¬ашингтон не готов раскрыть все данные по операции "јзориан"

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
16 сент€бр€ 2016 01:15
ѕросмотров:
1627
 омментариев:
8
¬ашингтон не готов раскрыть все данные по операции "јзориан"

—удно Ђ√ломар Ёксплорерї


¬ашингтон не готов раскрыть все данные по операции "јзориан"


—трашна€ трагеди€ с нашей подлодкой случилась 8 марта 1968 года, погибли 98 человек. 1968 год оказалс€ весьма трагичным дл€ подводных флотов многих стран: израильский Ђƒакарї, французска€ Ђћинерваї, американский Ђ—корпионї и, наконец, советска€ Ђ -129ї Ц все они погибли в это врем€.

ћатериалы об операции ÷–” по подъему со дна “ихого океана советской дизельной подлодки проекта 629ј Ђ -129ї с ракетным комплексом ƒ-4 национальный архив секретных материалов —Ўј рассекретил только 12 феврал€ 2010 года.

ќбнародованный документ представл€ет собой 50-страничный доклад американской разведки дл€ внутреннего пользовани€. ѕравда, исследовател€м не удалось получить от ÷–” полный текст документа, поскольку часть доклада вымарана. ƒо этого ÷–” в течение длительного времени придерживалось политики замалчивани€ этого вопроса.

—ама же операци€ стала досто€нием общественности через год, в феврале 1975-го, когда Los Angeles Times опубликовала статью о проекте Ђƒженниферї, подлинное название которого стало известно в 2010 году.

ѕо за€влени€м американских официальных лиц, тела шести советских мор€ков, обнаруженных в подн€тых отсеках, были с воинскими почест€ми погребены в море. ¬ окт€бре 1992 года директор ÷–” –оберт √ейтс на встрече в ћоскве передал президенту –оссии Ѕорису ≈льцину видеопленку с записью ритуала захоронени€ тел советских подводников из экипажа ЂK-129ї. Ќо на представленной российской стороне видеозаписи было запечатлено погребение только двух тел. «ахоронение тел в море было осуществлено по прин€тому в советском ¬ћ‘ ритуалу с накрытием военно-морским флагом под звуки √имна —оветского —оюза.

ќƒЌ» »« ѕ≈–¬џ’ Ђ—“–ј“≈√ќ¬ї


ѕостановление правительства —оветского —оюза от 26 €нвар€ 1954 года предусматривало создание двух носителей баллистических ракет: дизельной подводной лодки проекта 629 и атомной подводной лодки проекта 658. ¬ соответствии с тактико-техническим заданием, выданным в мае 1954 года, вооружение этих лодок должно было состо€ть из четырех баллистических ракет –-11‘ћ. «адание предусматривало максимум унификации с торпедной подлодкой проекта 611 и более современной Ц проекта 641.

ѕроект первой лодки предписывалось разработать ÷ Ѕ-16 во главе с Ќ.Ќ. »саниным, а второй Ц — Ѕ-143 Ц во главе с ¬.Ќ. ѕерегудовым. ”же на стадии эскизного проектировани€ ƒЁѕЋ проекта 629 Ќ.Ќ. »санин выразил сомнение в целесообразности вооружать обе лодки морально устаревшим комплексом. ќн, в частности, писал: Ђ¬ооружение подводных лодок баллистическими ракетами с дальностью полета 250 км при достаточно глубокой противолодочной обороне у берегов противника, достигающей 300Ц400 км, не может обеспечить успешное выполнение подводной лодкой основной своей задачи Ц нанесени€ удара по объектам в глубине территории противникаї. –анее дл€ ракет –-11‘ћ комплекса ƒ-1 разработки —.ѕ.  оролева с дальностью стрельбы в 150 км было построено п€ть подводных лодок проекта 611ј¬ с двум€ пусковыми шахтами в ограждении рубки.

“очку зрени€ руководител€ ÷ Ѕ-16 поддержали —.ѕ.  оролев и √лавнокомандующий ¬ћ‘ адмирал флота —оветского —оюза —.√. √оршков. ѕо их представлению 25 августа 1955 года, то есть еще до начала испытаний –-11‘ћ с подводной лодки в сент€бре 1955 года, правительство —оветского —оюза прин€ло постановление, об€зывавшее промышленность разработать комплекс ƒ-2. ≈го основу составл€ла баллистическа€ ракета, имеюща€ дальность полета 400Ц600 км и ограниченные габариты Ц длину не более 12 м и диаметр 1,3 м. ¬ажно отметить, что впервые в нашей стране выдвигалось требование разработать не только ракету, но и ее носитель. ќни в совокупности с береговой инфраструктурой и представл€ли собой комплекс.

11 €нвар€ 1956 года вышло измененное техническое задание на подлодку проекта 629 и ракетный комплекс ƒ-2 с новой ракетой надводного старта. Ќа начальном этапе работы над ракетным комплексом велись в ќ Ѕ-1 Ќ»»-88 под руководством —.ѕ.  оролева, но в марте 1956 года их передали в ведение вновь сформированного — Ѕ-385, которое возглавил ¬.ѕ. ћакеев. –акета комплекса ƒ-2 получила обозначение –-13. ѕо сравнению со своей предшественницей (–-11‘ћ) она имела вдвое большую стартовую массу (13,56 против 5,52 т), но при этом тот же способ старта Ц из надводного положени€ лодки с подъемом на верхний срез шахты (фактически рубки) и последующим поворотом пускового стола дл€ нацеливани€. ƒанное обсто€тельство заставило, по соображени€м обеспечени€ требуемых параметров остойчивости носител€, сократить боезапас до трех ракет.

—троительство двух головных лодок проекта 629 началось в 1957 году в —еверодвинске и  омсомольске-на-јмуре. ¬ конце 1958 года они были представлены на испытани€.   началу 1960 года —еверный флот получил п€ть лодок, а “ихоокеанский флот Ц две. ¬сего же их построили 22 единицы. ƒо прин€ти€ на вооружение ракет –-13 три лодки, сданные к тому времени, несли по три –-11‘ћ.

–акету –-13 прин€ли на вооружение в окт€бре 1960 года. —пуст€ год, 20 окт€бр€ 1961 года, в ходе проведени€ учений Ђ–адугаї был выполнен единственный в мире практический пуск с подводной лодки (командир Ђ -102ї Ц √.».  аймак, командир ракетной боевой части Ц ¬.Ќ. јрхипов, командир группы управлени€ Ц ¬.‘. —авенко) баллистической ракеты –-13 в боевом оснащении с термо€дерным зар€дом мегатонного класса.

¬ашингтон не готов раскрыть все данные по операции "јзориан"

Ѕаллистическа€ ракета –-21, входивша€ в комплекс ƒ-4


—трельба была осуществлена двум€ пусками по полигону на Ќовой «емле. √оловна€ часть первой ракеты в инертном оснащении пришла на боевое поле с существенным отклонением по дальности и направлению от точки прицеливани€. Ёто произошло потому, что пуск был осуществлен в услови€х штормовой погоды и лодка не смогла уточнить свои координаты. ѕуск ракеты с боевым зар€дом был произведен в тех же сложных погодных услови€х. јппаратура боевого пол€ на Ќовой «емле зафиксировала воздушный €дерный взрыв в точке с координатами, незначительно отличающимис€ от места падени€ первой ракеты.

ќднако ракета –-13 фактически сразу с прин€тием на вооружение оказалась морально устаревшей, хот€ и отвечала требовани€м ““«, из-за сравнительно небольшой дальности полета и способа стрельбы. ѕоследний недостаток признавалс€ наиболее существенным, и уже 3 феврал€ 1955 года было прин€то решение о начале отработки подводного старта ракет. ¬ результате постановлением —овмина ———– от 15 ма€ 1963 года был прин€т на вооружение комплекс ƒ-4 с ракетой –-21. Ќачина€ с 1963 года 14 кораблей прошли модернизацию по проекту 629ј под баллистические –-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км.

ѕроект был разработан с условием минимизации объема работ по модернизации. ќсновные изменени€ претерпел четвертый отсек и его межкорпусное пространство. ”станавливались новые ракетные шахты и дополнительные балластные цистерны дл€ предотвращени€ всплыти€ лодки после стрельбы. Ўахты ракет –-21, как и –-13, находились в ограждении рубки.

–акета –-21 комплекса ƒ-4 по своему техническому уровню была значительным шагом вперед. —трельба производилась с глубины до 50 м, при волнении мор€ до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. ¬рем€ между стартами первых двух ракет составл€ло около 5 минут. ¬месте с тем комплекс ƒ-4 по дальности уступал американским комплексам Ђѕоларис ј-1ї (дальность полета 2200 км), прин€тому на вооружение в 1960 году, то есть на три года раньше, и Ђѕоларис A-2ї (дальность Ц 2800 км), прин€тому на год раньше. “очность американских ракет была выше ( ¬ќ 1800 м против 2800 у –-21), но мощность термо€дерной боевой части –-21 была больше.  роме того, американские ракетоносцы несли 16 ракет, против 3 у советских подлодок.

ѕервые советские подлодки с баллистическими ракетами подводного старта находились в боевом строю до конца 80-х годов. ¬ процессе эксплуатации ракетоносцев с ракетами –-21 был получен бесценный опыт боевых патрулирований, позволивший позже создать высокоэффективную морскую компоненту стратегических сил и, в конечном счете, обеспечить €дерный паритет.

√»Ѕ≈Ћ№ ѕќƒ¬ќƒЌќ… Ћќƒ » Ђ -129ї


8 марта 1968 года оперативный дежурный на центральном командном пункте ¬ћ‘ объ€вил тревогу Ц Ђ -129ї не подала сигнал о проходе контрольного рубежа, обусловленный боевым распор€жением. ѕри этом вы€снилось, что на  ѕ эскадры нет даже списка экипажа, подписанного лично командиром подлодки и заверенного корабельной печатью.

— середины марта и по май 1968 года проводилась невиданна€ по размаху секретна€ операци€ по поиску исчезнувшей подлодки, в которой были задействованы дес€тки кораблей  амчатской флотилии и авиаци€ “ихоокеанского флота. Ђ -129ї упорно искали в расчетной точке маршрута. —лаба€ надежда на то, что подлодка дрейфует в надводном положении, не име€ хода и радиосв€зи, не оправдалась через две недели. ћесто веро€тной гибели Ђ -129ї в официальных документах получило обозначение как точка Ђ ї.

ѕоиски подводной лодки продолжались в течение 73 суток. ѕосле их завершени€ родные и близкие всех членов экипажа получили похоронки с нетрадиционной записью Ђпризнан умершимї. √лавнокомандующий ¬ћ‘ ———– —.√. √оршков сделал беспрецедентное за€вление, отказавшись признать гибель подлодки и всего экипажа. ќфициальный отказ правительства ———– от затонувшей подлодки Ђ -129ї привел к тому, что она фактически стала Ђбесхозной находкойї. “аким образом, люба€ страна, обнаруживша€ пропавшую подлодку, непон€тно под каким флагом ходившей, могла бы претендовать на нее. » конечно, всего, что находитс€ внутри подводного корабл€. ѕри этом в те времена всем подлодкам, уход€щим в поход из пунктов базировани€ от берегов ———–, бортовой номер закрашивалс€. “ем самым при обнаружении Ђ -129ї даже не имела опознавательных знаков.

¬ любом случае трагеди€ повлекла расследование причин гибели Ђ -129ї, дл€ чего были созданы две комиссии: правительственна€ под руководством заместител€ председател€ —овета ћинистров ———– Ћ.¬. —мирнова и комисси€ ¬ћ‘, которую возглавил один из опытнейших подводников, первый заместитель √лавнокомандующего ¬ћ‘ ¬.ј.  асатонов. ¬ыводы, которые сделали обе комиссии, были схожи. ќни признавали, что вина экипажа подлодки в гибели корабл€ отсутствует. Ќаиболее достоверной причиной катастрофы мог быть провал на глубину ниже предельной из-за обмерзани€ поплавкового клапана воздушной шахты –ƒѕ (режим работы дизелей под водой).  освенным подтверждением этой версии было то, что командование штаба флота предписывало командирам максимально возможно использовать режим –ƒѕ.   тому же процент времени плавани€ в этом режиме стал одним из критериев успешности выполнени€ задач похода. ¬торой официальной версией было столкновение с иностранной подлодкой в подводном положении.

¬ашингтон не готов раскрыть все данные по операции "јзориан"


—уществует и р€д неофициальных версий, высказываемых в разные годы различными специалистами: столкновение с надводным судном или транспортом на перископной глубине; провал на глубины, превышающие предельную глубину погружени€, и нарушение из-за этого расчетной прочности корпуса; попадание на склон внутренних волн океана (природа возникновени€ которых до сих пор точно не установлена); взрыв аккумул€торной батареи (јЅ) во врем€ ее зар€дки в результате превышени€ допустимой концентрации водорода (одна из американских версий).

¬ 1998 году в —Ўј вышла книга Ўерри «онтага и  ристофера ƒрю Ђ»гра в жмурки. Ќеизвестна€ истори€ американского подводного шпионажаї. ¬ ней были представлены три основные версии гибели Ђ -129ї: экипаж не справилс€ с управлением; техническа€ авари€, переросша€ в катастрофу (взрыв јЅ); столкновение с другим кораблем. ¬ерсию взрыва јЅ на подлодке вр€д ли можно считать веро€тной, потому что во всей истории подводных флотов мира было зарегистрировано значительное количество таких взрывов, но ни один из них не повлек за собой разрушени€ прочного корпуса лодки.

Ќаиболее веро€тной может быть верси€ столкновени€ Ђ -129ї с американской подлодкой Ђ—уордфишї (в переводе Ђмеч-рыбаї). —амо ее название дает возможность представить себе строение этой подлодки, боева€ рубка которой защищена двум€ Ђплавникамиї, похожими на акульи. Ёту же версию, по мнению р€да специалистов, подтверждают снимки, сделанные на месте гибели Ђ -129ї с американской атомной подводной лодки Ђ’елибатї при помощи глубоководного аппарата. Ќа них запечатлен корпус советской подлодки, на котором с левого борта в районе переборки между вторым и третьим отсеками видна узка€ глубока€ пробоина. —ама же лодка лежала на грунте на ровном киле, и это могло означать, что столкновение могло произойти под водой на глубине, безопасной дл€ таранного удара надводного корабл€. ѕо всей видимости, Ђ—уордфишї, следивша€ за советской подлодкой, потер€ла гидроакустический контакт, что вынудило ее идти в точку нахождени€ Ђ -129ї дл€ восстановлени€ контакта, но когда он по€вилс€, то времени дл€ предотвращени€ столкновени€ уже не хватило.

Ќекоторыми исследовател€ми в качестве доказательства этой версии привод€тс€, к примеру, данные о том, что весной 1968 года в иностранной прессе начали по€вл€тьс€ сообщени€ о том, что через несколько дней после исчезновени€ Ђ -129ї в €понский порт …окосука зашла Ђ—уордфишї со см€тым заграждением боевой рубки и стала на аварийный ремонт. ¬с€ операци€ была засекречена. Ћодка просто€ла на ремонте лишь одну ночь, за которую ей был сделан косметический ремонт: наложены заплаты, подкрашен корпус. ”тром она покинула сто€нку. ѕосле этого случа€ Ђ—уордфишї полтора года не выходила в плавание. јмериканцы старались объ€снить факт повреждени€ своей подлодки ее столкновением с айсбергом, что €вно не соответствовало действительности, так как в марте в центральной части океана айсберги не встречаютс€. ƒа и вообще они не заплывают в этот район даже в конце зимы, а не то что весной.

 аждый может выбирать то, во что ему хочетс€ верить, Ц фактом остаетс€ то, что американцы благодар€ данным гидроакустической противолодочной системы SOSUS к лету 1968-го смогли установить точное местонахождение Ђ -129ї. —пециалисты ¬ћ— —Ўј прослушали километры магнитофонных записей, полученных с донных акустических станций. ¬ какофонии звуков океана им удалось найти фрагмент, где был зафиксирован Ђхлопокї. —игнал поступил с донной станции, установленной на возвышении »мператорских √ор (участок океанского дна) на рассто€нии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. ”читыва€ точность пеленговани€ SOSUS в 5Ц10 градусов, положение Ђ -129ї было определено в виде Ђп€тнаї размером в 30 миль. ѕодлодка покоилась на глубине 5600 м, на рассто€нии почти 3000 км от √авайских островов.

ѕ–ќ≈ “ Ђј«ќ–»јЌї


—оединенные Ўтаты, убедившись в гибели Ђ -129ї, запустили секретный проект Ђјзорианї, который был одобрен лично президентом —Ўј –ичардом Ќиксоном в 1969 году. ѕо мнению Ќиксона и советника по национальной обороне √енри  иссинджера, —Ўј следовало подн€ть советскую подлодку и изучить ее, чтобы узнать сильные и слабые стороны противника.

¬едь в случае успеха можно получить доступ к советским шифрам, секретным документам и кодовым книгам. ќтдельный интерес представл€ло советское €дерное оружие Ц на борту Ђ -129ї находились три ракеты –-21 с мегатонными боеголовками и две торпеды с €дерными боезар€дами.   тому же ———– не за€вл€л о потере корабл€, а значит, нашедша€ ее сторона стала бы ее владельцем. ¬ 1960-е годы шел разгар холодной войны, и состо€ние жесткого противосто€ни€ приносило свои плоды Ц в голову сама собой невольно закрадывалась мысль: а почему бы втайне не подн€ть подлодку?

 урировали проект ƒжон ѕарангоски, один из руководителей отдела науки и технологии ÷–”, а также Ёрнест «еллмер, ветеран ¬торой мировой войны и специалист по подводным лодкам ¬оенно-морской академии —Ўј. Ётот строго секретный отдел работал в павильоне под названием Ђƒженниферї. ѕоэтому многие статьи в 1970-х ошибочно назвали эту операцию проектом Ђƒженниферї. ¬ ———– это название тайной операции также получило широкое распространение. ¬ опубликованном докладе отмечено, что изначально руководители проекта Ђјзорианї считали, что веро€тность успеха всего предпри€ти€ составл€ет лишь 10%. Ќужно было подн€ть с глубины 5 км затонувший корабль весом в 1750 т. “ем не менее в окт€бре 1970 года команда ѕарангоски пришла к выводу: единственна€ возможность подн€ть Ђ -129ї Ц это создание специального корабл€ с уникальным механизмом высокопрочных лебедок.

¬ашингтон не готов раскрыть все данные по операции "јзориан"


¬ итоге дл€ осуществлени€ этого необычного заказа была выбрана компани€ Hughes Tool —о, владельцем которой был эксцентричный миллионер-затворник √овард ’ьюз. ≈го прекрасно сыграл в американском фильме Ђјвиаторї актер Ћеонардо ƒи  априо.  ак говор€т, конструкторы засомневались в реалистичности проекта, но затем, разумеетс€, приступили к работе. Ќа все, начина€ с разработки концепции и заканчива€ первыми испытани€ми, ушел всего 41 мес€ц и потрачено 350 млн долл. Ц с учетом инфл€ции сейчас бы эта сумма составила 1,7 млрд.

ƒл€ начала нужно было установить точное местонахождени€ Ђ -129ї и оценить ее состо€ние. Ётим зан€лась атомна€ подлодка дл€ специальных операций USS Ђ’элибатї. Ѕывший ракетоносец был основательно модернизирован и насыщен Ђпод зав€зкуї океанологическим оборудованием: боковыми подруливающими устройствами, €корным устройством с носовым и кормовым грибовидным €корем, водолазной камерой, дальним и ближним боковыми сонарами, а также глубоководным буксируемым модулем ЂFishї.

 огда Ђ’элибатї оказалась в расчетной точке, пот€нулись дни напр€женной работы.  аждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезар€дить в фотокамерах пленку. “огда в бешеном темпе работала фотолаборатори€ (камера делала 24 кадра в секунду). » вот однажды на стол лег снимок с четко очерченным пером рул€ подводной лодки Ђ -129ї. ѕосле обнаружени€ Ђ -129ї Ђ’элибатї сделала еще 22 тыс. снимков советской подлодки.

¬ ходе исследовани€ останков Ђ -129ї вы€снилось, что подлодка развалилась на несколько частей. „тобы заполучить все желаемое, требовалось подн€ть 42-метровую носовую часть Ђ -129ї, котора€ представл€ла наибольший интерес дл€ разведки.

¬ но€бре 1971 года на верф€х ѕенсильвании было заложено судно Ђ√ломар Ёксплорерї, а уже в но€бре 1972 года спущено на воду. ¬ это же врем€ на верф€х в —ан-ƒиего строилась баржа Ќћ¬-1 и глубоководный захват Ђ лементинаї. “акое рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. ƒаже инженеры, напр€мую задействованные в проекте, по отдельности не могли пон€ть назначение этих устройств (корабл€, захвата и баржи).

Ђ√ломар Ёксплорерї представл€ло собой однопалубное двухвинтовое судно водоизмещением в 50 тыс. т с центральной прорезью (так называемым лунным бассейном), над которой размещались огромна€ стабилизированна€ вышка и две подвижные колонны, носовой двухъ€русной и кормовой четырехъ€русной надстройками, кормовым расположением машинного отделени€. ЂЋунный бассейнї (его размеры составл€ли 60,6 х 22,5 х 19,8 м) занимал почти треть судна и служил в качестве дока дл€ размещени€ глубоководного захвата и частей подн€той подлодки. ƒлина Ђ -129ї составл€ла 98,9 м, так что, учитыва€ размеры дока, попул€рна€ верси€ о том, что, дескать, подлодку намеривались поднимать целиком, вр€д ли соответствует действительности Ц она бы просто не поместилась там. ƒа и, собственно, сейчас известно, что основной целью была 42-метрова€ секци€ подлодки. —низу Ђлунный бассейнї закрывалс€ днищевыми листами с резиновыми уплотнител€ми.

ѕо диаметральной плоскости, в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные дл€ приема захватного устройства с погруженной баржи. ќни напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение сторонних наблюдателей тем, что официально судно €кобы должно заниматьс€ геологоразведкой на морском шельфе. ѕосле серии испытаний на ¬осточном побережье в 1973 году Ђ√ломар Ёксплорерї был переведен на «ападное побережье, где его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.

¬ашингтон не готов раскрыть все данные по операции "јзориан"


Ѕаржу медленно погрузили и зафиксировали на глубине 30 м, над ней встал Ђ√ломар Ёксплорерї; створки его центрального разъема раздвинули и две колонны опустили в воду; в это врем€ крыша баржи открылась, и колонны, как китайские палочки при еде, переместили Ђ лементинуї внутрь судна Ц в ЂЋунный бассейнї.  ак только захват попал на борт корабл€, были закрыты массивные подводные створки и откачана вода из внутреннего бассейна. ѕосле этого на судне началась работа по подготовке захвата к подъему подлодки.

¬ июле 1974 года судно Ђ√ломар Ёксплорерї, замаскированное под судно добычи нефти, прибыло на место аварии Ђ -129ї и начало спуск глубоководного захвата Ђ лементинаї. ƒл€ этого использовалась трубна€ колонна, котора€ собиралась краном из секций длиной 18,2 м. „тобы достичь дна, всего потребовалось свыше 300 таких секций.

–аботы раст€нулись более чем на мес€ц Ц почти все врем€ р€дом с Ђ√ломар Ёксплорерї находились два советских корабл€.  орабль измерительного комплекса Ђ„ажмаї и спасательный буксир —Ѕ-10 доставл€ли немало хлопот. ѕребывание Ђ√ломар Ёксплорерї в этом районе “ихого океана и факт проведени€ глубоководных работ посередине океана вызывали подозрение у командовани€ ¬ћ‘ ———–. ќднако все подъемные работы проводились под водой и были надежно скрыты от посторонних глаз. ѕоэтому в конце концов советские корабли ушли.

9 августа операци€ завершилась, и Ђ√ломар Ёксплорерї лег на обратный курс. ≈стественно, возникает вопрос, что именно удалось подн€ть? Ќаиболее попул€рна€ верси€, которую озвучивали в том числе и некоторые из участников операции, гласит, что при подъеме на глубине примерно 1500 м часть клешней захвата не выдержала и разломилась, отправившись на дно вместе с основной частью подлодки. ¬ подн€той 12-метровой секции Ђ -129ї было найдено шесть тел, из которых три были опознаны по документам.

ƒостаточной информации дл€ того, чтобы определить количество и характеристики подн€тых обломков подлодки, не было опубликовано. ¬месте с тем из просочившейс€ информации известно, что было подн€то не менее трех фрагментов подводной лодки, в том числе ее носова€ часть. ќбнародованный доклад не дает также ответа, что было обнаружено в этих фрагментах. ќднако исследователи полагают, что баллистические ракеты, кодовые книги и другое оборудование остались на дне. ¬ целом считаетс€, что цель операции не была достигнута в полной мере. “ем не менее в подн€той части были обнаружены две торпеды с €дерными боевыми част€ми и р€д других объектов, представл€вших интерес дл€ американской разведки.

¬ашингтон не готов раскрыть все данные по операции "јзориан"


ƒаже по прошествии почти 50 лет эта истори€ продолжает захватывать воображение своей интригой, драматизмом, сложностью и размахом. Ќа проект Ђјзорианї в целом ушло свыше 800 млн долл., и этих денег в то врем€ могло бы хватить на то, чтобы отправить экспедицию на Ћуну. “ака€ цена одного из необычных эпизодов холодной войны подчеркивает остроту противосто€ни€ между сторонами.

0 не понравилс€
30 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
электрик
ƒата:
(16 сент€бр€ 2016 10:00)
#1
ћолодец, капитан. ƒержи от мен€ подарочек.

“омска€ область > —еверск [ссылка]
5 / 2
 
 
 
 
 
 
—лепой ѕью
ƒата:
(16 сент€бр€ 2016 11:09)
#2
÷итата: электрик
ƒержи от мен€ подарочек.

ј выпить, нету?
 


ƒело сделано...
“омска€ область > —еверск [ссылка]
15 / 0
 
 
 
 
 
 
электрик
ƒата:
(16 сент€бр€ 2016 16:17)
#3
ќбижаешь кэп. ¬ нашем трюме всЄ дл€ теб€.

“омска€ область > —еверск [ссылка]
2 / 2
 
 
 
 
 
 
kep
ƒата:
(16 сент€бр€ 2016 16:25)
#4
Ќаиболее веро€тной может быть верси€ столкновени€ ¬¬Ђ -129¬¬ї с американской подлодкой ¬¬Ђ—уордфиш¬¬ї (в переводе ¬¬Ђмеч-рыбବї). —амо ее название дает возможность представить себе строение этой подлодки, боева€ рубка которой защищена двум€ ¬¬Ђплавникам謬ї, похожими на акульи.
ѕри чем здесь название? "—уордфиш" - одна из 4-х подлодок серии "—кейт". » никаких "защитных плавников" ни на одной из них отрод€сь не бывало. „етверта€ вообще называлась "—идрегон" - "морской дракон", так она что, огонь изрыгала?

„ернигов [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
—лепой ѕью
ƒата:
(16 сент€бр€ 2016 16:57)
#5
¬алера, не шуми!

 


ƒело сделано...
“омск [ссылка]
12 / 0
 
 
 
 
 
 
kep
ƒата:
(17 сент€бр€ 2016 03:47)
#6
÷итата: —лепо鬬¬¬†ѕью
¬алера, не шуми!
ѕью, € никогда не шумлю не по делу. ќсобливо если это касаетс€ подводного флота. “о, что какой то недоумок назвал "защитными плавниками", а ты, не вчитавшись перепостил, на самом деле –√– - рубочные горизонтальные рули. » накакой функции, кроме рулени€, они не несут. Ѕолее того, на лодках типа "—кейт" их не было. Ѕыли Ќ√– - носовые горизонтальные рули. Ёто хорошо видно на фото.  акой дебил рисовал эту схему, мне неведомо. Ќо рученки шаловливые € бы ему поотбивал.
«џ. „то бы то ни было, € все таки склон€юсь к версии столкновени€.  освенное подтверждение - " острома" и "Ѕатон –уж". јмерикосам повезло - в базу они доползли, но "лос€" пришлось списать - дешевле оказалось новый построить. ≈сли ты еще не делал об этом пост - запили. –еб€тки-"костромчане" впервые с времен ¬ќ¬ звездочку на рубке нарисовали. wink

„ернигов [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
—лепой ѕью
ƒата:
(17 сент€бр€ 2016 12:16)
#7
÷итата: kep
 освенное подтверждение - " острома" и "Ѕатон –уж". јмерикосам повезло - в базу они доползли, но "лос€" пришлось списать - дешевле оказалось новый построить. ≈сли ты еще не делал об этом пост - запили. –еб€тки-"костромчане" впервые с времен ¬ќ¬ звездочку на рубке нарисовали.


“»“јЌќ¬џ… ћќЋќ“
 


ƒело сделано...
“омск [ссылка]
11 / 0
 
 
 
 
 
 
Ѕухарик
ƒата:
(18 сент€бр€ 2016 09:12)
#8
–асшумелись... пойдем лучше выпьем
 
я не грустный, € трезвый
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх