ЁќЌ-18: секретна€ экспедици€ —еверного флота

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
17 июн€ 2016 00:17
ѕросмотров:
1227
 омментариев:
1
ЁќЌ-18: секретна€ экспедици€ —еверного флота


ѕриказом наркома ¬ћ‘ є 00192 от 19.06.1942 г. был утвержден план перевода на —еверный флот нескольких боевых кораблей из состава “ихоокеанского флота. ќпераци€ под шифром ЂЁќЌ-18ї (экспедици€ особого назначени€) проводилась в услови€х максимальной секретности, а весь переход кораблей по трассе —еверного морского пути требовалось завершить до окончани€ навигации.

“акие операции по скрытному переводу боевых кораблей с одного флота на другой выполн€лись и раньше. ѕерва€ из них, ЂЁќЌ-1ї, состо€лась еще летом 1933 года, когда по Ѕеломоро-Ѕалтийскому каналу из  ронштадта в ћурманск были проведены эсминцы Ђ”рицкийї и Ђ–ыковї, сторожевые корабли Ђ—мерчї и Ђ”раганї, подводные лодки ƒ-1 и ƒ-2. ѕроходили корабли ¬ћ‘ и —еверным морским путем. “ак, в 1936 году на “ихий океан были переведены эсминцы Ђ—талинї и Ђ¬ойковї (операци€ ЂЁќЌ-3ї), а в 1940 году Ч подводна€ лодка ў-423 (ЂЁќЌ-10ї).

“еперь пришло врем€ переводить корабли в противоположном направлении Ч из “ихого океана в Ѕаренцево море.


ЁќЌ-18: секретна€ экспедици€ —еверного флота

ѕам€ть об участвовавших в секретной экспедиции ЂЁќЌ-18ї
корабл€х хранитс€ в виде немногочисленных уцелевших
фотографий и современных макетов. Ќа фото эсминец Ђ–азумныйї.


—огласно планам ЂЁќЌ-18ї, на —еверный флот уходили лидер ЂЅакуї и три эсминца: Ђ–азумныйї, Ђ–азъ€ренныйї и Ђ–евностныйї. √лавным достоинством таких кораблей всегда считалс€ быстрый ход (до 40 узлов!) и высока€ маневренность, что достигалось за счет весьма слабой броневой защиты. »х корпус выдерживал давление воды лишь в 2 т/м2, поэтому толщина обшивки в некоторых местах не превышала 10 мм. Ќо эсминцы никогда и не предназначались дл€ плаваний в јрктике, где давление льда могло доходить до 10−12 т/м2. »менно поэтому в доках ¬ладивостока все корабли ЂЁќЌ-18ї одели в специальную Ђледовую шубуї из досок и дерев€нных брусьев 100 х 100 мм, обшитых стальными листами толщиной от 3−5 мм по бортам до 15 мм в районе форштевн€. “ака€ Ђшубаї защищала эсминцы на 3 м ниже ватерлинии и на 1 м выше нее. „тобы представить объем выполненных работ, следует отметить, что Ђодеватьї пришлось не крохотные суденышки, а полноценные боевые корабли водоизмещением от 1700 до 2500 т и длиной корпуса от 113 до 127 м.

ЁќЌ-18: секретна€ экспедици€ —еверного флота


¬се внутренние помещени€ эсминцев были утеплены в расчете на предсто€щие морозы и серьезно укреплены дополнительными внутренними распорками из коробчатых металлических балок и бруса 250 х 250 мм.  роме этого, многие механизмы также были специально доработаны с учетом ожидаемых низких температур и сильных вибраций корпуса из-за столкновени€ со льдами. Ѕронзовые гребные винты получили усиление в виде специальной стальной оковки, а некоторые из них просто заменили разборными стальными винтами со съемными лопаст€ми, позвол€вшими выполн€ть их ремонт в ходе плавани€. ¬се эти работы проводились практически круглосуточно под руководством флагманского корабельного инженера, капитана 2-го ранга ј.». ƒубровина, уже имевшего опыт участи€ в операции ЂЁќЌ-3ї. ¬ цел€х соблюдени€ режима секретности корабли готовились к дальнему походу под легендой официального перебазировани€ дивизиона эсминцев на  амчатку.

јвари€ в тумане


15 июл€ корабли ЂЁќЌ-18ї сн€лись с €кор€ и вышли из залива ѕетра ¬еликого в японское море. Ћидером ЂЅакуї командовал капитан 3-го ранга Ѕ.ѕ. Ѕел€ев. Ёсминцами Ч капитан 3-го ранга ¬. . Ќикифоров (Ђ–евностныйї) и капитан-лейтенанты ¬.¬. ‘едоров (Ђ–азумныйї) и Ќ.». Ќикольский (Ђ–азъ€ренныйї). Ќачальником всей операции был назначен капитан 1-го ранга ¬.Ќ. ќбухов, командовавший в 1936 году эсминцем Ђ—талинї при его переходе —еверным морским путем в составе ЂЁќЌ-3ї. ¬месте с боевыми корабл€ми в поход отправились танкер ЂЋок-Ѕатанї и транспортные суда обеспечени€ Ђ¬олгаї и Ђ узнец Ћесовї.

ЁќЌ-18: секретна€ экспедици€ —еверного флота


„ерез два дн€ караван миновал “атарский пролив и прибыл в бухту ƒе- астри (ныне Ч залив „ихачева). ¬ то врем€ южна€ часть —ахалина и все  урильские острова принадлежали японии, поэтому дл€ боевых кораблей ———– это был единственный возможный путь в Ѕерингово море. ѕополнив в ƒе- астри запасы мазута и воды, караван продолжил движение, но на следующий день в јмурском лимане эсминец Ђ–евностныйї попал в аварию. ƒвига€сь в густом тумане, он вышел из стро€ каравана и столкнулс€ с транспортом Ђ“ернейї. ¬есь нос эсминца оказалс€ см€т и свернут вправо примерно на 10 м по длине.  орабли ЂЁќЌ-18ї просто€ли на €кор€х до 19 июл€, пока нарком ¬ћ‘ не прин€л решение о сокращении состава каравана.

ѕоврежденный Ђ–евностныйї был отбуксирован в —оветскую √авань, где в доке искореженную носовую часть корабл€ отрезали и изготовили заново из трех новых секций. Ќа дес€тый день после аварии эсминец уже вышел из дока, но командование решило, что Ђ–евностныйї безнадежно отстал от каравана, поэтому он был оставлен на “ихом океане. ¬ августе 1945 года, во врем€ боевых действий против японии, корабль принимал участие в высадке советских десантов на —ахалин в порт ћаоку (ныне Ч ’олмск).

ј караван прошел ќхотское море, миновал советские и €понские минные пол€ и 22 июл€ достиг ѕервого  урильского пролива, по которому проходила граница между японией и ———–. ¬ то врем€ здесь посто€нно дежурили €понские эсминцы, на виду у которых корабли и суда ЂЁќЌ-18ї и проследовали в “ихий океан. —читаетс€, что именно после этой встречи €понска€ разведка сообщила в Ѕерлин о перебазировании боевых кораблей с “ихого океана в ћурманск. ¬ечером этого же дн€ советские эсминцы вошли в јвачинскую губу и стали на €корь в бухте “арь€ (ныне Ч город ¬илючинск), где еще с 1938 года была развернута база дизельных подводных лодок. „ерез три дн€ корабли пополнили запасы мазута, который подавалс€ из береговых цистерн самотеком через шланги, проведенные по плотам на 200 м от берега. «аправившись топливом, эсминцы покинули базу и продолжили движение на север.

”тром 30 июл€ корабли пришли на „укотку, преодолев почти весь путь от  амчатки до бухты ѕровидени€ в густом тумане. «десь произошло еще одно „ѕ: при подходе к пирсу Ђ–азъ€ренныйї зацепил грунт, повредив при этом винты и погнув оконечность правого гребного вала. –емонтные работы проводились на плаву, зан€в целую неделю, но избавитьс€ от биени€ вала так и не удалось. ¬ дальнейшем ход эсминца пришлось ограничить восемью узлами, а позднее (уже в ƒиксоне) правый винт с поврежденного вала был вообще сн€т.

ЁќЌ-18: секретна€ экспедици€ —еверного флота

Ёсминец Ђ–азумныйї

¬нимание Ч рейдер!


¬ бухте ѕровидени€ к каравану присоединилс€ ледокол Ђћико€нї. — но€бр€ 1941 года он совершил беспримерное кругосветное плавание из Ѕатуми через Ѕосфор и —уэцкий канал к мысу ƒоброй Ќадежды, а затем, мину€ мыс √орн, прошел через весь “ихий океан на „укотку. ѕричем в Ёгейском море ледокол был вынужден фактически пробиватьс€ через зону действий ¬ћ— и ¬¬— »талии и √ермании.

14 августа караван эсминцев вновь вышел в море и в районе поселка ”элен встретил первые льды. Ќа следующий день, уже в „укотском море, корабли вошли в лед плотностью от 7 до 9 баллов. ƒвигатьс€ через такие льды эсминцы могли только при помощи ледоколов Ђћико€нї и Ђ агановичї, которые одновременно с караваном ЂЁќЌ-18ї обеспечивали проводку п€ти транспортных судов со стратегическими грузами. »менно „укотское море стало самым сложным участком всего перехода. ¬ отдельные моменты давление ледовых полей становилось критическим, при этом корабельные приборы фиксировали прогиб бортов более 100 мм.

ѕравда, эсминцев беспокоили не только пол€рные льды. “ак 26 августа в адрес ЂЁќЌ-18ї поступило сообщение о по€влении в  арском море германского т€желого крейсера Ђјдмирал Ўеерї.  омандование ¬ћ— приказывало срочно прин€ть все меры к повышению боеготовности, а в случае встречи с корабл€ми непри€тел€ их требовалось атаковать и уничтожить. Ћюбопытно, что до района действий немецкого рейдера наши корабли шли еще целый мес€ц, причем оказать ему хоть какое-то серьезное сопротивление три наших эсминца были просто не в состо€нии. Ќо в последних числах августа Ђјдмирал Ўеерї сам вернулс€ в Ќорвегию, а корабли ЂЁќЌ-18ї в это врем€ все еще находились у берегов „укотки.

ћедленно продвига€сь в т€желых льдах, ледоколы проводили каждый эсминец отдельно, поэтому в „укотском море караван был вынужден временно разделитьс€.

ѕо этой причине к 15 сент€бр€ ЂЅакуї и Ђ–азъ€ренныйї уже пришли в бухту “икси, а Ђ–азумныйї в это же самое врем€ все еще шел через ¬осточно-—ибирское море. Ћишь в “икси корабли вновь собрались в единый отр€д и в дальнейшем двигались только вместе.

  24 сент€бр€ караван закончил преодоление наиболее сложного и опасного участка —еверного морского пути и в сопровождении ледокола Ђ расинї прибыл в ƒиксон.

ѕосле т€желого перехода эсминцы выгл€дели вполне удовлетворительно, хот€ их корпуса и получили небольшие вм€тины от сжати€ во льдах. ѕравда, винты ЂЅакуї и Ђ–азъ€ренногої имели погнутости и трещины, при этом биение вала на Ђ–азъ€ренномї вызывало очень сильную вибрацию всего корпуса. «аметно снижала скорость кораблей и Ђледова€ шубаї. “ак, максимальный ход лидера ЂЅакуї составл€л 26 узлов, Ђ–азумногої Ч 18, а Ђ–азъ€ренногої Ч всего 8 узлов по чистой воде.

ЁќЌ-18: секретна€ экспедици€ —еверного флота


Ёсминец Ђ–азумныйї пробираетс€ сквозь „укотское море. ѕосле завершени€ ЂЁќЌ-18ї корабль активно участвовал в боевых походах, включа€ эскорт 14 арктических конвоев. Ќаходилс€ в строю до конца войны (с перерывом на ремонт).

»нтересно, что после прибыти€ каравана в ƒиксон штаб Ѕеломорской военной флотилии попыталс€ использовать эсминцы ЂЁќЌ-18ї в качестве эскорта дл€ ледоколов и транспортов, возвращавшихс€ из јрктики в јрхангельск.  омандованию ¬ћ‘ был даже направлен специальный запрос, на который тут же пришел категорический отказ.

Ќовые боевые корабли срочно ждали в ћурманске. 9 окт€бр€ эсминцы покинули ƒиксон и уже на следующий день прибыли в пролив ёгорский Ўар. ¬ бухте ¬арнека корабли пополнили запасы топлива и вечером 12 окт€бр€ благополучно прошли в Ѕаренцево море, чудом избежав гибели на немецких минах. ƒело в том, что германска€ разведка знала о переходе советских эсминцев через пролив ёгорский Ўар, хот€ точный график их движени€ противнику был неизвестен. —крытное минирование пролива выполнила подводна€ лодка U-592, выставив на выходе из ёгорского Ўара 24 мины различных типов. Ќо немецка€ субмарина опоздала на сутки, заминировав пролив уже после того, как караван прошел в Ѕаренцево море. “ем не менее 14 окт€бр€ на одной из этих мин все-таки подорвалс€ транспорт Ђўорсї, направл€вшийс€ через пролив к западному берегу Ќовой «емли.

ЁќЌ-18: секретна€ экспедици€ —еверного флота


ј караван эсминцев благополучно прибыл в бухту ¬аенга (ныне Ч город —евероморск) ранним утром 14 окт€бр€. Ќа подходе к  ольскому заливу их встретил сам командующий —еверным флотом вице-адмирал ј.√. √оловко, вышедший в море на борту эсминца Ђ√рем€щийї. “аким образом, за три мес€ца отр€д кораблей ЂЁќЌ-18ї прошел от ¬ладивостока до главной базы —‘ почти 7360 миль за 762 ходовых часа при средней скорости около 9,6 узла. ѕри автономности хода эсминцев около 2000 миль корабл€м пришлось несколько раз пополн€ть запасы топлива с берега и с сопровождавшего караван танкера ЂЋок-Ѕатанї. «начительную часть этого долгого пути поврежденный эсминец Ђ–азъ€ренныйї шел на буксире лидера ЂЅакуї.

ЁќЌ-18: секретна€ экспедици€ —еверного флота

ќдин из пам€тных знаков, выпущенных к 30-летию героического
перехода из ¬ладивостока в ћурманск. ƒанный знак посв€щен
эсминцу Ђ–азумныйї.


“аким образом, труднейша€ операци€ успешно завершилась, и через два дн€ караван ЂЁќЌ-18ї был официально расформирован. ¬ итоге —еверный флот пополнилс€ самыми современными корабл€ми, построенными на верф€х Ќиколаева и  омсомольска-на-јмуре в 1938Ч1941 годах.

0 не понравилс€
28 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх