Рождение восточного форпоста страны

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
30 июня 2016 01:33
Просмотров:
1160
Комментариев:
2
Рождение восточного форпоста страны


Летом 1859 года генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский на пароходокорвете "Америка" зашел в пролив Гамелена, который он переименовал в Босфор Восточный. Здесь, в 1860 году генерал-губернатор приказал основать в пустынной бухте военный пост и дать ему имя Владивосток. Сюда, на побережье бухты Золотой Рог, 20 июня 1860 года прибыл военный транспорт "Манджур", высадивший команду в составе двух унтер-офицеров и порядка 30 солдат под общим командованием прапорщика Н.В. Комарова.

В конце лета в бухту на зимовку прибыл корвет "Гридень", доставивший новую партию людей и необходимых грузов. Под руководством прапорщика артиллерии А.И. Колчака командой корвета были построены офицерский флигель, казарма, кухня, скотный двор. В дальнейшем в бухте постоянно находились один-два корабля Тихоокеанской эскадры.

В 1861 году на посту появился первый официальный командир — старший помощник клипера "Разбойник" лейтенант Е.С. Бурачек, списанный с корабля по болезни, но оставленный на службе. Это назначение произвели командир Сибирской флотилии П.В. Казакевич и начальник Тихоокеанской эскадры И.Ф. Лихачев, прибывшие во Владивосток на клипере "Абрек".

Первым же гражданским жителем молодого Владивостока стал Я.Л. Семенов, получивший от Е.С. Бурачка в марте 1862 года разрешение на строительство дома и хозяйственных построек. Он же с 1870-го по 1875 гг. являлся первым общественным старостой Владивостока, в котором прожил 52 года. Отставного флотского подпоручика М. Федорова первым избрали главой Городской думы.

В 1862 году военный пост Владивосток стал военным портом. Если этот военный пост в 1861 году посетило два российских судна, то уже в 1871-ом в порту побывало 24, а в 1875 г. — 51 российское судно. С 1862 г. здесь началось строительство малых судов.

Рождение восточного форпоста страны


В 1864 году все гавани залива Петра Великого подчинили начальнику южных гаваней, находящемуся во Владивостоке. В порту воинская команда и малочисленное гражданское население возглавлялось командиром порта, к которому был прикомандирован гражданский чиновник, заведовавший делами гражданских.

К 1868 году в городе проживало около 500 военных и гражданских человек. Вдоль северного берега бухты Золотой Рог на одну версту вытянулись офицерский флигель, солдатские казармы (линейные и артиллерийские), механическое заведение для ремонта судов, различные склады, около 50 казенных и частных домов и около 20 китайских фанз.

В феврале 1871 года состоялось решение генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича: "Перенести главный военный порт с всеми морскими учреждениями из города Николаевска во Владивосток", а "командиру Сибирской флотилии и портов Восточного океана присвоить звание Главного командира портов Восточного океана" с подчинением его непосредственно морскому министру. Контр-адмирал А. Е. Кроун возглавил порты Восточного океана. Во Владивосток перевели также Амурский флотский экипаж, переименованный в Сибирский. В 1871-1872 годах состоялся окончательный перенос главного военного порта во Владивосток и с 1873 году он стал главным тихоокеанским военным портом. В то время в состав Сибирской флотилии входило 20 кораблей и судов.

Рождение восточного форпоста страны


Жизнь в городе постепенно оживлялась. К 1879 году в нем проживало 7300 человек, среди них 3184 военнослужащих. В порту было построено 493 жилых строения, в том числе 18 каменных. В 1876-1877 годах построили первые береговые батареи. Корабли Сибирской флотилии и Тихоокеанской эскадры продолжали географические исследования берегов Дальнего Востока. Залива Америка, Стрелок, бухты Абрек, Разбойник, Новик, Джигит, остров Аскольд, главная улица Владивостока, сначала Американская, а затем Светланская, и другие, обязаны своим названием корветам и клиперам флотилии и эскадры. Залив Посьета, острова Путятина, Скрыплева, полуостров Шкота, мыс Эгершельд, улица Шефнера и другие, названы именами командиров кораблей и отрядов.

В 1879 году во Владивосток из Одессы прибыл первый пароход Добровольного флота, а с 1883-го было открыто постоянное сообщение. С 1880 года установилась постоянная морская транспортная связь Владивостока с Камчаткой, Сахалином и Охотском. С 1885-го по 1905 год Добровольный флот доставил на Дальний Восток свыше 300 тысяч солдат, переселенцев, ссыльных, а также ежегодно перевозил до 5,3 млн. пудов разнообразных грузов. В 1883 году была даже учреждена должность заведующего переселением в Южно-Уссурийский край. Первым ее заведующим стал Ф.Ф. Буссе. Он же в 1884 году стал и первым председателем созданного Общества изучения Амурского края.

В июне 1880 года приказом генерал-адмирала Владивосток был выделен из Приморской области в генерал-губернаторство и уже официально именовался не портом, а городом. В состав губернаторства вошли порт, город, полуостров Муравьева-Амурского, а также остров Русский.

В декабре 1883 года управляющим Морским министерством адмиралом И.А. Шестаковым было разрешено издание местной морской газеты, и 29 декабря вышел первый ее номер (до конца XIX века она выходила по воскресеньям). Первым редактором и издателем морской и общественно-литературной газеты "Владивосток" был Н.В. Соллогуб.

В 1890 году общество изучения Амурского края организовало музей (сейчас это Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева). Строительством здания музея руководил Н.В. Соллогуб. В этом музее в 1895 году работал контр-адмирал С.О. Макаров, совершавший в это время кругосветное плавание на корвете "Витязь".

Рождение восточного форпоста страны


В том же году, по настоянию морского министра, приняли решение расширить Владивостокский порт для стоянки здесь Тихоокеанской эскадры, численность которой увеличивалась до 12 кораблей. С 1888 года Владивосток получил статус административного центра Приморской области, а в 1889 году — объявлен крепостью.

В 1883 году начал строиться Механический завод Морского министерства (ныне Дальзавод) для ремонта кораблей Тихоокеанской эскадры и Сибирской флотилии, а в 1887 году завод вступил в строй. На нем годом позже построили плавучий кран, а еще через три года установили плавучий док. В 1897 г. на заводе было завершено строительство сухого дока (ныне док №3 Дальзавода), принявшего для ремонта первый корабль — крейсер "Дмитрий Донской".

К началу девяностых годов XIX века город оставался прежде всего тихоокеанским форпостом России и располагался на всем протяжении северного побережья бухты Золотой Рог, а также на полуострове Шкота и дотянулся до Первой речки. Пока город преимущественно оставался деревянным. В 1893 году запустили первую городскую электростанцию. Весной 1891 года во Владивостоке заложили начало Уссурийской железной дороги. А спустя два года поезда уже шли до Хабаровска.

Зимой 1893 года в бухте Золотой Рог впервые начались ледокольные работы пароходом "Силач". Спустя четыре года военный порт получил ледокол "Надежный". В ноябре 1899-го открыли морской канал в бухту Новик на острове Русском.

Обострение русско-японских отношений в конце XIX века вынудило Россию принять меры к усилению дальневосточных рубежей. Тихоокеанская эскадра, по-прежнему формируемая сменными кораблями Балтийского флота, выросла в 1895 году до 27 кораблей. В связи с увеличением численного состава эскадры, во Владивостоке, началось строительство еще двух сухих доков в районе Гнилого Угла (закончены были в 1906 г.).

Рождение восточного форпоста страны


В 1896 году состоялось решение правительства о строительстве во Владивостоке коммерческого порта на полуострове Шкота у мыса Эгершельд. Два года спустя началось строительство портовых сооружений и административных зданий. В 1903 году открылось прямое железнодорожное сообщение с западными районами страны. Владивостокский коммерческий порт в сочетании с Сибирской железной дорогой составлял естественный выход России к водам Тихого океана. В это время во Владивостоке проживало 31150 человек.

После объявления Владивостока крепостью (в 1895 году) принимается план обороны города, разработанный инженером-полковником К.И. Величко. К началу Русско-японской войны для обороны города на полуострове Муравьева-Амурского построили форты Линевича, Суворова и Муравьева-Амурского, семь опорных пунктов с земляной оборонительной оградой между ними, фортами и девять береговых батарей, а на острове Русском — сухопутные форты и 13 береговых батарей.

Рождение восточного форпоста страны


Поражение России в ходе войны с Японией вынудило принять решение о дальнейшем усилении приморских крепостей, в том числе и Владивостокской. Утвержденным в 1909 году новым планом строительства крепости, предусматривалось строительство двух крепостей: на п. Муравьева-Амурского и на о. Русском. Последняя, почти законченная к 1918 году, признавалась одной из самых лучших в мире приморских крепостей. В ее состав входили 16 фортов, 11 опорных пунктов, 11 подземных погребов, 23 укрепления, 21 противодесантная и 31 береговая батареи с 1400 орудиями. Главным строителем крепости был инженер — генерал-майор А.П. Шохин.

После 1905 года на Дальнем Востоке оставалась Сибирская военная флотилия с главной базой во Владивостоке. К началу Первой мировой войны в ее состав входили два крейсера — "Аскольд" и "Жемчуг", минная бригада — 24 эсминца и миноносца, 13 подводных лодок, канонерская лодка, два минных заградителя, пять сторожевых кораблей, другие корабли и суда. Для ремонта боевых кораблей и судов флотилии Владивостокский военный порт располагал тремя сухими доками. В бухте Улисс оборудовали три стапеля и построили мастерскую для сборки миноносцев.

Рождение восточного форпоста страны


В городе развернулось каменное строительство. Были возведены здание штаба Сибирской флотилии, почтамт, театр, Восточный институт, коммерческое училище, перестроен железнодорожный вокзал, городская больница, торговые дома и магазины, много жилых домов. В октябре 1912 г. в городе пустили трамвай.

В годы Первой мировой войны часть корабельного состава Сибирской флотилии перевели на европейские моря. Война повлекла за собой почти полное разоружение владивостокских береговых батарей и отправку орудий на запад.

В декабре 1917 года Сибирская флотилия перешла на сторону советской власти. Но в июле 1918-го корабли флотилии (14 миноносцев и ряд вспомогательных судов) были захвачены интервентами. Осенью того же года по указанию вице-адмирала А.В. Колчака во Владивостоке восстановили военную флотилию. Общее командование дальневосточными морскими силами поручили контр-адмиралу С.Н. Тимиреву, а весной 1919 года контр-адмиралу М.Г. Федоровичу. В городе открылась радиошкола, была сформирована морская учебная команда. Во Владивосток прибыли гардемарины Морского корпуса, Морского инженерного училища и отдельных гардемаринских классов, находящихся в практических плаваниях вне пределов России, а также юнкера флота. В Шефнеровских казармах восстановили Морское училище.

Рождение восточного форпоста страны


18 июня 1921 года в командование Сибирской флотилией вступил контр-адмирал Г.К. Старк. Ему было поручено защищать Владивосток и побережье Татарского пролива, организовать борьбу с партизанами и оборону Камчатки, охранять промыслы и лесные богатства в районе побережья, осуществлять доставку грузов и пополнения войскам на берега Охотского моря.

При подходе красных войск к Владивостоку в октябре 1922-го спешно началась подготовка к эвакуации. Из частных судов, пароходов Добровольного флота и судов флотилии сформировали отряд транспортов. В 23 часа 24 октября 1922 года Владивосток на кораблях флотилии был оставлен белыми частями. Наступало новое время, новая эпоха.

Рождение восточного форпоста страны

0 не понравился
24 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх