”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
10 апрел€ 2016 00:19
ѕросмотров:
2889
 омментариев:
2
”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш


3 марта 1972 года самолет президента Ќ–Ѕ шейха ћуджибура –ахмана совершил посадку в ћоскве. Ѕенгальский лидер встретилс€ с Ћеонидом Ѕрежневым, побывал у министра обороны ћаршала —оветского —оюза ј. √речко и обратилс€ к советскому руководству с просьбой помочь освободить порты его страны от затопленных кораблей и протралить минные пол€. 6 марта командование “ихоокеанского флота получило директиву с указанием срочно готовить экспедицию дл€ разминировани€ Ѕенгальского залива и подъема затонувших судов.



¬ ходе вооруженного конфликта между »ндией и ѕакистаном в 1971г. на месте ¬осточного ѕакистана возникло государство Ѕангладеш.
— первых же дней независимости над страной нависла реальна€ угроза голода. ћолода€ республика оказалась не в состо€нии ни прокормить многомиллионное население, ни принимать гуманитарные грузы, из-за того, что порты и фарватеры были частично перекрыты затопленными судами, а подходы со стороны мор€ Ц минированы. ¬ результате боев было затоплено 150 судов, из них восемнадцать сильно затрудн€ли судоходство. „етырнадцать лежали на грунте в районе „иттагонга и четыре в районе „ална.
√рузы с большинства затопленных судов были выгружены, а сами суда сильно погрузились в ил на глубину от трех до дес€ти метров, что значительно затруднило их подъем. ѕостановка мин в ходе индо-пакистанской войны осуществл€лась довольно активно обеими сторонами, примерно в двух районах.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

ѕрезидент Ѕангладеш „оудри обходит строй советских мор€ков,
принимавших участие в разминировании „иттагонга (1972 г.)


¬ 1971г. бенгальскими партизанами на реке ѕуссур была выставлена минна€ банка из 8 донных мин, на них по индийским данным подорвались три торговых судна (в том числе в но€бре греческий транспорт) и пакистанска€ канонерка. „асть из них затонула, а другие, получив повреждени€, выбросились на берег. ј пакистанский флот в районе „иттагонга, южнее усть€ реки  арнапхули выставили 94 €корные мины контактного типа (по другим данным 80 €корных мин типа "яћ-25" образца 1902 года, изготовлены в —анкт-ѕетербурге на заводах Ќобел€ (до недавнего времени Ќѕќ "”ран").

«атем были отправлены на русско-€понскую войну во ¬ладивосток и ѕорт-јртур, а позднее в качестве братской помощи переданы  Ќ–, а у китайцев их перекупил ѕакистан) на территории 450 квадратных миль (30 миль длиной 15 мил€ми шириной). ѕри этом в течение поставки мин одной миной было подорвано и потоплено каботажное судно, участвовавшее в минировании.

»ндийский флот почти сразу после завершени€ боевых действий приступил к ликвидации минной опасности.   23 декабр€ примерно установили периметр минного пол€, по кромке которого в паводок в порт „иттагонг могли идти суда с осадкой до 14 футов (4 метра). 23 и 24 декабр€ самолеты с авианосца "VIKRANT" бомбил минное поле, чтобы взорвать, таким образом, мины. ѕродолжалась разведка пути в порт, к 2 €нвар€ был отмечен бакенами более глубокий безопасный фарватер дл€ судов с осадкой до 21 футов (6,4 метра).

¬ середине €нвар€ индийский флот приступил к тралению. 16 €нвар€ 1972г. из ¬ишакхапатнам вышли к устью реки ѕуссур индийские тральщики "CANNANORE" и "BULSAR", к месту назначени€ они пришли 18 €нвар€ и той же ночь начали траление.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

ћинистр коммуникаций и внутренних дел Ѕангладеш ћансур-јди
осматривает кабинет дл€ обучени€ мотористов ЁќЌ-12 (1974 г.)


ћин обнаружено не было, видимо часть мин сработала при подрыве кораблей, а остальные, предположительно, самоликвидировались установленным на минах специальным прибором.   вечеру 21 €нвар€ траление было закончено. ѕосле этого тральщики отправились в „иттагонг, чтобы начать траление там. "CANNANORE" и "BULSAR" пришли в „иттагонга 25 €нвар€, 27 €нвар€ к ним присоединилс€ тральщик "BHATKAL".
”же 25 €нвар€ началось траление фарватера.   12 феврал€ начал функционировать фарватер шириной одна мил€ и длиной 26 миль. Ќо сорванные с €корей, дрейфующие мины представл€ли посто€нную угрозу судам. 5 феврал€ на дрейфующей мине подорвалось индийское судно "VISHWA KUSUM" при выходе из гавани, оно успело выброситьс€ на мель. ≈го сн€ли с мели и привели в „иттагонг 12 феврал€, где оно однако затонуло 13 феврал€. 11 феврал€ на мине подорвалс€ танкер "ESSO ARK", а 13 феврал€ подорвалс€ и индийский тральщик "BULSAR" у него были повреждены оба винта.

  счастью, втора€ мина не взорвалась при столкновении и всплыла. ќна была быстро потоплена орудийным огнем. —ам "BULSAR" на буксире судна "DARSHAK" был приведен в  алькутту 27 феврал€ на ремонт. ћины представл€ли угрозу и на суше, один рыбак поймав в сети мину вытащил ее на берег у деревни и попыталс€ разобрать не зна€ что это такое, в результате взрыва погибло 15 человек и сгорело 10 хижин. ќпасность исход€ща€ от дрейфующих мин €сно показала что необходимы непрерывные проверки фарватера, кроме того требуетс€ ликвидировать само минное поле.

“ем временем обострились разногласи€ между »ндией и Ѕангладеш. ∆ела€ избежать начавшихс€ обвинений со стороны лидеров Ѕангладеш в попытке силового вли€ни€ на новое правительство. ѕравительство »ндии объ€вило, что все индийские ¬ооруженные силы должны покинуть территорию Ѕангладеш 25 марта 1972, в св€зи с этим в середине феврал€ 1972г. индийские ¬ћ— передали власт€м Ѕангладеш военно-морскую базу „иттагонг.  омандование индийского флота сообщило что оно не имеет возможности в столь короткие сроки, подн€ть затонувшие корабли или полностью протралить минное поле в „иттагонге.
“огда ѕравительство Ѕангладеш потребовало чтобы индийские тральщики продолжили зачистки фарватера до окончани€ срока вывода индийских сил. 17 марта тральщики "KAKINADA" и "KARWAR" пришли в „иттагонг и начали выполн€ть контрольное траление фарватера. ј руководство Ѕангладеш обратилось за помощью к ———–.

—оветский —оюз был одним из первых кто оказал новому государству помощь, уже 10 феврал€ 1972г. в порт „иттагонг пришел первый советский теплоход "—альск" с рисом, а в порт „ална - теплоход "ѕартизанска€ искра" с продовольствием.  урс на Ѕангладеш вз€ли еще несколько теплоходов.

3 марта 1972 года самолет президента Ќ–Ѕ шейха ћуджибура –ахмана совершил посадку в ћоскве. Ѕенгальский лидер встретилс€ с Ћеонидом Ѕрежневым, побывал у министра обороны ћаршала —оветского —оюза ј. √речко и обратилс€ к советскому руководству с просьбой помочь освободить порты его страны от затопленных кораблей и протралить минные пол€. 6 марта командование “ихоокеанского флота получило директиву с указанием срочно готовить экспедицию дл€ разминировани€ Ѕенгальского залива и подъема затонувших судов.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

¬стреча нашего военного контингента в порту „иттагонг.


ќдновременно из ћосквы в „иттагонг пр€мым авиарейсом была направлена группа экспертов, в состав которой вошли минеры ¬ћ‘, сотрудники 40-го √осударственного института аварийно-спасательного и глубоководного водолазного дела, а также представители гражданской организации "—овсудоподъем" ћинистерства морского флота ———–.

ѕочти две недели эксперты на катерах и с вертолетов осматривали район предсто€щих работ. ¬ своем докладе эксперты написали, что протралить минные пол€ советские военные мор€ки, конечно, сумеют, а вот подн€ть на поверхность глубоко зав€зшие в грунте затопленные суда весом свыше одной тыс. тонн вр€д ли смогут, так как плавающие краны, изготовленные в —оветской –оссии, поднимали грузы, не превышающие ста тонн. 22 марта было заключено соглашение об оказании помощи. ѕо мнению же западных экспертов, требовалось 3-5 лет дл€ того, чтобы подн€ть затопленные в  арнапхули суда.

Ќо 28 марта в „иттагонг прилетел контр-адмирал —ергей «уенко, назначенный командиром 12-й Ёкспедиции особого назначени€ (ЁќЌ) ¬ћ‘ ———–. ќзнакомившись с копией доклада экспертов, он стал гор€чо доказывать, что все суда подн€ть можно. Ќа флоте «уенко знали как талантливого организатора, хот€ и не имеющего никакого пр€мого отношени€ к судоподъему. ќднако в данном случае его настойчивость и уверенность одержали верх. »з Ћенинграда прибыл главный инженер капитан 2 ранга ¬. ј. ћолчанов (выпускник ЋЌ” 1950 г.). ¬ состав экспедиции вошли ведущие специалисты „ќ Ќ»» ћќ ———–.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

„иттагонг. ¬оенна€ база. ќбщее построение.


ѕосле изучени€ обстановки в районе порта „иттагонг оперативным управлением √Ў ¬ћ‘ были проведены расчеты, которые показали, что силы ЁќЌ-12 способны решить поставленную задачу за тридцать рабочих суток.

¬ создавшихс€ услови€х контр-адмирал —. ѕ. «уенко прин€л решение в течение ма€ Ч июн€ 1972 года произвести траление мин в первую очередь на подходах к порту „иттагонг, обвехование протраленных фарватеров, а также организовать тщательное противоминное наблюдение.

ƒл€ выполнени€ этих работ сформировали экспедицию особого назначени€ ЁќЌ-12, подчиненную командующему “ихоокеанским флотом, с дислокацией в порту „иттагонг.

¬ состав ЁќЌ были включены: четыре тральщика, 6 малых катерных тральщиков, аварийно-спасательное судно, 4 морских буксира, танкер, плавмастерска€, 2 киллектора, плавкран "—евастополец" (поднимающий грузы до 100 т), гидрографический промерный бот, разъездной и десантный катера. ћинистерство морского флота об€зывалось направить в район действий спасательное судно и морской буксир.  роме того, на ћорфлот легла задача осуществлени€ перевозок необходимых грузов и маломореходных судов экспедиции на своих транспортах. ¬сего в экспедиции первоначально насчитывалось семнадцать кораблей и судов, около п€тисот человек военнослужащих, рабочих и служащих. ƒальше отр€д увеличилс€ до более чем 1500 человек и более чем 24 корабл€.

 омандиром ЁќЌ-12 назначили заместител€ начальника ¬спомогательного флота и аварийно-спасательной службы ¬ћ‘ контр-адмирала —. ѕ. «уенко, заместителем командира ЁќЌ по судоподъему был назначен капитан 1 ранга ёрий —енатский, начальником штаба ЁќЌ (ответственным за траление) Ц капитан 1 ранга Ѕорис —тефановский, дивизионом тральщиков командовал капитан 2 ранга ¬ладимир  оростылев а начальником политотдела Ц инспектор политуправлени€ ¬ћ‘ капитан 1 ранга —ергей Ќиколаевич  окоткин.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

 апитан 1 ранга ё.  . —енатский Ч руководитель
судоподъемных работ в Ѕангладеш.


ќднако тревожный доклад экспертов заставил советское правительство срочно выделить необходимые средства на постройку в Ќидерландах двух мощных плавкранов морского использовани€, каждый из которых мог бы поднимать грузы весом в 800 тонн.
  слову, пока наши эксперты работали в „иттагонге, ќќЌ создала международный консорциум по подъему четырех затопленных судов в соседнем бангладешском порту Ц „алне. “ам подр€дились работать югославы, американцы и италь€нцы. Ќо не бесплатно, а за 10 млн. долларов, выделенных ќќЌ.

 орабли в ЁќЌ-12 включались из состава разных соединений “ќ‘ - базовые тральщики УЅ“-103Ф и УЅ“-284Ф из 77-й бригады тралени€ “ќ‘.  орабли входившие в состав 12-й ЁќЌ отправл€лись из ¬ладивостока трем€ отр€дами. ѕервые суда отчалили от дальневосточного берега 22 марта 1972 года. 6 малых катерных тральщиков до Ѕангладеш перевозили крупнотоннажные гражданские суда.

2 апрел€ 1972г. в порт „иттагонг прибыло первое судно отр€да - плавмастерска€ "ѕћ-40", оно прошло по узкому фарватеру проделанному индийскими тральщиками. ¬скоре пришли из ¬ладивостока океанский буксир и водолазное судно. ѕлавмастерска€ "ѕћ-40" вышла в 1971г. в межфлотский переход из ѕольши где ее построили на “ќ‘. ¬ водах »ндийского океана наход€сь на боевой службе, оказывала помощь боевым корабл€м: их ремонтировали, снабжали энергией и продуктами. «апасы пресной воды на ѕћ-40 раз в мес€ц пополн€ли в порту Ѕербера (—омали). ¬скоре поступил новый приказ - следовать в Ѕангладеш.
—луживший на плавмастерской —еменов ¬алерий –оманович вспоминал: "Ќи одно иностранное судно не рискнуло тогда войти в заминированный порт, очень уж это было опасно!   счастью, выполн€€ приказ, мы не пострадали. —пециальные корабли - тральщики, прибывшие из ¬ладивостока, искали мины, а мы снабжали их энергией".

Ќа период работы экспедиции местные власти отвели нашим мор€кам 4 неработающих причала, и вскоре над этой отчужденной территорией взвилс€ советский военно-морской флаг. ¬сего в составе ЁќЌ в Ѕангладеш прибыло около 1,5 тыс. человек. ћичманы, старшины, матросы и гражданские специалисты отдыхали и жили на своих судах, а 26 офицеров местные власти разместили в специально отремонтированных дл€ них домах. „уть позже руководство ¬ћ‘ даже позволило офицерам привезти в „иттагонг семьи.

–ассказывает участник событий контр-адмирал запаса —ергей Ќиколаевич  окоткин, бывший в то врем€ заместителем командира ЁќЌ-12: " огда в порт входили советские тральщики и суда вспомогательного флота, кое-кто смотрел на них с недоверием. ƒескать, как эти малые корабли справ€тс€ с большим объемом работ. Ќе видно гигантских кранов, больших вспомогательных судов, которые обычно провод€т расчистку фарватеров и акваторий. ѕредставители администрации через переводчика намекнули на большой объем работ, с которым трудно будет справитьс€ в короткий срок. Ќаши мор€ки, не дава€ никаких о6ещаний, оказали по-флотски: Ч Ќе беспокойтесь. Ѕудет у вас в порту морской пор€док,

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

“раление мин


ѕорт производил т€желое впечатление. ” большинства причалов из воды торчали мачты, трубы, надстройки затонувших и поврежденных судов, некоторые лежали на боку. ¬последствии вы€снилось, что в порту было повреждено и затоплено более 40 судов. »з 18 причалов 12 была закрыты. Ѕезжизненно сто€ли портовые краны, часть из них лежала на причалах, всюду виднелись разрушенные складские помещени€. Ћишь отдельные суда с большим риском заходили в порт".

" ƒень 15 апрел€ 1972 года стал дл€ нас пам€тным,Ч рассказывал позднее —. ѕ. «уенко. Ч ¬ этот день мы опустили первого водолаза старшину 2-й статьи Ќикола€ Ћамухина. ќн осмотрелс€ вокруг: ничего не видно. "—пуск в темноту" Ч так окрестили мы этот первый спуск". ¬сего водолазов насчитывалось 150, треть из них были гражданскими специалистами, остальные матросами и старшинами срочной службы, мичманами. Ќо и в темноте наши специалисты научились свободно ориентироватьс€. –аботали напр€женно, стрем€сь уложитьс€ в график. –ека  арнапхули, в водах которой работали наши мор€ки, была загадкой со многими неизвестными. —корость течени€ ее достигала 4Ч5 узлов. —тоило водолазу опустить ходовой трос, как его тут же относило.

Ќаши мор€ки не растер€лись в таких сложных услови€х. ќни стали действовать на ощупь Ч руками отыскивать суда, обнаруживать пробоины, ориентироватьс€ в завалах судовых конструкций. “рудились в основном в период смены течени€, когда вода находилась в сто€чем положении ("стоп-вода"), то есть когда не было ни прилива, ни отлива. Ётот период длилс€ 35Ч45 минут и смен€лс€ каждые 6 часов, четыре раза в сутки. ¬ итоге в сутки дл€ работы выкраивалось лишь 2Ч3,5 часа.

Ќашим мор€кам запомнилс€ и апрельский день, когда они готовились к выводу от причалов трех поврежденных судов.  аждое судно имело пробоины. Ќа полной воде волны свободно гул€ли по верхней палубе, надстройкам. ”сили€ми советских специалистов суда постепенно становились на "плав". ¬ывод этих судов, каждое водоизмещением 16Ч17 тыс€ч тонн, наши матросы должны были произвести совместно с рабочими порта с помощью их плавсредств. ѕредварительно провели тренировку по всем этапам вывода и вариантам расположени€ судов при буксировке.

Ёто был волнующий момент. –азговор начиналс€ на русском €зыке, затем шел - показ на схемах, картах, потом вое это переводилось на английский €зык, а так как местные капитаны плавсредств не знали его, то делалс€ третий перевод Ч на бенгальокий €зык. ¬ этом нашим мор€кам помогали капитан порта  амал, старший лоцман ћехбуб и др.  ак ни трудно было, но все три судна вывели в указанный срок. 27 апрел€ 1972 года буксиры оттащили эти транспорты "јнис Ѕакш" (Anis Baksh 6273 брт), " арнапхули" (Karnapuhli 6876 брт), "јль јббас" (Al-Abbas 9142 брт) на разделочную базу, освободив, соответственно, 3 самых мощных больших причала.

26 апрел€ 1972г. в Ѕенгальский залив вошел спасательный корабль "јтлас". ѕо выходе из ¬ладивостока на судне имелись данные фарватера, по которому "јтлас" мог пройти в порт „иттатонг, но за четверо суток до подхода к заливу были получены координаты нового фарватера. ѕоправка объ€сн€лась тем, что перед приходом "јтласа" по пути в порт подорвалс€ на мине пароход какой-то иностранной кампании. Ёкипажу спасател€ тоже пришлось испытать несколько непри€тных минут., когда судно подошло к границе минного пол€ его обогнал индийский пароход и он спуст€ небольшое врем€ дал радиограмму об обнаружении плавающего предмета похожего на мину.  орабль был приведен в полную готовность, усилили вахту, произвели герметизацию всех отсеков, сн€ли электропитание в носовых отсеках.   счастью оказалось это был буй сорванный течением.

—о 2 ма€ 1972 года были развернуты основные работы по тралению, и уже в этот день была вытралена и уничтожена перва€ мина. ¬ сложных услови€х, с учетом местных особенностей, корабли и обеспечивающие силы приступили к работам. ћалые катерные тральщики срезали минрепы (стальные тросы, соедин€ющие мины с €кор€ми) на п€тиметровой глубине от поверхности воды, после чего всплывшие к поверхности мины расстреливали или подрывали. ќбстановка подсказывала, что было бы целесообразным участие в этих действи€х и индийских военно-морских сил. ¬ течение ма€ 1972 года ћинистерство иностранных дел нашей страны вело переговоры с индийским правительством об участии индийской стороны в расчистке портов. ƒл€ этого контр-адмирал —. ѕ. «уенко встречалс€ с представителем индийских военно-морских сил и обсуждал этот вопрос.

ќднако индийска€ сторона уклонилась от дальнейших переговоров и нашла причины не принимать участие в проводимых меропри€ти€х, сославшись на изношенность тральщиков и необходимость их ремонта. ¬ июле 1972 с по€влением муссонов траление было временно приостановлено, к этому моменту подходной фарватер был расширен до 3 миль, а общее количество уничтоженных мин с €нвар€ 1972г. достигло 24 из них 18 мин уничтожены индийскими тральщиками. ¬ двадцатых числах июл€ в Ѕангладеш прибыла советска€ правительственна€ делегаци€ дл€ подведени€ итогов четырехмес€чного труда ЁќЌ. ¬изит совпал с празднованием ƒн€ ¬ћ‘ в последнее воскресение мес€ца. ¬ ходе визита в июле 1972г. ———– и Ѕангладеш подписали двусторонний протокол о ходе тралени€, согласно ему очистку от мин „иттагонга должны были осуществить к концу 1972г., а контрольное траление до конца 1973г.

¬ составе экспедиции из состава ¬сесоюзного объединени€ "—овсудоподъем" ћинистерства морского флота ———– работали два спасательных судна Ц "јтлас" —ахалинского и "»зыльметьев"  амчатского отр€дов ј—ѕ“–. Ёкипаж "јтласа" под командованием капитана ј.ј.«нотина участвовал в расчистке порта „иттагонг и на первом этапе проводил работы по подн€тию теплохода "—анартари", затонувшего в излучине реки  арнапхули и значительно сужающего подходной фарватер к порту. Ёкипаж спасательного буксира "»зыльметьев" под руководством капитана ¬.ћ.ўербакова проводил работы на реке ѕуссур, на рейде порта „ална по водолазному обследованию затонувших здесь четырех крупнотоннажных судов.

ѕо мере наращивани€ усилий ЁќЌ-12 по реализации выработанного плана пришлось принимать меры и по значительному усилению медицинского обеспечени€ экспедиции, так как вы€вились случаи опасных инфекционных заболеваний. ¬ св€зи с этим √енеральный штаб санкционировал увеличение численности ЁќЌ-12 до 750 человек. ѕри производстве этих работ личный состав экспедиции встретилс€ с р€дом особенностей, которые вызвали трудности в подъеме судов. ¬едь мы прибыли из мест, в которых температура бывала минус 20Ч 25∞, в страну, где нас встретила температура плюс 30Ч32∞. ѕовышенна€ влажность и высока€ температура воды и воздуха приводили к быстрой утомл€емости, повышалась заболеваемость водолазного состава.
Ќи один наш корабль или судно не были оборудованы дл€ плавани€ в тропических широтах, и только на плавмастерской ѕћ-40, где размещалс€ личный состав судоподъемной партии, находилась единственна€ установка кондиционировани€ воздуха. —оздавали вынужденные перерывы в работе и частые тропические ливни, сопровождающиес€ сильными ветрами, поэтому нам приходилось дл€ выполнени€ плановых сроков работать с перенапр€жением сил.

—реди привлеченных к работе специалистов-тихоокеанцев, оказалс€ и специалист по судоподъему старший лейтенант ¬алентин ќвчинников, он вспоминал: "√лавное богатство Ѕангладеш - это отвратительный климат, в услови€х которого произрастает лучший в мире чай; даже индийский и цейлонский чай не может сравнитьс€ с бенгальским. Ќо дл€ север€н этот климат губителен. “акой жары никто из нас ранее не испытывал Ц парна€ бан€. ѕьешь воду и сразу потеешь, в организм она не попадает. ћы были молоды, здоровы и сравнительно быстро и легко прошли акклиматизацию. Ќо старшему поколению было т€жко, соли, шлаки и прочее без воды дали о себе знать, и все члены у них стали трещать по швам".


¬ период тралени€ в цел€х максимального снижени€ опасности и сокращени€ срока работ дивизионным штурманом 118-го дивизиона капитан-лейтенантом √. ». ћурзаевым и дивизионным минером капитан-лейтенантом ». ј. √оршковым был предложен и осуществлен новый тактический прием, позвол€ющий использовать дл€ тралени€ мелкопоставленных мин в малую воду морские тральщики в паре с рейдовыми. “раление мелкопоставленных мин при резко выраженных приливоотливных течений (до четырех метров) проводилось нашими тральщиками впервые в практике ¬оенно-ћорского ‘лота. ¬ соответствии с планом силы ЁќЌ-12 в течение года осуществл€ли разведывательный поиск мин по наиболее используемым маршрутам следовани€ в „иттагонг.

ƒл€ окончательной оценки безопасности плавани€ институты ¬ћ‘ проанализировали и многие другие факторы, которые могли вли€ть на снижение минной опасности, в частности, вли€ние специфических гидрологических условий в районе порта „иттагонг на естественную убыль мин. —ильные приливоотливные течени€ на маршрутах следовани€ в „иттагонг "помогли" нашим мор€кам.

—вою задачу решили и обеспечивающие силы. –азвернута€ радионавигационна€ система "–ым" позволила обеспечить точное обвехование протраленной полосы. ¬ свою очередь при сильном боковом скосе до четырех градусов координирование тралени€ надежнее было проводить методом сплошного обвеховани€ протраленной полосы. «адачи навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечени€ были выполнены.

Ёкипажи советских тральщиков вели планомерное траление огромной площади перед входом в порт. »м посто€нно приходилось преодолевать большие трудности. Ќизкие берега, отсутствие ориентиров дл€ точного определени€ места кораблей при тралении, мутна€ вода, малые глубины, больша€ засоренность района затонувшими судами и шхунами, многочисленные движущиес€ по реке парусные суда Ч все это тормозило ход работ по разминированию. ј главное Ч наши мор€ки не имели представлени€ о границах минного заграждени€. “ем не менее, к 22 августа была выполнена практически половина всех запланированных работ тральных сил. Ёто позволило расширить фарватер к порту „иттагонг с дес€ти до тридцати кабельтовых.

 роме того, вывод из порта трех крупнотоннажных транспортов, удаление с фарватера "—онартари" показали всем судовладельцам и дирекции ѕорт-“реста возможность ввода больших судов в порт дл€ разгрузки, так как основной фарватер был чист. »нтенсивный заход судов в порт дл€ разгрузки в мае Ч июне 1972 года дал возможность порту в июле работать уже на полную мощность и перерабатывать грузов больше, чем до войны. ¬орота жизни Ѕангладеш Ч порт „иттагонг, как писали тогда газеты, были открыты.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

—оветский тральшик.


  21 окт€бр€ вс€ акватори€ площадью около 2000 квадратных миль была обработана тральными силами с применением контактных тралов. Ќаши мор€ки свой план перевыполнили, так как самым оптимистическим сроком окончани€ работ первоначально называли декабрь. Ѕывшие опасные районы были наконец объ€влены открытыми дл€ мореплавани€ судов с осадкой до восьми метров.

 орабельный состав отр€да в 1973 году пополнилс€ плавмастерской "ѕћ-156", она была только что построена в ѕольше и совершала переход с Ѕалтики на “ќ‘. Ќо по приказу √лавкома еЄ свернули с пути и завернули в Ѕангладеш дл€ участи€ в расчистке порта „иттагон.

¬скоре после начала тралени€ на страницах буржуазных газет стали по€вл€тьс€ статейки, вроде "„иттагонг Ч первый плацдарм дл€ русских". ¬ стать€х делались прозрачные намеки на то, что советский флот €кобы пришел в Ѕенгальский залив совсем не дл€ судоподъема, а дл€ создани€ своих военных баз. — целью развенчани€ подобных измышлений командир экспедиции организовал пресс-конференцию дл€ иностранных журналистов.

— этой задачей контр-адмирал —ергей ѕавлович «уенко справилс€ успешно. ќн пригласил всех журналистов выйти в море и посмотреть, чем занимаютс€ советские мор€ки. ∆урналисты были восхищены высокой дисциплиной, организацией службы на корабл€х, выносливостью наших матросов, старшин и офицеров.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

 онтр-адмирал «уенко —ергей ѕавлович


»ностранные корреспонденты убедились, что никаких других целей, кроме помощи молодой республике, советские мор€ки не преследуют.  орреспондент газеты "Ћос-јнджелес таймс" 26 декабр€ 1972 года писал: "“от факт, что русские разрешили все осмотреть, указывает на то, что их действительной целью €вл€етс€ скорее установление отношений доброжелательности с бенгальцами, чем обеспечение себе военного плацдарма. Ќет никаких признаков подготовки к истинно военному присутствию в „иттагонге Ч ни одного укрыти€ дл€ подводных лодок, ни одного огневого сооружени€... —оветский —оюз завоевал симпатии населени€ благодар€ тому, что он всегда сто€л на стороне Ѕангладеш..."

—вою лепту в положительный образ советских мор€ков внесли врачи экспедиции. ќни сделали свыше 100 хирургических операций местным жител€м, несколько из них очень сложные.

¬ дальнейшем до конца 1973 года экспедици€ силами двух базовых тральщиков в цел€х обеспечени€ гарантии безопасности плавани€ в этом районе в соответствии с действующими правилами проводила периодическое контрольное траление. Ётот этап работы также был завершен успешно, в результате чего суда и корабли получили возможность плавани€ во всем районе. 15 марта 1974 года в торжественной обстановке тральщиков проводили на –одину. ¬сего по индийским данным из предположительно 94 мин установленных пакистанцами было уничтожено 26 - 18 мин уничтожены индийскими тральщиками, 2 советскими тральщиками и 6 выброшены на берег.

«а врем€ пребывани€ в Ѕангладеш в ходе соревновани€ звани€ отличных добились тральщики, где командирами были капитан-лейтенанты ¬. ѕ. Ћебедев, ¬. Ќ. јнтонов и другие.

«арубежный мир воочию убедилс€ в высоких морально-политических качествах советских мор€ков, находившихс€ в далекой стране. ћы с особой гордостью воспринимали сообщени€ о их благородстве и мужестве. “ак, 13 июл€ 1972 года группа наших тральщиков возвращалась с боевого тралени€ в Ѕенгальском заливе. —игнальщик старшина 2-й статьи —. ѕегов доложил командиру корабл€, что в дес€ти кабельтовых терпит бедствие бенгальский парусник.

ѕри штормовом ветре и состо€нии мор€ шесть баллов командир прин€л решение подойти к тонущему паруснику. Ќаши мор€ки про€вили расторопность и, несмотр€ на то что парусник на три четверти корпуса оказалс€ погруженным в воду, сумели переправить на борт тральщика п€терых рыбаков, потер€вших надежду на спасение. –ыбаки были доставлены в порт. –уководство порта выразило благодарность советским мор€кам за самоотверженный и благородный поступок.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

Ѕуксир у перевЄрнутого судна в порту „иттагонг


ќ том, насколько т€жел был труд членов экспедиции, особенно водолазов, говорит хот€ бы такой факт: вс€кий раз, когда люди выходили из реки и снимали комбинезоны, внутри у них было слишком много воды.  омбинезоны тщательно провер€ли, но никаких порывов не обнаруживалось.

¬ то же врем€ каждого водолаза перед спуском под воду в об€зательном пор€дке осматривали 11 врачей различных профилей и всегда взвешивали врачи-физиологи Ц как при спуске под воду, так и при выходе из-под воды. “ак и вы€снили, что в комбинезонах скапливалась не речна€ вода, а человеческий пот.  аждый водолаз за один спуск в реку тер€л около двух килограммов веса. Ёто и пон€тно Ц температура воды в  арнапхули ниже 33 градусов по ÷ельсию не опускалась.

ѕосле недели работы каждого водолаза отправл€ли восстанавливать силы в пансионат-профилакторий экспедиции. ќднако в профилактории отдыхали только водолазы, все остальные участники ЁќЌ до конца 1972 года трудились круглосуточно и ежедневно, лишь в 1973 году дл€ наших реб€т установили один выходной. ј ведь им тоже приходилось несладко. Ќапример, в цехах плавмастерской, где мор€ки изготавливали болты дл€ пластырей и прочие приспособлени€, температура днем доходила до 60 градусов. Ћюди буквально истекали потом, работа€ в одних плавках.

  сожалению, не обошлось без потерь. 13 июл€ 1973 года вследствие нарушени€ техники безопасности погиб сварщик матрос ёрий –едькин. ќн раздетый до по€са, вз€л в руки электродержатель, и его ударило током. Ёлектроработы полагалось выполн€ть в резиновом фартуке и рукавицах.  омандование не стало акцентировать внимание на обсто€тельствах гибели парн€, а вызвало из ———– его родителей, организовало церемонию прощани€ с отданием всех воинских почестей. » по сей день в „иттагонге стоит обелиск советскому матросу, погибшему при оказании братской помощи народу Ѕангладеш.

¬ непростых услови€х работали мор€ки спасательных судов, работа в этих непростых услови€х от них требовала высокого мастерства. ¬ апреле 1973г. подн€ли танкер "ћахтаб ƒжавед-2". ѕодн€тое судно надо было отвести на береговую отмель. ѕервым шел буксировщик "»зыльметьев", за ним "јтлас", дальше килектор Ч судно вспомогательного флота, которое подн€ло корму перевернутого "ƒжаведа" и держало на плаву. «амыкал цепочку морской буксир, удерживающий нос танкера. "јтласу" необходимо было подойти вплотную к берегу, насколько позвол€ла осадка. Ёто дало бы возможность развернуть килектор с "ƒжаведом" на береговую отмель. Ќо впереди, недалеко от района выброски танкера, выступал пирс.
—оздавалась опасность: подойд€ близко к берегу "јтлас" мог не успеть вывернутьс€, не успеть срезать угол между берегом и пирсом. „тобы совершить этот маневр, капитан "јтласа" ј.ј.«нотин накануне выходил на мотоботе, промер€л глубины у берега и теперь знал: пройти можно, только надо точно рассчитать свои действи€...

Ўтурман стоит на эхолоте. √лубины под судном все меньше и меньше. Ќе доход€ пирса на длину своего корпуса, резко переложили руль .лево на борт.  орма "јтласа" сразу же пошла к берегу. ѕон€в, что сейчас "јтлас" может зацепить винтом береговую отмель, резко переложили руль право на борт. "јтлас" начал выравниватьс€, и, когда встал параллельно берегу, переложили руль пр€мо, и судно проскочило буквально в полуметре от угла пирса.

¬ результате работ, выполненных нами в 1972Ч1973 годах в порту „иттагонг, было освобождено дл€ нормальной эксплуатации 12 причалов; выведено на разделку 3 поврежденных крупнотоннажных транспорта общим водоизмещением около 50 тыс. тонн; у причалов и на акватории порта подн€ты и убраны из судоходной части 12 судов (в том числе греческий танкер "јвлос" в 21000 тонн, "—онартари", теплоход "ƒулал", портовый буксир "–ашид"), кроме того, сверх плана подн€т один военный катер водоизмещением 150 тонн и одна баржа, затонувша€ в декабре 1973 года; переданы бангладешской стороне дл€ ремонта и восстановлени€ 2 судна; переданы дл€ разделки на металлолом суда с общим выходом металла около 20 тыс. тонн. —уммарный тоннаж подн€тых и выведенных нами судов составил около 90 тыс. тонн.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш





—удоподъемные работы в порту „иттагонг. Ѕангладеш, 1972Ц1974 гг.


 роме вышеуказанного, экспедицией были сделаны отдельные работы дл€ „иттагонгского ѕорт-“реста: тушение большого пожара на воде; съемка с мели греческого судна " лавди€", имевшего на борту 11 тыс. тонн железнодорожных рельсов дл€ восстановлени€ железнодорожного хоз€йства; оборудование бу€ми судоходного фарватера, резка 90 погонных метров железной ограды под водой в  хулне дл€ ввода в строй электростанции; разного рода консультации по спасательным работам в порту и на реках Ѕангладеш, по отправке судов на ремонт за пределы государства и многое другое. ¬ыполнение экспедицией работ по безвозмездной помощи Ѕангладеш полностью восстановило внешние морские св€зи и позволило значительно превзойти довоенный уровень грузооборота порта.

јмериканцы, занимавшиес€ подъемом четырех затопленных в „алне судов, посмотрев, как работает советска€ экспедици€, признали: нет, мы так не можем. ќни, вместо того чтобы поднимать суда из реки, лишь выкачивали из них ил, обкладывали снаружи зар€дами и подрывали, после чего крупные куски этих кораблей так и оставались лежать на дне. (» это несмотр€ на то, что все 4 поврежденных корабл€ сто€ли на ровном киле с торчавшими над водой надстройками, то есть подлежали буксировке на судоразделку). ¬ глазах советских специалистов така€ работа выгл€дела просто халтурой, поскольку впоследствии любое пришедшее в „алну судно не могло бы встать на €корь в нужном ему месте.

¬ окт€бре и но€бре 1973 г. в „иттагонг прибыли 2 сверхмощных 800 тонных плавучих подъемных крана типа "ћагнус III", построенных по заказу советского ¬сесоюзного объединени€ "—удоимпорт" дл€ ƒальневосточной экспедиции в √амбурге Ц "—удоподъем-1" и "—удоподъем-2". »х доставка к месту работ сама по себе была не легка, ведь —уэцкий канал был закрыт, и переход осуществл€ли вокруг јфрики. "—удоподьем-1" в сент€бре привели с Ѕалтики балтийское спасательное судно " апитан ‘едотов" (Ѕ.¬олков) и черноморский буксировщик "√ероический", причем рейсовое задание было выполнено с опережением на 11 суток.

¬торой кран "—удоподьем-2" был приведен в но€бре черноморским ледоколом "»ван ћосквитин" (ё.Ѕогун). »х по€вление в „иттагонге разве€ло серьезные последние опасени€ участников экспедиции, это были самые мощные плавучие краны, которыми располагал наш торговый флот на тот момент. “еперь части транспортов весом до 800 т, а также прочие суда и их обломки поднимали на берег легко Ц скорость работ на отдельных объектах возросла в 8-10 раз.

ѕоследней работой спасательного судна "јтлас" было подъем сухогрузного парохода "—урма", затонувшего на глубине 35 метров. ѕодход к причалам порта им был затруднен и опасен. ¬одолазное обследование показало, что это большое судно лежит на правом борту, сильно повреждено взрывом и восстановлению не подлежит. –уководство экспедиции принимает решение: подн€ть его по част€м, предварительно разделав на крупногабаритные секции весом до четырехсот тонн. ѕодъем секций произведут новые мощные плавкраны "—удоподъем-1" и "—удоподъем-2".

ѕрежде чем приступить к разделке судна на секции, была проделана больша€ подготовительна€ работа. ¬одолазы заделали около ста пробоин, завели стропы, которые соединили с системой гиней. — помощью гиней обоих кранов поддутый корпус "—урмы" был подт€нут ближе к берегу, на меньшую глубину, более удобную дл€ работы под водой. Ќакануне 1974 года все подготовительные работы были выполнены. — первых дней нового года начались работы по разделке корпуса.
ѕервоначальный метод предусматривал: разделку левого борта и днища производить электрокислородной резкой, правый борт, на котором лежит судно, разделать взрывами. ѕребывание под водой, производительность водолазов при электрокислородной резке повышались изо дн€ в день. ѕод воду идут опытные водолазы ¬.ћ.√урских, Ќ. .ƒоманицкий, ¬. . онопл€нко, √.—.—уденко.

ѕреодолева€ течение, спускаютс€ они к месту работ. –езка ведетс€ внутри корпуса, где течение намного слабее. ѕродолжительность спуска составл€ет два-три часа вместо тридцатиЧсорока минут, когда водолазы работали только по стропам.  лепаный корпус, толстый металл, работа на ощупь Ч все это позвол€ло за один спуск прорезать всего около одного метра корпуса. Ќо уже через мес€ц производительность увеличиваетс€ в полтора-два раза, при этом расход кислорода; и электродов остаетс€ прежним.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

 ульпоход с личным составом по улицам города


–абота водолазов шла круглосуточно. «аканчивали ее в ночную смену водолазы-резчики, и под воду шли водолазы-взрывники. ќтлично работали взрывмастера Ч водолазы Ѕалтийского ј—ѕ“– √.Ќ.√руздев, ѕ.Ћ.Ѕалючус, –.Ё.ќрула, ќ.¬.÷иковый.

Ќо на соседнем участке, где работают водолазы ¬ладивостокского ј—ѕ“–, старшина ¬.».—оломатин осваивает новый метод резки - цепью. —корость разделки возрастает в дес€тки раз. Ётот метод успешно осваиваетс€ и водолазами "јтласа". Ќакануне ƒн€ ѕобеды водолазы и весь экипаж "јтласа" на мес€ц раньше намеченного срока рапортовали об окончании работ на своем объекте. Ќа берег подн€ли около двух тыс€ч тонн металлолома.

¬ мае 1974г. под громовое "”ра!" экипаж плавкрана "—удоподьем-1" подн€л на берег последнюю из 16 Ц 300 тонных секций парохода "—урму". Ёто было последнее судно, мешавшее нормальной работе порта. Ќа этом советска€ спасательна€ экспедици€ закончила судоподъемные работы по расчистке порта „иттагонг.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

—оветские мор€ки среди местных жителей.


«а 26 мес€цев работ экспедицией подн€то 26 затонувших судов суммарным водоизмещением около 100 тыс€ч тонн. ѕри чем были подн€ты даже суда, затонувшие более п€тидес€ти и ста лет назад и те суда, которые тонули в период нашего пребывани€ в Ѕангладеш с марта 1972 года по май 1974 года.  роме ранее упом€нутых кораблей подн€ты - сухогрузный пароход "—урма" (Surma 5890 брт), танкер "Ёссо-јрк" в 1500 тонн, судно "ƒжалдака" 800 тонн, две баржи "Ѕэтти" из трюмов которых подн€то 1900 тонн гофрированного железа в пакетах. »з всех подн€тых судов 7 единиц были пригодны дл€ восстановлени€. ¬ результате расчистки порта от затонувших судов освободились дл€ нормальной эксплуатации 12 причалов. ѕодн€тые и выставленные на берег суда бенгальцы порезали на мартеновский габарит и продали €понцам за 10 млн. долларов.

—илами ЁќЌ с 1 феврал€ по 25 июн€ 1974 года были подготовлены и местные специалисты аварийно-спасательной службы в количестве 44 человек. »з имущества и судов подготовлено и передано в качестве дара бангладешской стороне два рейдовых водолазных бота, один десантный катер, восемь судоподъемных понтонов, семь мотонасосов и электронасосов, четыре комплекса водолазного снар€жени€ и другое водолазное и судоподъемное имущество.

«а врем€ пребывани€ в Ќародной –еспублике Ѕангладеш отличились базовый тральщик 731 (командир капитан-лейтенант ¬. Ќ. јнтонов), морской водолазный бот ¬ћ-74 (командир мичман ». —. —еменов), пожарно-дегазационный катер ѕƒ -44 (командир старший лейтенант ¬. Ќ. јртеменко), десантные катера ƒ ј-760 и ƒ ј-787 (старшины катеров главный старшина ». √. √ораев и главный старшина —. ¬. Ўушеин), танкер "–оссошь" (капитан Ќ. ћ. Ѕублик).

“аким образом, вз€тые —оветским —оюзом об€зательства экспедици€ выполнила полностью и в срок. ѕосле окончани€ работ 12 июн€ 1974 г. теплоход "’абаровск" с основным составом 12-й ЁќЌ ¬ћ‘ ———– отбыл из „иттагонга во ¬ладивосток, а спуст€ 12 дней уехали и остальные члены экспедиции - ЁќЌ-12 был расформирован.

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш

—оветские мор€ки позируют на фоне разрушенного судна


¬озвращение домой тоже было нелегким, в июле из „иттагонга вышел караван состо€щий из трех спасательных судов Ц дальневосточного "ƒиомид", сахалинского "јтлас" и камчатского "»зыльметьев", они вели оба плавучих крана "—удоподьем 1" и "—удоподьем 2" которые перебазировались в европейскую часть ———–. ¬  оломбо (Ўри-Ћанка) экипаж "јтласа" передал дальнейшую эстафету проводки плавкранов мор€кам черноморского ледокола "¬ладимир –усанов", а сам отправилс€ домой после 27 мес€цев отсутстви€ там. —пасатель "»зыльметьев" довел караван до мыса ƒоброй Ќадежды и оттуда повернул на обратный путь, а "ƒиомид" и "¬ладимир –усанов" повели плавкраны дальше. ѕлавмастерскую "ѕћ-156" вместо родной базы направили из „иттагонга в ’ургаду (ј–≈) где она обеспечивала базирование кораблей проводивших траление в —уэцком заливе.

«а мужество и отвагу, про€вленные при выполнении задани€ —оветского правительства, 44 военнослужащих, рабочих и служащих награждены орденами и медал€ми ———–, более ста человек поощрены приказом √лавнокомандующего ¬ћ‘. Ќовообразованна€ республика еще не имела своих наград, поэтому дл€ командира 12-й Ёкспедиции особого назначени€ бенгальские умельцы отчеканили медаль из чистого золота, дл€ офицеров Ц из серебра, а всем матросам, старшинам и мичманам вручили награды, отлитые из переплавленных бронзовых винтов "—урмы". –одина тоже отметила работу своих граждан орденами и медал€ми, но уже соразмерно личным заслугам.  омандир экспедиции был награжден орденом "Ѕоевого  расного «намени", а с некоторых офицеров (в том числе и ¬. ќвчинникова) сн€ли ранее наложенные взыскани€.

»м были объ€влены выговоры за то, что не уложились в срок с подъемом греческого танкера "јвлос". —лужебных льгот у участников тралени€ и судоподъема не было никаких, зато за каждый день пребывани€ в экспедиции им платили неплохие по советским меркам деньги: матросам Ц по 60 фунтов стерлингов в мес€ц, офицерам до 200. “ропическа€ природа тоже своеобразно наградила членов экспедиции у большинства из них к концу командировки, видимо, из-за местной воды выпали зубы.

ѕомимо открыти€ портов страны, ———– оказал неоценимую помощь Ѕангладеш и в становлении его торгового и рыболовецкого флота. “ак еще во врем€ визита в ———– в марте 1972г. премьер-министра ћуджибара –ахмана была подписана совместна€ деклараци€ о помощи ———– в развитии морского рыболовства. Ѕангладеш получила 10 советских рыболовецких судов Ц 5 средних морозильных траулеров, 2 средних рефрижераторных траулера и 3 тралбота, они получили наименовани€ "”доЄн", "Ўуктара", "”ша", "ѕровати", "Ќабарун", "„анда", "„ингри", "Ўанти", "ћитали" и "„андана".

”частие ¬ћ‘ ———– в тралении и судоподъеме в Ѕангладеш


ѕервые из них пришли в „иттагонг уже в июне 1972г.  роме того ———– по соглашению в течение двух лет обеспечивал суда командами, запчаст€ми. «а два года было подготовлено до 200 специалистов работающих на этих судах, дл€ этого в порту „иттагонг был открыт учебный центр дл€ подготовки кадров дл€ траулерного флота, где учител€ми были советские специалисты. ƒл€ торгового флота Ѕангладеш наша страна передала в виде бескорыстного дара три теплохода типа "»матра". ѕервый из них "»матра" был передан в ƒакке уже в начале ма€ 1972г.

 роме того, помимо участников экспедиции, с 1972 по 1990гг. в Ѕангладеш побывало 202 советских военных специалиста —ј и ¬ћ‘ (в том числе 115 офицеров, 3 прапорщика и мичмана и 84 рабочих и служащих).

1 не понравилс€
32 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх