Морской коч

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
10 августа 2016 00:09
Просмотров:
606
Комментариев:
0
Морской коч


Морской коч


Так кем и когда был создан коч? На этот вопрос мы не получим ответ. Оно стало плодом коллективного труда не одного поколения кораблестроителей и мореплавателей. Название же происходит от слова «коца». Это особая обшивка, которую еще именовали «ледовой шубой». Ее доски крепились к основной обшивке вгладь и предохраняли последнюю от повреждений льдами.

Основным достоинством судна коч была способность плавать в битом льду, поскольку подводная часть корпуса имела яйцевидную форму, и при сжатии льдами коч выдавливало вверх. Такие суда годились и для перетаскивания волоком по суше. Это была продуманная и сбалансированная конструкция судна.

Морской коч

коч


Коч изготавливали из сухого соснового леса, упругого и гибкого. К основной обшивке доски крепились деревянными «ершами». «Коца» находилась в области переменной ватерлинии, там, где корпус соприкасался со льдами. Швы обшивки и промежутки между досками палубы конопатили смоленой пенькой. Нижние доски фальшборта были на 10 - 15 см выше главной палубы, чтобы зашедшая при волнении вода стекала за борт. Изобретенный поморами легко заменяемый фальшкиль крепился к колоде снизу, предохраняя его от повреждений при ходе на мелководье и при перетаскивании судна волоком. Доски обшивки сшивались в пазах «вицей». Викинги, например, скрепляли их металлическими заклепками на клинк-шайбах. Дело в том, что сшитые доски могли незначительно смещаться относительно друг друга, придавая корпусу нужную эластичность, что было необходимо, когда нагрузка на него становилась предельной. Известно, что киль - самая прочная деталь в судовом наборе. Если судно перемещалось волоком, то его вес через укосины и пиллерс передавался на киль, и все элементы конструкции оказывались равномерно загруженными. А если коч попадал в ледяные тиски? Через ледовую шубу и обшивку их давление передавалось на бортовую ветвь шпангоутов, они слегка прогибались и тут, как тетива лука, начинала работать укосина, часть нагрузки передавалась на бимс, и корпус выдавливало наверх.

Морской коч

предположительные места, где жили поморы


На коче находились по две небольшие лодки с полозьями. Они служили для перевозки добытых животных и прочих нужд. Учитывая простоту конструкции и их надежность, срок службы коча определялся до 30 лет. Корабелы помещали на каждом судне закладную доску с изображением его схемы, что было необходимо при ремонтах, которые выполнялись даже в походах.

Kоч - деревянное, одно- и двухмачтовое, плоскодонное, однопалубное морское судно. Их классифицировались по грузоподъемности. Малые принимали от 800 до 10000 килограмм груза, имели сравнительно небольшую осадку и могли ходить по мелководью, включая устья рек и озер. Для дальних вояжей предназначались суда вместимостью до 30 тонн, что было пределом для условий плавания во льдах и перетаскивания судов волоком. Движителем коча был парус 13 м в высоту и 8,5 м в ширину. В носовой части при помощи вантов закреплялась высокая мачта - щегла, а в корме имелось рулевое управление.

Морской коч

речной коч


Морской коч

морской коч


Для изготовления большого паруса требовалось до 120 кв. метров оленьей шкуры, на которую нашивали накладки из тонкой замши - с нее легко удалялся намерзшие снег и лед. Парусное вооружение коча было прямым. На грот-мачте поднимали грот и грот-брамсель, на бушприте треугольный кливер и бом-кливер, стаксель над палубой. Бизань мачта не была стационарной, ее можно было убрать, поэтому поморы часто ставили парус - шпрюйт - простой и удобный в работе.

К оснащению коча относилось несколько железных якорей и якорных канатов. На палубе в кормовой части располагалась «казенка» - каюта. Экипаж размещался под палубой, в отсеках - «заборницах».

Недостатком коча была отсутствие оснащение, которое позволяло плыть при встречном ветре. При попутном ветре на море деревянному судну удавалось проходить до 250 миль в сутки. Отважные мореходы открыли новую историю в обследовании побережья Северного Ледовитого Океана, хотя сами об этом не знали.

Морской коч


Коч. Технические характеристики:


Длина - 24 м;
Ширина - 8 м;
Водоизмещение - 86,4 тонн;
Грузоподъемность - до 30 тонн;
Экипаж - до 15 человек;

Количество пассажиров - до 30 человек;

0 не понравился
18 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх