Славная судьба транспорта "Анадырь"

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
20 сентября 2016 00:12
Просмотров:
348
Комментариев:
1
Славная судьба транспорта "Анадырь"


Славная судьба транспорта "Анадырь"


Русско-японская война потребовала значительного усиления состава российского флота крупнотоннажным океанским транспортом. В числе прочих судов на заводе Виккерса в Барроу (Англия), при посредничестве Мориса Ле Буля, Морское министерство приобрело недостроенный пароход «Франш-конте», который в апреле 1904 г. привели в Либаву, переименовали в «Анадырь» и зачислили во второй ранг судов флота.

Пароход оказался в таком неприглядном виде, что командир порта контр-адмирал А.А. Ирецков был вынужден направить в Петербург командира «Анадыря» капитана 2 ранга В.Ф. Пономарева для личного доклада начальнику Главного морского штаба о положении дел. По мнению Ирецкого, судно представляло собой «пустой кузов с двумя машинами, шестью котлами, лебедками для подъема тяжестей и - больше ничего». Отсутствовали оборудованные жилые помещения, кают-компания, камбузы, динамо-машины, паровое отопление, машинные телеграфы и переговорные трубы - все то, без чего «никакое судно не может плавать». Для приведения транспорта в порядок следовало «энергично и немедленно приступить к достройке хотя бы самого необходимого». Контр-адмирал просил ГМШ открыть особый кредит для «немедленного привлечения рижских и либавских заводов», а также командировать корабельного инженера для контроля «чрезвычайно сложных работ» по переоборудованию купленных за границей пассажирских и грузовых судов «для крейсерских и транспортных целей».

После докования «Анадыря» приступили к погрузке угля во все трюмы, затем начали работы по дооборудованию. «Франш-конте», как и пассажирские пароходы (будущие вспомогательные крейсеры «Дон», «Урал», «Терек», «Кубань», транспорты «Иртыш» и «Аргунь»), приобрели по распоряжению главного управляющего торговым мореплаванием и портами, Великого князя Александра Михайловича, а в МТК и ГУКиСе об этих судах «не имелось никаких сведений». Отсутствие полного комплекта чертежей, спецификаций и другой документации чрезвычайно затрудняло достройку «Анадыря».

Его и «Иртыш» вооружили восемью 57-мм пушками из числа восемнадцати французских, присланных для миноносцев. Оба транспорта получили по два 18, 14- и 6-весельных соответственно баркаса, катера и вельбота, которые были сняты с крейсеров «Герцог Эдинбургский» и «Память Азова». При наибольшей длине 145,7 м водоизмещение трехпалубного «Анадыря» составляло 17350 т. Шесть цилиндрических котлов системы Моррисона обеспечивали паром две паровые машины мощностью по 4600 л.с. Наибольшая скорость, достигнутая на испытаниях, составила 13,3 уз. 10,6-узловым ходом транспорт мог пройти 3500, экономическим (7,8 уз) 5760 миль.

Две динамо-машины обеспечивали освещение (210 постоянных и 110 переносных ламп накаливания). Шестнадцать грузовых стрел обслуживались двенадцатью лебедками, грузоподъемностью 3 т каждая. Две поперечные и две «навесные» продольные угольные ямы могли вместить до 1100 т топлива. В двойном дне помещалось 1658 т водяного балласта, при необходимости 1100 т принимались прямо в четвертый трюм (всего на судне насчитывалось шесть трюмов). Два опреснителя системы Круга производительностью по 10 т/сутки подпитывали две цистерны пресной воды емкостью 16,5 т. В кубриках могло разместиться 220 человек команды.

Славная судьба транспорта "Анадырь"


На «Анадырь», включенный в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, погрузили около 150 мин заграждения и контрмин, небольшое количество боезапаса и несколько мелкокалиберных орудий с «догоняющего» отряда контр-адмирала Н.И. Небогатова, а также иные грузы для нужд эскадры и порядка 7000 т угля. Перед началом Цусимского сражения "Анадырь" шёл головным в колонне транспортных судов. В ходе дневного боя 14 мая 1905 г. транспорт получил незначительные повреждения, в том числе от столкновения с транспортом «Русь». Ночью «Анадырь» отстал от эскадры, и его командир, капитан 2 ранга В.Ф. Пономарев, принял решение повернуть на юг, отказавшись от прорыва во Владивосток. Не заходя в ближайшие порты, чтобы не быть интернированным, обладая большим запасом угля, судно взяло курс на Мадагаскар. 14 июня «Анадырь» прибыл в Дието-Суарес и, получив инструкции из Петербурга, вернулся в Россию.

В Либаве в декабре 1905 года на спардеке и рубках судна заменили деревянные настилы. В следующем году «Анадырь» вывели в вооруженный резерв с сокращенным личным составом. Впоследствии (1909-1910 гг.) на главной палубе оборудовали стойла для перевозки лошадей десанта, создали специальное устройство для их содержания в чистоте. Плохое состояние котлов послужило причиной заказа в сентябре 1910 года Сосновицкому трубопрокатному заводу большого количества дымогарных и водогрейных трубок, а также дало ход предложению Общества Коломенского машиностроительного завода от 3 марта 1910 года оборудовать транспорт четырьмя дизелями, мощностью 3000 л.с. каждый, таким же числом динамо-машин по 2100 кВт и гребных электродвигателей. В случае благоприятного решения Общество обязывалось «довести до конца первый опыт применения нефтяных двигателей в соединении с электропередачей...». 22 мая 1910 года правление Общества получило предварительный, «условный» наряд на сумму 2840 тыс. руб., однако интересный проект кардинальной замены судовой энергоустановки так и остался на бумаге. Возможно, на это повлияли неудачные испытания в Коломне опытного цилиндра с двигателем в 3000 л. с., в случае успеха которых Общество получало бы «окончательный» заказ.

Приказом по Морскому ведомству от 25 февраля 1911 года транспорты «Анадырь» и «Рига» зачислили вспомогательными судами при Действующем флоте Балтийского моря. Вплоть до начала первой мировой войны (в летнюю кампанию) «Анадырь» обычно совершал три рейса в английский Кардифф, доставляя оттуда каждый раз до 9600 т угля, а зимой вступал в вооруженный резерв в Свеаборге при бригаде линейных кораблей. В годы войны судно входило в состав транспортной флотилии Балтийского моря, могло принять в трюмы более 11 700 т угля, а в междудонном пространстве - свыше 2640 т воды; транспорт мог перевозить десант. Связь надежно обеспечивалась радиостанцией системы «Сименс-Гальске» образца 1909 года, максимальная скорость судна в 1915 году не превышала 10,5 уз, экипаж насчитывал семь вольнонаемных офицеров и 83 нижних чина.

Наличие в Балтийском флоте только «Ангары» и «Камы» (август 1916 г.) уже не могло обеспечить возросшую потребность в срочном судоремонте, хотя «опыт оборудования и пользования в течение более 10 лет плавучими мастерскими дал блестящий результат и показал полную целесообразность и жизненность подобной организации». Для обслуживания линейных кораблей, капитального ремонта механизмов миноносцев и подлодок командующий флотом Балтийского моря вице-адмирал А.И. Непенин признал необходимым «срочно» переоборудовать в плавмастерскую транспорт «Анадырь», оснастив его втрое большим, по сравнению с «Ангарой», количеством металлообрабатывающих станков, на что требовался кредит в размере до 4 млн руб. и срок около семи месяцев. 26 августа морской министр адмирал И.К. Григорович на докладе МГШ, признавшего переоборудование транспорта «целесообразным», начертал короткую резолюцию: «Желательно».

Славная судьба транспорта "Анадырь"


В начале сентября 1916 года кораблестроительный отдел ГУКа рассмотрел вопрос «об оборудовании транспорта «Анадырь» под мастерские для обслуживания судов лилейного флота и миноносцев типа «Новик» и признал его вполне пригодным, при условии содержания в «благонадежном» состоянии. Конкретные вопросы оборудования мастерской (количество, состав, размещение станков) решались Механическим отделом ГУКа «согласно указаниям действующего флота и опыта имеющихся плавучих мастерских». 27 сентября эта проблема рассматривалась на заседании технического совета ГУКа в тесной связи с обустройством береговых мастерских Порта Императора Петра Великого. Необходимость переоборудования «Анадыря» мотивировалась увеличившимся вдвое составом Балтфлота, недостаточными ремонтными возможностями Свеаборга и Ревеля и, самое главное, тем, что обслуживание действующего флота мощной автономной плавмастерской позволило бы значительно расширить его операционную зону. Большие сомнения вызвал восьмимесячный срок переоборудования, признанный нереальным из-за трудности получения импортных станков, поэтому основную часть оборудования решили заказать российским фирмам «Фельзер» и «Феникс». В итоге совещание постановило «считать по обстоятельствам военного времени необходимым оборудование мастерской на транспорте «Анадырь» на 350 рабочих».

Вице-адмирал А.И. Непенин приказал использовать в качестве руководителей «лиц от действующего флота, как имевших боевой опыт... и лучше знающих предъявляемые к мастерским требования». Все работы поручили акционерному обществу «Сандвикский корабельный док и механический завод» (Гельсингфорс), которое разрабатывало и техническую документацию. Переоборудование, изготовление подкреплений и фундаментов, а также установка станков должно было обойтись по расчетам Механического отдела ГУКа примерно в 3 млн руб., закупка станков, инструментов и приспособлений - 1,8 млн руб., материалов - около 200 тыс. руб.

8 ноября 1916 года директор-распорядитель Сандвикского Завода Адольф Энгстрем представил собственную предварительную смету. Перестройку внутренних помещений, монтаж электрооборудования, линий телефонной и звонковой связи, станков, печей, двигателей и т. д. оценили в 5709 тыс. финских марок, закупки станков за границей - в 490 тыс. долларов. Переоборудовать судно предполагалось в течение восьми месяцев после получения судостроительных материалов, и еще двух, необходимых для доставки станочного парка. К работам приступили в начале января 1917 г.

На спардеке требовалось отремонтировать офицерские каюты; среднюю надстройку, в которой были оборудованы жилые помещения администрации мастерских и медперсонала, решили соединить с кормовой; строился новый командный мостик и полубак с деревянной палубой, под которым устраивались жилые и помещения для 134 мастеровых и санитарные для всех 350 рабочих. Переделывались грузовые и ставились новые световые люки, менялся такелаж мачт, с которых снимались лишние стрелы. В надстройке на первой (верхней) палубе ремонтировались каюты офицеров и медперсонала, оборудовались лазарет, два кубрика для команды на 70 и 20 человек, камбуз и санитарные помещения. На второй (главной) палубе ставились новые переборки, шахты и трапы, переделывались люки, в носовой части оборудовались кубрик для 102 рабочих и камбуз на 350 рабочих, кладовые и мастерские, в корме - каюты мастеров и столовая. На третьей палубе делались новые портики для погрузки угля, шахты грузовых лифтов, различные кладовые и мастерская по ремонту электрооборудования, рефрижераторные отделения, камбуз, баня, прачечная и т.д. В носовой части - жилые помещения для 132 рабочих и каюты мастеров; на заново изготавливавшихся четвертой и пятой палубах размещались различные мастерские и две столовые на 350 рабочих (в носовой части).

В корпусе устанавливались 220 новых бортовых иллюминаторов с боевыми крышками, водонепроницаемые двери, три грузовых, кухонный и пассажирский лифты; на палубах ставились сходные рубки, трапы с поручнями, проводились системы: парового отопления, вентиляционная, санитарная, пожарная и питьевой воды, монтировалась электростанция в составе двух турбодинамо-машин Лаваля и стольких же динамо-машин, вращавшихся посредством моторов системы Болиндер. Звонковая сигнализация и телефонная сеть рассчитывались на 20 абонентов, радиорубка оборудовалась на спардеке, на верхней палубе устанавливались шесть электрических грузовых кранов.

На четвертой палубе в корму от машинного отделения установили кузницу с гидравлическим прессом, двумя паровыми и пневматическими молотами. Котельная мастерская (трюм № 5) снабжалась вальцами, дыропробивными прессами, строгальными, сверлильными и шлифовальными станками, механическими пилами, ножницами для резки металла, гибочными и правильными плитами. Электрический грузовой лифт соединял эту мастерскую с верхней палубой. В трюмах № 3 и 2 (четвертая палуба) располагались также трубомедницкая и литейная мастерские, первая из которых оснащалась гидравлическим прессом, сверлильными и шлифовальными станками. Под литейной, имевшей ваграночную, плавильную и четыре нефтяных тигельных печи, располагалась модельная мастерская, оснащенная ленточными и дисковыми пилами, строгальными, токарными и сверлильными станками, верстаками; на той же третьей палубе в трюме № 6 предусмотрели общую кладовую с грузовым лифтом и нижнюю механическую мастерскую. Носовую механическую мастерскую (расположили перед котельным кожухом и снабдили грузовым лифтом). По левому борту оборудовали помещения для двух рефрижераторных машин и компрессора, на верхней палубе прокладывали воздушную магистраль, необходимую для пневматического инструмента.

Заказать станки и оборудование в России не удалось, поэтому в конце 1916 года в Англию командировали инженер-механиков - генерал-майора М.К. Боровского и капитана I ранга В.М. Бакина: при посредничестве находившегося там генерал-лейтенанта Ф.Я. Поречкина им следовало после получения согласия британского правительства разместить заказы на станочное оборудование, турбогенераторы и различные материалы для «Анадыря» и мастерских Порта Императора Петра Великого (общая сумма затрат оценивалась в 493 тыс. ф. ст.), однако вплоть до весны 1917 года вопрос о кредитах и размещении заказов оставался открытым.

Славная судьба транспорта "Анадырь"


27 апреля английское правительство сообщило в Морское министерство, что решение проблемы отложено до получения от представителя Русско-английского комитета в Петрограде «подтверждения о срочности и необходимости немедленно выполнить значительные заказы», выяснения источников финансирования и самой возможности изготовления оборудования. К началу июня 1917 года Сандвикский завод затратил на переоборудование «Анадыря» из «уточненной» сметы 4 млн. руб. - почти половину, в том же месяце Механический отдел ГУКа получил, наконец, согласие главы британской военной миссии снабжения генерала Ф. Пуля на «полное оборудование» плавмастерской и размещение в Англии заказов на станки и материалы. На совещании в ГУКе вновь поднимался вопрос о комплектном оборудовании «в первую очередь», поскольку транспорт находился в такой степени готовности, что «станки могут устанавливаться немедленно». Британское казначейство все же настояло на сокращении величины сделки, и о части поставок удалось договориться с американскими фирмами. В программу доставки грузов из США на октябрь Отдел морских перевозок Главного управления по заграничному снабжению включил станки общим весом 50 т, но прибыли ли они в Россию - так и осталось неизвестным.

21 октября 1917 года положение дел с «Анадырем» рассматривалось на заседании Центрального комитета Всероссийского военного флота (Центрофлот) при ЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов. Контрольно-техническая комиссия Центрофлота пришла к следующему заключению: закончить переоборудование в течение войны невозможно из-за быстро растущих расходов, все работы следует прекратить и в спешном порядке готовить «Анадырь» «к включению в состав торгового флота». 17 ноября начальник ГУКа предложил главному механику штаба Балтийского флота приостановить перестроечные работы. Любопытно, что комиссар ГУКа Александр Сомнительный телеграфировал 2 декабря 1917 г. в Центробалт и требовал внести полную ясность в этот запутанный вопрос, настаивая на продолжении переоборудования и протестуя против решения «некой комиссии». Тем не менее второй помощник Морского министра вице-адмирал А.С. Максимов сообщил тогда же в штаб флота (Гельсингфорс) о своем согласии оказать «всякое содействие» ликвидации заказа, но полагал, что заняться этим должны заключавшие контракт лица.

В составе последнего эшелона Ледового похода из Гельсингфорса «Анадырь» прибыл в Петроград, где почти три года простоял на приколе. Накопленный в результате эксплуатации «Ангары» и «Камы» опыт позволил разработать проект переоборудования транспорта «Анадырь» в плавмастерскую с уникальными ремонтными возможностями. Будь он воплощен в жизнь, Балтийский флот получил бы одну из крупнейших плавучих мастерских, оборудованную по последнему слову техники того времени.

В марте 1923 года, после ремонта в Киле, переименованный в «Декабрист» транспорт отправился к берегам Тихого океана (март 1923 г.) - это был первый рейс советского судна от берегов Балтики на Дальний Восток. Через семь месяцев пароход с ценными грузами вернулся в Петроградский порт, пройдя более 26 тыс. миль, и затем работал в составе Балтийского морского пароходства.

Славная судьба транспорта "Анадырь"


В сороковых годах «Декабрист» продолжал оставаться самым крупным из двухвинтовых грузовых пароходов страны. Летом 1941 года капитаном корабля стал настоящий «морской волк» - Степан Поликарпович Беляев. А в конце года транспорт ушел в рейс в США, затем - в Англию, где формировался конвой для доставки в Мурманск военных грузов. 8 декабря 1941 года «Декабрист» вместе с другими судами вышел в море, сопровождаемый военными кораблями. Северную Атлантику удалось пройти без проблем, «на руку» был шторм и темная полярная ночь. До советского порта оставалось совсем мало, когда корабли конвоя повернули назад, чтобы помочь английскому транспорту, атакованному немцами. «Декабрист» остался без прикрытия. 21 декабря, уже на входе в Кольский залив, транспорт был атакован двумя «Хейнкелями». Маневрирование судном было неэффективным, так как немецкие летчики действовали на малых высотах, а атаки шли одна за другой. Экипаж пытался вести огонь из всего оружия, что было на борту. И все-таки в этот раз судну повезло. Из трех бомб, сброшенных на «транспорт, две взорвались в воде, не причинив вреда. Третья, неразорвавшаяся 250-килограммовая бомба, была обнаружена в твиндеке пятого трюма, где перевозили бочки с бензином! Матросы с боцманом аккуратно вынесли бомбу и сбросили за борт.

«Декабрист» стал первым советским пароходом, который доставил в годы войны стратегический груз из-за океана. Разгрузка судна прошла быстро, и 13 января 1942 года транспорт отправился за океан. Транспорт принял участие еще в двух полярных конвоях - PQ-6 и QP-5. Однако после печально известного конвоя PQ-17 союзники приняли решение временно отказаться от конвоев в пользу попыток одиночного прорыва транспортов в Мурманск и Архангельск.

Весной 1942 года транспорт вышел из Америки, имея на борту груз боеприпасов и сырья. Плавание шло без происшествий, но неожиданно судно задержалось в Исландии. Только в конце октября его выпустили в дальнейшее одиночное плавание. На борту «Декабриста» было 80 человек: 60 - экипаж судна и 20 - военная команда, которая обслуживала пушки и пулеметы. Вооружен транспорт был двумя трехдюймовыми орудиями, четырьмя малокалиберными скорострельными пушками "Эрликон" и шестью зенитными пулеметами.

Славная судьба транспорта "Анадырь"


На пути из Рейкьявика в Мурманск «Декабрист» был атакован 14-ю торпедоносцами и двумя бомбардировщиками. К полудню транспорт получил несколько смертельно опасных попаданий, самое разрушительное - попадание торпеды в форпик. Невзирая на это, еще в течение десяти часов экипаж всеми доступными средствами боролся за живучесть судна. Когда стало понятно, что судно спасти не удастся, оставшиеся в живых моряки спустили четыре шлюпки. Большая земля пыталась помочь, но поисковая операция, проводимая силами подводных лодок, успеха не имела. В это время шторм разметал шлюпки, и только одна из них, в которой был капитан и 18 моряков, через десять дней достигла острова Надежды. После тяжелой зимовки на острове в живых остались трое. Летом 1943 г. их захватили в плен германские подводники. Мужчин отправили в лагерь в Тромсё, а судового врача Надежду Наталич - в женский лагерь в Гаммерферст. Все трое сумели выжить и весной 1945 года были освобождены наступающими союзными войсками. Удивительно и то, что по возвращении на Дальний Восток, им снова довелось работать вместе - Наталич и Бородин под командованием Беляева работали на пароходе «Бухара». А «Декабрист» и поныне покоится на дне Баренцева моря, в 60 милях к югу от острова Надежды.

0 не понравился
21 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх