Послевоенная судьба и память


В конце 1944 года австралийский флот начал снимать оборонительные минные заграждения у берегов Австралии, а после окончания войны ему пришлось расчищать и освобождённые от японцев территории Новой Гвинеи, Новой Британии, Соломоновых островов. Фактически, после войны австралийские корветы в первый и последний раз целенаправленно использовались в роли тральщиков, для которой предназначались. Эта работа продолжалась долго и стоила одного погибшего корабля – 13 сентября 1947 года «Warrnambool» подорвался на невытраленной мине в районе Большого Барьерного рифа и затонул (погибли 4 моряка).

Вскоре после войны 18 корветов были переданы флотам Турции, Нидерландов, Китайской Республики, Новой Зеландии. Ещё несколько из них достались частным владельцам и были перестроены в гражданские суда. Корветы, оставшиеся в составе австралийского ВМФ, в основной массе попали в резерв (откуда продавались на слом), но некоторые из них довольно долго использовались в роли учебных судов. В 1960 году из состава флота вывели последний корвет – «Wagga».

Два корабля сохранились до наших дней и стали музеями. «Castlemaine», использовавшийся как несамоходное учебное судно, с 1976 года находится на вечной стоянке в Вильямстауне (портовый квартал Мельбурна). «Whyalla» был продан частному владельцу, использовался как гражданское судно, а в 1987 году встал на постамент в городе Вайалла (штат Южная Австралия). Эти мемориалы достойно хранят память о «маленьких, но отважных кораблях», которые послужили своей стране в трудный час и помогли одержать победу.


Корабль-музей «Castlemaine» на вечной стоянке в Мельбурне.


Основные тактико-технические характеристики корветов/тральщиков типа «Bathurst»




все теги
Комментарии1
  1. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 12 дней
    По сути, те же тральщики, а как повоевали!

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}