јртиллерийские крейсеры типа Ђ—вердловї: последние в русском флоте

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
14 сент€бр€ 2016 03:43
ѕросмотров:
986
 омментариев:
2
јртиллерийские крейсеры типа Ђ—вердловї: последние в русском флоте

 рейсер Ђ—вердловї на коронационных торжествах на
—питхэдском рейде, июнь 1953 года.


5 июл€ 1950 года на воду спустили головной корабль серии,
ставшей основой надводных сил ¬ћ‘ на два дес€тка лет


¬еликую ќтечественную войну ———– встретил, име€ один из самых крупных флотов в мире: 3 линейных корабл€, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабл€, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и р€д других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. Ќо за четыре военных года советский ¬ћ‘ понес существенные потери и потому к концу 1940-х был намного слабее, с трудом обеспечива€ безопасность страны на морских рубежах. “ем временем бывшие союзники ———– стремительно превращались в его противников в холодной войне, и прежде всего —Ўј, имевшие самый мощный на тот момент военный флот. „тобы компенсировать отставание в этой области, в 1950 году была прин€та перва€ послевоенна€ программа военного судостроени€ —оветского —оюза, в рамках которой началось строительство крупнейшей серии отечественных крейсеров Ч проект 68 бис Ђ—вердловї. —вое название он получил по имени головного крейсера серии, который спустили на воду 5 июл€ 1950 года.

’от€ программа строительства флота, в рамках которой велось строительство крейсеров типа 68 бис, принималась в 1950 году, тактико-техническое задание на разработку проекта выдали трем€ годами ранее. ј в целом истори€ создани€ крейсеров Ч точнее, поначалу они назывались легкими крейсерами, хот€ в итоге стали самыми крупными корабл€ми крейсерского класса в советском ¬ћ‘ Ч проекта 68 началась еще в конце 1930-х. »х фактическими предшественниками были легкие крейсера типа Ђ„апаевї, первый из которых заложили еще в августе 1939 года. ¬сего до начала войны успели заложить и спустить на воду п€ть кораблей этого проекта, но достраивались они уже в послевоенные годы: все п€ть вступили в строй в 1950-м.

»менно этот проект и вз€ли за основу корабелы, начина€ работу над новыми, послевоенными артиллерийскими крейсерами дл€ советского ¬ћ‘. ‘актически это были последние в ———– корабли такого класса и ранга, поскольку услови€ холодной войны требовали совсем другого, океанского флота и совсем другого вооружени€ Ч €дерного и ракетного. Ќо в услови€х послевоенного восстановлени€ страны и спешной разработки того самого нового флота и новых систем вооружени€ требовалось спешно вооружить военных мор€ков хот€ бы средствами обороны Ч а уже потом усиливать наступательными вооружени€ми. »менно такими Ђоборонительнымиї корабл€ми и стали крейсера проекта Ђ—вердловї.

јртиллерийские крейсеры типа Ђ—вердловї: последние в русском флоте

 рейсер Ђќрджоникидзеї, 1960 год


¬прочем, спешка и некотора€ Ђустарелостьї проекта не помешали крейсерам типа Ђ—вердловї стать первыми в истории отечественного крейсеростроени€ военными корабл€ми, получившими цельносварной корпус. —оздател€м кораблей удалось разработать и ввести в практику систему сварки толстых и крупногабаритных листов броневой низколегированной стали Ч и за счет этого сроки постройки одного крейсера сократились вдвое по сравнению с постройкой методом клепки корпуса. ј разработать новую методику удалось, использу€ опыт как немецких корабелов, хорошо освоивших сварку брони, так иЕ советского танкостроени€, где подобные технологии за годы войны отработали на отлично на дес€тках тыс€ч “-34 и других машин.

ѕоскольку советскому ¬ћ‘ конца 1940-х Ч начала 1950-х требовалось большое число новых кораблей, а технологи€ постройки крейсеров проекта 68 бис позвол€ла выпускать их достаточно быстро, в планы заложили постройку серии из 25 единиц. Ќо в итоге построены были только четырнадцать Ч шесть в Ћенинграде (на трех заводах: Ѕалтийском имени ќрджоникидзе, имени јндре ћарти и заводе Ђ—удомехї), три в Ќиколаеве и два в ћолотовске (позднее переименованном в —еверодвинск).  орабли получили имена знаменитых флотоводцев, военачальников, политических де€телей ———– и городов: Ђјдмирал —ен€винї, Ђјдмирал Ћазаревї, Ђјдмирал ”шаковї и Ђјдмирал Ќахимовї, Ђјлександр —уворовї, Ђјлександр Ќевскийї, Ђƒмитрий ѕожарскийї и Ђћихаил  утузовї, Ђ—вердловї, Ђ∆дановї, Ђќрджоникидзеї и Ђƒзержинскийї, а также Ђћолотовскї и Ђћурманскї. ≈ще 11 крейсеров были заложены, но не достроены, поскольку руководство страны пришло к выводу, что флоту нужны другие корабли. ѕ€ть из них успели спустить на воду, еще четыре Ч только заложить, а заказы еще на два попросту отменили.

јртиллерийские крейсеры типа Ђ—вердловї: последние в русском флоте

ЋЄгкий крейсер Ђјлександр Ќевскийї


Ќесмотр€ на то что проект 68 бис во многом был еще довоенным, а строились крейсера в услови€х более чем непростых, они получились крепкими боевыми корабл€ми, которые прослужили в ¬оенно-морском флоте ———– достаточно долго. —ама€ коротка€ служба выпала на долю крейсеров Ђќрджоникидзеї и Ђјдмирал Ќахимовї Ч они числились в списках кораблей по 11 лет. ¬ среднем же крейсера проекта 68 бис прослужили по три с лишним дес€тка лет, что неудивительно. ѕосле того как военный флот вынужден был списать самые крупные корабли, сохранившиес€ в его составе еще со времен ѕервой мировой войны Ч линкоры типа Ђ—евастопольї, именно крейсера типа Ђ—вердловї зан€ли их место. ’от€, конечно, они уступали линкорам по своим боевым возможност€м: вооружение этих кораблей состо€ло из двенадцати 152-мм орудий в четырех башн€х и двенадцати 100-мм орудий в шести двухорудийных спаренных установках.  роме того, на их борту располагались шестнадцать сдвоенных 37-мм артиллерийских установок, предназначенных дл€ противовоздушной обороны кораблей: военные и корабелы в полной мере учли опыт недавно закончившейс€ войны.

ѕервоначально все крейсера проекта Ђ—вердловї распредел€лись по трем флотам: Ѕалтийскому, —еверному и „ерноморскому, в соответствии с местом постройки. Ќо в итоге четыре корабл€ Ч Ђјдмирал Ћазаревї, Ђƒмитрий ѕожарскийї, Ђјдмирал —ен€винї и Ђјлександр —уворовї Ч оказались на “ихоокеанском флоте, где и служили до конца 1980-х. ј сама€ долга€ судьба выпала на долю черноморского крейсера Ђћихаил  утузовї. ¬ отличие от всех остальных своих собратьев, он после окончани€ боевой службы не был продан за рубеж, его не пустили на иголки и не оставили гнить в чужих водах (как не дошедший до покупателей Ђћурманскї). —писанный последним, в августе 1998 года, два года спуст€ он встал на вечную сто€нку в Ќовороссийске, превратившись в корабль-музей.

јртиллерийские крейсеры типа Ђ—вердловї: последние в русском флоте


¬ истории боевой службы крейсеров типа Ђ—вердловї было множество заметных событий. ќни наносили международные визиты, в том числе в честь коронации королевы ¬еликобритании ≈лизаветы II (Ђ—вердловї), выходили в дальние рейды в район экватора, след€ за американскими авианосцами, участвовали в программах испытаний корабельных крылатых ракет, помогали египетскому флоту во врем€ арабо-израильских конфликтов, спасали рыбаков и пострадавших от землетр€сений, оказывали помощь советским атомным субмаринам, потерпевшим аварииЕ Ќа два дес€тилети€ именно эти крейсеры стали насто€щим символом возрождающегос€ советского ¬ћ‘ Ч и €дром его надводных сил, пока им на смену не пришли более современные, быстроходные и лучше вооруженные корабли. Ќо свою роль в истории отечественного военного флота крейсеры типа Ђ—вердловї сыграли, и весомую. »менно им выпала честь доказать всему миру, что русский флот перенес все т€готы только что закончившейс€ войны и готов в любую минуту отразить любое нападение. “о есть дать стране и ее мор€кам и корабелам врем€ и возможности спроектировать и построить те самые новинки, которые и вытеснили крейсеры проекта 68 бис из боевого стро€ флота.

0 не понравилс€
20 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх