Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
11 августа 2016 02:32
ѕросмотров:
1047
 омментариев:
2
Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол


Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол


ѕредшественники


јрктика всегда была и остаетс€ дл€ –оссии важнейшим стратегическим регионом. —тоит лишь взгл€нуть на карту и оценить прот€женность береговой черты в запол€рных регионах. „то такое јрктика и дл€ чего она нужна, в ѕетербурге долгое врем€ понимали не совсем четко. Ќа север врем€ от времени отправл€лись экспедиции, но отсутствовала экономическа€ потребность в его полномасштабном освоении. ¬о второй половине XIX века восточные регионы –оссии и в первую очередь —ибирь на волне интенсивного развити€ начали испытывать острую потребность в вывозе своей продукции в европейскую часть страны и далее за рубеж. Ќедавно построенный “ранссиб не мог полностью обеспечить все более увеличивающийс€ товарооборот, тем более что его пропускна€ способность была еще ограниченной, и большую часть мощностей забирали военные нужды. Ќа севере существовал только один порт Ц јрхангельск.

ѕока чиновничество в столице неторопливо ворочалось, как это часто бывало в –оссии, дело в руки вз€ли предприимчивые люди на местах. ¬ 1877 году снар€женное на деньги купца и промышленника ћ. —идорова судно Ђ”тренн€€ звездаї доставило товары и различные издели€ из усть€ ≈нисе€ в ѕетербург. ¬ дальнейшем в русскую пол€рную торговлю между усть€ми рек ќбь и ≈нисей и јрхангельском сунули свой длинный нос оборотистые англичане.   90-м годам компани€ господина ѕопхэма сосредоточила в своих руках сообщение по морю с этими отдаленными районами. ƒело это было чрезвычайно рискованным и крайне зависело от ледовой обстановки в  арском море. ѕройти до места назначени€, выгрузить-погрузить товар и вернутьс€ необходимо было за одну весьма непродолжительную навигацию. –иск застр€ть во льдах был достаточно велик, поэтому стоимость перевозок и самих товаров была баснословной. ¬ отдельные годы из-за т€желой ледовой обстановки вообще не удавалось пробитьс€ дальше ёгорского шара. ѕроблему обеспечени€ беспреп€тственного грузооборота в «апол€рье нужно было решать кардинальным способом Ц необходимы были корабли специальной постройки, способные совладать с арктическими льдами. »де€ постройки большого ледокола витала уже давно, необходимость в нем ощущалась год от года, но осуществить в металле подобный замысел оказалось под силу только такому де€тельному, энергичному и, главное, знающему человеку, как —тепан ќсипович ћакаров.

¬ эпоху парусного флота лед оставалс€ непреодолимым преп€тствием на пути кораблей. ¬с€ навигаци€ в замерзающих портах останавливалась. ¬ XVIIЦXVIII веках борьба со льдом, если судно по какой-то причине затиралось в относительной близости от места назначени€, сводилась к мобилизации местного населени€, вооруженного пилами, ломами и прочим ручным инструментом. — большими трудозатратами и усили€ми прорубалс€ канал, и пленника освобождали. » то, если позвол€ли погодные услови€. ƒругим способом, но оп€ть же ситуативным, была стрельба из пушек по льду, если позвол€л калибр €дра и толщина льда, либо сбрасывание оруди€ на лед. »звестен случай, когда в 1710 году при вз€тии ¬ыборга русский фрегат Ђƒумкратї прошел по льду при помощи небольшого оруди€, подвешенного к бушприту и периодически опускаемого и поднимаемого. ≈ще одним способом борьбы со льдами был подрыв Ц вначале дл€ этих целей использовалс€ порох, а позже и динамит. ¬ –оссии на некоторых судах монтировалс€ так называемый ледовый таран, изготовленный из дерева или металла. ѕри помощи него можно было справитьс€ с относительно тонким льдом. Ќо все вышеперечисленное относилось по большей части к мерам вспомогательным или вынужденным.

Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол


¬ 60-х годах XIX века в –оссии был разработан, а в 1866 году испытан оригинальный проект инженера Ёйлера. Ќа судне оборудовалс€ металлический таран и, помимо него, специальный кран дл€ сбрасывани€ на лед специальных гирь весом 20Ц40 пудов. ѕривод крана осуществл€лс€ от паровой машины, гири поднимались на высоту примерно в 2,5 метра, а потом сбрасывались на лед. ƒл€ преодолени€ особо крепких льдин судно оснащалось еще парой шестовых мин. ѕервоначальные испытани€ показали довольно удовлетворительные результаты, и в своеобразный гиревой Ђледоломї переоборудовали канонерскую лодку Ђќпытї. ќднако на этом успешна€ часть эксперимента закончилась Ц хоть гир€м и удавалось взламывать небольшой лед, мощности машины Ђќпытаї €вно было недостаточно дл€ движени€ сквозь колотый лед. –аздвигать лед и обеспечивать проводку судов через образованный канал Ђќпытї не мог. ¬озникали и еще более экзотические проекты борьбы со льдом: например, оборудование корабл€ молотами и круглыми пилами или размывание льда водой из специальных мониторов под давлением.

ѕервый более-менее совершенный в техническом отношении корабль дл€ борьбы со льдами был создан оп€ть же в –оссии. ƒолгое врем€ сообщение между крепостью  ронштадт и ѕетербургом в осенне-весенний период было практически невозможным Ц прочность льда была недостаточной дл€ санного транспорта. ћихаил ќсипович Ѕритнев, кронштадтский предприниматель и судовладелец, решил найти способ продлить на несколько недель навигацию между ќраниенбаумом и  ронштадтом. ƒл€ этой цели он переоборудовал один из своих пароходов Ц небольшой винтовой буксир. ѕо его указанию носова€ часть была срезана под углом 20 градусов к линии кил€ по образцу поморских торосных лодок. Ћедокол Ђѕайлотї был небольшим, всего 26 метров в длину, и оборудован 60-сильной паровой машиной. ѕозже ему в помощь были построены еще два ледокола Ц ЂЅойї и ЂЅуйї. ѕока российское чиновничество тужилось пон€ть все огромное значение данного изобретени€, в  ронштадт к Ѕритневу, как воробьи на еще не обмолоченные скирды, налетели иностранцы. «имой 1871 года, когда сильнейшие морозы намертво сковали важнейшую дл€ √ермании судоходную артерию, реку Ёльбу, немецкие специалисты из √амбурга за 300 рублей купили у Ѕритнева чертежи Ђѕайлотаї. ƒальше по€вились гости из Ўвеции, ƒании и даже —оединенных Ўтатов. ¬о всем мире начали строить ледоколы, прародителем которых было детище кронштадтского изобретател€-самоучки. ¬ конце XIX века ледокольные пароходы и паромы по€вились, наконец, и в –оссии Ц на ¬олге и на острове Ѕайкал. Ќо все это были корабли относительно небольшого размера дл€ обеспечени€ каботажного плавани€. —тране нужен был большой ледокол дл€ обеспечени€ арктических грузоперевозок. Ћюба€ иде€ или проект превращаетс€ просто в ворох покрывающихс€ пылью бумаг, если нет человека, который сам, подобно ледоколу, пробивает ей дорогу среди льдов скепсиса. » такой неутомимый человек был Ц его звали —тепан ќсипович ћакаров.

Ћедокольный замысел —.ќ. ћакарова и информационна€ борьба в его защиту


Ѕудущий адмирал, ученый, изобретатель и исследователь родилс€ 8 €нвар€ 1849 года в городе Ќиколаеве в семье морского офицера. ”же в 1870 году его им€ становитс€ известным благодар€ стать€м о теории непотопл€емости корабл€. ¬о врем€ русско-турецкой войны 1877Ц1878 годов ћакаров осуществл€ет успешное боевое применение минно-торпедного оружи€. «атем было командование пароходом Ђ“аманьї, исследование, в том числе и дл€ военных целей, течений между „ерным и ћраморным мор€ми, кругосветное путешествие на корвете Ђ¬ит€зьї. ¬ 1891Ц1894 годах ћакаров исполн€ет должность инспектора ћорской артиллерии. ¬ конце XIX века, уже будучи вице-адмиралом, осуществл€ет командование ѕрактической эскадрой Ѕалтийского мор€.

¬первые мысль о постройке большого арктического ледокола ћакаров высказал своему другу, профессору ћорской академии, ‘.‘. ¬рангелю в 1892 году. ¬ это врем€ норвежский исследователь и пол€рник ‘ритьоф Ќансен готовилс€ к своему плаванию на Ђ‘рамеї. ћакаров, как человек, обладающий глубоким динамичным умом, хорошо понимал значение —еверного морского пути, соедин€ющего западные и восточные регионы –оссии и наход€щегос€ к тому же в ее территориальных водах. ќсвоение его существенно расширит торговые и экономические возможности страны. ѕостепенно замысел из чисто теоретических выкладок начал приобретать более четкие формы. ћакаров предлагал строить сразу крупный корабль из хорошей стали. ƒвигателем должна была служить парова€ машина огромной по тому времени мощности Ц 10 тыс. л.с. ¬ специальной по€снительной записке в ћорское министерство о целесообразности строительства большого ледокола ученый подчеркивал не только научное и исследовательское значение такого корабл€, но и военное, в частности, возможность быстрого перебазировани€ военных кораблей на ƒальний ¬осток. “аким образом, задолго до использовани€ —еверного морского пути ћакаров уже четко представл€л его значение дл€ –оссии.

Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол


“радиционно настроенное консервативно, военное руководство ответило отрицательно с большой долей скепсиса. ƒругой на месте ћакарова просклон€л бы близорукость и недальновидность властей предержащих по всем падежам и успокоилс€. Ќо ћакаров был слеплен из другого теста. 12 марта 1897 года неутомимый адмирал выступил с обширной лекцией в јкадемии наук, где подробно и обоснованно доказывал перспективность наличи€ в составе флота большого ледокола, а лучше нескольких. Ёто способствовало бы, по убеждению лектора, не только беспреп€тственной навигации в ‘инском заливе в зимних услови€х, но и устанавливало бы регул€рное сообщение между усть€ми рек ќбь и ≈нисей и иностранными портами, что влекло за собой значительные экономические выгоды. —ледующим шагом информационной борьбы за ледокол была организованна€ при помощи профессора ‘.‘. ¬рангел€ и имевша€ огромный успех лекци€ Ђ  —еверному полюсу напролом!ї. »де€ строительства ледокола перестала быть кулуарной и обсуждаемой в узком кругу ученых и технических специалистов. ќ ней заговорила общественность и пресса. Ќо отечественна€ бюрократи€ традиционно была сильна в обороне от смелых идей и проектов. », вполне веро€тно, споры о необходимости строительства ледокола в –оссии не утихли бы до тех пор, пока какие-нибудь предприимчивые иностранцы, воспользовавшись иде€ми ћакарова, не создали бы подобный корабль у себ€. “огда бы чиновничь€ рать дружно воскликнула бы: Ђјх, вот передовой «апад оп€ть нас удивил, давайте теперь и у себ€ такое соорудим!ї

  счастью, проектом ледокола заинтересовалс€ видный российский ученый, академик ƒ.». ћенделеев. »меющий св€зи на самом верху империи, ћенделеев вышел непосредственно на министра финансов —.ё. ¬итте. ÷епкий ум министра сразу разгл€дел в концепции ћакарова экономическую выгоду. ѕозже ћакарову организовали с ним встречу, на которой адмирал окончательно убедил имеющего огромное вли€ние в государственной машине ¬итте в необходимости строительства ледокола. јдмиралу обещают поддержку, а пока будут крутитьс€ скрытые маховики и нажиматьс€ тайные рычаги власти, ћакарову предлагалось совершить большую ознакомительную поездку по —еверу, чтобы на месте более четко узнать, в каких услови€х эксплуатации будет работать новый корабль.

ћакаров выезжает сначала в Ўвецию, где встречаетс€ с известным пол€рным исследователем профессором Ќорденшельдом. »менно он в 1878Ц1879 годах на судне Ђ¬егаї впервые прошел —еверным морским путем. ѕрофессор с одобрением высказалс€ об иде€х ћакарова. ѕосле Ўвеции посещены были Ќорвеги€ и остров Ўпицберген. «акончив с ≈вропой, ћакаров отправл€етс€ уже на русский —евер. ќн побывал в разных городах: “юмени, “обольске, “омске. Ѕеседовал с местными купцами и промышленниками Ц все его понимали, все одобрительно кивали головами, но вот денег на строительство столь нужного дл€ них самих корабл€ никто не дал. ¬ернувшись из поездки, ћакаров составл€ет подробную докладную записку, где уже в подробност€х описывает технические требовани€ к перспективному ледоколу. јдмирал настаивал на постройке двух ледоколов, но острожный ¬итте, подумав, дал добро только на один корабль.

ѕереговоры с изготовителем и постройка корабл€


¬ окт€бре 1897 года создаетс€ специальна€ комисси€ под председательством самого ћакарова, в которую входили также ћенделеев, профессор ¬рангель и другие видные специалисты. ѕервоначальной задачей комиссии было подробное описание всех требований к будущему ледоколу Ц были детально расписаны его технические характеристики, размеры, требовани€ к прочности и непотопл€емости. —оставлен необходимый перечень об€зательного к установке оборудовани€. “аким образом, техническое задание было готово. ѕоскольку новый корабль был сложен в исполнении, было решено обратитьс€ к услугам иностранных судостроительных фирм.   сост€занию за право постройки ледокола были допущены три фирмы, уже имеющие опыт строительства ледоколов. Ёто были Ѕурмейстер и ¬айн в  опенгагене, јрмстронг и ¬иттворт в Ќьюкасле и германска€ Ўихау в Ёльбинге. ¬се три участника предложили свои проекты. ѕо предварительному мнению комиссии, лучшим оказалс€ датский проект, второе место зан€л јрмстронг, а в немецком были найдены серьезные недочеты. ѕравда, ћакаров это мнение оспаривал и считал, что идеи, предложенные Ўихау, имеют свои преимущества.  огда соглашени€ с представител€ми заводов были достигнуты, им было предложено указать свои цены в запечатанных конвертах. — постановлением комиссии и с запечатанными конвертами ћакаров отправилс€ к ¬итте, где те и были вскрыты. Ќемцы просили 2 млн. 200 тыс. рублей и гарантировали постройку за 12 мес€цев, датчане Ц 2 млн. рублей и 16 мес€цев, јрмстронг Ц 1,5 млн. и 10 мес€цев. ѕоскольку англичане при наименьшей цене давали и наименьшие сроки постройки, ¬итте выбрал английский проект.  роме этого немаловажным фактором было то, что британцы предложили корабль, способный брать 3 тыс. тонн угл€ вместо требуемых 1800, тем самым почти вдове увеличива€ автономность ледокола.

14 но€бр€ 1897 ¬итте вручил императору Ќиколаю II докладную записку, которую тот завизировал своей подписью. ѕерва€ стади€ битвы за ледокол была выиграна Ц оставалось его построить и испытать.

”же через мес€ц ћакаров отъезжает в Ќьюкасл заключать договор о постройке судна. ¬о врем€ переговоров с представител€ми фирмы-изготовител€ адмирал держалс€ жестко с присущей ему настойчивостью и упорством. —ледует отдать ему должное Ц чтобы отсто€ть свои требовани€ у таких прожженных дельцов, как сыны “уманного јльбиона, надо иметь мертвую хватку. јдмирал насто€л на спецификации русского ƒобровольного флота при оснащении будущего ледокола, котора€ отличалась от английской. ƒобилс€ ћакаров и контролировани€ постройки корабл€ на всех этапах строительства с об€зательной проверкой всех отсеков на непотопл€емость при помощи заполнени€ их водой. ќкончательный финансовый расчет должен был осуществитьс€ только после завершени€ полного цикла испытаний в ‘инском заливе и затем в пол€рных льдах. ≈сли испытываемый ледокол получит какие-то повреждени€ в корпусе, изготовитель должен был их исправить за свой счет.  роме того, если испытани€ вы€в€т техническое несовершенство прин€тых конструктивных решений, фирма должна была их устранить на тех же услови€х. ѕереговоры шли трудно, англичане упирались, но тер€ть заказ не хотели. ¬ декабре 1897 года новый корабль был, наконец, заложен на верфи јрмстронга и ¬иттворта.

ѕодписав договор, ћакаров отбыл на ¬еликие озера в јмерику Ц наблюдать за работой ледоколов. ¬ернувшись, пробыл некоторое врем€ на верфи, после чего отбыл на Ѕалтику Ц лето 1898 года прошло в учени€х на эскадре. ¬ его отсутствие за постройкой наблюдал будущий первый капитан ледокола ћ.ѕ. ¬асильев. Ќадо признать достоинства английских строителей Ц строили они действительно быстро. ”же 17 окт€бр€ 1898 года корабль, по повелению императора Ќикола€ II получивший название Ђ≈рмакї, был спущен на воду.  орабль имел 93 метра длины, потом после переоборудовани€ она достигла 97 метров. —тандартное водоизмещение составл€ло 8 тыс. тонн, корабль был оснащен четырьм€ паровыми машинами мощностью по 2500 л.с. Ц три в корме, одна в носу. ƒело в том, что первоначально Ђ≈рмакї был оснащен одним дополнительным носовым винтом по американскому типу Ц этот винт должен был откачивать воду из-под льдины, чтобы облегчить потом ее сокрушение. Ќепотопл€емость Ђ≈рмакаї достигалась наличием 44 водонепроницаемых отсеков, на которые был поделен корпус. Ћедокол был оборудован специальными дифферентными и креновочными цистернами, что €вл€лось техническим новшеством на тот период. ∆ивучесть кораблю обеспечивала специальна€ спасательна€ магистраль, обслуживающа€с€ помпой мощностью 600 тонн в час. ¬се жилые помещени€ имели зимние тамбуры и двойные иллюминаторы дл€ теплоизол€ции. 19 феврал€ на Ђ≈рмакеї подн€ли коммерческий флаг Ц он был прин€т на баланс министерства финансов, а не ¬оенно-морского флота. 21 феврал€ 1899 года корабль отправилс€ в  ронштадт.

Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол

4 марта 1899 г. в  ронштадте. »з книги —. ќ. ћакарова ЂД≈рмакУ во льдахї


ѕервый контакт с балтийскими льдами произошел 1 марта Ц результаты были самые положительные. Ќовый ледокол без труда крушил своего главного врага. 4 марта при большом стечении народа Ђ≈рмакї прибыл в  ронштадт.  огда утихли первые восторги, новый ледокол сразу же приступил к своей непосредственной работе Ц он освободил ото льда суда вначале в  ронштадтском, а потом и в –евельском порту. ¬ начале апрел€ Ђ≈рмакї без труда вскрыл устье Ќевы Ц навигаци€ 1899 года началась необычайно рано. ћакаров стал героем дн€ и желанным гостем на приемах и званых обедах. ќднако эти первые успехи отнюдь не вскружили голову неутомимого адмирала. ќн прекрасно отдавал себе отчет, что балтийский лед Ц это просто разминка перед штурмом насто€щих арктических бастионов. Ќачалась подготовка к походу на —евер. ¬ ходе организационных сборов произошла размолвка ћакарова и ћенделеева. ƒве столь €ркие личности не сошлись в процессе окончательного выбора маршрута, тактики борьбы со льдами и, наконец, единоначали€. —поры становились все ожесточеннее, и, в конце концов, ћенделеев и его учена€ группа от участи€ в первом арктическом походе отказались.

ѕервое арктическое плавание и доводка ледокола


Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол

Ђ≈рмакї с демонтированной носовой частью


8 ма€ 1899 года Ђ≈рмакї ушел в свое первое арктическое плавание. –овно через мес€ц, 8 июн€, он встретил насто€щий северный лед в районе Ўпицбергена. ¬начале ледокол без труда расправилс€ с авангардом белого безмолви€, но затем начались проблемы: обшивка начала течь, корпус испытывал вибрацию. ћакаров прин€л решение вернутьс€ в јнглию. ¬ Ќьюкасле 14 июн€ корабль ввели в док. ѕри осмотре вы€снилось, что утер€на лопасть носового винта, который, будучи приемлемым дл€ реалий ¬еликих озер, оказалс€ бесполезным дл€ јрктики. ќн был демонтирован. –емонт продлилс€ мес€ц, после чего Ђ≈рмакї вновь отправилс€ на —евер. » оп€ть возникли сложности. 25 июл€ при ударе о торос ледокол получил течь. ќказалось, что на практике заданной прочности корпуса было недостаточно дл€ такой т€желой обстановки.  орабль снова вернулс€ в јнглию. ќтечественна€ пресса с удовольствием набросилась на Ђ≈рмакї и его создател€. ¬се-таки, либеральный душок у наших газетчиков по€вилс€ не после 1991-го Ц он существовал и раньше, просто после революции этот вирус находилс€ в глубокой сп€чке. Ђ≈рмакї сравнивали с бесполезной сосулькой, обвин€ли первый в мире арктический ледокол в слабости и немощности, а его создател€ Ц в авантюризме. √азетна€ травл€ достигла такого уровн€, что авторитетнейший пол€рный исследователь Ќансен не выдержал и высказал свое слово в защиту ледокола.

ћакаров, не обраща€ внимани€ на газетных писак, разработал план работ по модернизации ледокола. ¬ Ќьюкасле должны были заменить полностью носовую часть Ђ≈рмакаї. ѕока шло ее изготовление, ледокол вовсю трудилс€ на Ѕалтике. —реди многих его де€ний особо можно выделить спасение с камней броненосца береговой обороны Ђ√енерал-адмирал јпраксинї и спасение оказавшихс€ на оторванной льдине рыбаков Ц во врем€ этой спасательной операции впервые в истории флота и мореплавани€ был использован беспроволочный телеграф (радио), изобретенный русским инженером ј.—. ѕоповым. ¬есной Ђ≈рмакї вернулс€ в Ќьюкасл, где подвергс€ основательной переделке Ц ему заменили носовую часть, демонтировали уже бесполезную носовую машину, укрепили борта.  онструкци€ ледокольного форштевн€, в расчетах которой, кстати, прин€л активнейшее участие молодой кораблестроитель и будущий академик ј.Ќ.  рылов, стала типовой дл€ всех ледоколов на многие дес€тилети€.

Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол

Ђ≈рмакї после модернизации с новой носовой частью


ѕока Ђ≈рмакї модернизировалс€ с учетом первых плаваний во льдах, ћакаров вел зат€жное сражение с отечественным чиновничеством, преп€тствующим очередной отправке ледокола в јрктику. ¬ конце концов, оно было вынужденно уступить напору адмирала. Ћетом 1901 года Ђ≈рмакї уходит в јрктику. 21 июн€ он покинул норвежский “ромсЄ, а 25 числа вошел в сплошные льды. –асчеты ћакарова подтвердились. Ћедокол уверенно противосто€л стихии, крепость корпуса была превосходной Ц течей не наблюдалось. ѕеределка форштевн€ оказалась не напрасной. ќднако в начале июл€ Ђ≈рмакї столкнулс€ со столь т€желой ледовой обстановкой, что смог пробитьс€ на чистую воду только через мес€ц. ѕолюс оставалс€ непокоренным рубежом, плавание в арктических льдах Ц по-прежнему опасным. ¬о многом это было обусловлено не конструктивными решени€ми, заложенными в ледокол, Ц они были потом полностью оправданы временем и опытом длительной эксплуатации. Ђ≈рмакуї элементарно не хватало мощности энергетической установки Ц после демонтажа носовой паровой машины она не превышала 7500 л.с. Ќесмотр€ на то, что крайний поход ледокола был более успешен Ц обошлось без поломок и течей, Ц по возвращении ћакарова освободили от об€занностей по организации опытных плаваний во льдах. ћесто де€тельности Ђ≈рмакаї было ограничено Ѕалтикой. —тепан ќсипович вынашивал планы новых экспедиций, он верил в свое детище, но пока прорабатывались данные вопросы, началась –усско-€понска€ война, и жизнь адмирала —тепана ќсиповича ћакарова оборвалась 13 апрел€ 1904 года при гибели броненосца Ђѕетропавловскї.

ƒолга€ служба ледокола Ђ≈рмакї


Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол

¬о льдах


Ђ≈рмакуї тоже пришлось поучаствовать в этой трагической дл€ –оссии войне. ѕо насто€нию наместника на ƒальнем ¬остоке генерал-адъютанта ≈.». јлексеева ледокол включили в состав 2-й “ихоокеанской эскадры. ƒело в том, что ¬ладивосток был замерзающим портом, и мощностей находившегос€ там небольшого ледокола ЂЌадежныйї не хватило бы дл€ обеспечени€ базировани€ всей эскадры по приходу на место. ¬ составе эскадры Ђ≈рмакї покинул Ћибаву, но, к счастью дл€ него, в районе мыса —каген вышла из стро€ одна из паровых машин. ¬месте с миноносцем Ђѕрозорливыйї, имеющим неисправные холодильники, ледокол отправили в  ронштадт. ¬ €нваре 1905 года он обеспечивает выход 3-й “ихоокеанской эскадры контр-адмирала Ќебогатова. Ћетом того же года Ц проводит большой караван торговых судов к устью ≈нисе€ с грузами дл€ —ибирской железной дороги.

¬се дес€тилетие, предшествующее ѕервой мировой войне, Ђ≈рмакї работал на Ѕалтике, бор€сь со льдами и врем€ от времени оказыва€ помощь попавшим в затруднительное положение корабл€м. “ак в 1908 году им был сн€т с камней крейсер Ђќлегї. ¬ 1909-м на нем установили радиостанцию. — началом войны 14 но€бр€ 1914 года ледокол был мобилизован и зачислен в состав Ѕалтийского флота. Ќесмотр€ на потребность в ремонте Ц котлы уже были старыми, Ц ледокол активно эксплуатировалс€. ≈го планировали использовать дл€ сн€ти€ с камней германского легкого крейсера Ђћагдебургї, однако из-за сильного разрушени€ последнего от этой затеи отказались.

—обыти€ 1917 года Ђ≈рмакї встретил в  ронштадте. –еволюци€ революцией, но лед никто не отмен€л. » всю зиму и весну он обеспечивал сообщение между  ронштадтом, √ельсингфорсом и –евелем. 22 феврал€ 1918 года в св€зи с приближением к –евелю немецких войск ледокол обеспечил проводку двух подводных лодок и двух транспортов в  ронштадт. — 12 марта по 22 апрел€ состо€лс€ знаменитый Ћедовый переход Ѕалтийского флота из финских баз в  ронштадт. Ћедокол Ђ≈рмакї провел среди льдов более 200 кораблей и судов. ѕереход Ѕалтийский флот совершал отр€дами, и, сопроводив очередной из них, ледоколу вновь приходилось возвращатьс€ в √ельсингфорс. «а ледовый поход команда Ђ≈рмакаї была награждена ѕочетным  расным «наменем.

Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол


Ѕолее-менее регул€рна€ работа возобновилась в 1921 году, когда на Ѕалтийском заводе, наконец, удалось осуществить ремонт ледокола. ƒо 1934 года Ђ≈рмакї продолжал трудитьс€ на Ѕалтике. ≈го де€тельности придавалось большое значение Ц как-никак он создавал услови€ работы ѕетроградского порта. Ќапример, в 1921 году порт обеспечивал 80% внешней торговли —оветской –оссии. Ќаконец, после почти 30-летнего перерыва ледокол возвращаетс€ в јрктику дл€ проводки ледовых караванов. ¬ 1935 году его даже оборудуют бортовым гидросамолетом Ў-2. ¬ 1938-м состо€лось участие Ђ≈рмакаї в эвакуации первой советской пол€рной станции Ђ—еверный полюс Ц 1ї. Ќапр€женна€ навигаци€ 1938-го (в јртике на тот период зимовали целых п€ть караванов судов, которым необходимо было помочь) сказалась на техническом состо€нии корабл€ Ц требовалс€ давно ожидаемый ремонт. Ѕольший объем работ, в том числе и по улучшению условий жизни экипажа (нова€ столова€, радиофицированные кубрики, кинобудка и прачечна€), панировалось провести в Ћенинграде. Ђ≈рмакї осенью 1939 года уже через зону боевых действий приходит на Ѕалтику. Ќо начавша€с€ война с ‘инл€ндией, а потом и ¬елика€ ќтечественна€ помешала этим планам.

4 окт€бр€ 1941 года заслуженный корабль снова был мобилизован. Ќа него было установлено вооружение: два 102-мм оруди€, четыре 76-мм оруди€, шесть 45-мм орудий и четыре пулемета ƒЎ . Ђ≈рмакї принимает участие в эвакуации гарнизона военно-морской базы ’анко, проводит корабли на позиции дл€ обстрела противника, осуществл€ет проводку подводных лодок. ѕосле сн€ти€ блокады Ћенинграда корабль обеспечивал судоходство между Ћенинградом и портами Ўвеции.

ѕосле войны Ђ≈рмакї нуждалс€ в капитальном ремонте Ц отечественные верфи были загружены и Ђстарикаї отправили в јнтверпен (Ѕельги€). «десь в 1948Ц1950 годах был осуществлен его капитальный ремонт. 1 апрел€ 1949 года в ознаменование 50-лети€ службы корабль был награжден орденом Ћенина. ѕосле окончани€ ремонта ледокол вернулс€ в ћурманск, к которому был теперь приписан. ¬есной 1953-го Ђ≈рмакї получил новейшую радиоаппаратуру и бортовой радиолокатор ЂЌептунї. ¬ следующем году Ц один из первых вертолетов ћи-1.

¬ 1956 году совместно с другим ледоколом Ђ апитан Ѕелоусовї ветеран арктических линий устанавливает рекорд Ц осуществл€ет проводку каравана в составе 67 судов. “акже Ђ≈рмакї участвовал в испытани€х первых советских атомных подводных лодок (проектов 627а Ђ итї и 658).

ј достаточно ли нам Ђјврорыї?


Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол


“ехнический прогресс не сто€л на месте. 3 декабр€ 1959 года в строй советского флота вступил первый атомный ледокол ЂЋенинї. ѕо€вились и новые дизель-электрические ледоколы. јрхаична€ парова€ машина становилась реликтом прошлого. ¬ конце 1962 года Ђдедушкаї отечественного ледокольного флота совершил свой последний поход в јрктику. ќн вернулс€ в ћурманск в сопровождении почетного эскорта атомохода ЂЋенинї. ¬ыстроившиес€ боевые корабли приветствовали ветерана скрещенными лучами прожекторов. «аслуженный корабль оказалс€ на распутье Ц ремонт, в котором он нуждалс€, уже был нецелесообразным. ќставались два пути: музей или разборка на металлолом. ¬ сент€бре 1963 года Ђ≈рмакї осмотрела авторитетна€ комисси€, котора€ признала невозможность его дальнейшей эксплуатации. Ќо если дл€ льдов јрктики ледокол был уже староват, то состо€ние корпуса вполне допускало установку на вечную сто€нку.

«а Ђ≈рмакї развернулась насто€ща€ борьба. јктивную роль в защите корабл€ и попытке превращени€ его в музей сыграл выдающийс€ советский пол€рник ».ƒ. ѕапанин. ¬ правительство и ћинистерство морского флота шел поток писем от мор€ков, ученых, пол€рников с просьбами сохранить Ђ≈рмакї дл€ потомков. Ќо и противников у старого ледокола было достаточно, и, к сожалению, они занимали высокие посты. «аместитель министра морского флота ј.—.  олесниченко всерьез говорил, что, дескать, Ђ≈рмакї не имеет никаких(!) особых заслуг: ЂЌам достаточно и ДјврорыУї. ¬есной 1964 года после встречи  олесниченко с ’рущевым иде€ сохранени€ корабл€ как пам€тника была окончательно похоронена. “огдашний √енеральный секретарь вообще относилс€ к флоту с чувством, похожим на раздражение. ’олодным летом 1964 года в ћурманске состо€лось прощание с ветераном Ц он был отбуксирован на корабельное кладбище в ожидании разделки на металл. ¬ декабре того же года Ђ≈рмакаї не стало. –асходы на его утилизацию превысили стоимость переоборудовани€ в музей почти вдвое.

Ђ≈рмакї Ц первый в мире арктический ледокол

¬се, что осталось от Ђ≈рмакаї. —овременное фото


ћожно долго философствовать на тему сохранени€ морских традиций и бережного отношени€ к истории. ¬от примеры куда более достойные, чем расправа над первым в мире арктическим ледоколом. јнгличане бережно сохран€ют флагман Ќельсона линкор Ђ¬икториї, по сравнению с которым Ђ≈рмакї был не такой уж и старый. ƒо сих пор на плаву первый в мире железный броненосец Ђ”орирорї, всю свою службу проведший в метрополии.  огда в 1962 году встал вопрос об утилизации списанного американского линкора Ђјлабамаї, жители одноименного штата создали общественную комиссию по сбору средств дл€ выкупа корабл€ и превращени€ его в музей. „асть необходимой суммы (100 тыс. долларов) собрали школьники 10- и 5-центовыми монетами, эконом€ на обедах и завтраках. Ђјлабамаї €вл€етс€ сейчас одним из крупных военно-морских музеев —Ўј. Ќеужели советские школьники были бы менее сознательными? —праведливости ради надо отметить, что ледокол ЂЋенинї поставлен на вечную сто€нку в 1989 году. ’орошо, что это успели сделать до того, как исчезла страна, которой он служил. ”становка крейсера Ђћихаил  утузовї в качестве корабл€-музе€ вроде бы подтверждает курс на сохранение исторической пам€ти. ¬ противном случае наши корабли станут украшени€ми чужих портов, как, например, “ј – Ђ иевї и Ђћинскї.

0 не понравилс€
22 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх