NR-1. јмериканска€ атомна€ субмарина специального назначени€

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
3 июн€ 2016 09:27
ѕросмотров:
1731
 омментариев:
2
NR-1. јмериканска€ атомна€ субмарина специального назначени€


¬ июне 2015 года одна из самых секретных американских субмарин стала музейным экспонатом, живой историей. Ќа территории музе€ подводных лодок ¬ћ— —Ўј, наход€щемс€ в городе √ротоне, дл€ нее была создана отдельна€ экспозици€. јдмирал ƒжон √ринер, который когда-то служил на этой подводной лодке, отметил на церемонии открыти€, что дл€ своего времени лодка была насто€щим революционным прорывом и технологическим чудом. Ќесмотр€ на тот факт, что создавали ее дл€ исследовательских целей, а укомплектована лодка была разнообразным научным оборудованием, она успела прин€ть участие во многих операци€х, которые проводились американским военным ведомством.


¬ окт€бре 1969 года в состав ¬ћ— —Ўј была включена экспериментальна€ атомна€ подводна€ лодка NR-1, над созданием которой специалисты работали с начала 1960-х годов, работы эти велись в услови€х строжайшей секретности. ¬одоизмещение подлодки было на пор€док меньше (366 тонн), а глубина погружени€ наоборот, как минимум в два раза больше (более 900 метров), чем у боевых јѕЋ того периода. Ћодка изначально предназначалась дл€ выполнени€ разнообразных исследовательских и подводно-технических работ в интересах американских военно-морских сил, а также разведывательных служб. Ћодка была построена на верф€х города √ротона компанией Electric Boat, подразделением General Dynamics Ч корпорации, котора€ уже больше века €вл€етс€ основным предпри€тием по ¬ћ— —Ўј, спуск субмарины на воду состо€лс€ 25 €нвар€ 1969 года (закладка Ч 1967 год).

»нициатором проекта по созданию подобной исследовательской атомной субмарины выступал известный американский адмирал ’айман –иковер, которого в —Ўј называют отцом атомного подводного флота страны. —екретность проекта на тот момент времени была так высока, что формально подлодку не вводили в строй и не присваивали ей никакого официального наименовани€. ѕри этом со временем лодка получила прозвище Nerwin и служила флоту верой и правдой на прот€жении практически 40 лет (до 2008 года). «а это врем€ подлодка успела прин€ть участие в большом количестве уникальных подводных операций и помочь в решении специальных задач, больша€ часть из которых до сих пор засекречена. Ћюбопытно, что адмирал ’айман –иковер вынашивал идею постройки целой серии небольших јѕЋ, однако из-за бюджетных ограничений данным планам не суждено было сбытьс€.

NR-1. јмериканска€ атомна€ субмарина специального назначени€


ѕо архитектурно-конструктивному типу атомна€ подводна€ лодка NR-1 относилась к полуторакорпусным лодкам с бул€ми. ÷илиндрический прочный корпус субмарины, обладавший сферическими законцовками, был выполнен из стали марки HY-80 (56 кг/мм2). ƒл€ достижени€ максимальной прочности число отверстий в прочном корпусе лодки было спроектировано минимальным. ѕо этой же причине практически все оборудование, в том числе телевизионный перископ и гребной электродвигатель, находились вне прочного корпуса и управл€лись дистанционно.

Ўтатный экипаж NR-1 состо€л из 11 операторов и двух наблюдателей. ѕри этом подлодка всегда была основой специальной научно-исследовательской группы под названием ЂNR-1 deep submergence teamї, в которую входили 35 человек из состава ¬ћ— —Ўј и еще 10 гражданских служащих. 13 из них находились на борту субмарины, включа€ трех из четырех офицеров данной группы. „етвертый офицер обычно располагалс€ на судне обеспечени€. ќбычно лодка работал в паре с транспортным кораблем MV Carolyn Chouest, который был дл€ субмарины опорной плавучей базой.

явл€€сь по своему предназначению геологическим и океанографическим кораблем, јѕЋ NR-1 не несла на своем борту никакого вооружени€. ќснащение подводной лодки составл€ли новейша€ на тот момент времени электронна€ аппаратура и оборудование, предназначенное дл€ проведени€ разнообразных подводных научных исследований. Ќовейшее гидроакустическое, навигационное и компьютерное оборудование, а также специальные рули и подруливающие устройства, наход€щиес€ на носу и на корме подлодки, придавали ей необычайную дл€ данного класса судов маневренность. ѕомимо всего прочего, субмарина обладала уникальной способностью буквально Ђзависатьї над выбранной точкой морского дна, после чего длительное врем€ находитьс€ строго над ней, компенсиру€ снос течением работой имеющихс€ подруливающих устройств. ƒл€ выполнени€ работ непосредственно на грунте и вблизи него на подлодке подобно подводному аппарату имелись иллюминаторы, носовые и кормовые подруливающие устройства (по 4 штуки, расположенных в наклонных шахтах), манипул€тор с захватными устройствами, который был в состо€нии подн€ть со дна груз массой до 113 килограммов. ¬ доковом киле лодки находились убирающиес€ колеса, предназначенные дл€ перемещени€ лодки по грунту, сбрасываемый твердый балласт массой пор€дка 10 тонн и иное вспомогательное оборудование. Ѕлагодар€ наличию у лодки выдвижных колес, расположенных в нижней части корпуса, субмарина могла в буквальном смысле ездить по морскому дну, выполн€€ необходимые операции.

NR-1. јмериканска€ атомна€ субмарина специального назначени€


ƒлина подводной лодки NR-1 между крайними точками корпуса составл€ла 44,4 метра (при этом прочный корпус субмарины обладал длиной 29,3 метра). Ўирина корпуса подлодки была немногим меньше 4-х метров, а ее подводное водоизмещение доходило практически до 400 тонн. ѕри этом подлодка NR-1 была самой небольшой атомной подводной лодкой, котора€ когда-либо состо€ла на вооружении военно-морских сил —Ўј.

¬ качестве силовой установки на лодке использовалс€ €дерный водо-вод€ной реактор, который обеспечивал судну практически неограниченную автономность плавани€, ограничением служил лишь запас провизии дл€ экипажа из 13 человек. ”становленный на лодке атомный реактор приводил в действие турбогенератор, который вырабатывал энергию дл€ электромоторов, вращающих два винта подводной лодки. —тоит отметить, что все без исключени€ члены экипажа субмарины проходили специальное обучение, это было обусловлено спецификой несени€ службы на подводном корабле с €дерной энергетической установкой.

ѕрочный корпус субмарины позвол€л ей совершать погружени€ на глубину чуть более 900 метров, что было в 2-3 раза больше возможностей других подводных лодок тех лет. ѕри этом на глубине лодка могла развить скорость хода до 3,5 узлов, а на поверхности Ч пор€дка 4,5 узлов. ѕринима€ во внимание невысокие скоростные характеристики движени€ подводной лодки, чаще всего NR-1 доставл€ли в зону совершени€ погружени€ на буксире у надводного корабл€ обеспечени€, который так же мог принимать участие в исследовани€х, дополн€€ подлодку и предоставл€€ услови€ дл€ пополнени€ запасов и отдыха экипажа лодки.  ак уже отмечалось выше, подводна€ лодка трудилась в паре с судном MV Carolyn Chouest, которое не только обеспечивало буксировку, постановку на €корь, св€зь, но и помощь в научной работе. ƒанный корабль исполн€л роль универсальной платформы, предназначенной дл€ размещени€ на его борту дополнительного оборудовани€, вместе со своим экипажам он был неотъемлемой частью всей группы ЂNR-1 deep submergence teamї.

NR-1. јмериканска€ атомна€ субмарина специального назначени€


ќфициально атомна€ подлодка NR-1 была предназначена дл€ проведени€ различных океанографических и геологических работ на дне мор€ (оборудование и аппаратура субмарины позвол€ли ей фиксировать направлени€ и скорость подводных течений, температуру, а также другие не менее важные физические свойства забортной воды). ѕомимо этого, в перечень задач лодки входила установка на дне разнообразного подводного оборудовани€ не только научного, но и военного назначени€. Ќаиболее важные работы, которые были выполнены американскими подводниками при помощи јѕЋ NR-1 в годы Ђхолодной войныї, по-прежнему €вл€ютс€ засекреченными. Ќесмотр€ на это можно сделать предположение, что лодка примен€лась дл€ установки и осмотра стационарных гидроакустических систем, к которым относ€т системы типа SOSUS. “акже она активно привлекалась дл€ обследовани€ и последующего подн€ти€ на поверхность затонувших объектов как американских, так и советских. »звестно и то, что в 1970 году данна€ лодка была привлечена к формированию јзорского акустического барьера.

 омандование военно-морских сил —Ўј изначально планировало очень активно использовать лодку NR-1 дл€ выполнени€ разного рода совершенно секретных миссий, к которым относ€т несанкционированное подключение к трансатлантическим подводным кабел€м (дл€ сбора секретной информации, представл€ющей ценность). ѕомимо этого, лодка участвовала в операци€х по установке гидроакустических станций, в наблюдении за корабл€ми других стран, а также поиском и подъемом из глубины образцов затонувшей военной техники. ƒл€ того чтобы следить за наружной обстановкой субмарина имела 3 иллюминатора, а также подвижные и стационарные телекамеры. ѕомимо этого, подлодка была оснащена многоцелевыми манипул€торами, которые позвол€ли экипажу брать пробы грунты, воды, а также решать другие проблемы, не выход€ наружу.

–ежим секретности с операций, в которых в годы службы принимала участие атомна€ субмарина Nerwin, не был сн€т до сих пор, но известно, что экипаж подлодки точно принимал участие в подъеме истребител€ F-14, который случайным образом упал за борт с палубы авианосца USS John F. Kennedy, данный инцидент произошел в 1976 году в —еверном море. ѕомимо этого, подлодку NR-1 привлекали к поиску и подъему на поверхность обломков космического Ђчелнокаї Challenger, который взорвалс€ во врем€ старта с космодрома на мысе  анаверал в 1986 году. “акже, благодар€ способности оставатьс€ под водой длительное врем€, подводна€ лодка €вл€лась главным инструментом проведени€ глубоководного поиска. ѕри этом лодка могла работать даже тогда, когда волнение мор€ и погода на поверхности в районе поиска заставл€ли все надводные корабли отправл€тьс€ назад в порт.

NR-1. јмериканска€ атомна€ субмарина специального назначени€


ѕриходилось атомной подводной лодке NR-1 принимать участие и в глубоководных экспедици€х, направленных на поиск останков затонувших кораблей.   примеру, в 1995 году с ее непосредственным участием проводились глубоководные исследовани€ корпуса британского пассажирского лайнера Britannic, который в годы ѕервой мировой войны был переоборудован под госпитальное судно, и в 1916 году затонул у берегов √реции, после подрыва на немецкой мине. ј в 2002 году лодка обследовала останки Ђћонитораї и Ђјкронаї Ч одних из первых американских боевых кораблей.

1 не понравилс€
27 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх