–еакторы на торговых судах.  онец романтики

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
14 окт€бр€ 2016 00:48
ѕросмотров:
1987
 омментариев:
2
–еакторы на торговых судах.  онец романтики


–еакторы на торговых судах.  онец романтики


“аким представл€ли идеальный корабль в середине XX века.  азалось еще чуть-чуть, и €дерные силовые установки неузнаваемо измен€т облик флота Ц человеческа€ цивилизаци€ с надеждой и ликованием встречала наступившую Ёру јтома, готов€сь в скором времени воспользоватьс€ всеми преимуществами Ђдаровойї энергии радиоактивного распада вещества.

¬ 1955 году, в рамках программы Ђћирный атомї, президент Ёйзенхауэр озвучил планы о создании судна с €дерной силовой установкой (я—”) Ц концепт-демонстратор перспективных технологий, чье по€вление ответит на вопрос о целесообразности применени€ я—” в интересах торгового флота.

–еактор на борту обещал немало соблазнительных преимуществ: атомоходу требовалась заправка один раз в несколько лет, корабль мог длительное врем€ оставатьс€ в океане без необходимости захода в порт Ц автономность атомохода ограничивалась лишь выносливостью экипажа и запасами продовольстви€ на его борту. я—” обеспечивала высокую экономическую скорость хода, а отсутствие топливных цистерн и компактность силовой установки (по крайней мере, так казалось инженерам-кораблестроител€м) позволит обеспечить дополнительное пространство дл€ размещени€ экипажа и полезного груза.

¬ то же врем€, исследователи отдавали себе отчет в том, что использование €дерной силовой установки вызовет немало сложностей с еЄ последующей эксплуатацией Ц меры по обеспечению радиационной безопасности и св€занные с этим трудностей по посещению многих зарубежных портов. Ќе говор€ о том, что строительство столь экзотического судна изначально Ђвлетит в копеечкуї.

Ќе стоит забывать, что речь идет о середине 1950-х Ц не прошло и года, как в радиоэфире прозвучало историческое сообщение ЂUnderway on nuclear powerї (»дем на атомной энергии!), отправленное с борта подлодки ЂЌаутилусї в €нваре 1955 года. —пециалисты в области кораблестроени€ имели самые расплывчатые представлени€ об €дерных реакторах, их особенност€х, сильных и слабых сторонах.  ак обсто€т дела с надежностью? —колько стоит их жизненный цикл? —могут ли обещанные преимущества я—” перевесить недостатки, св€занные со строительством и эксплуатацией гражданского атомохода?

–еакторы на торговых судах.  онец романтики


Ќа все вопросы должна была ответить NS Savannah Ц 180-метрова€ белоснежна€ красавица, спущенна€ на воду в 1959 году.

Ёкспериментальный грузопассажирский атомоход полным водоизмещением 22 тыс€чи тонн. Ёкипаж Ц 124 человека. 60 пассажиро-мест. ≈динственный €дерный реактор тепловой мощностью 74 ћ¬т обеспечивал экономическую скорость хода 20 узлов (весьма и весьма солидно, даже по современным меркам). ќдной зар€дки реактора хватало на 300 000 морских миль (полмиллиона километров).

Ќазвание судна было выбрано не случайно Ц Ђ—аваннаї - именно такое им€ носил парусно-паровой пакетбот, первым из пароходов пересекший јтлантику в 1819 году.

Ђ—аваннаї создавалась, как Ђголубь мираї. —упер-корабль, объединивший в себе самые современные достижени€ науки и техники, должен был познакомить —тарый —вет с технологи€ми Ђмирного атомаї и продемонстрировать безопасность кораблей с я—” (€нки работали на перспективу Ц в будущем это облегчит заход в иностранные порты атомных авианосцев, крейсеров и подлодок).

–еакторы на торговых судах.  онец романтики


—трем€сь подчеркнуть особый статус атомохода, дизайнеры придали ему облик роскошной €хты Ц удлиненный корпус, стремительные обводы, белоснежные обтекаемые надстройки с обзорными площадками и верандами. ƒаже грузовые стрелы и грузоподъемные механизмы имели привлекательный облик Ц ничуть не похоже на торчащие ржавые мачты обычных сухогрузов.

Ќемалое значение удел€лось интерьерам: изначально на борту атомохода были обустроены 30 кают класса Ђлюксї с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 75 мест, богато украшенный живописью и скульптурами, салон-кинозал, бассейн и библиотека.  роме того, на борту имелась лаборатори€ радиационного контрол€, а камбуз украшало новейшее Ђчудо техникиї Ц микроволнова€ печь с вод€ным охлаждением, подарок от фирмы Ratheyon.

«а все сверкающее великолепие было заплачено Ђзвонкой монетойї.
47 миллионов долларов, из которых 28,3 миллиона было потрачено на я—” и €дерное топливо.

ѕоначалу казалось, что результат стоил всех вложений. Ђ—аваннаї обладала отличной мореходностью и рекордной скоростью хода среди всех прочих грузовых судов тех лет. ≈й не требовались регул€рные заправки топливом, а облик атомохода производил сильное впечатление на любого, кому удалось вблизи (или хот€ бы издали) увидеть это роскошное чудо техники произведение искусства.

–еакторы на торговых судах.  онец романтики

¬естибюль


”вы, любому судовладельцу было достаточно одного взгл€да, чтобы пон€ть: Ђ—аваннаї нерентабельна. ¬ трюмах и на грузовых палубах атомохода помещалось всего лишь 8500 тонн груза. ƒа любое судно аналогичных размеров имело в три раза большую грузоподъемность!

Ќо и это еще не все Ц слишком стремительные обводы и удлиненна€ носова€ часть судна заметно усложн€ли погрузочные операции. “ребовалс€ ручной труд, все это приводило к задержкам в доставке и просто€м в портах назначени€.

“опливна€ экономичность, благодар€ атомному реактору? ќ, это велика€ тема, требующа€ развернутого ответа.

 ак оказалось на практике, я—” вместе с активной зоной реактора, контурами теплоносител€ и сотн€ми тонн биологической защиты оказалась гораздо крупнее, чем машинное отделение обычного сухогруза (это при том, что полностью отказатьс€ от обычной √Ё” инженеры не решились Ц на борту Ђ—аванныї сохранилась пара аварийных дизель-генераторов с запасом топлива).

–еакторы на торговых судах.  онец романтики

«а наглухо задраенной дверью - реакторный отсек


ћало того, дл€ управлени€ атомоходом требовалс€ в два раз больший экипаж Ц все это еще более удорожало стоимость эксплуатации и уменьшало количество полезного пространства на борту атомного судна. “акже, стоит отметить разницу в затратах на содержание высококлассных специалистов-атомщиков, по сравнению с мотористами и механиками на обычном сухогрузе.

ƒл€ обслуживани€ судна требовалась специальна€ инфраструктура и регул€рные проверки на предмет радиоактивности и нормальной работы реактора.
Ќаконец, стоимость 32-х тепловыдел€ющих элементов из диоксида урана (суммарна€ масса U-235 и U238 Ц семь тонн) с учетом работ по их замене и последующей утилизации Ц обошлось не дешевле заправки судна обычным мазутом.

ѕозже будет подсчитано, что ежегодные эксплуатационные затраты Ђ—аванныї превышали показатели аналогичного по грузоподъемности сухогруза типа Ђћаринерї на 2 млн. долларов. –азорительна€ сумма, особенно в ценах полувековой давности.

–еакторы на торговых судах.  онец романтики

Ћаз в преисподнюю. –еактор "—аванны"


¬прочем, это еще пуст€ки - насто€щие проблемы ожидали Ђ—аваннуї по прибытии в јвстралию. јтомоход просто не пустили в австралийские территориальные воды. јналогичные истории произошли у берегов японии и Ќовой «еландии.

 аждому заходу в зарубежный порт предшествовала длительна€ бюрократическа€ волокита Ц требовалось представить полную информацию о судне и сроках захода в порт, в объеме, достаточном дл€ того, чтобы портовые власти смогли прин€ть необходимые меры безопасности. ќтдельный причал с особым режимом допуска. ќхрана. √руппы радиационного контрол€. Ќа случай возможной аварии, р€дом с атомоходом круглосуточно сто€ли Ђпод парамиї несколько буксиров, готовые в любой момент вывести радиоактивную груду металла за пределы акватории порта.

—лучились то, чего больше всего опасались создатели Ђ—аванныї. Ѕомбардировки ’иросимы и Ќагасаки, вкупе с шокирующими результатами журналистских расследований на тему последствий радиационного облучени€ сделали свое дело Ц власти большинства стран неиллюзорно бо€лись судна с я—” и крайне неохотно пускали Ђ—аваннуї в свои территориальные воды. ¬ р€де случаев визит сопровождалс€ серьезными акци€ми протеста со стороны местного населени€. ¬озмущались Ђзеленыеї - в —ћ» проникла информаци€ о том, что Ђ—аваннаї ежегодно сливает за борт 115 тыс€ч галлонов технической воды из системы охлаждени€ реактора - несмотр€ на все оправдани€ специалистов-атомщиков в том, что вода нерадиоактивна и не соприкасаетс€ с активной зоной.

–азумеетс€, какое-либо коммерческое использование атомохода в таких услови€х оказалась невозможным.
«а 10 лет своей активной карьеры (1962-1972 гг.) Ђ—аваннаї прошла 450 тыс. миль (720 тыс. км), посетила 45 зарубежных портов. Ќа борту атомохода побывали свыше 1,4 миллиона зарубежных гостей.

–еакторы на торговых судах.  онец романтики

ѕост управлени€ я—”


ќбразно выража€сь, Ђ—аваннаї повторила путь своего знаменитого предка Ц парусный пароход Ђ—аваннаї, первый из пароходов пересекший јтлантику, также оказалс€ на свалке истории Ц судно-рекордсмен оказалось нерентабельным в круговороте серых будней.

„то касаетс€ современного атомохода, то, несмотр€ на свой провальный дебют в роли грузопассажирского судна, Ђ—аваннаї немало потешила самолюбие американской нации и, в целом, смогла изменить представление о корабл€х с я—”, как о смертельно опасных и ненадежных образцах техники.

ѕосле перевода в резерв, Ђ—аваннаї с заглушенным реактором 9 лет провела на сто€нке в порту одноименного городе в штате ƒжорджи€, городское правительство предлагало планы о переоборудовании судна в плавучий отель. ќднако, судьба распор€дилась иначе - в 1981 году Ђ—аваннуї поставили в качестве экспоната в морском музее Ђѕэтриот ѕоинтї. ќднако и здесь еЄ ждала неудача Ц несмотр€ на возможность прогул€тьс€ по роскошным салонам и загл€нуть сквозь окно в насто€щий реакторный отсек, посетители не оценили легендарный атомоход, сосредоточив все внимание на пришвартованном неподалеку авианосце Ђ…орктаунї.

¬ насто€щий момент обновленна€ и подкрашенна€ Ђ—аваннаї тихо ржавеет в порту г. Ѕалтимор, и дальнейша€ еЄ судьба остаетс€ не€сной. Ќесмотр€ на статус Ђисторического объектаї все чаще звучат предложени€ отправить атомоход на слом.

ќднако, помимо Ђ—аванныї в мире существовало еще три торговых судна с €дерной силовой установкой - "ќтто √ан", "ћуцу" и "—евморпуть".

Ќемецка€ драма


«аинтересованное американскими разработками в области €дерных технологий, правительство ‘–√ в 1960 году анонсировало собственный проект экспериментального судна с я—” Ц рудовоз Otto Hahn (Ђќтто √анї).
¬ общем и целом, немцы наступили на те же грабли, что и их американские коллеги.   моменту введи€ Ђќтто √анї в эксплуатацию (1968 год), скандальна€ эйфори€ вокруг гражданских атомоходов уже близилась к закату Ц в развитых странах началось массовое строительство јЁ— и атомных военных кораблей (подлодок), общественность восприн€ла Ёру јтома, как должное. Ќо это не спасло атомоход Ђќтто √анї от образа малополезного и нерентабельного судна.

–еакторы на торговых судах.  онец романтики


¬ отличии от американского пиар-проекта, Ђнемецї проектировалс€ как насто€щий рудовоз, дл€ работы на трансатлантических лини€х. 17 тыс€ч тонн водоизмещени€, один реактор тепловой мощностью 38ћ¬т. —корость хода 17 узлов. Ёкипаж Ц 60 человек (+ 35 человек научный персонал).

«а 10 лет своей активной службы Ђќтто √анї прошел 650 тыс. миль (1,2 млн. км), посетил 33 порта в 22 странах, доставл€л руду и сырье дл€ химического производства в √ерманию из јфрики и ёжной јмерики.

Ќемалые сложности в карьере рудовоза вызвал запрет руководства —уэцкого на проход этим кратчайшим путем из —редиземного мор€ в »ндийский океан Ц утомленные бесконечными бюрократическими ограничени€ми, необходимостью лицензировани€ дл€ захода в каждый новый порт, а также дороговизной эксплуатации атомохода, немцы решились на отча€нный шаг.

–еакторы на торговых судах.  онец романтики


¬ 1979 году Ђ€дерное сердцеї было деактивировано и извлечено, взамен Ђќтто √анї получил обычную дизельную √Ё”, с которой и ходит сегодн€ под флагом Ћиберии.

японска€ трагикомеди€


’итрые €понцы не пустили Ђ—аваннуї в свои порты, однако сделали определенные выводы Ц в 1968 году на верфи в “окио был заложен атомный сухогруз Ђ‘укусимаї Ђћуцуї.

∆изненный путь этого судна с самого начала был омрачен большим количеством неисправностей Ц подозрева€ неладное, €понска€ общественность запретила проводить испытани€ у причала. ѕервый запуск реактора было решено провести в открытом океане Ц Ђћуцуї отбуксировали на 800 км от побережь€ японии.
 ак показали дальнейшие событи€, общественность была права Ц первый запуск реактора обернулс€ радиационной аварией: защита реактора не справилась со своей задачей.

ѕо возвращению в порт города ќминато экипаж Ђћуцуї ждало новое испытание: местный рыбак перегородил путь своей джонкой - убирайте атомоход куда хотите, мен€ это не волнует. Ќо в порт он не зайдет!
ќтважный €понец держал оборону 50 дней - наконец, было достигнуто соглашение на короткий заход в порт ќминато с последующим переводом атомохода на военную базу в —асебо.

–еакторы на торговых судах.  онец романтики

јтомоход "ћуцу"


–еакторы на торговых судах.  онец романтики





ќкеанографическое судно "ћирай", наши дни


“рагикомеди€ €понского атомохода Ђћуцуї продолжалась без малого 20 лет.   1990 году было объ€влено о завершении всех необходимых доработок и корректировок в конструкции атомохода, Ђћуцуї совершил несколько тестовых выходов в море, увы, судьба проекта была предрешена Ц в 1995 году реактор был деактивирован и удален, взамен Ђћуцуї получил обычную √Ё”. ¬сем бедам в один миг пришел конец.
«а четверть века бесконечных скандалов, аварий и ремонтов, проект торгового атомохода Ђћуцуї прошел 51 тыс. миль и опустошил €понскую казну на 120 млрд. иен (1,2 млрд. долларов).

¬ насто€щий момент бывший атомоход успешно используетс€ в качестве океанографического судна Ђћирайї.

–усский путь


Ётот сюжет кардинально отличаетс€ от всех предыдущих историй. —оветский —оюз Ц единственный, кто смог найти правильную нишу дл€ гражданских атомоходов и получить с этих проектов солидную прибыль.
¬ своих расчетах советские инженеры исходили из очевидных фактов.  акие два исключительных преимущества имеютс€ у €дерных силовых установок?

1.  олоссальна€ концентраци€ энергии.

2. ¬озможность еЄ выделени€ без участи€ кислорода

¬торое свойство автоматически дает я—” Ђзеленый светї на подводный флот.

„то касаетс€ высокой концентрации энергии и возможности длительной работы реактора без дозаправки и перезар€дки Ц ответ подсказала сама географи€. јрктика!

–еакторы на торговых судах.  онец романтики


»менно в пол€рных широтах лучше всего реализуютс€ преимущества €дерных силовых установок: специфика работы ледокольного флота сопр€жена с посто€нным режимом максимальной мощности. Ћедоколы длительное врем€ работают в отрыве от портов, Ц уход с трассы дл€ пополнени€ запасов топлива чреват значительными убытками. «десь нет никаких бюрократических запретов и ограничений Ц круши лед и веди караван на ¬осток: в ƒиксон, »гарку, “икси или к Ѕеринговому морю.

ѕервый в мире гражданский атомоход Ц ледокол ЂЋенинї (1957 год) продемонстрировал массу преимуществ по сравнению со своими неатомными Ђколлегамиї. ¬ июне 1971 года он стал первым надводным кораблем в истории, кому удалось пройти севернее Ќовой «емли.

–еакторы на торговых судах.  онец романтики


ј на помощь ему уже шли новые атомные исполины Ц четыре магистральных ледокола типа Ђјрктикаї. Ётих монстров не мог остановить даже самый прочный лед Ц в 1977 году Ђјрктикаї добралась до —еверного ѕолюса.

Ќо это было только начало Ц 30 июл€ 2013 года атомный ледокол Ђ50 лет ѕобедыї достиг ѕолюса в сотый раз!

јтомные ледоколы превратили —еверный морской путь в хорошо развитую транспортную артерию, обеспечив круглогодичную навигацию в западном секторе јрктики. Ѕыла исключена необходимость вынужденных зимовок, повышены скорость и безопасность проводки судов.

–еакторы на торговых судах.  онец романтики


¬сего их было дев€ть. ƒев€ть героев пол€рных широт - позвольте мне перечислить их поименно:

ЂЋенинї, Ђјрктикаї, Ђ—ибирьї, Ђ–осси€ї, Ђ—оветский —оюзї, Ђ50 лет ѕобедыї, Ђямалї, а также два атомных ледокола с малой осадкой дл€ работы в усть€х сибирских рек Ц Ђ“аймырї и Ђ¬айгачї.

Ѕыл у нашей страны и дес€тый гражданский атомоход Ц атомный лихтеровоз ледокольного типа Ђ—евморпутьї. „етвертое в морской истории торговое судно с я—”. ћощна€ машина водоизмещением 60 тыс€ч тонн, способна€ самосто€тельно передвигатьс€ во льдах толщиной 1,5 метра. ƒлина исполинского корабл€ Ц 260 метров, скорость хода в открытой воде Ц 20 узлов. √рузова€ вместимость: 74 несамоходные баржи-лихера или 1300 стандартных 20-футовых контейнеров.

–еакторы на торговых судах.  онец романтики


”вы, судьба оказалась безжалостна к этому замечательному кораблю: с уменьшением потока грузоперевозок в јрктике, он оказалс€ нерентабельным. Ќесколько лет назад проскальзывала информаци€ о возможном переоборудовании Ђ—евморпутиї в буровое судно, однако все оказалось гораздо печальнее Ц в 2012 году уникальный атомный лихтеровоз был исключен из регистра морских судов и отправлен на слом.

(с)

1 не понравилс€
38 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх