Возвращение на базу

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
12 июня 2016 13:35
Просмотров:
2076
Комментариев:
1
Возвращение на базу


Возвращение на базу



До завода и обратно


Обвальное сокращение военных расходов в 1990-е годы среди прочего повлекло за собой падение промышленности, которая сжималась, сокращая затраты. Первыми жертвами этого сжатия становились внешние подразделения — в том числе те, что отвечали за ремонт кораблей и судов в пунктах базирования. Это, в свою очередь, резко сокращало уже боевые возможности ВМФ — выход агрегатов из строя надолго лишал соединение рабочей «единицы», отправлявшейся на завод.

Отчасти эта проблема не осознавалась или просто скрывалась за сокращением активности ВМФ — если наплаванность даже самых «ходовых» кораблей флота не превышает 40-50 суток в год, поломки относительно редки. Скудно отпускавшиеся лимиты шли в основном на поддержание текущей жизнедеятельности, а ремонт нередко обеспечивался «каннибализацией» выведенных в резерв кораблей в пользу их «ходовых» одноклассников. К 2000-м активность флота за пределами территориальных вод России упала практически до нуля.

С возобновлением активности ВМФ в середине 2000-х, когда участились выходы кораблей в дальнюю морскую и океанскую зону, участились и поломки. А промышленность, свернувшая соответствующую инфраструктуру, уже не могла оперативно отыграть обратно — имеющиеся ресурсы, от кадровых до финансовых, не позволяли справиться даже с основными текущими задачами. Сроки ремонта затягивались — ушедший на завод корабль рисковал не вернуться обратно вообще.

Восстанавливать систему ремонта и обслуживания кораблей в пунктах базирования пришлось уже на новой основе. Эта работа была возложена на «Новик», с 2008 года занимавшуюся ремонтом паротурбинных энергетических установок. В 2009 году приступили к созданию технической базы на Северном флоте, наиболее активном в то время. Затем последовали Тихоокеанский и Балтийский: базы были развернуты во Владивостоке и Вилючинске, Калининграде на Балтике. В 2013-м начались поиски решения проблемы Черноморского флота, главная база которого, Севастополь, находилась еще в украинском в тот момент Крыму.

Возвращение на базу

БДК «Ямал» в проливе Босфор


Черноморский флот был тогда самым проблемным — уже действовал, постепенно набирая обороты, «сирийский экспресс» с десантными кораблями всех четырех флотов России. Растущая интенсивность походов требовала все более тщательного обслуживания. Представительство ПГ «Новик», открытое на Украине в 2013-м, после присоединения Крыма превратилось в Черноморскую промышленно-техническую базу. На нее сразу же легла нагрузка по ремонту и обслуживанию заходящих в Севастополь кораблей других флотов России, выполняющих задачи в Средиземноморье.

Заказчиками выступали как сам ВМФ, так и заводы — «Звездочка», «Янтарь» и другие, не имевшие возможности выполнять работы на Черном море.

База из контейнера


Ключевая особенность новых промышленно-технических баз — мобильность. «Мы не привязаны к заводским мощностям. Мы можем отправить рабочую группу, способную решить большую часть задач, которые могут, в теории, возникнуть при текущем ремонте и поддержании готовности корабля в базе», — отметил генеральный директор «Новика» Алексей Лященко. И добавил, что в Крыму новой технической базе пришлось обслуживать не только корабли флота. Работы по поддержанию готовности и текущему ремонту выполнялись, в частности, для систем ПВО, включая переброшенные в Крым С-300, береговых ракетных комплексов и других наземных объектов. При этом выстраивалась промышленная кооперация с соответствующими производителями, в том числе с «НПО машиностроения», «Алмаз-Антеем» и другими предприятиями.

Технология новых ремонтных баз основывается на формировании в пунктах базирования флота мобильных групп из 20-40 футовых морских контейнеров с оборудованием, компонуемых в зависимости от решаемых задач. При необходимости эта технология обеспечивает флот техническим обслуживанием не только в пунктах базирования, но и при развертывании в океане. Ремонт и сервисное обслуживание кораблей осуществляется в ходе боевой службы, не нужно терять время на возвращение при поломках — все исправляется на месте мощностями мобильной базы.

Для этого годятся практически любые вспомогательные единицы ВМФ и мобилизованные суда торгового флота. Во многом данный подход представляет собой развитие британского, примененного во время Фолклендской войны, когда Royal Fleet Auxillary — вспомогательные силы флота, обеспечили мобильное базирование, обслуживание и экстренный ремонт боевых кораблей, исправление как технических поломок, так и боевых повреждений, за несколько тысяч миль от ближайшей базы. Мобильные базы на вспомогательных судах были и у императорского японского флота во Второй мировой войне.

Подобный опыт имелся и у ВМФ СССР на боевой службе в Средиземноморье. Современное промышленное оборудование и модульный принцип упрощают ремонт и обслуживание, в разы увеличивая объем решаемых задач. Технологией интересуются и другие игроки — в частности, ВМС Индии в настоящее время разворачивают систему баз в Индийском океане, что требует обеспечения готовности кораблей на боевой службе, чем раньше индийскому флоту заниматься не приходилось.

Возвращение на базу

Ми-26 ВВС РФ в Арктике


Другим потенциальным театром, перспективным с точки зрения развертывания подобной инфраструктуры, может стать Арктика — интенсивность действий флота в регионе возрастает, а ледовая обстановка, несмотря на ее смягчение в последние полтора десятка лет, по-прежнему вызывает немало поломок. Воссоздание инфраструктуры базирования по Северному морскому пути подразумевает в том числе и развертывание ремонтных мощностей, однако об этом пока ничего не сообщалось.

Ключевая проблема — недостаточное, по словам источников «Ленты.ру», финансирование в отрасли работ по ремонту и обслуживанию вооружения и военной техники, малые объемы запасных частей и ремонтных комплектов к уже закупленной технике. Основные средства направляются на производство и поставки новых систем вооружения, что создает опасный перекос, грозящий понижением исправности современной техники спустя несколько лет, когда пройдут первые гарантийные сроки.

0 не понравился
45 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх