ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
20 июн€ 2016 14:01
ѕросмотров:
1437
 омментариев:
1
20 июн€ 1855 года на русских морских минах подорвались
английские и французские корабли Ч первые жертвы этого оружи€


ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї


–усский флот с первых дней своего существовани€ стал насто€щей кузницей новинок и новшеств. ярче всего это про€вилось в сфере минного оружи€: русским мор€кам принадлежит приоритет в создании морской мины, противоминного трала, надводных и подводных минных заградителей и минного тральщика. ѕервые опыты в этой области в –оссии начались в самом начале XIX века, а уже 20 (8 по старому стилю) июн€ 1855 года на поставленных у  ронштадта морских минах подорвались четыре судна англо-французской эскадры. ¬ пам€ть об этом событии день 20 июн€ с 1997 года отмечаетс€ как ƒень специалистов минно-торпедной службы ¬ћ‘ –оссии.


ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї


»сторической справедливости ради стоит заметить, что первый проект морской мины в самом конце XVIII века разработал американский изобретатель –оберт ‘ултон, позднее прославившийс€ изобретением колесного парохода. Ќо первый сугубо подводный взрыв, произведенный в рамках эксперимента по созданию донной мины, прогремел в –оссии. ¬ 1807 году его произвел подполковник »ван ‘итцум Ч преподаватель морского кадетского и артиллерийского кадетского корпусов. ¬от как он сам описал этот опыт в своей Ђ«аписке об употреблении брандеров и подводных фугасов дл€ защищени€ фарватеров, усть€ рек или других узких проходов противу непри€тельских кораблей, равно как и дл€ усиливани€ морских крепостей, составленных из отдельных укрепленийї: Ђя вз€л фунт пороху, просто положенного в холстинный мешочек, обмазал его смолою и прив€зал к нему привод и кирпич, чтоб держать оный на дне воды. ќколо мешка, наход€щегос€ в воде почти на 1 ½ фута, наколотил € косвенно коль€, чтоб узнать о действии разрыва; но из оных кольев осталс€ только один, ибо течение унесло другие. я приказал запалить привод. ќфицер лаборатории, € и двенадцать пушкарей находились от фугаса в рассто€нии 15 шагов, не ожида€ большого действи€ от столь малого количества пороха. ќднако, когда взорвание сделалось, то почувствовал, что на мен€ падают большие капли воды, и падали до тех пор, пока не промочили мен€ насквозь, хот€ € бежал из всей силы на 30 шагов от оного, дабы избавитьс€ от сего неожидаемого дожд€. ќфицер получил также свою часть.  ирпич был брошен на сорок сажен на противный берег.  ол, толщиною более трех дюймов в диаметре, был сломан на две части, кои летели над нашими головамиї.

ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї


„ерез п€ть лет, в окт€бре 1812-го первые в мире неконтактные гальванические мины испытал на Ќеве знаменитый русский изобретатель ѕавел Ўиллинг. ј наиболее активно идеи подполковника ‘ицтума развивал Ѕорис якоби Ч знаменитый физик-электротехник, приглашенный в –оссию в 1835 году по рекомендации, в том числе и ѕавла Ўиллинга. »менно якоби в 1840 году разработал первую в мире конструкцию гальванической морской мины. „тобы оказать ученому помощь в работе, на флоте создали специальную Ђгальваническую командуї, а чтобы оценить важность этого изобретени€ Ч основали официальный Ђ омитет о подводных опытахї, на который и легло руководство работами в области морского минного оружи€.

¬ журнале этого комитета от 22 июн€ (4 июл€ по новому стилю) 1840 года есть запись о взрыве системы якоби под лодкой на Ѕольшой Ќевке: Ђ—его числа в присутствии гг. членов  омитета на фарватере Ѕольшой Ќевки между ѕетровским и  рестовским островами взорвана была одна мина в 120 фунтов пороха, опушенна€ на 7 фут. в воду; над миной была утверждена на поверхности воды лодка, имеюща€ 16 фут. длины, 5 фут. ширины и 4 фута высоты. ¬зрывом мины сей подн€ло столб воды на высоту более сорока сажен вместе с малейшими кусками раздробленной лодки. ќпыт сей показал, что подводна€ мина, будучи и отделена от предмета действи€ значительной массой воды, может нанести ему сильнейший вредї.

ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї

‘изик-изобретатель Ѕорис якоби


ќдновременно с началом работ по созданию мин якоби шведский инженер Ёммануил Ќобель начал продвигать в –оссии свое изобретение Ч морские мины с пиротехническим ударным взрывателем. ѕравда, в 1828 году адъюнкт-профессор √лавного инженерного училища  онстантин ¬ласов уже разработал свой тип гальваноударного взрывател€ дл€ мин, так называемую Ђвласовскую трубкуї (котора€, кстати, стала основным взрывателем морских мин в  рымскую войну), Ќобелю удалось доказать, что и его разработки не менее эффективны. ѕо указу императора Ќикола€ I нобелевскую мину –осси€ купила за 25 тыс€ч рублей серебром, а их серийным производством Ќобель зан€лс€ с 1851 года.

ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї


  этому времени Ѕорис якоби уже оснастил свои мины гальваноударными взрывател€ми, которые могли срабатывать на контакт мины с вражеским кораблем, и в то же врем€ имели проводную св€зь с берегом, откуда их можно было отключить, обеспечива€ безопасный проход своим судам.  роме того, к лету 1850 года в его распор€жении оказалс€ и первый в мире минный заградитель Ч 18-весельный десантный катер, оборудованный в носу и на корме помостами и краном с брашпил€ми, с помощью которых через отверсти€ в помосте за борт опускались мины. Ќаступало врем€ проверить на практике слова академика Ѕориса якоби, который в 1851 завершил свой отчет о минных опытах двух предыдущих лет таким пассажем: Ђ’от€ достоинства этого оборонительного способа не были еще доказаны в деле против непри€тельского флота, но € убежден, что распределение и устройство подводных оборонительных мин может быть произведено гораздо легче и вернее в насто€щем деле » что при малоценности их и при огромном моральном вли€нии, которое они производ€т на непри€тел€, подводные мины принадлежат к самому действительному и вернейшему средству обороныї.

ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї


ѕосле начала  рымской (в ≈вропе ее традиционно называют ¬осточной) войны 1853-1856 годов Ѕорис якоби в €нваре 1854 года получил высочайшее повеление Ђприступить немедленно и секретно к приготовлению мин дл€ постановкиї. ”же через неделю ћорской комитет одобрил предложенный академиком план постановки минных заграждений на рейдах  ронштадта, поскольку было очевидно, что именно он станет главной целью возможной атаки противника, и мор€ки прин€лись за работу. ѕервые 105 мин якоби установили в конце апрел€ 1854 г. между фортами Ђјлександр Iї и Ђѕавел Iї, чуть позже еще 60 мин составили заграждение между фортами Ђѕетр Iї и Ђ роншлотї. ѕоскольку мин якоби, отличавшихс€ высокой надежностью, не хватало, флот прин€л решение задействовать менее надежные, но более дешевые и простые в постановке пиротехнические мины Ќобел€: первые 92 мины этого типа в конце июн€ 1854 года поставили южнее форта Ђѕавел Iї.

ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї


¬сего в 1854-1855 годах на рейдах  ронштадта и подходах к нему выставили в общей сложности 1865 мин, из которых 474 были конструкции якоби, и 1391 Ч конструкции Ќобел€. »менно на нобелевских минах 20 июн€ 1855 года и подорвались суда англо-французской эскадры. ќ том, что подходы к  ронштадту прикрыты минными заграждени€ми, англичане и французы знали заранее Ч и потому не рисковали атаковать немедленно, сразу после того, как 14 июн€ 1854 года их объединенный флот по€вилс€ на траверзе морской крепости. „ерез неделю флот ушел, чтобы вернутьс€ год спуст€ Ч и уже на личном опыте убедитьс€ в действенности Ђрусских адских машинї, как назвали их интервенты.

ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї


¬ отечественной историографии прин€то считать, что первый подрыв английских и французских кораблей произошел именно 20 (8 по старому стилю) июн€ 1855 года. ¬ книге французского историка барона —езара Ћеката де Ѕазанкура, бывшего фактически официальным историком этой кампании во ‘ранции, указана ина€ дата Ч 9 июн€ 1855 года по новому стилю, а в английской Ђ“аймсї событи€ датированы 17 июн€ и при этом €кобы разворачиваютс€ в окрестност€х —веаборга и √ельсингфорса (’ельсинки). Ќо вне зависимости от того, кто из иностранных источников ошибаетс€, само описание подрыва кораблей интервентов вполне достойно довери€, поскольку заподозрить их в симпатии к русским мор€кам довольно трудно.

ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї


¬от как описан первый случай боевого применени€ морских мин в книге Ѕазанкура Ђ рымска€ экспедици€. ‘ранцузский флот на „ерном море и на Ѕалтикеї, вышедшей в ѕариже в 1858 году: ЂMerlin (французский пароходофрегат. Ч –ѕ), который шел под руководством капитана —улливана, шел на рассто€нии двух с половиной миль от берега, когда в его передней части раздалс€ глухой взрыв, за которым немедленно последовало сотр€сение страшной силы, подобное сотр€сению, испытываемому судном, когда оно наскакивает на скалу. ¬олны закипели и разошлись в стороны со зловещим завыванием, и можно было подумать, что пароход будет поглощен этой бездной. Ёто, без сомнени€, был взрыв одной из этих подводных адских машин, о которых столько говорили на прот€жении года и первые опыты с которыми были произведены в присутствии императора Ќикола€.  орвет остановилс€. —отр€сение было настолько сильным, что можно было опасатьс€, что судно получило течь.   счастью, этого не случилось; капитан —улливан проложил курс дальше от берега и снова начал движение, на этот раз малым ходом, чтобы ослабить действие подрывных машин, которые судно еще могло встретить на своем пути. ƒействительно, едва прошло несколько минут, как снова раздалс€ взрыв, оп€ть в передней части судна, затем последовало сотр€сение, еще более сильное, чем в первый раз. ¬ это врем€ был замечен Firefly (английский пароход. Ч ѕрим. ред.), направл€ющийс€ к Merlin. ≈му был тотчас дан сигнал удалитьс€, и он уже мен€л курс, когда у его форштевн€ также раздалс€ взрыв, вызвавший на море такое волнение, что хот€ Merlin был удален от Firefly более, чем на один кабельтов, однако действие этого взрыва ощущалось на корветеї.

ЂЁто был взрыв одной из подводных адских машинї


ѕри том, что русские мор€ки в годы  рымской войны установили подступах к  ронштадту, –евелю, ”сть-ƒвинску, —веаборгу, на ƒунае, Ѕуге и в  ерченском проливе в общей сложности 2558 морских €корных мин самых разнообразных конструкций, остаетс€ лишь удивл€тьс€ тому, что ни одной из них не удалось потопить вражеские корабли. ¬прочем, при несовершенстве конструкции и слабости зар€да это вполне объ€снимо. Ќо первый опыт оказалс€ удачным, и русские военные инженеры продолжили совершенствовать минное оружие, добившись того, что в годы ѕервой мировой войны, по признанию германских подводников, лишь один вид такой угрозы вызывал у них страх Ч русска€ морска€ мина.

0 не понравилс€
30 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх