Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
7 июня 2016 01:21
Просмотров:
2159
Комментариев:
0
Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"


Вы бы дали свои деньги инженеру, пообещавшему достать со дна морского кучу золота? Двадцать лет назад более сотни состоятельных американцев подписались под этой авантюрой

Где теперь Томми Томпсон? Еще недавно имя этого инженера из Колумбуса (штат Огайо) было в Америке на слуху. Он собрал с инвесторов и банков $55‑млн под новейшую подводную технологию поднятия золота со дна Атлантического океана.

Что же случилось потом?

Почему сейчас никто не знает где находится Томми Томпсон?

Сейчас мы все узнаем ...


Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"

Колёсный пароход "Центральная Америка".


Одним из самых больших подводных кладов, о которых было достоверно известно, стало в середине 19 века место крушения парохода «Центральная Америка».

SS Central America - трехмачтовый пароход, 85 метров в длину, в 1857 году перевозил большую партию золота в виде слитков и монет - 10 тонн золота, добытого во времена калифорнийской «золотой лихорадки». Попав в сильнейший шторм, затонул в 160 милях от побережья Южной Каролины. На борту тогда находилось 578 человек: пассажиры и члены экипажа, спасти удалось 150 человекам на специальных спасательных шлюпках. За свое недолгое существование, а спущен на воду он был в 1853 году, пароход успел совершить 43 рейса из Нью-Йорка в Панаму.

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"

Гибель "Центральной Америки".
Картина Чайлдса (Национальный морской музей).


Трагедия разыгралась в 160 милях от побережья Южной Каролины. 9 сентября 1857 годы по пути в Нью-Йорк пароход «Центральная Америка» попал в шторм, постепенно переросший в ураган. Корпус судна дал течь, намочив запасы угля. После этого команда корабля практически лишилась возможности поддерживать работу парового котла и насосов и «Центральная Америка» оказалась беспомощной перед буйством стихии. Экипаж приложил все силы для спасения парохода и пассажиров. «Центральная Америка» медленно набирала воду. Борьба с забортной водой и ветром продолжалась более двух суток. Часть пассажиров сумела в условиях непрекращающегося шторма пересесть в спасательные шлюпки. Агония парохода «Центральная Америка» продолжалась до вечера 12 сентября. Судно затонуло, унеся с собой жизни 425 человек пассажиров и членов экипажа. Спаслось 153 человека из числа подобранных на месте трагедии и снятых со спасательных шлюпок.

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"

Морской путь, соединявший Запад и Восток. Красным обозначен
маршрут парохода "Центральная Америка".


Это кораблекрушение стало одной из самых серьёзных морских катастроф на море в 19 веке. Помимо множества людей океан поглотил и перевозимый судном ценный груз. По приблизительным оценкам на дне оказалось до 21 тонны драгоценного металла в слитках, золотых и серебряных монетах, ювелирных изделиях и самородках.

Место затопления «Центральной Америки» хоть и приблизительно, но было известно, однако глубина оказалась велика, что долгое время делало место гибели парохода недоступным для исследования и поднятия груза. Только в восьмидесятых годах необходимые для глубоководных исследований технологии стали доступны подводным археологам и кладоискателям. В начале восьмидесятых годов созданием и использованием такой техники заинтересовался инженер Томми Томпсон. Он спроектировал и собрал телеуправляемый подводный аппарат «Немо» и задумался о его практическом применении.

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"

Инженер Томми Томпсон.


Несколько лет Томпсон и его компаньон Боб Эванс отрабатывали информацию по затонувшим кораблям и остановили свой выбор на «Центральной Америке». Для поисков места крушения и подъёма ценностей они организовали компанию Columbus American Discovery Group. Чтобы определить место нахождения судна исследователи изучили архивы и ограничили площадь поиска до 1400 квадратных миль. К лету 1986 года их теоретическая и материальная база была готова к экспедиции.

Предполагаемый участок нахождения парохода исследовали при помощи сканеров и сонара и определили наиболее вероятное место крушения в 160 милях от Чарльстона. Объект находился на глубине около 2500 метров. Уже 8 июля 1987 года глубоководный аппарат поднял первый кусок угля с лежащих на дне останков парохода. Следующие два года для компании ушли на борьбу с конкурентами в суде и на подтверждение своих прав на подводный клад.

К июлю 1989 года все правовые вопросы были решены, и 20 июля судно экспедиции прибыло на место нахождения «Центральной Америки». Уже через неделю из воды подняли первые ценные находки. Здесь в полной мере проявил свои возможности глубоководный аппарат «Немо». Он разрабатывался специально для выполнения работ в условиях большого давления и успешно справлялся с расчисткой места крушения, а также аккуратным извлечением найденных слитков, монет и других предметов из донных отложений и разрушенных конструкций корабля. Всего в течение двух месяцев работ извлекли на поверхность около трёх тонн золота.

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"

Экспонат выставки "Ship of gold" - часть поднятого груза "Центральной Америки".


По словам представителей компании, это была пока лишь разведка. Найдено 5 золотых слитков весом от 96,5 до 313,5 тройских унций, а также две 20-долларовые монеты Double Eagle. Одна была отчеканена в Сан-Франциско в 1857 году, другая – в 1850 году в Филадельфии. Находка оценивается в 1 миллион 300 тысяч долларов.

Так было положено начало процессу возвращения ценностей «Центральной Америки» со дна океана. Томпсон со своей командой летом 1989 года смог исследовать лишь малую часть площади, на которой покоятся останки погибшего судна.

Он раздавал направо и налево телеинтервью, договаривался о выпуске книг и документальных фильмов о спасении им несметных сокровищ с затонувшего корабля SS Central America — сотен золотых монет (так называемых двойных орлов номиналом в $20), а также слитков и брусков; совокупная стоимость драгоценностей оценивалась в $100–400 млн. Часть добычи отправилась на выставки, около $100 млн было выручено на широко разрекламированных аукционах.

Потом Томпсон пропал. Его последнее зафиксированное место жительства — стоянка жилых трейлеров в Форт-Пирсе (штат Флорида). По его старому адресу в Колумбусе телефон не отвечает. Инвесторы, финансировавшие созданное Томпсоном товарищество на вере Recovery Limited Partnership, не вернули ни копейки своих денег за 19 лет, прошедших со времени поднятия сокровищ, и подозревают, что Томпсон просто-напросто сбежал с многомиллионным состоянием. Прошло столько времени, что кто-то из инвесторов, которых охмурил Томпсон, уже умер от старости. Некоторые из тех, кто еще жив, засыпали исками суды — они хотели бы увидеть свои деньги. Или хотя бы финансовый отчет о их растрате.

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"

Исследовательское судно компании Odyssey Marine Exploration.


«Были ли инвестиции истца [в товарищество] растрачены, утеряны или с ними случилось нечто худшее?» — вопрошает адвокат Стивен Тиджес, защищающий интересы Dispatch Publishing и бывшего президента Ohio Company Дональда Фанты. Тиджесу удалось узнать о судьбе денег очень немного, поскольку адвокаты Томпсона делают все возможное, чтобы скрыть обстоятельства дела. В результате почти вся информация, включая расходы товарищества после поднятия сокровищ, оставалась закрытой. Никто не знает ни содержания клада, ни его реальной стоимости, потому что эти сведения по требованию Томпсона не раскрывались, притом что за стенами суда он хвастался, что его находка тянет на миллиард долларов. Все это возбудило у инвесторов самые худшие подозрения. «Мне кажется, он был нечестен с самого начала, — говорит 94-летний Джон Г. Маккой, бывший директор Bank One (теперь входит в JPMorgan Chase), который вместе с женой вложил в предприятие $219‑000. «Все, что с ним связано, покрыто мраком», — говорит прокурор штата Огайо Джон Дж. Честер, который тоже дал на авантюру $180‑000.

Действительно, известно о нем немного. Томпсон увлекся поиском сокровищ в 1975 году, когда он получил диплом инженера в Университете штата Огайо. Скучный замкнутый человек, который запросто мог надеть черные носки и тяжелые кожаные ботинки с шортами-бермудами, Томпсон в 1981 году был принят на работу в расположенную в Колумбусе лабораторию исследовательской фирмы Battelle Memorial Institute, чтобы изучать возможности добычи полезных ископаемых с морского дна. Но его больше интересовала добыча затонувшего золота. К 1980-м годам технический прогресс позволил обследовать дно океана с помощью небольших беспилотных подводных аппаратов. Томпсон изучал карты маршрутов и декларации грузов затонувших судов вроде «Титаника», чтобы узнать местонахождение останков кораблей и стоимость их груза.

Пользуясь своим простоватым обаянием, Томпсон в 1985 году предложил группе инвесторов из Огайо план поисков Central America — деревянного колесного парохода, который в 1857 году во время урагана потерпел крушение у берегов Северной Каролины, унеся на глубину 2500 м 425 человек и весь свой груз: массу золота в слитках и свежеотчеканенных двадцатидолларовых монетах. Это была знаменитая история. «Все знали, что вероятность найти золото равна нулю, но люди все равно хотели вложить деньги в предприятие», — вспоминает Дональд Г. Глоуэр, бывший декан инженерного колледжа Университета штата Огайо и бывший преподаватель Томпсона, а ныне пенсионер. Глоуэр охотно помогал Томпсону завязывать знакомства: «Я всегда считал его честным человеком».

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"


Затонувшие сокровища — что еще нужно, чтобы заинтересовать спекулянтов? За девять лет в предприятии принял участие сто шестьдесят один инвестор, в их числе девелопер Дон М. Кастро, издатель газеты Columbus Dispatch Джон Ф. Вулф и основатель Worthington Industries Джон Г. Макконнел. Сверх этого Томпсон занял еще десятки миллионов долларов. Сам он, как главный партнер, должен был получить 40% прибыли.

Поначалу вкладчики видели, как работают их средства. Томпсон оснастил 55-метровое четырехъярусное канадское исследовательское судно Arctic Discoverer гидролокатором бокового обзора и новейшими электронными детекторами. Обнаружив затонувшее судно, он привлек самолеты и даже спутники, чтобы обследовать место кораблекрушения. Он также нанял инженеров, построил подводную лодку Nemo, оснастил ее семью видеокамерами, девятью высокоточными роботизированными манипуляторами и реактивными соплами. Мощные струи на глубине 2500 м счищали с затонувшего корабля ил, в то время как инженеры наблюдали за происходящим с берега. Всего на эти работы ушло, по оценкам, $10 млн.
Но неожиданно Томпсон столкнулся с новым и весьма дорогостоящим препятствием. В 1987 году 39 страховых компаний подали иск, предъявив свои претензии на найденные сокровища. Вопрос о том, кому принадлежит золото, разбирался в суде 13 лет. В 1992 году апелляционный суд вынес постановление, согласно которому страховщики должны получить часть сокровищ, но еще восемь лет прошло, прежде чем была установлена их доля в размере $5‑млн, которые они впоследствии и получили.

Гилфорд Д. Уэр, возглавляющий группу адвокатов, нанятых страховыми компаниями, говорит, что судебные издержки его противника должны были быть весьма велики. Он пытался склонить Томпсона к полюбовному соглашению, но встретил решительный отказ. «Я не мог понять, чего они добиваются, — говорит Уэр. — Они были уверены, что станут мультимиллионерами и сорили деньгами, словно песком».

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"


Уэр уверен, что Томпсон решил идти до конца, потому что был намерен создать прецедент, который бы закрепил на будущее закон «кто нашел клад под водой, тот и владелец». По словам инвесторов, Томпсон считал эпопею с кораблем Central America лишь первой в серии крупномасштабных операций по подъему сокровищ с использованием технологии подводных аппаратов, первопроходцем в которой он стал.
Возможно, именно поэтому Томпсон в ходе судебных разбирательств пытался держать в тайне местонахождение сокровищ, свои методы и перечень находок.

За стенами суда Томпсон был более разговорчив. Он непрестанно рекламировал сокровища при помощи хорошо продуманной PR-кампании. К 1990 году, по подсчетам Томпсона, о нем написали более 3000 раз. «Мы рассчитываем, что хорошая пресса поможет нам продавать золото», — писал он.

Томпсон сам контролировал информационные потоки. Своему зятю Милту Баттерворту-младшему он передал права на съемку экспедиции и на фотографии находок, опубликованные в роскошной книге «Потерянное сокровище Америки» (1998 год). Писатель Гари Киндер был допущен к кораблю, команде и поискам сокровищ для написания книги «Золотой корабль на дне синего моря». Она также вышла в 1998 году под редакцией самого Томпсона. Томпсон дал добро на панегирическое изображение экспедиции, и книга Киндера стала бестселлером.

Любопытно, что, согласно этой книге, при кораблекрушении затонула 21 тонна золота. Некоторым это дало основание считать, что еще 18 тонн остается на морском дне. «На мой взгляд, это предположение абсурдно, — говорит Фред Н. Холаберд, консультант по добыче полезных ископаемых, нанятый судом в качестве эксперта. — Здравый смысл говорит: знай они, что там есть еще золото, они бы искали его».

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"


Кто получает деньги от продажи книг, фотографий и прав на экранизацию? Неясно, поскольку эти данные не разглашаются. Зато все, что оглашалось, безусловно, шло на пользу Томпсону в деле продажи золота. Подписав с инженером соглашение о реализации сокровищ, аукционный дом Christie's выплатил ему авансом $36 млн, вероятно, в конце 1980-х. Томпсон, судя по всему, нашел более выгодное предложение и дал задний ход, поэтому в 1998 году Christie's возбудил иск о возвращении $36 млн с набежавшими процентами — подробности дела не разглашались, оно было замаскировано под именем «ABC против HIJ».

Чтобы продать сокровище, Томпсон обратился к спортивному промоутеру Дуайту Мэнли и его фирме California Gold Marketing Group. Мэнли составил 50-миллионный договор с кредиторами и инвесторами, чтобы выкупить долю Томпсона и Christie’s. Затем он организовал передвижную выставку 20-миллионного золотого клада. С 2000 по 2003 год любители редких монет могли смотреть на сокровище через медные иллюминаторы модели деревянного парохода длиной 12 м и высотой 4,5 м, которая объехала всю страну. Томпсон появлялся на передвижной выставке и раздавал автографы. Экспозиция пользовалась такой популярностью, что приходилось нанимать дополнительных охранников, которые сдерживали натиск толпы.

Мэнли не составило труда распродать 7800 монет из клада. Золотые бруски были либо проданы как слитки, либо переплавлены на памятные 50-долларовые монеты, отчеканенные штемпелями, которые были скопированы с оригиналов 1855 года частного монетного двора Kellogg & Humbert в Сан-Франциско. (Монеты не отличить от тех, что чеканились в 1850-е, если не заметить надписи мелкими буквами «S.S. Central America gold CHS».)

Какая сумма была выручена от продажи? Тоже неизвестно. Пресс-релиз California Gold Marketing Group от 19 ноября 2003 года сообщает, что сокровища были «практически распроданы» и определяет их стоимость более чем в $100 млн. Но теперь Мэнли отказывается подтвердить эту сумму. «Я никогда этого не заявлял, — утверждает он. — Это чистая спекуляция». Он отказывается сообщить, сколько принесла продажа драгоценностей и сколько получил Томпсон.

Уставшие от ожидания дольщики и другие участники предприятия, которые утверждают, что им была обещана часть сокровищ, в 2005 и 2006 годах подали иски, требуя расчета золота и издержек. Но в апреле этого года юристы Томпсона, узнав, что судья штата собирается открыть дело, переслали его в федеральный суд. Адвокаты Томпсона настаивают на том, что документы должны содержаться в тайне, поскольку в них есть ценная торговая и деловая информация.

Некоторые инвесторы непостижимым образом сохраняют доверие к Томпсону, который собирает еще $40 млн на новую попытку достать остатки сокровищ со дна океана. «Он гениальный человек, — уверяет страховой агент из Колумбуса Дональд Е. Гарликов, вложивший $200 000. — Я охотно дам ему и больше денег, если он попросит».

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"


В 2013 году правопреемники его компании передали права на дальнейшее исследование места крушения парохода и извлечение на поверхность сокровищ фирме Odyssey Marine Exploration. Специалисты этой фирмы обладают большим опытом в проведении различных работ на глубине, в том числе и на затонувших судах. В совокупности с совершенной технической базой это позволяет им совмещать научные и археологические исследования с получением прибыли от экспедиций.

В апреле 2014 года Odyssey Marine Exploration активно приступили к работам. Все действия их дистанционно управляемого аппарата «Зевс» на месте раскопок тщательно документировались. Операторы «Зевса» работают в тесном сотрудничестве с археологами. Все предметы, требующие консервации, проходят эту процедуру сохранения прямо на корабле. В течение экспедиции были взяты образцы глубоководных организмов и продолжены исследования по воздействию окружающей среды на древесину. Ежемесячно, в течение всей экспедиции, компания выкладывала в свободный доступ отчёты, позволявшие ознакомиться с проделанной работой и найденными артефактами.

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"


Среди поднятого с парохода груза имеется множество слитков золота разных размеров и тысячи монет из драгоценных металлов, датируемых с 1823 по 1857 годы. Очень впечатляет их разнообразие: иностранные монеты и американские (номиналами от 10 центов до 20 долларов). Качество извлекаемых монет также изумляет. Наиболее ценными на борту «Центральной Америки» оказались золотые двадцатидолларовые монеты, отчеканенные на монетном дворе Сан-Франциско. До появления на нумизматическом рынке монет из клада со дна океана эта золотая монета считалась очень редкой. В мире таких монет, не имевших следов обращения (т.е. идеально сохранившихся), насчитывалось чуть более трёх десятков.

Цена такой находки многократно выше цены драгоценного металла, отчасти и благодаря их истории происхождения из подводного клада.

Найдено немало личных вещей пассажиров и снаряжения корабля. Особо выделяется обнаружение нескольких десятков дагеротипов и амбротипов – предшественников фотографий. Эти частицы истории очень редки и ценны.

Как инженер Томпсон был кладоискателем или золото "SS Central America"


И вот в январе 2015 год в округе Палм-Бич, штат Флорида, арестован находившийся два года в бегах охотник за сокровищами Томми Томпсон. Он бежал после того, как ему были предъявлены официальные обвинения в 2012 году.

Томпсон был арестован со своей помощницей Элисон Антейкер. На протяжении двух лет они жили в отеле Hilton в городе Бока-Ратон на юго-восточном побережье штата Флорида.

Как сейчас утверждается Томпсон, чтобы заняться поисковыми работами, договорился о сотрудничестве с 160 инвесторами, которые вложились в проект. Он собрал на экспедицию около 12,7 миллиона долларов. Общая стоимость извлеченного золота составила 100–150 миллионов долларов, однако никому из инвесторов расходы возмещены не были. Некоторые из них подали в суд на Томпсона в 2005 году.

Кроме того, на Томпсона сразу после обнаружения корабля подали в суд 39 страховых компаний, которые предъявили свои права на золото. Они обосновали это тем, что в XIX веке, когда затонул корабль, груз был застрахован ими.






0 не понравился
31 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх