Забытый десант: начало

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
9 октября 2016 04:15
Просмотров:
734
Комментариев:
0
Забытый десант: начало


Забытый десант: начало


Высадка 6 января


Успех Керченско-Феодосийской операции побудил командование Кавказского фронта продолжить высадку десантов для дальнейшего освобождения Крыма. Следующими стали десанты в Евпатории и Судаке. Десант в Евпатории был высажен в ночь на 5 января 1942 года, и судьба его сложилась трагически. Высадка десанта в Судаке состоялась следующей ночью, для неё были выделены эсминец «Способный» и сторожевой катер «Малый охотник» (МО) №0111. Приказ на высадку командир эсминца получил лишь после полудня 5 января на пути из Севастополя – ему предписывалось взять в Новороссийске две роты 226-го горно-стрелкового полка 63-й стрелковой дивизии (218 человек) и к шести утра 6 января высадить их в Судаке. «Малый охотник» должен был использоваться в качестве высадочного средства для перевозки десантников с эсминца на берег, однако по пути из-за шторма и неисправностей в моторе он начал отставать, и командир эсминца решил выполнять задачу в одиночку.

Забытый десант: начало

Положение советских войск в районе Феодосии 29 декабря 1941
года и планируемый десант в Судак. Фрагмент оперативной
карты штаба Кавказского фронта


За семь рейсов корабельным катером и шлюпкой на берег удалось перевезти всех десантников. Сопротивления они не встретили — противника в Судаке не оказалось. 6 января в 8:50 эсминец поднял на борт плавсредства и лёг на обратный курс. С 9:21 до 9:50 он обстрелял из 130-мм орудий поселки Судак и Биюк-Кучук, израсходовав 95 снарядов, а затем пошёл в Феодосию, куда и прибыл ночью. В море корабль дважды был атакован немецкими бомбардировщиками Ju.88, но безуспешно.

Что же случилось с десантом? Раций десантники не имели (или они вышли из строя), попытки установить связь с высадившимися также не предпринимались. Однако отсутствие во флотских документах информации о судьбе десанта не обязательно означало его уничтожение противником – десантники могли уйти вглубь полуострова и приступить к партизанским действиям либо же выйти через линию фронта к советским войскам.

Нельзя сказать, что в штабе Кавказского фронта совсем не беспокоились о судьбе десанта. 16 января разведотдел фронта по радио запросил командира 2-го партизанского района Крыма И. Г. Генова:

Забытый десант: начало


Кое-что подсказывают немецкие документы. Судя по всему, в самом Судаке никаких патрулей и постов противника не было, за исключением татарской самообороны. Согласно дневнику боевых действий 30-го армейского корпуса, 11 января севернее Судака немецко-татарский патруль наткнулся на большую группу партизан и советских солдат. В завязавшемся бою патруль взял в плен 39 человек, а ещё пятерых татары расстреляли – дневник особо подчёркивает, что эти пятеро были убиты не в бою, а после него. Вскоре здесь же было взято ещё 12 пленных, а остальным удалось уйти в горы. Только тогда немцы узнали о морском десанте, высаженном 6 января. Согласно показаниям пленных, задачей десанта было нападение на немецкие и румынские штабы с началом наступления войск Кавказского фронта. Однако это наступление так и не началось…

Подготовка наступления 44-й армии и планирование новой высадки


Тем не менее, 8 января Военный совет Кавказского фронта выпустил директиву №091/оп о переходе войск фронта в общее наступление. Согласно этому документу, Черноморский флот должен был вновь высадить тактические десанты в Евпаторийском заливе, а также провести демонстративные высадки в Алуште и Ялте.

Но сам фронт для десантных действий выделил только один горнострелковый полк, а силы для высадок в Ялте и Алуште предписывалось взять из войск Севастопольского оборонительного района. Однако командование Приморской армии доложило, что лишних войск у него нет, а флотское командование 10 января попросило отложить операции. В ответ командующий фронтом генерал-лейтенант Д. Т. Козлов разъяснил, что тактические десанты в Евпаторийском заливе необходимы, но их целью являются только ближние тылы врага, после чего войска «должны присоединиться к своим частям на второй или третий день операции». Одновременно предписывалось в ночь на 12 января провести набеговую операцию на южном берегу Крыма (в районе Форос–Алупка–Ялта–Алушта) и в это же время высадить новый десант в районе Судака, поддержав его огнём корабельной артиллерии.

Забытый десант: начало

Район между Судаком и Коктебелем. Фрагмент оперативной
карты штаба Кавказского фронта. Шаг сетки – 1 км. В верхней
части – Старый Крым, в правом верхнем углу – Насыпкой


В итоге флоту и Приморской армии удалось добиться отмены высадки в Евпаторийском заливе и набега на южный берег Крыма. Было решено ограничиться высадкой в Судаке 226-го горнострелкового полка.

Для разведки местности и выяснения обстановки 12 января в районе Судака с «малого охотника» была высажена разведгруппа из восьми человек. На этот раз высадка была сразу обнаружена противником. В бою двое разведчиков погибли, двое попали в плен, троим удалось уйти. Судя по всему, пленные не дали немцам никакой информации, и те остались в неведении о предстоящей высадке основных сил десанта. Тем не менее, командование немецкой 11-й армии старалось усилить оборону побережья. В Судак направили румынскую пехотную роту, усиленную двумя взводами противотанковых орудий немецкого 240-го противотанкового дивизиона и сводной ротой первого дивизиона 77-го артиллерийского полка – 70 человек без материальной части. Здесь же размещалось подразделение крымских татар. По данным разведки Черноморского флота, в районе Судака у противника находилось более стрелкового батальона и две-три артиллерийские батареи. Удобные для высадки участки были заминированы и оборудованы проволочным заграждением.

Забытый десант: начало

Линейный корабль «Парижская Коммуна» в море, 1940 год


Наступление 44-й и 51-й армий под Феодосией было назначено на 16 января. В связи с этим 14 января штаб Черноморского флота подготовил директиву о высадке в Судаке. На этот раз операцию спланировали куда более тщательно. В ней принимали участие крейсер «Красный Крым», эсминцы «Сообразительный» и «Шаумян», канонерка «Красный Аджаристан», а также шесть катеров типа «МО». Общее командование отрядом осуществлял капитан 1-го ранга Андреев. К огневой поддержке высадки были привлечены ещё более мощные силы – линкор «Парижская Коммуна» в охранении эсминцев «Безупречный» и «Железняков» под общим командованием командира эскадры Черноморского флота контр-адмирала Л. А. Владимирского.

Десантный отряд выходил из Новороссийска, чтобы прибыть к месту высадки 15 января в 22:00, линкор в охранении двух эсминцев – из Поти, чтобы начать обстрел после полуночи. Более того, для огневой поддержки войск весь день 16 января у берега должны были оставаться канонерка «Красный Аджаристан» и четыре «малых охотника». Кроме того, один катер (СКА №92) должен был высадить в районе Алушты диверсионную группу из 35 бойцов, имевших задачу нарушать связь и отвлекать внимание противника. С рассвета 15 января разведку обстановки в Судакской бухте проводили подводные лодки М-55 и Щ-201.

Высадившись в Судаке, 226-й горнострелковый полк должен был занять район сёл Большой и Малый Таракташ, после чего частью сил наступать по приморской дороге на Отуз и во взаимодействии с частями 44-й армии, находившимися у Коктебеля, уничтожить здесь приморскую группировку противника. Остальным силам полка следовало атаковать из Судака вглубь берега в направлении на Салы, перерезать Симферопольское шоссе западнее Старого Крыма и при подходе левофланговых частей 44-й армии уничтожить Старокрымскую группировку противника.

Организация сил десанта и срочное изменение планов


Главной проблемой операции являлось малое время на её подготовку – директива была подписана в полдень 14 января, адмирал Владимирский на линкоре прибыл в Новороссийск из Поти и получил план 15 января в 8 утра, а выходить к Судаку ему следовало уже в полдень. По счастью, капитан 1-го ранга Андреев являлся его начальником штаба и основную часть документов по высадке заранее подготовил сам, а также организовал погрузку на корабли снаряжения и вооружения уже 14 января.

Личный состав и снаряжение 226-го горнострелкового полка предполагалось перевозить на боевых кораблях – крейсере «Красный Крым» (560 человек, 40 т грузов), эсминцах «Сообразительный» (241 человек) и «Шаумян» (220 человек), а также канонерской лодке «Красный Аджаристан» (580 человек, четыре 76-мм орудия, восемь лошадей, боезапас, продовольствие и вагон досок для сооружения пристани). Поскольку канонерка «в юности» была десантным судном типа «Эльпидифор», она должна была причалить прямо к берегу и высаживать войска по сходням – благо глубины в районе Судака достаточно велики. Для перевозки войск с крейсера и эсминцев предназначались пять «малых охотников» и два сейнера, шедшие на буксире у канонерки.

Забытый десант: начало

Лёгкий крейсер «Красный Крым» в Поти


Высадка должна была осуществляться в трёх пунктах:

Забытый десант: начало


На «малых охотниках» должен был находиться отряд первого броска – 210 десантников, но в итоге их оказалось только 136. На канонерской лодке и эсминцах размещался первый эшелон, на крейсере – второй. Высадку следовало начинать в полночь, чтобы корабли могли завершить её к пяти часам утра и до рассвета успеть отойти на 40–60 миль от берега, подальше от вражеских самолётов.

Высадка осуществлялась по принципу скрытности – огонь по берегу открывался только после начала десантирования и лишь по сигналу командующего эскадрой. Первоначально огонь должен был вестись просто по району высадки и узлам дорог (последнее – вполне осмысленно, так как дорог здесь очень мало, а в горах вне дорог войска не пройдут), с рассветом – по заявкам корректировочных постов с берега.

Забытый десант: начало

Канонерская лодка «Красный Аджаристан» (бывший «Эльпидифор-414»)
Источник – альманах «Военная фалеристика», №1 (август 2015 года)


Тихоходная канонерка вместе с «малыми охотниками» вышла к месту высадки ещё 14 января в 16:00. Посадка людей на остальные корабли началась рано утром 15 января: на эсминцы – в 07:20, на крейсер – в 08:00 (на него было принято всего 500 человек). Тем временем на пути к Судаку столкнулись два «малых охотника», и повреждённый №141 вернулся в Новороссийск, пересадив десант на другие суда.

Забытый десант: начало

Канонерская лодка «Красная Абхазия» (бывший «Эльпидифор-413»),
однотипная с «Красным Аджаристаном»


Это стало не единственной неприятностью. Выяснилось, что погружённые на боевые корабли войска перепутаны, и задачу командирам рот пришлось менять уже на переходе с помощью семафора. Наконец, в 22:15, когда корабли по плану должны были прибыть в район Судака, пришли совсем плохие известия – немецкие войска перешли в наступление на Феодосию, наступление 44-й армии на Старый Крым отменяется, Коктебель оставлен частями Красной армии. Поэтому план действий десанта на берегу срочно менялся – вместо наступления вглубь побережья на Салы теперь ему предписывалось двигаться на Отуз для удара в спину немецким войскам в районе Коктебеля. Теперь соединиться с частями 44-й армии предполагалось в районе Насыпкоя – то есть, почти у Феодосии.

Высадка в Судаке


В 22:30 отряд оказался в заранее намеченной точке встречи с «Красным Аджаристаном», но ни канонерки, ни подводной лодки М-55, выполнявшей роль одного из двух маяков (красный огонь), не обнаружил. Такая ситуация была предусмотрена, и корабли разделились согласно плану: в 23:00 эсминцы отправились высаживать свои отряды на флангах, а линкор и крейсер ушли в зону огневого маневрирования в 20–25 каб от берега. Вскоре был обнаружен зелёный огонь лодки Щ-201, по которому артиллеристы сделали привязку к местности. Но когда в 23:45 началась стрельба по берегу, выяснилось, что лодка стоит дальше от берега, чем должна, и первые снаряды упали в воду. В 00:35 корабли перенесли огонь вглубь суши, на плановые цели.

Забытый десант: начало

Ещё одна канонерская лодка этого типа – «Красная Армения»
(бывший «Эльпидифор-416»), тяжело повреждённая немецким
торпедным катером у Мысхако в ночь на 28 февраля 1943 года.
Лодка участвовала в переброске подкреплений на «Малую землю»,
по бокам носовой части видны десантные сходни


Около половины второго ночи у борта линкора «Парижская Коммуна» поднялись два всплеска от бомб, причём фонтан одного был столь высок, что залил мостики башенноподобной фок-мачты. Стрельба прекратилась, и в наступившей тишине моряки услышали звук мотора самолёта – ночной бомбардировщик бомбил корабль по вспышкам орудийного огня. В 01:48 было зафиксировано падение ещё четырёх бомб, лёгших в 2–3 каб за кормой.

Тем временем «Красный Аджаристан» проводил высадку самостоятельно. Два сейнера приняли с лодки войска первого броска и подошли к берегу. За ними в час ночи удачно причалила к берегу и сама канонерка, одновременно зажёгшая синий гакабортный огонь, по которому должны были ориентироваться подходившие к берегу катера и баркасы. В 01:13 с канонерки началась выгрузка бойцов на берег (по специальным сходням). До 01:40 высадились на берег и войска с катеров №092, №140 и №022, а катер №051 перегрузил свою часть десанта на канонерку. Противник открыл огонь с опозданием, и его огневые точки были быстро подавлены 45-мм орудиями «малых охотников».

Забытый десант: начало

Картина художника Виктора Пузырькова «Черноморцы» (1947 год).
Именно так выглядела высадка десанта в Судаке


Ближе к двум часам ночи началась разгрузка войск с крейсера при помощи сейнеров и «малых охотников». К 03:20 она завершилась, и началась выгрузка боеприпасов и снабжения, которую удалось закончить к 05:13. Увы, не обошлось без трудностей – около двух часов ночи на «Красном Аджаристане» сломалась сходня, поэтому выгрузку людей завершили лишь к 6 часам, а примерно половину техники и боеприпасов снять с лодки так и не удалось.

Высадки на флангах также прошли не совсем гладко. «Малый охотник» №141, сопровождавший эсминец «Шаумян», был повреждён и ушёл в базу, поэтому командир отряда направил к эсминцу охотник №140, но тот не нашёл «Шаумяна» и решил высадить своих десантников у мыса Алчак-Кая самостоятельно. Возле берега «охотник» попал под пулемётный огонь, в результате чего на нём был пробит бензобак, убито двое и ранено четверо. Катер отказался от высадки и ушёл к крейсеру, а позже помогал выгружать людей в районе Судака. С этого катера планировалось высадить гидрографическую партию, которая должна была зажечь на вершине скалы Алчак-Кая синий навигационный огонь для обозначения восточного края Судакской бухты. В итоге огонь поставлен так и не был – удалось зажечь лишь зелёный огонь на западном краю бухты (на Маячной башне в Судаке). Эсминец «Шаумян» всё-таки высадил здесь своих людей, но с большим опозданием, используя только корабельные шлюпки и закончив разгрузку лишь в 03:45.

Забытый десант: начало

Мыс Алчак-Кая


В Новом Свете дела обстояли немногим лучше – «малый охотник» №95 не обнаружил эсминец «Сообразительный», но около половины первого высадил людей в бухте, после чего гидрографы установили здесь белый огонь. Лишь в три часа ночи эсминец и катер нашли друг друга, но высадка войск с эсминца всё равно затянулась до 4:45.

В 02:13 линкор «Парижская Коммуна» окончил стрельбу, выпустив 125 снарядов главного калибра и 585 снарядов калибра 130 мм. В 02:25 в сопровождении эсминцев «Безупречный» и «Железняков» он двинулся в Поти. В 04:35 отбыл в Новороссийск и крейсер «Красный Крым» в сопровождении эсминцев «Шаумян» и «Сообразительный». Таким образом, у берега осталась только канонерская лодка, и при ней «малые охотники» №092 и №022. Лодка отчалила от берега лишь около половины седьмого утра, имея радиосвязь с корректировочным постом и командиром 226-го полка майором Селиховым. Согласно отчёту командира лодки, связь с корректировочным постом прервалась в 12:30, с управлением полка – в 18:30.

Из документов неясно, вела ли канонерка огонь для поддержки десанта, однако это и не понадобилось – посёлок удалось взять довольно быстро. Зато между девятью и десятью часами лодка подверглась нескольким атакам одиночных самолётов, после чего начальник штаба флота разрешил ей уходить в Новороссийск. Примерно в это же время в Судакскую бухту вернулся эсминец «Сообразительный», посланный командиром отряда для помощи канонерке. Сопровождавший его «охотник» №092 направился к берегу для выяснения обстановки и вернулся с донесением, что огневая поддержка не требуется, десант занял посёлок и начал наступление на Феодосию. В 14:45 эсминец начал отход в Новороссийск, куда и прибыл ровно в полночь на 17 января.

«Красный Аджаристан» в сопровождении «охотников» №092 и №022 возвращался гораздо медленнее – при волнении старая канонерка не могла развить скорость больше шести узлов. В 14:18 она подверглась очередному воздушному налёту – в результате близких разрывов бомб на лодке вышло из строя пародинамо, все компасы и носовое 76-мм зенитное орудие. В Новороссийск лодка прибыла только на следующий день в 11:25.

Несмотря на все трудности, десант в Судаке был высажен успешно и с минимальными потерями. Управление операцией со стороны флотских командиров, даже с учётом торопливого планирования, оставалось на высоте. Моряки при высадке проявили себя вполне профессионально, несмотря на неожиданно возникавшие проблемы. В итоге не удалось лишь разгрузить часть снаряжения с канонерки «Красный Аджаристан» и удержать радиосвязь с командованием десанта, которая пропала к вечеру 16 января. Однако успешно высадить десант – половина дела. Вторая половина – адекватно использовать его в сложившейся оперативной обстановке. Об этом и пойдёт речь в следующей статье.

Продолжение следует

0 не понравился
14 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх