ѕоследний бой "Glorious"

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
8 августа 2016 00:42
ѕросмотров:
668
 омментариев:
2
ѕоследний бой "Glorious"


ѕоследний бой "Glorious"


ќѕ≈–ј÷»я "ALPHABET"


¬ первых числах июн€ 1940 года британские военно-морские силы метрополии были задействованы сразу в двух эвакуационных операци€х - английска€ сухопутна€ арми€ и ее союзники покидали континент. Ёти операции получили кодовые названи€ "DINAMO" (легкие силы флота осуществл€ли перевозку войск из ƒюнкерка) и "ALPHABET".

÷ель операции стратегического значени€ с кодовым обозначением "ALPHABET" заключалась в эвакуации британских экспедиционных сил из Ќорвегии. Ёти силы включали не только английские войсковые соединени€, но также и армейские части британских доминионов. ѕроводилась операци€ с 2 по 8 июн€ 1940 года. ѕеревозка войск в јнглию осуществл€лась транспортными судами и боевыми корабл€ми, оперативно сформированных в две колонны, выход которых в метрополию планировалс€ с 4 по 8 июн€.

ѕоследний бой "Glorious"

ѕосадка истребител€ Ђ√ладиаторї на "Glorious".


ѕереход конвоев прикрывалс€ боевыми корабл€ми и авиацией, дл€ чего 2 июн€ в район Ќарвика прибыли "Ark Royal" и "Glorious".  роме них, дл€ прикрыти€ привлекалась оперативна€ группа адмирала ”айнтворта - линейный крейсер "Repulse", три крейсера и п€ть эсминцев, однако эти корабли 5 июн€ были перенацелены дл€ прикрыти€ —еверного патрул€ и перехвата двух неизвестных кораблей, обнаруженных воздушной разведкой северо-восточнее ‘арерских островов.

¬ это врем€ уже велась погрузка войск на 15 транспортов под прикрытием крейсеров "Coventry" (флаг адмирала ¬ивиана) "Southampton", "Vindictive", и дес€ти эсминцев. ќперативное прикрытие погрузки и выхода первой колонны осуществл€ли авианосцы "Ark Royal" и "Glorious", крейсировавшие севернее Ћофотенских островов. ѕредполагалось, что они присоедин€тс€ к эскорту второй колонны.

Ўесть наиболее крупных транспортов (15 тыс€ч человек) первой колонны (Group I) 4-6 июн€ покинули Ќарвик с крейсером "Vindictive" и в море встретилась с линкором "Valiant" и эсминцами, под охраной которых благополучно достигли  лайда. ¬тора€ колонна (Group II) из семи транспортов (10 тыс€ч человек) 7-8 июн€ вышла из Ќарвика в охранении крейсеров "Southampton" и "Coventry" с п€тью эсминцами. ѕозже, 9 июн€, к ним присоединилс€ "Ark Royal" с трем€ эсминцами. јвианосец "Glorious" с двум€ эсминцами отправилс€ в метрополию самосто€тельно.

Ќемецкое морское командование, с апрел€ не проводившее крупных операций в Ќорвежском море, в начале июн€ спланировали набег крупных кораблей на британское судоходство - войсковые перевозки у берегов Ќорвегии. ќпераци€ получила кодовое обозначение "Juno" и имела цель отвлечь британский флот от поддержки своих плацдармов в Ќорвегии. ≈ще утром 4 июн€ из  ил€ под флагом адмирала ћаршалла вышли немецкие линкоры "Gneisenau" и "Scharnhorst", т€желый крейсер "Admiral Hipper" и эсминцы "Karl Galster", "Erich Steinbrik", "Hermann Schoemann" и "Hans Lody".
 орабли получили задачу в ночь 8/9 июн€ нанести удар по британским коммуникаци€м у ’арстада.

ѕоследний бой "Glorious"

"Gneisenau" вид с "Admiral Hipper"


ƒо 6 июн€ немецкое соединение, пройд€ проливы, двигалось вдоль побережь€ Ќорвегии, а на следующий день крейсер и эсминцы бункеровались с танкера "Dithmarschen". “ем временем немецкие самолеты-разведчики обнаружили две группы английских транспортов. ћаршалл решил атаковать южную группу и сообщил о своем намерении в штаб командовани€ "West". ќднако штаб не согласилс€ с его решением, и немецкий флагман получил приказ продолжать операцию крупными корабл€ми, отправив на уничтожение транспортов крейсер с эсминцами. ћаршалл приказ игнорировал и, построив корабли в строй фронта, начал поиск британских кораблей.

ѕоследний бой "Glorious"

—итуаци€ в Ќорвежском море 8 июн€ 1940


¬скоре после 6 часов утра 8 июн€ "Hipper" и "Hans Lody" потопили танкер "Oil Pioneer" (5660 тонн) и траулер "Juniрer", а чуть позже и шедший порожн€ком большой транспорт "Orama" (19.840 тонн) . ¬ обоих случа€х "Hans Lody" использовал торпеды дл€ окончательного потоплени€ транспортов.

ѕодобрав из воды 285 человек английских экипажей крейсер и эсминцы, испытыва€ проблемы с топливом, в 13.30 отделились от группы и ушли в “ронхейм, причем на переходе "Hans Lody" захватил британский траулер. Ћинкоры продолжили рейд самосто€тельно, и через несколько часов их курс пересекс€ с маршрутом авианосца "Glorious" с эсминцами. —толкновение закончилось гибелью британских кораблей, которые даже не смогли довести до сведени€ командовани€ о нахождении в море кораблей противника.

≈динственна€ их радиограмма, услышанна€ британцами, была перехвачена крейсером "Devonshire", выполн€вшим отдельную миссию, не св€занную с операцией "ALPHABET", - корабль должен был эвакуировать из “ромсе в јнглию корол€ Ќорвегии. ј так как радиограмма "Glorious" была получена в искаженном виде и не содержала сведений об угрожающем положении кораблей, адмирал  анингем, под флагом которого шел крейсер, приказал сохран€ть радиомолчание.

ѕоследний бой "Glorious"

"Gneisenau", "Scharnorst" и "Admiral Hipper"


ќ нахождении немецких линкоров в море несколько позже сообщило английское госпитальное судно "Atlantis". Ћинкор "Valiant", получивший это сообщение утром 9 июн€ сразу же покинул конвой первой группы, угрозы дл€ которого уже не было, и отправилс€ дл€ встречи кораблей второй группы. ќдновременно к ним были направлены линкор "Rodney", линейный крейсер "Renown" и шесть эсминцев. Ќо эти меры оказались напрасными, так как немецкие линкоры уже шли в “ронхейм, куда прибыли 11 июн€. ¬се английские транспорты и остальные боевые корабли без потерь прибыли в  лайд.

”же 9 июн€ немецкое радио объ€вило о потоплении авианосца и эскортных эсминцев. Ѕританское јдмиралтейство 11 июн€ подтвердило, что не имеет сведений о судьбе "Glorious", "Acasta", "Ardent", "Oil Pioneer" и "Orama". ќб их гибели было объ€влено несколько позже.

"GLORIOUS" ¬ ќѕ≈–ј÷»» "ALPHABET"


 ак уже говорилось, до ночи 7/8 июн€ авианосцы "Ark Royal" и "Glorious" с охранением, находившиес€ в оперативном прикрытии, действовали совместно севернее Andenes Point (северна€ оконечность Ћофотенских островов). "Glorious" имел на борту 20 истребителей  оролевских военно-воздушных сил (далее RAF) дл€ транспортировки их в метрополию, а также 10 истребителей и 5 бомбардировщиков-торпедоносцев  оролевских военно-воз-душных сил флота (далее FAA). "Ark Royal" и "Glorious" должны были составить часть эскортных сил второй транспортной колонны.

ѕоследний бой "Glorious"

јвианосец "Glorious"


ќднако рано утром 8 июн€ "Glorious" св€залс€ с флагманом авианосной группы (Vice Admiral Aircraft Carriers - VAA) на "Ark Royal" и запросил разрешение продолжить переход в —капа-‘лоу самосто€тельно. –азрешение от флагмана было получено, и "Glorious" с эсминцами сопровождени€ "Ardent" и "Acasta" из состава группы в 02.53 отделилс€ от "Ark Royal" в точке 70∞17'Nord; 14∞10'East.

—огласно рекомендаци€м группа увеличила скорость до 22 узлов и легла на курс 250∞. Ќесколько позже скорость была уменьшена до 17 узлов, и далее корабли, опаса€сь атак подводных лодок, следовали противолодочным зигзагом.

8 июн€ в 16.00 группа "Glorious" изменила генеральный курс на 205∞, намерева€сь по пр€мой достичь —капа-‘лоу. Ћичный состав кораблей находилс€ в четвертой степени готовности (то есть маршевое состо€ние). ƒл€ поддержани€ 17-узловой скорости под парами находились 12 из 18 котлов. —амолеты из ангара на палубу не поднимались. Ёсминцы эскорта "Ardent" и "Acasta" следовали по бортам авианосца в двух кабельтовых с носовых четвертей. Ќи один из кораблей не имел радаров, наблюдение за горизонтом с высоко-расположенных постов ("вороньи гнезда") не велось. ћоре было спокойным, с прекрасной видимостью по горизонту; сила ветра, дувшего от северо-запада, достигала 2-3 баллов (около 6,5 узлов), температура мор€ 34∞F (1∞C).

¬скоре после 16.00 в западной части горизонта были обнаружены два неопознанных корабл€. Ёсминец "Ardent" получил распор€жение приблизитьс€ к ним дл€ опознани€.  омандир авианосца приказал подн€ть из ангара на полетную палубу п€ть торпедоносцев "Swordfish". ¬ 16.20 на британских корабл€х прозвучал сигнал боевой тревоги.

Ќемецкие линейные корабли "Gneisenau" ( апитан 1-го ранга Ќетцбанд - Kapitan zur Zee H.Netzbandt - позже стал Ќачальником штаба адмирала Ћютьенса и погиб вместе с ним на "Bismarck'e") и "Scharnhorst" ( апитан 1-го ранга ’оффман) обнаружили дым в восточном направлении в 15.46. ¬ это врем€ они находились в точке 69∞00'Nord; 03∞10'East и шли курсом 330∞ со скоростью 19 узлов. Ќа линкорах сразу же подн€ли пар до полного хода, и вскоре они изменили курс, отреза€ англичан от южного направлени€.

¬ соответствии с распор€жением командира соединени€ "Ardent", отправленный дл€ опознани€ по€вившихс€ кораблей, сделал запрос прожектором, но почти сразу же попал под обстрел с немецких кораблей. "Gneisenau" открыл огонь по эсминцу в 16.27 с дистанции около 16.000 €рдов (14.600 метров). ¬ 16.30 его поддержал "Scharnhorst". Ёсминцу было приказано поставить дымовую завесу и отойти к авианосцу, произвед€ торпедную атаку, чтобы заставить немцев отвернуть с курса.

ѕоследний бой "Glorious"

јвианосец "Glorious" в сопровождении эсминца


ќдновременно с "Ardent", постановку дымзавесы начал и "Acasta". ¬ этот период "Ardent", обстрел€в линкоры, добилс€ одного попадани€ в "Scharnhorst" 4,7-дюймовым сна-р€дом, но сам попал под сильный огонь 5,9-дюймо-вой артиллерии обоих немецких кораблей, был сильно поврежден и уменьшил ход. ќн попыталс€ отвернуть и выйти из бо€, однако, в конце концов, в 17.25 был потоплен - первым из британских кораблей.

¬ 16.36 "Gneisenau" увеличил скорость до 30,5 узлов. "Scharnhorst", из-за неисправности части котлов, смог дать только 29 узлов. «а несколько минут до этого, в 16.32, "Scharnhorst" открыл огонь по "Glorious" из орудий главного калибра с дистанции 28.600 €рдов (26.150 метров) и добилс€ первого попадани€ с третьего залпа. "Gneisenau" присоединилс€ к нему в 16.46.

Ќемного превосход€ авианосец в скорости, немецкие линкоры вели стрельбу не тороп€сь, тщательно производ€ пристрелку и наблюдение. —трельбу корабли вели с постепенным приближением к противнику, удержива€ его в носовой четверти с левого борта. "Glorious" уходил в южном направлении, выдержива€ генеральный курс на —капа-‘лоу. ѕостепенно дистанци€ уменьшилась до 4850 метров. Ќемецкие линкоры поддерживали такую позицию вплоть до окончани€ бо€, и только в самом конце они несколько уменьшили скорость.

ƒействи€ авианосца на этом этапе бо€ нельз€ назвать правильными. ѕоддержива€ небольшую скорость 23-24 узла, "Glorious" продолжал следовать сближающимс€ с немецкими корабл€ми курсом. “олько попав под обстрел авианосец сделал отворот, повернув строго на юг, и видимо пыталс€ увеличить скорость, но из-за попадани€ снар€да не смог сделать это сразу.

¬ 16.38 третий залп "Scharnhorst'a" достиг цели, и авианосец получил первое попадание. 283-мм.снар€д пробил полетную палубу и взорвалс€ в верхнем ангаре, положив начало большому пожару. ќдин из крупных осколков проник в котельное отделение и пробил стенки дымоходов, отчего дым попал в воздушный канал наддува воздуха. Ёто нарушило работу двух котлов, и вызвало в них временное падение давлени€ пара.
ѕравда, вскоре нормальное горение было восстановлено, так как очевидцы подтверждают, что из труб пошел нормальный дым.

¬ 16.47 авианосец смог увеличить скорость до 26 узлов и сделал резкий отворот на юго-восток.

—трельба немецких кораблей не прекращалась, и вскоре авианосец получил дополнительные повреждени€. ¬ 16.56 т€желый снар€д попал в надстройку-"остров" авианосца. ќт взрыва погибли почти все наход€щиес€ на мостике, включа€ командира корабл€. ¬ командование вступил помощник командира.

ѕоследний бой "Glorious"

"Scharnorst" ведет огонь по "Glorious"


„ерез две минуты, в 16.58, авианосец, отвернув влево, скрылс€ в клубах дымовой завесы, поставленной эсминцами. Ќемецкие корабли были вынуждены прекратить огонь более чем на 20 минут. «а это врем€ авианосец смог увеличить скорость до 30 узлов, но вновь изменил курс больше к югу.

—ледующие попадани€ "Glorious" получил только после 17.20, когда он стал видим с немецких кораблей в разрыве дыма. јвианосец вновь попал под обстрел и был вынужден сделать новый отворот влево. Ќемцы сразу же добились накрыти€, и один из снар€дов в 17.20 разорвалс€ в машинном отделении.
ћощный взрыв встр€хнул корабль, и он сразу же стал тер€ть скорость. —тал заметен быстро увеличивающийс€ крен на правый борт.  орабль начал медленно поворачивать влево, в сторону от немецких линейных кораблей.

ѕоследний бой "Glorious"

¬ид на гор€щий "Glorious" с носа "Scharnorst"


¬ это врем€, эсминец "Acasta", прикрыва€ поворот авианосца, вышел в торпедную атаку на немецкие корабли. ѕеререзав им курс, эсминец вышел на правый борт линкоров и сделал два четырехторпедных залпа. јтака оказалась успешной.

¬ 17.39 одна из торпед поразила линкор "Scharnhorst". ¬зрыв произошел в районе кормовой башни главного калибра и вызвал серьезные повреждени€ корпуса с большим числом жертв. Ћинкору пришлось уменьшить скорость.

 ак и "Ardent", "Acasta" попал одним 4,7" снар€дом в "Scharnhorst". ¬ыход€ из атаки, эсминец попал под сильный обстрел с немецких кораблей, был сильно поврежден, загорелс€ и вскоре затонул - через п€ть минут после "Glorious".

¬ 17.40, сразу после торпедировани€ "Scharnhorst", немецкие линкоры прекратили обстреливать британский авианосец, который уже не имел хода и, без сомнени€, был обречен.

¬ 18.12 он скрылс€ под водой. ѕо эсминцу линкоры еще некоторое врем€ вели огонь средним калибром и прекратили его только в 18.08, когда он также не имел хода и уже тонул.

ѕримерно в 18.15 немецкие корабли повернули в сторону “ронхейма, вскоре уменьшив скорость до 20 узлов. Ќикаких попыток спасти британские экипажи предприн€то не было.

ѕриведенна€ схема бо€ основана на немецких источниках, так как документации британских кораблей не сохранилось.

ѕоследний бой "Glorious"

Ёсминец "Acasta"


ќписани€ т€желых испытаний, выпавших на долю небольшого числа уцелевших мор€ков экипажей "Glorious", "Ardent" и "Acasta" достаточно подробно описаны в книге ƒжона ¬интона. Ќо все же некоторые факты нелишне привести и здесь.
«аписи вахтенного журнала крейсера "Southampton" от 9 июн€ 1940 года свидетельствуют:
"11.55. ¬ воде обнаружено тело. »зменен курс дл€ обследовани€. ќбнаружено 3 тела. 12.05. ”величен ход до 20 узлов, чтобы присоединитьс€ к колонне".

¬ полдень этого дн€ "Southampton", шедший в охранении войсковых транспортов, находилс€ в точке 68∞46'Nord, 03∞40'East и обнаруженные тела, несомненно, были жертвами этого бо€.

ќколо 15 часов 10 июн€ с норвежского судна "Marita" на переходе из “ромсе в “орсхавн (‘арерские острова) обнаружили пустой спасательный плот и плот с мертвыми телами, а также большие п€тна нефти в точке 68∞39'Nord, 04∞05'East.

¬ ночь 10/11 июн€, в 22.45 (в точке 68∞15'Nord, 02∞20'East) и 04.55 (в точке 67∞59'Nord, 03∞42'East), с норвежского судна "Borgund", также на пути из “ромсе в “орсхавн, обнаружили 21 спасательный плот и вз€ли на борт уцелевших мор€ков. ќни были доставлены в “орсхавн 13 июн€ в 18.30 и впоследствии вернулись в јнглию на эсминце "Veteran".

ќбнаружение плавающих предметов среди ночи должно быть пон€тно, если вспомнить, что летом в этих широтах солнце не скрываетс€ за горизонт в течение всех 24 часов суток.
 апитан 1-го ранга Ѕроми (Captain Jack Broome) в книге "Convoy is to Scatter", описыва€ плавани€ "Veteran" и "Vanoc" во врем€ этого периода, отмечает следующее: "... ак только войсковые транспорты отошли от норвежского берега "Veteran" и "Vanoc" вдруг отделились от эскорта конво€, получив приказ следовать к северу на встречу с авианосцем "Glorious" и дополнить его эскорт ...  огда в полночь мы достигли точки рандеву, то, при спокойном море и прекрасной видимости, не смогли обнаружить никаких следов "Glorious". ћы вели безуспешные поиски до тех пор пока не по€вились проблемы с топливом, а затем легли на курс по направлению к ‘арерским островам, ... там мы обнаружили тридцать истощенных и обмороженных мор€ков из экипажа "Glorious".

ѕоследний бой "Glorious"





ѕоследние минуты "Glorious"


»з офицеров "Glorious" в живых остались один капитан-лейтенант (Lieutenant-Commander) и два морских летчика младших лейтенанта (sub-Lieutenant FAA-pilots), один телеграфист-мичман (Warrant-officer), один командир эскадрильи (Squadron Leader) и один летчик лейтенант ¬¬— (Lieutenant RAF-pilot). Ќе спасс€ ни один из старших офицеров корабл€ и ни один из офицеров, находившихс€ во врем€ бо€ на мостике или в машинно-котельных отсеках.
»з-за этого многие тактические и технические моменты бо€ навсегда останутс€ тайной.

¬сего были спасены норвежцами 39 человек (один - с эсминца "Acasta"). ≈ще семеро (двое с "Ardent") попали в немецкий плен - они были спасены норвежскими траулерами и немецкими гидросамолетами.

«ј Ћё„≈Ќ»≈


 ак это ни странно, несмотр€ на боевой успех немецкое командование не было удовлетворено результатами похода. ¬скоре после прибыти€ в “ронхейм, ¬ице-јдмирал ћаршалл был освобожден от командовани€ соединением, так как, атаковав старый авианосец и истратив большое число боеприпасов, он рисковал своими корабл€ми и не смог выполнить основную задачу - атаку на бртанские коммуникации в районе ’арстада (Harstad). ѕричем один из линкоров, "Scharnhorst", получил повреждение от взрыва торпеды. ќднако непри€тности дл€ немцев на этом не закончились.

  пришедшим 9 июн€ в “ронхейм крейсеру "Admiral Hipper" и эсминцам в течение нескольких дней присоединились легкий крейсер "Nurnberg" и оба линкора. ќни представл€ли собой заманчивую цель дл€ британской авиации и поэтому намеревались в ближайшее врем€ вернутьс€ в германские порты.

"Scharnhorst", несмотр€ на атаки британских самолетов, в сопровождении трех эсминцев вполне благополучно совершил переход 20-24 июн€. ¬ышедший вместе с ним "Gneisenau" 20 июн€ был торпедирован британской субмариной "Clyde". “орпеда попала в носовую часть судна (15 метров от форштевн€) на 3 метра ниже ватерлинии. ќбразовалась сквозна€ пробоина длиной 15 метров и высотой 8-10 метров. ѕовреждени€ оказались не столь серьезные как у "Scharnhorst", но тем не менее кораблю требовалс€ доковый ремонт.

ѕереход "Gneisenau" из Ќорвегии в  иль был совершен только 25-28 июл€. Ќа переходе его охран€ли оба крейсера, четыре эсминца и несколько миноносцев, причем из состава эскорта был потер€н миноносец "Luchs".

0 не понравилс€
17 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
Sender
ƒата:
(8 августа 2016 12:23)
#1
—амое странное - торпедоносцы не прин€ли никакого участи€ в бою, чем это можно объ€снить - непон€тно.
 
Ќикогда не поздно встать на путь воина.
Ќовосибирск [ссылка]
2 / 4
 
 
 
 
 
 
цзю
ƒата:
(8 августа 2016 18:15)
#2
Ёто те самые за которыми потом пригнали в јргентину »нвинсибл и »нфлексибл?
 
...есть только миг...
Ќовосибирск [ссылка]
2 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх