Опасности морских глубин и борьба с ними

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
21 сентября 2016 00:37
Просмотров:
869
Комментариев:
0
Опасности морских глубин и борьба с ними

Система поиска мин Remote Mine-hunting System (RMS) компании
Lockheed Martin является основным средством минной разведки
для кораблей береговой обороны американского флота


Опасности морских глубин и борьба с ними


Способность обнаруживать, определять местоположение, классифицировать и нейтрализовывать эти угрозы остается ключевым требованием для флотов всего мира. Технологическое развитие автоматических подводных и надводных аппаратов (АПА/АНА), а также сенсоров и исполнительных элементов в сфере противоминной борьбы позволяет западным флотам и промышленности разрабатывать на смену нынешним традиционным противоминным средствам сетевые автономные «системы систем», способные действовать на значительном удалении.

Американский флот стал первым западным флотом, перешедшим на эту оперативную концепцию, обеспечивающую для экспедиционных сил штатные средства противоминной борьбы за счет принятия на вооружение винтокрылых и неспециализированных, но многозадачных платформ со специальным оборудованием. Корабли береговой обороны классов «Freedom» и «Independence» ВМС США находятся на переднем краю таких возможностей, используя свои модульные отсеки, пилотируемые и беспилотные винтокрылые аппараты, надводные и подводные системы и другие встроенные средства для запуска, возвращения и работы необитаемых систем в море.

Текущей приоритетной программой американского флота предусматривается разработка так называемых функциональных комплектов Mission Package (MP), предназначенных для противоминной борьбы или MCM (Mine Countermeasures). Первый этап MCM MP или Increment 1 включает дистанционную систему поиска мин Remote Mine-hunting System (RMS), которая представляет собой полупогружной дистанционно управляемый аппарат AN/WLD-1 Remote Multimission Vehicle (RMMV) компании Lockheed Martin, буксирующий гидролокатор Raytheon AN/AQS-20A, воздушную лазерную систему обнаружения мин AN/AES-1 ALMDS от Northrop Grumman и воздушную систему нейтрализации мин AN/ASQ-235 AMNS (Airborne Mine Neutralisation System) от Raytheon; последние две системы устанавливаются на борту палубного противолодочного вертолета Sikorsky SH-60S. Еще тремя запланированными этапами будут введены новые системы противоминной борьбы. В рамках этапа Increment 2 будет обеспечено обнаружение мин в береговой полосе за счет задействования развернутого в настоящее время беспилотника MQ-8C Fire Scout компании Northrop Grumman, оборудованного системой разведки и анализа прибрежной зоны CBRAS.

Опасности морских глубин и борьба с ними


Опасности морских глубин и борьба с ними


Опасности морских глубин и борьба с ними

Некоторые компоненты программы американского флота MCM MP:
вертолет Sikorsky SH-60S и система поиска мин Remote Mine-hunting
System (RMS). Внизу примерная схема боевого
применения этих компонентов


Европейская деятельность


В рамках следующего этапа на вооружение поступит дистанционная неконтактная (многоимпульсная) тральная система Unmanned Influence Sweep System (UISS), разрабатываемая компанией Textron Systems, которая базируется на АНА, который в свою очередь является модификацией катера для удаленного уничтожения морских мин CUSV этой же компании. Этот аппарат буксирует длинный погруженный кабель, генерирующий магнитное поле, с акустическим генератором Mk.104, что позволяет дистанционно детонировать мины. Четвертым этапом предусматривается поставка АПА Knifefish, разработку которого возглавляет General Dynamics Mission Systems. Этот подводный аппарат является дальнейшим развитием АПА Bluefin-21, он будет оборудован гидролокатором бокового обзора, который обеспечит обнаружение заглубленных мин на скорости до трех узлов (5,5 км/ч) на глубинах до 275 метров. Впрочем, основный компонент первого этапа MCM MP Increment 1, представляющий собой дистанционную систему разминирования RMS (Remote Minehunting System), имел проблемы с надежностью, что может задержать начальные эксплуатационные испытания и оценку проекта MCM MP и последующую выдачу контрактов на начальное мелкосерийное производство.

Хотя многие флоты мира смотрят на штатные многоцелевые/специализированные платформы, способные развертывать дистанционные системы противоминной борьбы, европейские судостроители сохраняют лидерство в проектировании и производстве судов противоминной борьбы, продвигая новые разработки и комплекты модернизации. Например, в 2011 году компания Thales получила от литовского министерства обороны контракт на модернизацию двух судов противоминной борьбы класса «Hunt» из наличия британского флота, которые были переданы литовскому флоту в июле 2013 года. Контракт включал модернизацию судов и интеграцию гидролокатора Thales Sonar-2193, системы управления противоминными действиями Thales M-CUBE, установку современного широкополосного миноискателя на борту и противоминных беспилотных подводных аппаратов разового применения K-STER EMDV (Expandable Mine Disposal Vehicle) компании ECA с управлением по оптоволоконному кабелю.

Опасности морских глубин и борьба с ними

Устанавливаемый в корпусе гидролокатор Thales Sonar-2193 и
гидролокатор переменной глубины Sonar-2093 вместе с
модульным гидролокатором TSM-2022 Mk.III представляют
собой современные решения в области противоминной борьбы


Силы и средства противоминной борьбы британского флота сегодня в основном состоят из восьми кораблей класса «Hunt» и семи класса «Sandown», которые поддерживаются в рабочем состоянии за счет ремонта платформ и внедрения нового оборудования, поставляемого компаниями BAE Systems и Babcock International. Суда класса «Hunt» оборудованы гидролокатором Thales Sonar-2193, а суда класса «Sandown» гидролокатором переменной глубины Sonar-2093. В первом из этих гидролокаторов используется широкополосная технология, существенно повышающая эффективность против мин с низкой интенсивностью отраженного эхо-сигнала. Соответствующим образом должны быть модернизированы и гидролокационные станции Sonar-2093 судов «Sandown» согласно контракту, выданному компании Thales в конце 2014 года. На всех кораблях этих классов также имеется дистанционно управляемые подводные аппараты проверки и обезвреживания мин SeaFox производства Atlas Elektronik/Ultra Electronics.

Опасности морских глубин и борьба с ними

Дистанционно управляемый подводный аппарат
проверки и обезвреживания мин SeaFox MKII


С целью дальнейшего повышения возможностей британского флота в сфере противоминной борьбы за счет внедрения методов неконтактного обезвреживания мин на судах класса «Hunt» компания Atlas Elektronik получила контракт на проектирование и строительство прототипа надводного аппарата неконтактного минного траления, который способен развертываться с кораблей этого класса, с последующей его демонстрацией в полнофункциональном режиме. Пока подробности не раскрываются, но система должна базироваться на патентованном компанией Atlas Elektronik дистанционно управляемом надводном тральщике ARCIMS (Atlas Remote Capability Integrated Mission Suite). Система ARMICS, уже поставленная флоту не называемой ближневосточной страны, включает в свой состав опционально пилотируемый надводный аппарат производства ICE Marine, который может принять альтернативные модули противоминной борьбы.

Опасности морских глубин и борьба с ними

Дистанционно управляемый надводный тральщик системы ARCIMS


Немецкая судоверфь Lürssen строит специализированные суда противоминной борьбы, с ней конкурирует компания Navantia, предлагая свои суда класса «Segura». Компания Saab со своей стороны предлагает более крупный вариант своих минных тральщиков классов «Landsort» и «Koster», состоящих на вооружении шведского флота, а также судно класса «Bedok», которое входит в состав сингапурского флота. Корпус нового варианта, получившего название «Enhanced Koster» удлинен на пять метров (до 52,5 метров), чтобы получить больше пространства для экипажа и систем и улучшить мореходные качества, а также иметь возможность проводить будущие модернизации. Компания Thales, тем временем, завершила модернизацию судов класса «Bedok» в 2014 году, модернизировав систему противоминного контроля и управления, установив в корпусе корабля гидролокатор поиска мин TSM-2022 Mk.III, противоминные подводные аппараты-тральщики K-STER EMDV и интегрировав буксируемый гидролокатор с синтезированной апертурой Thales DUBM-44, который позволяет сократить время, необходимое на обследование зоны на предмет наличия взрывоопасных угроз.

Опасности морских глубин и борьба с ними

Компания Saab предлагает семейство полуавтономных дистанционно
управляемых подводных аппаратов Double Eagle Mk.II/III ROV.
Новейшее дополнение семейства – система нейтрализации
мин Multi-Shot Mine Neutralisation System


В сентябре 2015 года польский промышленный консорциум, состоящий из Remontowa group, судоверфи города Гдыня и морского технологического центра CTM в качестве системного интегратора, в соответствии с программой Kormoran-II спустил на воду первый из трех минных тральщиков для польского флота. Начальная поставка этих судов запланирована на ноябрь 2016 года. Проект включает систему противоминного контроля и управления SCOT-M разработки CTM и систем обнаружения, идентификации и нейтрализации мин, включая гидролокатор Double Eagle PVDS (Propelled Variable Depth Sonar) от Saab и подводный аппарат HUGIN 1000 MR компании Kongsberg Maritime.

Имея давние традиции и большой опыт строительства судов противоминной борьбы из армированного стеклопластика и поставляя подобные суда в Австралию, Финляндию, Италию, Малайзию, Нигерию, Таиланд и Соединенные Штаты, итальянская судостроительная компания IMMSI в настоящее время участвует в качестве головного подрядчика в строительстве противоминного корабля для неназванного зарубежного заказчика в рамках контракта, подписанного с Orizzonte Sistemi Navali (совместное предприятие между Fincantieri и Finmeccanica) с опционом на строительство второго такого же судна. По данным различных источников, противоминное судно со специальной системой управления от Selex и семейством дистанционно управляемых аппаратов поиска и нейтрализации мин семейства Pluto от Gaymarine, как ожидается, будет поставлено алжирскому флоту. IMMSI также участвует в программе модернизации на среднем сроке службы восьми противоминных судов класса «Gaeta» итальянского флота, которая включает модификацию платформ и капитальный ремонт систем, внедрение новой системы противоминного контроля и управления от Selex, гидролокатора Thales Sonar-2093 и новейших дистанционно управляемых аппаратов Pluto Gigas компании Gaymarine.

Опасности морских глубин и борьба с ними

Дистанционно управляемый аппарат поиска и
нейтрализации мин семейства Pluto


Итальянская судоверфь также входит в международную промышленную группу, возглавляемую тайванской судостроительной компанией Ching Fu Shipbuilding. В октябре 2014 года американская компания Lockheed Martin объявила о поставке шести противоминных судов тайваньскому флоту. Первое судно этого класса, оборудованное системой управления поиска мин и аппаратами-тральщиками производства Lockheed Martin, будет поставлено итальянской судоверфью на Тайвань и достроено местной компанией, тогда как следующие суда будут построены и оборудованы на месте при техническом содействии итальянской компании. Завершение поставок ожидается к 2024 году.

Российский Средне-Невский судостроительный завод, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию, спустил на воду в октябре 2015 года первый из двух кораблей противоминной обороны, заказанных казахстанским министерством обороны, – рейдовый тральщик проекта «10750E». Тральщики оборудованы различными средствами противоминной борьбы, включая систему управления, гидролокатор SeaBat от Teledyne Reson, одноразовые аппараты уничтожения мин K-Ster EMDV и управляемые подводные аппараты Alister-9.

Опасности морских глубин и борьба с ними

Рейдовый тральщик проекта «10750E», построенный
Средне-Невским судостроительным заводом


Азия готовится


На Дальнем Востоке южнокорейская судостроительная компания Kangman строит для своего флота суда противоминной борьбы с корпусами из армированного стеклопластика, проекты которых базируются на проекте итальянской судоверфи. В свою очередь токийская судоверфь Japan Maritime United Corporation (JMUC) в октябре 2015 года спустила на воду первый противоминный корабль водоизмещением 690 тонн, изготовленный из композитных материалов и армированного стеклопластика. Этот и еще два строящихся корабля предназначены для японских ВМС. Другие азиатские и ближневосточные флоты кроме модернизации имеющихся флотов противоминных кораблей интересуются специализированными противоминными судами или многозадачными платформами, способными выполнять задачи и мероприятия противоминной борьбы. Индийская судоверфь Goa Shipyard была выбрана министерством обороны на постройку двенадцати новых противоминных судов в период с 2021 по 2026 год. Goa Shipyard в свою очередь пригласила несколько компаний, включая Kangnam, Intermarine, Navantia, Lockheed Martin, Thyssenkrupp и два российских судостроительных завода, подать официальные заявки, предусматривающие передачу технологий. Также были приглашены зарубежные поставщики средств и оборудования противоминной борьбы.

Опасности морских глубин и борьба с ними

В конце 2015 года сингапурская компании ST Electronics представила
новый вариант АНА VENUS, на который можно устанавливать
различные противоминные комплекты


Двухсторонние инициативы


В интересах Франции и Великобритании Организация сотрудничества по вопросам вооружения OCCAR (Organisation Conjointe de Coopération en Matière d’Armement), которая управляет европейскими оборонными программами от имени Европейского Союза, в конце марта 2015 года выдала контракт стоимостью 23,9 миллиона долларов на реализацию программы разработки мер борьбы с морскими минами MMCM (Maritime Mine Counter Measures). Контракт был выдан промышленной группе, руководство которой осуществляют компании Thales и BAE Systems, и ее партнерам во Франции (ECA) и Великобритании (ASV, Wood и Douglas и Saab UK). Целью французско-британской программы MMCM является снижение рисков и демонстрация надежной «комплексной» системы обнаружения, классификации, локализации и нейтрализации, которая бы соответствовала общим британо-французским потребностям. Архитектура MMCM, предлагаемая командой Thales/BAE Systems, включает АНА на базе усовершенствованного многозадачного надводного аппарата Halcyon (уже продемонстрировал свои автономные возможности британскому министерству обороны), оборудованный автономным гидролокатором обнаружения препятствий. Идентификация и нейтрализация угроз реализуется в рамках концепции MuMNS (Multi-Shot Mine Neutralisation System) компании Saab, базирующейся на запуске и возвращении многоразового телеуправляемого аппарата с выбранного заказчиком АНА. Также программой MMCM предусматривается задействование буксируемого гидролокатора на базе новой гидроакустической станции SAMDIS (Synthetic Aperture and Mine Detection Imaging Sonar – гидролокатор с синтезированной апертурой и обнаружения мин) от Thales, которая будет спускаться с выбранных АНА и АПА, в свою очередь базирующихся на универсальном аппарате длительного действия ECA A-27M. Компании Thales и BAE Systems поставляют систему управления, тогда как надводную коммуникационную систему поставляют Wood и Douglas. Этап 1 программы MMCM должен быть завершен после критического анализа проекта к середине 2016 года. Контрактом также предусматриваются опционы на строительство и демонстрацию двух идентичных противоминных комплексов для оценки британским и французским флотами с целью перехода к их производству в начале следующего десятилетия.

Программа MMCM не включает платформу-носитель. Вместо нее французы разработают перспективную систему противоминной борьбы SLAMF (Systéme de Lutte Anti-Mines Futur), которая позволит обновить противоминные возможности флота после 2020 года, а британцы реализуют свою более крупную программу по противоминным мероприятиям и гидрографическим возможностям MHC (Mine Countermeasures and Hydrographic Capability), в которой MMCM является основной составляющей. Французское министерство обороны планирует для проекта MMCM использовать новый неспециализированный «корабль-носитель», который будет оставаться вне пределов опасной зоны, в то время как Великобритания хочет задействовать MMCM со своих кораблей класса «Hunt» и в конечном счете с судов, разработанных по программе MHС.

Поставляемые в вариантах установки на корабле и в контейнере интегрированные противоминные системы с набором гидролокаторов, АНА, АПА и средства управления предлагаются сегодня несколькими производителями, например компанией Atlas Elektronik. Интегрированная противоминная система IMCMS (Integrated MCM System) этой компании состоит на вооружении флотов Бельгии, Финляндии, Германии, Нидерландов и Швеции. Специальные модули противоминной борьбы Triton и MCM компании ECA включают комплект гидролокаторов от компании Thales (как правило, Sonar-2193, 2093 VDS и TSM-2022 Mk.III) и трехчастотный широкополосный гидролокатор от Atlas Elektronik HMS-12M.

Опасности морских глубин и борьба с ними

Система нейтрализации мин SeaFox компании Atlas Elektronik
доступна в вариантах боевой подготовки/инспекции и разового
применения (непосредственное обезвреживание мин) и состоит
на вооружении десяти флотов


Необитаемые


В сфере АНА кроме UISS компании Textron Systems и систем ARMICS и MMCM компании Atlas Elektronik французская фирма ECA предлагает свой автоматический надводный аппарат Inspector Mk.II, который уже был поставлен французскому флоту для боевой подготовки к противоповстанческим действиям. L-3 Communications Calzoni, тем временем, предлагает свое семейство аппаратов U-Ranger и Mini-Ranger, которые были выбраны итальянским флотом. Кроме того, Сингапур представил в ноябре 2015 года 16-метровый вариант своего АНА Venus, разработанный Singapore Technologies Electronics, на который может устанавливаться комплект противоминной борьбы, включая опускаемый гидролокатор от Thales и буксируемый гидролокатор с синтезированной апертурой, а также аппараты нейтрализации мин K-Ster.

Опасности морских глубин и борьба с ними

Безэкипажный катер nspector Mk.II


Опасности морских глубин и борьба с ними


Опасности морских глубин и борьба с ними

Подводный аппарат нейтрализации мин K-Ster
французской компании Eca Group


Подводные аппараты семейства Remus, включая малогабаритный Remus-100 и более крупный Remus-600, входят в каталог компании Kongsberg вместе с более специализированным и более крупным аппаратом картографирования морского дна и поиска подводных объектов HUGIN-1000, который может доставлять гидролокатор высокого разрешения на глубины до 3000 метров. ECA group, между тем, предлагает полную линейку АПА на базе аппаратов своего семейства Alister, которые могут оборудоваться различными сенсорами. Малогабаритный переносной A9-M был разработан для мелководья, тогда как средний и большой аппараты A18-M и A27-M, оборудуемые гидролокатором с синтезированной апертурой, имеют продолжительность работы до 30 часов и рабочие глубины до 300 метров. Компания Saab предлагает свой AUV62-MR для надводных и подводных платформ, в свою очередь Atlas Elektronik предлагает подводные аппараты SeaCat и SeaOtter Mk.II; последний может работать автономно без кабеля или в телеуправляемом режиме.

Опасности морских глубин и борьба с ними

Подводный малогабаритный аппарат Remus-100

Обнаружение


Система SeaFox компании Atlas Eletronik, предназначенная для обнаружения, локализации, идентификации и нейтрализации мин, выпускается в вариантах боевой подготовки/инспекции и разового применения (непосредственное обезвреживание мин) и в настоящее время состоит на вооружении десяти флотов. Компания Saab предлагает семейство более тяжелых и соответственно более функциональных аппаратов Double Eagle, в которую входят аппарат уничтожения мин Mk.II MDV (Mine Disposal Vehicle) и аппарат разведки мин с глубинным гидролокатором Mk.II/Mk.III PVDS (Propelled Variable Depth Sonar). К семейству Double Eagle относятся также полуавтономный вариант Double Eagle SAROV и новая многоразовая система нейтрализации мин Multi-Shot Mine Neutralisation System (MuMNS), уже отобранная для программы MMCM (см. выше).

Опасности морских глубин и борьба с ними

Многоразовая система нейтрализации мин Multi-Shot Mine
Neutralisation System (MuMNS)


Бельгия, Эстония, Германия (возглавляет проект), Нидерланды, Норвегия и Швеция участвуют в совместном исследовательском проекте развития перспективных морских противоминных систем, запущенном в октябре 2014 года. В рамках этого трехлетнего проекта, получившего название MCM-NG (New Generation – новое поколение) страны работают над выработкой общих требований к судам и системам противоминной борьбы следующих поколений, которые могли бы поступить на вооружение до 2030 года. Эта инициатива, однако, могла бы дать зеленый свет более крупной и долгосрочной общеевропейской программе в области противоминной борьбы, поскольку европейские флоты (в общем и флоты всего мира) продолжают направлять силы и средства на нейтрализацию угроз, идущих из морских глубин.

0 не понравился
19 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх