Инцидент с фрегатом «Старк»

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
5 ноября 2016 03:36
Просмотров:
1597
Комментариев:
2
Инцидент с фрегатом «Старк»


Инцидент с фрегатом «Старк»




«Старк», фрегат УРО типа «Оливер Перри» под командованием капитана Гленна Р. Бриндела входил в состав 109-го оперативного соединения ВМС из шести — восьми боевых кораблей класса эсминец-фрегат во главе со штабным кораблём AGF «Ла Саль», развёрнутого в Персидском заливе. Базу приписки Мейпорт, штат Флорида, корабль покинул в феврале 1987 года и должен был вернуться в неё 5 августа.

Инцидент с фрегатом «Старк»


17 мая в 09:10 (здесь и далее время местное) «Старк» вышел из порта Манама (Бахрейн), где пополнял запасы воды, топлива и продовольствия. В 13:30 фрегат начал патрулирование у побережья Саудовской Аравии, возле объявленной правительством Ирака зоны боевых действий (65—85 миль северо-восточнее побережья Бахрейна).

Корабль находился в боевой готовности № 3, при которой 30 % личного состава несёт вахту на боевых постах. «Старк» имел каналы непрерывной двусторонней автоматизированной связи со штабным кораблём «Ла Саль», эскадренным миноносцем УРО DDG-40 «Кунц», также входившем в 109-е оперативное соединение, и самолётом ДРЛО и управления типа Е-3 системы АВАКС ВВС Саудовской Аравии, барражировавшим над Аравийским полуостровом для контроля воздушной и морской обстановки в Персидском заливе.

Инцидент с фрегатом «Старк»


Информация о местонахождении кораблей и самолётов и об элементах их движения в реальном масштабе времени отображалась на пульте боевого информационного центра (БИЦ) корабля.

События 17 мая развивались следующим образом:


20:00 — самолёт АВАКС обнаружил взлёт с иракской территории истребителя «Мираж F.1», который начал полёт в южном направлении.

20:05—20:15 — командир фрегата Г. Бриндел, находясь в БИЦ получил доклад вахтенного офицера о том, что боевой самолёт дружественной страны следует курсом на юго-восток и находится на расстоянии 200 миль от корабля. После этого командир поднялся на мостик.

20:43 — эскадренный миноносец «Кунц» обнаружил «Мираж» по пеленгу 285° на удалении 120 миль от фрегата «Старк» на высоте 915 м и скорости 540 км/ч.

20:55 — «Старк» обнаружил истребитель на удалении 70 миль при помощи своей РЛС AN/SPS-49.

21:00 — «Кунц» сообщил на «Старк» о том, что «Мираж» лёг на курс 73° и увеличил скорость до 620 км/ч. «Старк», находясь в точке 26°47' с. ш., 51°45' в. д., лёг на курс 300° и дал ход 10 узлов. Командир корабля спустился с мостика в свою каюту. Оператор поста наблюдения за воздушной обстановкой доложил в БИЦ о том, что самолёт «Мираж» находится в 45 милях от фрегата и следует курсом на корабль. Он предложил вахтенному офицеру сообщить на борт самолёта на частоте 243 МГц, принятой для переговоров в международных водах, о приближении к боевому кораблю ВМС США. Лейтенант Монкриф предположил, что самолёт через несколько минут отвернёт со своего курса, и решил повременить с подачей радиограммы.

21:03 — штабной корабль «Ла Саль» запросил «Старк», наблюдает ли он приближающуюся воздушную цель, и получил утвердительный ответ. Самолёт в это время находился в 35 милях от фрегата.

21:05 — оператор поста радиотехнической разведки при помощи станции AN/SQL-32 перехватил сигналы работы поисковой РЛС самолёта «Мираж», находящегося в 27 милях от корабля, и доложил об этом в БИЦ.

21:07 — пост наблюдения за воздушной обстановкой доложил вахтенному офицеру о том, что «Мираж» находится в 15 милях от корабля, и получил от него приказание дать предупредительную радиограмму на самолёт.

Инцидент с фрегатом «Старк»


21:09 — с борта фрегата «Старк» передана радиограмма следующего содержания: «Неизвестный самолёт, это боевой корабль ВМС США. Ваш курс 78°, дистанция 12 миль. Назовитесь и сообщите ваши намерения.»

Оператор поста радиоразведки по изменению тональности принимаемого сигнала пришёл к выводу о том, что РЛС самолёта «захватила цель», о чём было доложено в БИЦ. Вахтенный офицер приказал приготовить к использованию ракеты с противорадиолокационными отражателями и инфракрасными ловушками. Сигнальщик, находившийся на мостике с левого борта корабля, доложил, что он визуально обнаружил на линии горизонта яркую вспышку и малоразмерную воздушную цель. Была объявлена боевая тревога.

21:09:37 — «Старк» вторично дал предупредительную радиограмму на частоте 243 МГц самолёту «Мираж», который в это время находился в 11 милях от корабля, но ответа не получил.

21:10 — пост радиоразведки снова зафиксировал «захват» корабля РЛС самолёта «Мираж». Саудовский самолёт ДРЛО E-3 в это время наблюдал крутой отворот влево иракского самолёта и увеличение его скорости. Операторы самолёта АВАКС предположили, что «Мираж» произвёл пуск ракет и поэтому лёг на обратный курс.

Пост управления зенитно-ракетным вооружением фрегата «Старк» доложил, что станция управления стрельбой Мк 92 комплекса Вулкан-Фаланкс не может обнаружить цель, поскольку надстройки корабля «затеняют» носовые курсовые углы, со стороны которых приближался самолёт. Согласно наставлениям ВМС, в таких случаях корабль должен отвернуть с курса на угол до 90°, однако «Старк» продолжал следовать прежним курсом.

В период от 21:09 до 21:10 сигнальщик несколько раз доложил о ракете, приближающейся с левого борта.

21:10:05 — ракета «Экзосет» поразила фрегат в левый борт в районе 100-го шпангоута на уровне второй палубы, выше ватерлинии. Пробив в борту отверстие размерами 3×4,5 м, ракета попала во внутренние корабельные помещения, но не взорвалась. Командир корабля прибыл в БИЦ.

21:10:30 — вторая ракета «Экзосет» поразила фрегат в левый борт в районе 110-го шпангоута, несколько выше места попадания первой ракеты, и взорвалась в кубрике старшинского состава. Возник пожар, который распространился в помещение БИЦ. Основные системы и механизмы лишились электроэнергии, «Старк» потерял ход и управление. Началась борьба за живучесть корабля.

Инцидент с фрегатом «Старк»


В это время, убедившись, что самолёт «Мираж» нанёс ракетный удар по кораблю ВМС США, экипаж самолёта Е-3 запросил командование ВВС Саудовской Аравии осуществить перехват иракского самолёта истребителями F-15, однако разрешение не было получено.

Инцидент с фрегатом «Старк»


С помощью средств аварийной радиосвязи «Старк» связался с эсминцами DDG24 «Уодделл» и DDG17 «Коннингхэм», входившими в состав ОС 109, которые оказали помощь в тушении пожара и затем отбуксировали фрегат в порт Манама, куда он прибыл на следующий день, 18 мая. 20 мая из помещений корабля были извлечены обломки неразорвавшейся ракеты, которая была идентифицирована как ПКР Exocet AM.39 французского производства.

Инцидент с фрегатом «Старк»


Тела 35 членов экипажа были отправлены в США, два человека считаются пропавшими без вести. В июле 1987 года после проведения восстановительного ремонта в порту Манама фрегат «Старк» осуществил переход к порту приписки Мейпорт.

Оценивая действия командования корабля, многие зарубежные военные обозреватели называют причиной успешности ракетной атаки и последующей гибели личного состава нерешительность офицеров «Старка». Однако, по мнению американской прессы, зенитный комплекс «Вулкан-Фаланкс» не был применён по причине его неисправности. Его ремонт, производившийся в порту Манама, якобы, не был завершен перед выходом корабля в море.

Инцидент с фрегатом «Старк»


Этому противоречат показания командира корабля, который заявил в ходе разбирательства, что 17 мая все системы были в строю. Задержку с применением зенитного комплекса он объяснил тем, что органы управления находились в положении «Ручное», а не «Автомат». В этом случае без участия личного состава комплекс не мог самостоятельно открыть огонь («Ручное» — обычное положение органов управления при нахождении корабля вне зоны боевых действий).

Инцидент с фрегатом «Старк»


Оценка ситуации


Инцидент расследовался комиссией под председательством контр-адмирала Г. Шарпа. Комиссия установила, что в момент инцидента фрегат находился в двух милях от запретной зоны, объявленной правительством Ирака, и не нарушал её границ.

Инцидент с фрегатом «Старк»


Комиссия рекомендовала предать кептена Бриндела суду военного трибунала, однако, вопреки этим рекомендациям, он был всего лишь снят с командования, получил письменный выговор и вышел в отставку в 1990 году. Лейтенант Монкриф также подал в отставку.

Инцидент с фрегатом «Старк»






Саддам Хусейн принёс извинения, заявив, что пилот самолёта принял фрегат «Старк» за иранский танкер. Правительство Ирака предоставило 400 млн долларов для компенсации военнопленным, заложникам, и — в том числе — пострадавшим морякам фрегата «Старк»

0 не понравился
26 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
AH-2
Дата:
(5 ноября 2016 09:47)
#1
Не знал тогда Саддам,что дальше будет....
 
Санкт-Петербург [ссылка]
5 / 1
 
 
 
 
 
 
Bolero
Дата:
(5 ноября 2016 15:20)
#2
Цитата: AH-2
Не знал тогда Саддам,что дальше будет....


тогда они еще дружили против Ирана
Москва [ссылка]
3 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх