В вихрях «божественного ветра»

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
6 мая 2016 01:38
Просмотров:
867
Комментариев:
5
В вихрях «божественного ветра»


Грандиозные морские и воздушные бои за Филиппины в октябре 1944-январе 1945 годов стали одними из ключевых эпизодов Второй мировой войны на Тихом океане. Первые атаки камикадзе, последнее классическое морское сражение в заливе Лейте, масштабные десантные операции… Вместе с американским флотом в этих боях участвовала и австралийская эскадра – она была малочисленной, но хорошо показала себя, проявив отвагу и мастерство во встречах с более сильным врагом. О кораблях и людях, оказавшихся сильнее японских «богов войны», расскажет эта статья.

Дорога на Филиппины


Соединение австралийских кораблей, предназначенное для действий в составе американского ВМФ, было сформировано в феврале 1942 года. В него вошли тяжёлые крейсера «Australia» (флагман) и «Canberra», а также лёгкий крейсер «Hobart». Боевое крещение отряд получил во время сражения в Коралловом море: 7 мая 1942 года австрало-американское соединение обеспечило прикрытие Порт-Морсби с моря и успешно отбило атаку трёх десятков японских самолётов (торпедоносцев и бомбардировщиков).

7 августа того же года австралийские корабли поддерживали высадку американского морского десанта на остров Гуадалканал, а двумя днями позже «Canberra» погибла в печально известном бою у острова Саво. Потеря ценной боевой единицы существенно ослабила малочисленный австралийский отряд и снизила его активность. С осени 1942 по весну 1943 года «Australia» и «Hobart» осуществляли патрулирование в Коралловом море, не имея контактов с противником. Затем последовала ещё одна неудача: во время похода на Новые Гебриды 20 июля 1943 года «Hobart» был торпедирован японской подлодкой I-11. Попадания одной торпеды хватило для того, чтобы корабль выбыл из строя до января 1945 года.

Тем не менее, австралийское оперативное соединение Task Force 74 или же TF74 (такое наименование оно получило после создания 7-го флота США в марте 1943 года) не прекратило своего существования. Осенью 1943 года в распоряжение австралийцев поступил тяжёлый крейсер «Shropshire» (систершип крейсера «Australia», безвозмездно переданный Великобританией и сохранивший своё название). После прекращения активности японских подлодок в австралийских водах удалось полностью освободить от конвойной службы новейшие эсминцы типа «Tribal»: «Arunta» и «Warramunga». Всё это позволило создать маленький, но боеспособный отряд из двух тяжёлых крейсеров и двух мощных эсминцев, при необходимости усиливавшийся американскими кораблями.

В вихрях «божественного ветра»

Task Force 74 у берегов Голландской Новой Гвинеи, май 1944 года.
На переднем плане тяжёлый крейсер «Shropshire», за ним идёт «Australia»


Обновлённая австралийская эскадра активно включилась в боевую работу, обеспечивая десантные операции союзников. Достаточно привести их список, чтобы понять, какой высокой была нагрузка. Декабрь 1943 года – мыс Глостер и Араве на острове Новая Британия. Март 1944 года – острова Адмиралтейства. Апрель-июнь 1944 года – серия десантов в Голландской Новой Гвинее: Холландиа, Вакде, Биак. 8 июня 1944 года австралийские корабли совместно с американцами сорвали попытку японских эсминцев доставить подкрепление на остров Биак (японцы не приняли бой и стремительно ретировались, контакт ограничился перестрелкой на максимальной дистанции). После поддержки сухопутных войск на Новой Гвинее в сентябре 1944 года соединение Task Force 74 обеспечивало десант на остров Моротай – это стало «последней остановкой» австралийского отряда на пути к Филиппинам.

Битва в заливе Лейте


17 октября 1944 года к филиппинскому острову Лейте подошли передовые корабли 7-го флота США, а 20 октября на него высадились части 6-й американской армии. Австралийский флот представляли уже знакомые нам тяжёлые крейсера «Australia» (флагман соединения Task Force 74) и «Shropshire», эсминцы «Arunta» и «Warramunga», а также три десантных транспорта («Kanimbla», «Manoora», «Westralia») и несколько вспомогательных судов под эскортом фрегата «Gascoyne».

Вскоре после начала операции австралийцам пришлось столкнуться с доселе невиданным японским оружием. Ранним утром 21 октября японский самолёт протаранил надстройку крейсера «Australia». Смертник врезался прямо в мостик, от взрыва и возгорания авиатоплива погибли 30 и были ранены 64 моряка. Среди погибших оказался командир корабля кэптэн Эмиль Дешане, а командир Task Force 74 коммодор Джон Коллинз получил сильные ожоги. Несмотря на тяжёлые раны, этот талантливый офицер выжил и даже вернулся на прежнюю должность в самом конце войны.

Судя по всему, смертник не являлся «организованным» камикадзе из корпуса специальных атак. Наиболее правдоподобная версия произошедшего выглядит так: австралийские крейсера атаковала группа лёгких бомбардировщиков (морские D3A либо армейские Ki-51), и пилот одного из них направил повреждённый зенитным огнём самолёт на вражеский корабль. Вопрос о том, можно ли назвать этот эпизод «первой атакой камикадзе», остаётся открытым. Вне зависимости от намерений японского лётчика, «Australia» стала первым из множества союзных кораблей, атакованных смертниками у Филиппин. Повреждённый крейсер в сопровождении эсминца «Warramunga» покинул зону боевых действий, а австралийское соединение временно возглавил командир крейсера «Shropshire» кэптэн Чарльз Николс.

В вихрях «божественного ветра»

Матросы тяжёлого крейсера «Australia» с мотором японского самолёта,
таранившего их корабль 21 октября 1944 года


Не будем пересказывать хорошо известные перипетии грандиозного морского сражения в заливе Лейте 24–25 октября 1944 года. В центре нашего внимания – действия австралийских кораблей в эти дни. Крейсер «Shropshire» и эсминец «Arunta» оказались в отряде американского контр-адмирала Джесси Олендорфа, оборонявшем пролив Суригао (6 линкоров, 3 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров, 29 эсминцев). Отряду предстояло померяться силами с японской эскадрой вице-адмирала Сёдзи Нисимуры, ядром которой были линкоры «Fuso» и «Yamashiro» (2 линкора, 3 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, 11 эсминцев). Конечно же, союзники превосходили японцев количественно, но бой оказался жарким.

В первые часы 25 октября японские корабли преодолели линию американских торпедных катеров и вошли в пролив Суригао. После 3 часов ночи в атаку пошли эсминцы союзников. «Arunta» была лидером дивизиона, за ней следовали ещё два американских корабля. Яркое описание той ночи оставил один из австралийских моряков:

В вихрях «божественного ветра»


Около 3:20 эсминцы атаковали линкор «Yamashiro», повредив его надстройку снарядами и добившись одного торпедного попадания (вероятно, с американского эсминца «Killen»). В целом, массированная атака лёгких сил прошла более чем удачно. Линкоры «Fuso» и «Yamashiro» получили по два попадания торпед, погибли японские эсминцы «Yamagumo» и «Michishio». Для «Fuso» повреждения оказались роковыми – он потерял ход, а в 3:45 взорвался и переломился на две части. Из команды линкора спаслись только 10 человек.

В вихрях «божественного ветра»

Линкоры «Fuso» и «Yamashiro» (довоенное фото)


Линкор «Yamashiro», на котором держал флаг сам адмирал Нисимура, упрямо шёл вперёд. В 3:56 тяжёлый крейсер «Shropshire» открыл по нему огонь из 203-мм орудий с дистанции 15 000 ярдов (около 13 700 м), присоединившись к американским крейсерам и линкорам. Австралийские артиллеристы делали по 32 выстрела в минуту и добились попаданий с третьего залпа. Надо отдать должное японским морякам – они дрались героически и, при всём неравенстве сил, заставили союзников поволноваться за исход боя. В 4:01 первая и вторая башни главного калибра линкора открыли огонь по австралийскому крейсеру. Здесь также стоит дать слово очевидцу:

В вихрях «божественного ветра»


Вскоре отважный «Yamashiro» получил ещё четыре попадания торпед с эсминцев, перевернулся и в 4:19 затонул. На его борту погибли 1623 человека, включая адмирала Нисимуру, спаслось лишь около десятка моряков. В итоге, японцы потеряли в проливе Суригао оба линкора, тяжёлый крейсер «Mogami» и три эсминца. В эскадре Олендорфа один эсминец пострадал от «дружественного огня». Мрачное утро после боя вспоминал один из офицеров крейсера «Shropshire»:

В вихрях «божественного ветра»


Корабли шли на север, чтобы помочь американским эскортным авианосцам в бою у острова Самар. Однако помощь не понадобилась, так как линкоры адмирала Куриты отступили. Несмотря на ошибки американских адмиралов, грандиозное морское сражение в заливе Лейте окончилось победой союзников. Японский флот больше не представлял серьёзной угрозы, и началось освобождение Филиппин. Австралийские корабли ещё довольно долго поддерживали действия сухопутных войск на Лейте, после чего в середине ноября ушли к острову Манус – передовой базе австралийского флота.

В вихрях «божественного ветра»

Эсминец «Arunta» и тяжёлый крейсер «Shropshire», 1944 год


Бои в заливе Лингаен


Десантная операция, которая должна была обеспечить освобождение крупнейшего филиппинского острова Лусон, началась 5 января 1945 года. В составе сил вторжения 7-го флота США снова находились тяжёлые крейсера «Australia» (под флагом нового командира Task Force 74 коммандера Гарольда Фарнкомба) и «Shropshire», эсминцы «Arunta» и «Warramunga», десантные транспорты «Kanimbla», «Manoora», «Westralia», фрегат «Gascoyne», шлюп «Warrego», а также вспомогательные суда.

При обороне заливе Лингаен японцы сознательно делали ставку на пилотов-смертников – планировались настойчивые, интенсивные и массированные атаки десятками самолётов морской и армейской авиации. Уже в первый день операции крейсер «Australia» снова подвергся атаке камикадзе. Удар пришёлся в среднюю часть корпуса, погибли 25 и были ранены 30 человек. Выбыла из строя треть зенитчиков корабля: расчёты двух 102-мм орудий, шести установок «Bofors» и двух 40-мм автоматических пушек Vickers «pom-pom». Ужасные последствия атаки описал выживший моряк:

В вихрях «божественного ветра»


«Australia» продолжила бой – ей суждено было стать одним из символов доблести австралийского флота. 6 января её второй раз протаранил смертник, врезавшийся в корпус. 8 января крейсер атаковали ещё два самолёта, которые упали в воду рядом с бортом. Один из них нанёс лишь лёгкие повреждения, но бомба второго пробила дыру в борту, и австралийцам пришлось прибегнуть к контрзатоплению своего корабля. 9 января в крейсер врезался пятый камикадзе – он целился в надстройку но, к счастью, попал в переднюю трубу, обрушив её. Всего команда потеряла 44 человека убитыми и 69 ранеными. Крейсер практически лишился ПВО, пострадали приборы связи и управления огнём, из-за повреждений корпуса и крена возникли проблемы при стрельбе главным калибром.

В вихрях «божественного ветра»

Тяжёлый крейсер «Australia» после пяти попаданий камикадзе,
9 января 1945 года


Несмотря ни на что, корабль сохранил частичную боеспособность и выполнил все поставленные перед ним задачи по поддержке морского десанта. Только после того, как 9 января 1945 года американская пехота закрепилась на берегу, «Australia» вышла из боя. Израненный флагман соединения нуждался в ремонте, а его команда – в заслуженном отдыхе и медицинской помощи. Героический крейсер получил благодарности от высших морских командиров союзников, присутствовавших в заливе Лингаен – американского вице-адмирала Джесси Олендорфа и британского адмирала флота сэра Брюса Фрэзера. С флагмана дивизии линкоров «West Virginia» австралийцам на прощание передали:

В вихрях «божественного ветра»


Другие корабли австралийского соединения также дрались отлично. Крейсер «Shropshire» подтвердил репутацию счастливчика, благополучно пережив многочисленные атаки камикадзе. Он чудом избежал попадания 6 января 1945 года: самолёт смертника был замечен в последний момент, но его удалось сбить зенитным огнём, и дело ограничилось близким разрывом. За успешное выполнение задач по бомбардировке береговых позиций противника крейсер удостоился благодарности от адмирала Олендорфа.

Очень хорошо показали себя и австралийские эсминцы. «Arunta» 5 января мастерски уклонилась от тарана камикадзе (бомба смертника взорвалась в воде у борта, погибли два моряка). Осколки повредили электрокабели и паропроводы, корабль потерял ход, но за несколько часов команде удалось устранить все повреждения и дать 25 узлов. Вот как описана эта атака в официальном отчёте командира эсминца:

В вихрях «божественного ветра»


В вихрях «божественного ветра»

Атака камикадзе на эсминец «Arunta», 5 января 1945 года


«Warramunga» 6 января отличилась при спасении американского эсминца «Brooks», который стал жертвой камикадзе. Австралийские моряки помогли американцам потушить пожар и сняли с повреждённого корабля экипаж, передав его на линкор «Pennsylvania». Затем «Warramunga» отбуксировала «Brooks» в безопасное место, прикрывая его зенитным огнём. Оба австралийских эсминца были отмечены в приказах американского командования.

Нельзя не упомянуть и действия других австралийских кораблей. Фрегат «Gascoyne» и шлюп «Warrego» занимались важной для подготовки десанта гидрографической работой в заливе Лингаен и не раз вступали в бой с японскими самолётами. 9 января десантные транспорты «Kanimbla», «Manoora» и «Westralia» обеспечили успешную высадку американской пехоты. «Westralia» был атакован пилотом-камикадзе, но зенитчики корабля сбили его, чем спасли жизни многим пехотинцам. Малозаметную, но важную работу делали матросы и офицеры танкера «Bishopdale», судна снабжения боеприпасами «Yunnan» и других вспомогательных судов.

Между 4 и 9 января 1945 года в заливе Лингаен было зафиксировано около 400 вылетов японских самолётов. За эти дни смертники добились 34 попаданий в союзные корабли, потопив 5 из них (эскортный авианосец «Ommaney Bay», 3 тральщика и транспорт типа «Liberty»). Ценой этих успехов стало то, что японская авиация на Филиппинах оказалась «перемолота» и, фактически, перестала существовать как серьёзная сила. Уцелевшие самолёты и лётчики японского ВМФ эвакуировались на Тайвань. Армейские самолёты пытались атаковать корабли союзников до 13 января, после чего практически прекратили активные действия. Тем временем высаженная на берег двухсоттысячная американская армия начала борьбу за остров Лусон. Успех союзного флота лишил японцев шансов удержать Филиппины.

В вихрях «божественного ветра»

«Мы гордимся тем, что были вместе с вами». Тяжёлый крейсер
«Australia» и эсминец «Arunta» в заливе Лингаен, январь 1945 года


Победный финал


Как уже упоминалось, вскоре после успешной высадки десанта тяжёлый крейсер «Australia» покинул зону боевых действий. Знаменитый корабль прошёл срочный ремонт в Сиднее, после чего был отправлен на капитальный ремонт в Великобританию. Домой он вернулся только в январе 1946 года. Коммандер Фарнкомб перенёс флаг на эсминец «Arunta», и его эскадра продолжала действовать у берегов Филиппин. В феврале 1945 года австралийские корабли приняли участие в освобождении Манилы.

В мае-июле 1945 года соединение Task Force 74, в состав которого вернулся вышедший из долгого ремонта лёгкий крейсер «Hobart», обеспечивало десантные операции австралийской армии на Новой Гвинее и Борнео. Корабли готовились к дальнейшим боевым действиям, на фронт прибыл новый эсминец «Bataan» (систершип «Arunta» и «Warramunga»). Но войне пришёл конец, и ветеранам боёв за Филиппины поручили последнее задание. 2 сентября 1945 года тяжёлый крейсер «Shropshire», эсминец «Warramunga» и фрегат «Gascoyne» присутствовали в Токийском заливе на церемонии капитуляции Японии.

Хотелось бы завершить эту статью словами прославленного адмирала сэра Брюса Фрэзера, командующего Британским Тихоокеанским флотом, который лично находился в заливе Лингаен в январе 1945 года:

В вихрях «божественного ветра»


В вихрях «божественного ветра»

Адмирал Фрэзер сходит с эсминца «Warramunga» в Йокосуке,
4 сентября 1945 года

0 не понравился
19 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Странник
Дата:
(6 мая 2016 09:14)
#1
блин все хорошо...НО! НЕ понимаю я почему Пью пишет про забугорщиков, а не про наших???????????
Томск [ссылка]
0 / 4
 
 
 
 
 
 
Слепой Пью
Дата:
(6 мая 2016 10:36)
#2
Цитата: Странник
блин все хорошо...НО! НЕ понимаю я почему Пью пишет про забугорщиков, а не про наших???????????

Блядь, да ты заебал уже! Пишу про ВСЕХ. Какогоанного бугеля, ты читаешь только про забугощиков? Протри иллюминаторы и строго по курсу!...
 


Дело сделано...
Томск [ссылка]
14 / 0
 
 
 
 
 
 
Странник
Дата:
(6 мая 2016 10:59)
#3
Цитата: Слепой Пью
Цитата: Странник
блин все хорошо...НО! НЕ понимаю я почему Пью пишет про забугорщиков, а не про наших???????????

Блядь, да ты заебал уже! Пишу про ВСЕХ. Какогоанного бугеля, ты читаешь только про забугощиков? Протри иллюминаторы и строго по курсу!...

Хм...Пью, странная реакция....тем более с матами....ну вообщем намек понял...
Томск [ссылка]
4 / 1
 
 
 
 
 
 
Слепой Пью
Дата:
(6 мая 2016 12:33)
#4
Цитата: Странник
Хм...Пью, странная реакция....тем более с матами....ну вообщем намек понял...


wink

 


Дело сделано...
Томск [ссылка]
13 / 0
 
 
 
 
 
 
Бухарик
Дата:
(6 мая 2016 14:48)
#5
Душевно пообщались. Но, честно говоря, товарищ Странник в чем-то прав: давненько, старый, ты про РККФ не постил biggrin
 
Я не грустный, я трезвый
Томск [ссылка]
2 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх