ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
9 июн€ 2016 12:09
ѕросмотров:
1004
 омментариев:
3
ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой


Ђјдмирал граф Ўпееї стал третьим немецким Ђкарманным линкоромї,
построенным после крейсеров Ђƒойчландї (ЂЋютцовї) и Ђјдмирал Ўеерї.
¬ первые мес€цы ¬торой мировой он безнаказанно топил британские
торговые суда, став самым знаменитым кораблЄм своего типа. ј итоги
его первого и последнего бо€ дают богатый материал дл€ анализа
эффективности артиллерийского вооружени€ и броневой защиты
немецких т€жЄлых крейсеров. ѕочему же бой при Ћа-ѕлате и его
результаты до сих пор вызывают столь жаркие споры?


Ќа момент начала ¬торой мировой войны т€жЄлый крейсер Ђјдмирал граф Ўпееї под командованием капитана-цур-зее √анса Ћангсдорфа находилс€ в ÷ентральной јтлантике. ѕриказ на открытие крейсерской войны он получил только 25 сент€бр€ 1939 года Ц до этого момента √итлер ещЄ рассчитывал мирно уладить конфликт с ¬еликобританией. ¬ойна должна была вестись строго по призовым правилам, поэтому о неожиданных артиллерийских или торпедных атаках речи не шло.

ѕочти два с половиной мес€ца ЂЎпееї и Ђƒойчландї вместе с несколькими судами снабжени€ безнаказанно действовали в јтлантическом и »ндийском океанах. ƒл€ их поиска англичанам и французам пришлось выделить 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 т€жЄлых и 5 лЄгких крейсеров. ¬ конце концов, группа ЂGї коммодора √енри ’эрвуда (т€жЄлый крейсер ЂЁксетерї, лЄгкие крейсера Ђј€ксї и Ђјхиллесї) перехватила ЂЎпееї у берегов ёжной јмерики, недалеко от усть€ реки Ћа-ѕлата.

Ётот бой стал одним из немногих классических артиллерийских морских сражений ¬торой мировой войны, дав нагл€дную иллюстрацию к старому спору о том, что эффективнее Ц калибр орудий или вес залпа?

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

Ђјдмирал граф Ўпееї проходит через  ильский канал, 1939 год


ѕо суммарному водоизмещению три британских крейсера превосходили ЂЎпееї примерно вдвое, по весу минутного залпа Ц более чем в полтора раза. „тобы превознести достижени€ своей стороны, некоторые британские исследователи сравнивали вес разового залпа кораблей без учЄта темпа стрельбы Ц эти цифры дошли до советской печати и некоторое врем€ дезориентировали любителей военно-морской истории. —огласно этим данным, корабль стандартным водоизмещением 12 540 т оказывалс€ вдвое мощнее трЄх крейсеров общим стандартным водоизмещением 22 400 т.

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

—хема т€жЄлого крейсера Ђјдмирал граф Ўпееї, 1939 год


ЂЎпееї нЄс всего шесть орудий, зато 283-мм калибра, выпускавших в минуту 4500 кг металла.  роме того, у него имелось восемь 150-мм орудий в лЄгких установках, размещЄнных по четыре на борт (ещЄ 2540 кг металла в минуту, по 1270 кг на борт).

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

 ормова€ башн€ Ђјдмирала графа Ўпееї


ЂЁксетерї также нЄс шесть орудий, но лишь 203-мм, так как первоначально считалс€ скаутом класса ЂBї, а не Ђјї. ¬ес его минутного залпа составл€л всего 2780 кг Ц в два с лишним раза меньше, чем у противника. ќднотипные Ђј€ксї (флаг ’эрвуда) и Ђјхиллесї имели по восемь 152-мм орудий в двухорудийных башн€х и при максимальной скорострельности (8 выстрелов в минуту) могли выпускать в минуту по 3260 кг металла (больше, чем флагман). “аким образом, суммарный бортовой залп британской эскадры составл€л 9300 кг, то есть, превосходил залп ЂЎпееї если не в два, то минимум в полтора раза (с учЄтом того, что средний калибр Ђнемцаї мог вести огонь на борт лишь половиной орудий). Ќесомненно, ЂЎпееї был гораздо лучше защищЄн, зато имел на 5 узлов меньшую скорость. “аким образом, имел место классический пример Ђнесимметричногої бо€, в котором кажда€ сторона имела свои преимущества.

ќдин против трЄх


ѕротивники обнаружили друг друга утром 13 декабр€ 1939 года, почти одновременно (около 5:50 по √ринвичу), однако немцы быстрее пон€ли, что перед ними Ц боевые корабли. ѕравда, лЄгкие крейсера они прин€ли за эсминцы, поэтому рейдер охотно двинулс€ на сближение. ¬ первые минуты огн€ никто не открывал, хот€ дистанци€ составл€ла чуть больше сотни кабельтовых.

¬ 6:14 коммодор ’эрвуд отдал приказ разделитьс€, чтобы вз€ть противника в Ђклещиї. “€жЄлый ЂЁксетерї двинулс€ пр€мо на Ђнемцаї, заход€ слева от него, в то врем€ как оба лЄгких крейсера пошли по широкой дуге, обход€ противника справа и держась на большом рассто€нии от него. Ётот манЄвр выгл€дит странно: держась на рассто€нии в сотню кабельтовых, англичане имели мало шансов попасть в противника, в то врем€ как вражеские 283-мм пушки оставались дл€ них весьма опасными. Ќапротив, наиболее эффективной тактикой дл€ них было быстро сократить дистанцию и приблизитьс€ на такое рассто€ние, когда 152-мм снар€ды смогут пробить борт ЂЎпееї.   тому же, это позволило бы британцам использовать торпедные аппараты Ц немцы такой возможности побаивались (свидетельством этому €вл€етс€ поведение ЂЋютцоваї и Ђ’иппераї в ЂЌовогоднем боюї 31 декабр€ 1942 года). ЂЁксетерї действительно стрел€л торпедами в начале бо€, а вот Ђј€ксї использовал их только в конце бо€ (около 7:30), когда дистанци€ сократилась до 50 каб; чуть ранее одну торпеду выпустил ЂЎпееї. ƒаже если бы торпеды не попали в немецкий крейсер, уклонение от них, так или иначе, понизило бы точность его стрельбы.

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

јнглийские крейсера Ђј€ксї и ЂЁксетерї (на заднем плане).
ћонтевидео, но€брь 1939 года


¬ свою очередь, ЂЁксетерї, с его более дальнобойными оруди€ми, не имел никакой необходимости сокращать дистанцию. ≈динственное объ€снение его манЄвра состоит в том, что англичане преувеличивали защиту Ђјдмирала графа Ўпееї и постарались подойти к нему поближе. ќднако это никак не оправдывает разделени€ сил: в одиночку т€жЄлый крейсер существенно уступал Ђкарманному линкоруї. ¬добавок, заход€ с разных сторон, англичане позволил противнику ввести в действие все восемь 150-мм орудий вместо четырЄх.

ѕерва€ фаза бо€: сокрушительный удар по ЂЁксетеруї


¬ 6:18 ЂЎпееї открыл огонь по ЂЁксетеруї из носовой башни главного калибра с дистанции примерно 90 каб. ЂЁксетерї ответил в 6:20 Ц сначала из двух носовых башен, затем, чуть довернув влево, ввЄл в действие кормовую башню. ¬ 6:21 начал стрельбу Ђј€ксї, в 6:23 Ц Ђјхиллесї. ¬се британские корабли вели огонь полубронебойными снар€дами (Ђкоммонї) Ц дл€ 203-мм орудий это было вполне оправданно, но 152-мм снар€ды не имели шанса пробить броню Ђнемцаї. Ћогичнее было бы использовать фугасные снар€ды, имевшие больший поражающий эффект, но в начале войны англичанам их попросту не хватало.
Ќемцы стрел€ли Ђлесенкойї Ц давали следующий залп, не ожида€ падени€ предыдущего Ц но дл€ большей точности сначала вели огонь из башен поочерЄдно, и перешли на полные шестиорудийные залпы только после того, как добились первого накрыти€. —начала ЂЎпееї стрел€л полубронебойными снар€дами, но после первых накрытий перешЄл на фугасные мгновенного действи€: главный артиллерист немецкого крейсера ѕауль јшер рассчитывал добитьс€ максимального поражени€, счита€ защиту ЂЁксетераї слабой и неполной.

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

“€жЄлый крейсер ЂЁксетерї в 1941 году


ЂЁксетерї был накрыт уже третьим залпом, получив существенные осколочные повреждени€ незащищЄнного оборудовани€ (в частности, был уничтожен самолЄт на катапульте). „етвЄртый залп дал одно попадание в носовую часть, но полубронебойный 283-мм снар€д пронизал корпус насквозь, не успев взорватьс€. —ледующее попадание было столь же малорезультативным Ц возможно, немцы заметили это и поэтому перешли на стрельбу фугасными снар€дами.

ѕервый же попавший в ЂЁксетерї 283-мм фугасный снар€д (в 6:25) взорвалс€, ударившись о вторую башню Ц еЄ лЄгка€ 25-мм брон€ пробита не была, но башн€ всЄ равно вышла из стро€ до конца бо€. ќсколки выкосили людей на мостике (командир корабл€ кэптен ‘редерик Ѕелл чудом уцелел), и крейсер на некоторое врем€ лишилс€ управлени€, а главное Ц вышла из стро€ система управлени€ артиллерийским огнЄм. ¬р€д ли даже бронебойный снар€д мог нанести больший ущерб.

ѕосле этого ЂЎпееї разделил огонь, перенацелив носовую башню на лЄгкие крейсера Ц тем более что после 6:30 ЂЁксетерї укрылс€ дымовой завесой. –ассто€ние до новой цели в этот момент составл€ло около 65 каб. ¬ 6:40 283-мм снар€д взорвалс€ у форштевн€ Ђјхиллесаї, повредив командно-дальномерный пункт и ранив командира корабл€ Ёдварда ѕерри (некоторые источники пишут о ранении артиллерийского офицера), а также вывед€ из стро€ радиостанцию, что нарушило св€зь с самолЄтом-корректировщиком. ¬скоре после этого в ЂЁксетерї попало ещЄ два снар€да: один из них вывел из стро€ первую башню (причЄм в прибойнике загорелс€ зар€д, и во избежание взрыва англичанам пришлось затопить еЄ погреба), а второй пронизал корпус над по€сом, уничтожил радиорубку и взорвалс€ под палубой у левого борта. ¬торое попадание вывело из стро€ 102-мм орудие и вызвало пожар в кранцах первых выстрелов.

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

Ѕой у Ћа-ѕлаты 13 декабр€ 1939 года


¬ 6:42 в ЂЁксетерї попал последний снар€д Ц место попадани€ неизвестно, но, суд€ по всему, оно было в носовой части в районе ватерлинии, так как к концу бо€ крейсер имел метровый дифферент на нос и крен на левый борт, а его скорость снизилась до 17 узлов, хот€ машины остались неповреждЄнными. Ќаконец, в 7:30 вода замкнула кабели электропитани€ кормовой башни и вывела еЄ из стро€ Ц крейсер лишилс€ всей своей артиллерии.

¬ ответ ЂЎпееї получил с ЂЁксетераї только два 203-мм снар€да. ќдин из них насквозь пробил высокую башенноподобную надстройку и не взорвалс€. «ато второй с дистанции примерно 65 каб вошЄл в борт почти под пр€мым углом (в этот момент ЂЎпееї резко отвернул влево, с 6:22 до 6:25 сменив курс почти на 90∞), прошил 100 мм брони верхней части по€са над броневой палубой, затем пробил 40-мм верхнюю продольную переборку и под очень острым углом соприкоснулс€ с 20-мм броневой палубой, где и взорвалс€ в продуктовой кладовой. Ѕыла перебита главна€ пожарна€ магистраль, возник локальный пожар, но в целом немецкому кораблю повезло: повреждени€ оказались незначительными. —работала ЂразнесЄнна€ї система бронировани€ Ц можно утверждать, что она обеспечивала защиту от 203-мм бронебойных снар€дов на дистанции как минимум в 65 каб и при попадани€х под углами, близкими к 90∞.

¬тора€ фаза бо€: ЂЎпееї против лЄгких крейсеров


ѕримерно в 6:45 ЂЎпееї перенЄс весь свой огонь на лЄгкие крейсера, которые уже давно стрел€ли по нему и добились нескольких попаданий (правда, практически не нанес€ повреждений). ƒо них в этот момент было около 90 каб, и эта дистанци€ увеличивалась, так как ЂЎпееї уходил от англичан точно на траверз. ¬ид€ это, ’эрвуд, находившийс€ на Ђј€ксеї, приказал своим корабл€м разворачиватьс€ и догон€ть противника, всЄ ещЄ держась правее него.

¬ 6:55 корабли ’эрвуда отклонились на 30∞ левее, чтобы ввести в действие все свои башни. Ќа этот момент дистанци€ между противниками составл€ла 85Ц90 каб. ѕо заверени€м англичан, после этого уже второй залп дал попадани€, но немецкий корабль начал маневрировать, сбива€ прицел. ѕосле 7:10 ЂЎпееї некоторое врем€ оп€ть стрел€л по по€вившемус€ из дыма ЂЁксетеруї с дистанции в 70 каб, однако попаданий не добилс€.
ƒействи€ немецкого командира были крайне неудачными Ц маневриру€, Ћангсдорф мешал стрел€ть не только противнику, но и собственным комендорам. ¬ то же врем€ ’эрвуд, пользу€сь преимуществом в скорости, неуклонно сокращал дистанцию, а это приносило больше выгоды лЄгким крейсерам, все 152-мм оруди€ которых сейчас были введены в действие.

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

ЋЄгкий крейсер Ђј€ксї в 1939 году


Ѕлагодар€ высокой скорости стрельбы и наличию самолЄта-корректировщика англичане уже с дистанции в 80 каб начали добиватьс€ всЄ большего количества попаданий.   7:10 в ЂЎпееї попало от 4 до 6 снар€дов. ќдин угодил в 150-мм установку є3, уничтожив еЄ вместе с расчЄтом, другой попал в корму за броневой цитаделью, убил двух человек, но не разорвалс€ (по английским данным, это была учебна€ болванка). ≈щЄ два снар€да попали в башенноподобную надстройку: один взорвалс€ над верхним директором главного калибра (погибло три человека, но повреждени€ оп€ть оказались минимальными), другой уничтожил правый дальномер и нанЄс повреждени€ директорам зенитного и главного калибров (на некоторое врем€ была нарушена св€зь последнего с башн€ми). ¬зрывом была выведена из стро€ слабо защищЄнна€ система подачи снар€дов к носовой группе 150-мм орудий.

„тобы сблизитьс€ с противником, после 7:10 ’эрвуд изменил курс, и теперь у его крейсеров могли стрел€ть только носовые башни. ¬ это врем€ немецкий корабль также находилс€ к англичанам строго кормой. ¬ результате, несмотр€ на сокращение дистанции, попадани€ прекратились. ќднако в 7:16 ЂЎпееї начал маневрировать, введ€ в действие обе башни и добившись накрыти€. –ассто€ние между противниками стало быстро сокращатьс€.

јнгличане снова пристрел€лись: один их снар€д попал в кормовую часть ЂЎпееї и вывел из стро€ аппаратуру дистанционного управлени€ торпедными аппаратами, ещЄ один вывел из стро€ 105-мм универсальную установку, а третий взорвалс€ у основани€ катапульты, уничтожив сто€вший на ней самолЄт. ≈щЄ два снар€да попали в кормовую башню, не причинив ей вреда. Ќаконец, известно, что один из 152-мм снар€дов попал в надводную часть броневого по€са (толщина Ц 100 мм) в районе кормовой башни, но не пробил еЄ.

¬ 7:25 немецкий 283-мм снар€д с дистанции около 50 каб насквозь пробил барбет третьей башни Ђј€ксаї и ударилс€ в барбет четвЄртой башни, вывед€ из стро€ обе (при этом непон€тно, произошЄл ли взрыв). ќдновременно вышла из стро€ подача к одному из орудий во второй башне. Ќа крейсере осталось всего три целых оруди€, но ’эрвуд не вышел из бо€.

¬заимные манЄвры оп€ть на некоторое врем€ сбили наводку обеим сторонам, но в 7:34 с дистанции в 40 каб ЂЎпееї оп€ть добилс€ накрыти€: осколки от близкого разрыва снесли на Ђј€ксеї верхушку мачты вместе с антеннами (—. –оскилл описывает это как попадание и относит на 7:38).

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

Ђјдмирал граф Ўпееї входит на рейд ћонтевидео после бо€


¬ этот период бо€ ЂЎпееї получил сразу три попадани€ в надстройку, уничтожившие камбуз, но оп€ть не нанЄсшие серьЄзных повреждений. ≈щЄ один снар€д попал в носовую башню, не пробив еЄ брони, но, по некоторым данным, заклинив среднее орудие Ц возможно, временно.

Ќа корабл€х обеих сторон стали подходить к концу боеприпасы, стрел€ли они медленнее и осторожнее, поэтому попаданий больше никто не добилс€. Ќа Ђј€ксеї имелось 7 убитых и 5 раненых, на Ђјхиллесеї Ц 4 убитых и 7 раненых. ¬ 7:42 ’эрвуд поставил дымовую завесу, и под еЄ прикрытием британские корабли описали зигзаг, чтобы резко увеличить рассто€ние до противника. јнгличане постарались не выпускать немецкий корабль из вида, но при этом держатьс€ от него на дистанции в полтораста кабельтовых, и в итоге Ђпроводилиї противника почти до самого ћонтевидео.

»тоги сражени€


«а всЄ врем€ бо€ в ЂЎпееї попало два 203-мм и до восемнадцати 152-мм снар€дов. ѕоследнее объ€сн€етс€ большим количеством и высокой скорострельностью шестидюймовых орудий: за минуту британские крейсера могли выпустить свыше сотни снар€дов и к концу бо€ почти исчерпали боезапас. ј вот 203-мм снар€дов ЂЁксетерї мог выпустить лишь два дес€тка в минуту, да и в огневом бою он участвовал не до конца столкновени€.
ƒалеко не все 152-мм снар€ды оказали на ЂЎпееї хоть какое-то воздействие. „асть их не взорвалась, а некоторые просто прошли через высокую надстройку без особого вреда дл€ корабл€.

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

ѕовреждени€, полученные Ђјдмиралом графом Ўпееї
во врем€ бо€ у Ћа-ѕлаты


»звестны места и последстви€ попаданий 14 снар€дов из 18 (они описаны выше).  ак минимум один снар€д (возможно, больше) попал в главный по€с, не пробив его. “ри снар€да попали в башни главного калибра, имевшие 140-мм лоб (один Ц в носовую, два Ц в кормовую), также не пробив брони и лишь временно вывед€ из стро€ одно 283-мм орудие. Ѕолее-менее серьЄзный эффект произвело попадание только двух 152-мм снар€дов: один из них уничтожил 150-мм орудие, другой вывел из стро€ подачу 150-мм снар€дов и на некоторое врем€ нарушил управление огнЄм главного калибра. »звестно, что ЂЎпееї имел две пробоины площадью около 0,5 м2 кажда€ (над ватерлинией и на уровне неЄ), вполне устранимых в море. “аким образом, основное воздействие шестидюймовых снар€дов сказалось лишь на палубе и надстройках немецкого корабл€.

¬оздействие 203-м снар€дов оказалось ещЄ менее существенным. ќдин из них также прошЄл навылет через надстройку, поскольку англичане использовали полубронебойные снар€ды. ƒругой (скорее всего, не Ђкоммонї, а чисто бронебойный) попал в ЂЎпееї под очень удачным углом, пробил по€с и внутреннюю переборку, но взорвалс€ на 20-мм броневой палубе.

Ќа попадани€ 152-мм снар€дов пришлась и больша€ часть немецких потерь в люд€х: 36 человек убиты (в том числе, один офицер), ещЄ 58 Ц ранены (правда, в большинстве своЄм легко). ќднако повреждени€ самого корабл€ практически не снизили его живучесть и очень слабо повли€ли на его боеспособность. ¬ то же врем€ факт почти полного пробити€ брони говорит о том, что реальную опасность дл€ живучести Ђкарманного линкораї (хот€ бы в теории) представл€ли лишь 203-мм снар€ды.

¬оздействие немецких 283-мм снар€дов на британские корабли было куда более ощутимым. ’от€ ЂЎпееї, даже вед€ огонь всем бортом, мог выпускать в минуту не более двенадцати снар€дов главного калибра, в ЂЁксетерї попало шесть таких снар€дов (правда, два из них прошили оконечности и не взорвались). ¬ итоге британский т€жЄлый крейсер лишилс€ всей артиллерии, снизил ход и прин€л значительное количество воды, причЄм еЄ поступление не удавалось остановить довольно долго. Ќа корабле погиб 61 человек (включа€ 5 офицеров), а ещЄ 34 мор€ка были ранены. ≈сли бы Ћангсдорф действовал решительнее, не ЂдЄргалї свой корабль из стороны в сторону и посто€нно не мен€л цели, ему бы не составило особого труда настичь и потопить Ђподранкаї (в крайнем случае, торпедами).

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой





¬зорванный и гор€щий ЂЎпееї


—трельба ЂЎпееї по лЄгким крейсерам оказалась куда менее удачной Ц фактически, немцы добились лишь одного попадани€ главным калибром в Ђј€ксї и двух очень близких падений, в основном, причинивших ущерб системам управлени€ и св€зи обоих крейсеров (в частности, на некоторое врем€ нарушилась св€зь с корректировщиком). «ато всего один удачно попавший 283-мм снар€д вывел из стро€ половину артиллерии флагманского Ђј€ксаї, вынудив ’эрвуда фактически прекратить артиллерийский бой. ѕримечательно, что 150-мм оруди€ ЂЎпееї не произвели ни одного попадани€ Ц отчасти потому, что система управлени€ их огнЄм действовала гораздо хуже (во многом, из-за того, что они имели ограниченные углы наводки и при маневрировании корабл€ были вынуждены посто€нно мен€ть цели).

¬ целом, вторую половину сражени€ (бой с лЄгкими крейсерами) ЂЎпееї провЄл заметно хуже, чем первую. јнгличане добились вдвое большего процента пр€мых попаданий Ц и это притом, что на дистанции в 70Ц80 каб немецкие 283-мм оруди€ должны были значительно превосходить в точности 152-мм оруди€ противника. —толь плоха€ стрельба отчасти объ€сн€етс€ неудачным и непродуманным маневрированием. — другой стороны, единственный попавший пр€мо в цель немецкий 283-мм снар€д нанЄс противнику больше ущерба, чем два дес€тка английских 152-мм снар€дов Ц самому ЂЎпееї.

ѕерва€ морска€ битва ¬торой мировой

«атопленный ЂЎпееї. ‘ото, сделанное англичанами в 1940 году


ќшибочное решение Ћангсдорфа идти в ћонтевидео, ставшее заведомой ловушкой, было прин€то не из-за потерь и повреждений, а после того, как командир ЂЎпееї получил сообщение о том, что израсходовано 60% снар€дов. ¬озможно, сыграл свою роль и психологический эффект от неудачного хода второй фазы бо€, начинавшегос€ столь многообещающе дл€ немцев. ¬ечером 17 декабр€ 1939 года ЂЎпееї был взорван и затоплен его же командой в нейтральных водах в четырЄх километрах от уругвайского берега.  омандир корабл€ Ћангсдорф застрелилс€. Ёто также свидетельствует об эмоциональной неустойчивости немецкого командира, помешавшей ему адекватно руководить боем и добитьс€ победы.

0 не понравилс€
24 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
Sender
ƒата:
(9 июн€ 2016 12:30)
#1
ќтличный пост.
 
Ќикогда не поздно встать на путь воина.
Ќовосибирск [ссылка]
1 / 2
 
 
 
 
 
 
SNIKERS_LICH_KING
ƒата:
(9 июн€ 2016 18:52)
#2
я одно не пон€л - если на Ўпее повреждени€ минимальны - нафига было его подрывать? ќ_о
 
“аких как € - не было, нет и Ќ≈ Ќјƒќ!!!
»ркутск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Nubia2
ƒата:
(10 июн€ 2016 01:49)
#3
Ќемцы купились на дезинформацию.
Ћангсдорф был уверен, что его поджидает –инаун и компани€.
¬от и утопил, что бы избежать поражени€.
—ам застрелилс€ "героически".
¬ действительности англичане же смогли усилить отр€д ’арвуда лишь еще одним т€желым крейсером.
 
Ќуби€ Ч историческа€ область в долине Ќила, между первым и шестым порогами, то есть севернее суданской столицы ’артума и южнее јсуана в ≈гипте. Ќазвание происходит от древнеегипетского слова nub Ч золото.ƒругие трактовки абсолютно не интересны.
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх