Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
25
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 16 дней
Всячина

Подводная лодка - истребитель проекта 705,705К и нереализованные модификации

Наряду с проектированием атомных подводных лодок II поколения
в СКБ-143 ("Малахит") велись поиски новых технических решений,
способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного
кораблестроения.



К-64. Проект 705


В 1959 году один из ведущих специалистов Бюро А.В.Петров вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа. По замыслу, новый корабль, своеобразный "истребитель-перехватчик", должен был обладать скоростью подводного хода, превышавшей 40 узлов, улучшенной маневренностью и иметь повышенные боевые качества.

На атомной подводной лодке проекта 705 были впервые установлены
пневмогидравлические торпедные аппараты, обеспечивающие
стрельбу во всем диапазоне глубины погружения


Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года. 23 июня 1960 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705.


Проект 705 и 705К


ПРОЕКТ 705: Постановлением от 22 мая 1961 года разрешалось научному руководителю проекта академику А.П.Александрову и главному конструктора проекта Михаилу Георгиевичу Русанову, при наличии достаточных обоснований, отступать от норм и правил военного кораблестроения. Это постановление было обусловлено немыслимыми ранее требованиями по созданию атомной подводной лодки, обладающей нормальным водоизмещением около 1500 тонн, полной подводной скоростью около 45 узлов, глубиной погружения не менее 450 метров, количеством личного состава не более 15 человек, автономностью плавания - 50 суток.


Проект 705 и 705К


Помимо академика А.П.Александрова, осуществлявшего научное руководство по проекту в целом, научное руководство по системе комплексной автоматизации и её проектированию атомной подводной лодки было поручено академику В.А.Трапезникову (Институт автоматики и тепломеханики академии наук СССР), по электрооборудованию подводной лодки - академику академии наук Армянской ССР А.Г.Иосифьянцу (ВНИИ электромеханики Госкомитета по автоматизации и машиностроению СССР).


Проект 705


Коллективом СКБ-143 ("Малахит") совместно с контр-агентами был проведен большой комплекс НИОКР по созданию малой атомной подводной лодки проекта 705. После исследования различных схем ГЭУ, было решение остановится на однореакторной главной энергетической установке с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара, что по сравнению с ГЭУ, имеющими традиционный водо-водяной реактор, обеспечивало экономию 300 тонн водоизмещения. В качестве корпусного материала было решение использовать титановый сплав, разработанный ЦНИИ металлургии и сварки (ЦНИИ КМ "Прометей"). Для атомной подводной лодки проекта 705 применялись новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов 20 века. Для спасения экипажа подводной лодки при нахождении на любой глубине, вплоть до предельной, была применена спасательная рубка-камера максимальной вместимостью 30 человек, обеспечивающая автономность экипажа по запасам воды до 6 суток. Впервые для управления подводной лодки по проекту ЦКБ имени Кулакова (ныне ЦНИИ "Гранит") была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Аккорд" позволившая сосредоточить все управление атомной подводной лодки на центральном посту. Тщательная отработка гидродинамических обводов корпуса лодки велась учеными московского филиала ЦАГИ имени профессора Н.Е.Жуковского.


Спасательная капсула


Атомная подводная лодка проекта 705 предназначалась для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходах морем и на позициях вероятного использования оружия против нашего побережья, включая арктические районы



Водоизмещение лодки нормальное - около 2280 м3, скорость полная под ГТЗА - около 40 узлов, автономность - 50 суток, численность экипажа - 29 человек. Вооружение: 6 торпедных аппаратов, боезапас 18 торпед. Мощность ГТЗА типа ОК-7 - 40000л.с.


Макет блока паротурбинной установки ОК-7
подводной лодки проекта 705


Строительство опытной подводной лодки проекта 705 с атомной энергетической установкой ОК-550, имеющей атомный реактор с жидкометаллическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя первого контура, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато на Ново-Адмиралтейском заводе 2 июня 1968 года.


Проект 705К


Всего Ново-Адмиралтейским заводом было построено за 1971-1981 годы четыре атомных подводных лодки проекта 705.



Формирование носового блока


ПРОЕКТ 705К: В период рассмотрения корректированного технического проекта атомной подводной лодки проекта 705 ОКБ "Гидропресс" в инициативном порядке выступило с техническим предложением по разработке блочной атомная паропроизводительная установка (АППУ) применительно к подводной лодке проекта 705. АППУ позволила несколько уменьшить длину корабля и его водоизмещение. Установка БМ-40А (150 кВТ) однореакторного типа, имеет два ПГ вместо трёх у АППУ ОК-550. Установка БМ-40А выполнена в виде блочного агрегата, включающего в себя все основное оборудование и биологическую защиту. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут.


Формирование опытной автоматизированной атомной подводной
лодки проекта 705 на стапеле


Строительство подводной лодки проекта 705К осуществлялось под руководством главного конструктора М.Г.Русанова (впоследствии В.В.Ромина) на заводе №402 (Севмаш) в Северодвинске. Несмотря на новизну и резкое отличие от всех ранее эксплуатирующихся атомных подводных лодок проекта 705 и 705К показали себя надёжными и боеспособными кораблями. После вступления в строй корабли этого проекта совершили ряд походов в различные точки мирового океана. Интенсивность их использования была достаточно высокой, они регулярно совершали автономные походы, участвовали практически во всех учениях и маневрах военно-морского флота на Атлантическом театре, показали высокую эффективность; каждая имела несколько контактов с иностранными подводными лодками и благодаря высокой маневренности и скорости получали определённые преимущества перед иностранными подводными лодками.


Формирование опытной автоматизированной атомной
подводной лодки проекта 705 на стапеле


Это были подводные корабли 21 века, обогнавшие своё время на многие годы и поэтому оказавшиеся слишком трудными в строительстве, испытаниях и эксплуатации. Сложность их техники, серьезные трудности по обеспечению базирования, связанные с постоянным поддерживанием первого контура в горячем состоянии, создали предпосылки к решению о выводе этих атомных подводных лодок из состава военно-морского флота.


К-64. На заднем плане НИС "Космонавт Юрий Гагарин"


ПРОЕКТИРОВАНИЕ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК НА БАЗЕ АПЛ ПРОЕКТА 705:


ПРОЕКТ 705А: В 1963 году СКБ - 143 ("Малахит") приступило к разработке эскизного проекта на базе атомной подводной лодки проекта 705А, которому был присвоен номер 686. Главным конструктором проекта был назначен А.К.Назаров.


К-64


При разработке эскизного проекта необходимо было совместно с рядом организаций выполнить исследования управляемости и ходкости корабля, откорректировать совместно с ОКБ-781 систему управления движением подводной лодки "Боксит", изготовить и испытать магнитную модель корабля, разработать систему автоматического управления и сигнализации состояния ракетных контейнеров и бортразъема с панелью пульта управления ракетной стрельбой.



Согласно ТТЗ на проектирование, атомной подводной лодки проекта 686(705А) предназначалась для уничтожения крылатыми ракетами надводных кораблей и транспортов вероятного противника. Кроме установки ракетного оружия, к этому кораблю были предъявлены дополнительные требования. К ним в первую очередь необходимо отнести установку средств гидроакустического целеуказания ракетному оружию, разработку межотсечных переборок прочного корпуса, рассчитанных на давление 10 кгс/см2, обеспечение всплытия с грунта, увеличение автономности корабля и численности экипажа.



К-64. Спуск на воду


Эскизный проект СКБ-143 ("Малахит") разрабатывался, как это и было предусмотрено ТТЗ, в двух вариантах: с корпусом из титанового сплава и со стальным корпусом. В дальнейшем было принято решение о передаче всех материалов эскизного проекта ЦКБ "Лазурит", за которым министерство судостроительной промышленности закрепило работы по проектированию подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами.


К-373


ПРОЕКТ 705Б: На начальных стадиях работ по созданию модификации атомной подводной лодки проект 705 с баллистическими ракетами были использованы имеющиеся данные по отечественным ракетам разрабатывавшихся в то время комплексов.


К-373


Главным конструктором подводной лодки проекта 705Б был назначен Г.Я.Светаев. Однако применительно к аАПЛ проекта 705 из-за значительных массогабаритных характеристик эти ракеты приводили к существенным архитектурным изменениям базового корабля.



Поэтому по инициативе СКБ-143 ("Малахит") А.П.Александровым перед разработчиками ракет был поставлен вопрос о возможности создания малогабаритной, но достаточно эффективной баллистической ракеты типа "Polaris" (США). Подобные ракеты в количестве восьми едениц позволяли скомпоновать отсек, вписывающийся в корабль. При этом атомный ракетоносец имел бы минимальное водоизмещение, высокую подводную скорость.


Проект 705 и 705К


В конце 1960 годов от В.П.Макеева в бюро поступило предложение с ожидаемыми данными по ракете, этапам и срокам её создания.

В период интенсивной деятельности по эскизному проекту работы по нему были неожиданно для Бюро прекращены и все материалы были переданы в ЦКБ-16 (ЦПБ "Волна").

ПРОЕКТ 705Д: Проектом 705Д предусматривалось усиление вооружения подводной лодки за счет установки дополнительно к основному торпедному вооружению калибра 533 мм - четырех-шести ракетоторпед калибра 630 мм в забортных пусковых установках, располагаемых в ограждении рубки. Разработка проекта выполнялась на базе атомной подводной лодки проекта 705К с АППУ БМ-40А. Предусматривалось также увеличение запаса торпед калибра 533 мм на 12 единиц. Предэскизный проект был закончен 31 марта 1973 года. В первом квартале 1974 года технический проект был рассмотрен и утвержден, однако все дальнейшие работы по проекту 705Д были прекращены.

* * *


И еще несколько фото проекта, которые появились, в сети, буквально на днях, пока этот пост лежал в админке.


Северодвинское предприятие "Севмаш" продолжает нас радовать ново-старыми снимками. Несколько десятилетий они прятались от нас под грифом "Секретно", но теперь их выпустили на волю. Очередной радостью для меня, наверно и для вас тоже, станут снимки вывода из цеха №42 головной атомной подводной лодки проекта 705К - К-123.



все теги
Комментарии5
  1. KAMAZ6460
    На uCrazy 8 лет 13 дней
    Бл..ь! Суметь сделать такую энергетическую установку и не суметь обеспечить ее /подогрев/ на базе. Грубо говоря- поддержать пары как в паровозе (370-470градусов температура перегретого пара). До ~540 'С температура пара на ТЭЦ с котлами из черновой стали и свыше 540 из аустенитных (нерж).
    В русско-японскую войну пары держали и на эскадре Реценштейна(Владивосток) и в Порт-Артуре. Это на тех утюгах с их технологиями каменного века!!! А бл..ь для лодок когда в космос полетели-не могли или трудно.
    Скорее всего распи.дяям доверили заботу о корабле действительно опередившем свое время.
    Как всегда,у автора интересные статьи. Мой скромный плюсик.
  2. kymix
    На uCrazy 15 лет 22 дня
    Цитата: KAMAZ6460
    Бл..ь! Суметь сделать такую энергетическую установку и не суметь обеспечить ее /подогрев/ на базе. Грубо говоря- поддержать пары как в паровозе (370-470градусов температура перегретого пара). До ~540 'С температура пара на ТЭЦ с котлами из черновой стали и свыше 540 из аустенитных (нерж)

    Пепец, ты сравнил АТОМНЫЙ РЕАКТОР с паровозом? Ты че псих? Хоть температура плавления сплава свинец-висмут и 240 оС, но это температура ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ атомного реактора. Его нельзя так просто остановить для обслуживания и заправки топливом-надо удалить металлический теплониситель. А потом его снова приготовить-расплавить и ввести в систему охлаждения. И контуры, по которым течет сплав металлов работают гбез передыху, как и сам реактор. А это перерасход топлива и ресурса всей остановки. И где тут паровоз?
  3. KAMAZ6460
    На uCrazy 8 лет 13 дней
    Цитата: kymix
    Цитата: KAMAZ6460
    Бл..ь! Суметь сделать такую энергетическую установку и не суметь обеспечить ее /подогрев/ на базе. Грубо говоря- поддержать пары как в паровозе (370-470градусов температура перегретого пара). До ~540 'С температура пара на ТЭЦ с котлами из черновой стали и свыше 540 из аустенитных (нерж)

    Пепец, ты сравнил АТОМНЫЙ РЕАКТОР с паровозом? Ты че псих? Хоть температура плавления сплава свинец-висмут и 240 оС, но это температура ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ атомного реактора. Его нельзя так просто остановить для обслуживания и заправки топливом-надо удалить металлический теплониситель. А потом его снова приготовить-расплавить и ввести в систему охлаждения. И контуры, по которым течет сплав металлов работают гбез передыху, как и сам реактор. А это перерасход топлива и ресурса всей остановки. И где тут паровоз?


    Сиди,дрочер бесполезный.
    Даж пояснять не буду,ананисту-уклонисту.
    Р.С. че ты мне пукнешь,домашний ребенок?
  4. PATRON
    На uCrazy 9 лет 11 месяцев
  5. inkass
    На uCrazy 9 лет 3 месяца
    Хотел бы только добавить, что проект назывался "Лира" (буржуйское название "Альфа"). Лодки прослужили 9-19 лет (в зависимости от года выпуска), в 1990 г. были выведены из состава флота. Честно говоря - жаль. Проект очень интересный, больше никто в мире серийно таких лодок не строил. Скоростнее их была только лодка проекта "Анчар" - печально известная "Золотая рыбка", скорость которой превышала 44 узла.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}