Боевая работа гидрографов Северного флота в годы Великой Отечественной войны

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
13 ноября 2016 02:02
Просмотров:
588
Комментариев:
0
Боевая работа гидрографов Северного флота в годы Великой Отечественной войны


Боевая работа гидрографов Северного флота в годы Великой Отечественной войны




Геодезическое обеспечение стрельб береговой артиллерии выполнялось от полуострова Рыбачий до пролива Вилькицкого. Сущность его состояла в том, что гидрографы определяли координаты боевых порядков батарей и их взаимное расположение, на основе чего составляли тактические формуляры и огневые планшеты батарей в масштабе не мельче 1:50000. На огневые планшеты наносились топографическая съемка местности в радиусе стрельбы, боевые порядки и центр батарей, все известные цели противника, круги дистанции и значения целика (направления) в тысячных дистанции. Это позволяло быстро и точно графически снимать с огневых планшетов исходные данные для стрельбы при помощи подвижной масштабной линейки. Имея точные координаты, артиллеристы поражали объекты противника, как правило, с первого залпа.

Начальник отделения гидрографического отдела Северного флота капитан 3 ранга А.И. Шелгунов, гидрографы Г.В. Адамович, Л.П. Щитов, А.А. Алехин, И.Т. Богданович, А.Г. Выхрюстюк, М.И. Бурмистров и А.Г. Приймак производили геодезическую привязку батарей на участке от города Полярный до мыса Сеть-Наволок, на полуостровах Рыбачий, Средний, а также на некоторых батареях 14-й армии.

Во время высадки десанта на мыс Пикшуев в апреле 1942 года гидрографы манипуляторных отрядов старшего лейтенанта Н.С. Торопова и лейтенанта И.В. Нечаева снабдили отряд корабельной поддержки артиллерийскими планшетами с нанесенными на них огневыми позициями кораблей, основными и вспомогательными точками наводки, корректировочными постами и объектами противника, подлежащими подавлению артиллерией.

Во второй половине 1942 года гидрографы старшего лейтенанта А.К. Мирошниченко произвели геодезическую привязку всей береговой и зенитной артиллерии на п-вах Рыбачий и Средний и представили в штаб Северного оборонительного района (СОР) сводный каталог координат. Каждую батарею группа гидрографов обеспечила огневым планшетом. Гидрографы Беломорской военной флотилии осуществили геодезическое обеспечение батарей береговой и зенитной артиллерии во всей операционной зоне флотилии от Иоканьги до пролива Вилькицкого.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции (октябрь 1944 года) гидрографы-североморцы произвели геодезическую привязку артиллерии 12-й Краснознаменной бригады морской пехоты, 189-го артиллерийского зенитного полка, 13-го Краснознаменного артдивизиона и других частей. Большую работу выполнили гидрографы по обеспечению стрельб эскадренных миноносцев «Куйбышев», «Урицкий», «Гремящий», «Громкий», «Стремительный», лидера «Баку». Стрельбы проводились как на ходу, так и на якоре без корректировочных постов и с ними. Для стрельб по закрытым целям без корректировочных постов на полуострове Рыбачий были оборудованы створы.

Боевая работа гидрографов Северного флота в годы Великой Отечественной войны


Первая стрельба эсминцев «Куйбышев» и «Урицкий» 30 июля 1941 года по закрытой цели продолжалась 4 часа. Во время ее применялись изготовленные капитаном 3 ранга А.И. Шелгуновым автокорректоры, которые сократили время на расчет корректировки и упростили ее.

В конце октября 1942 года А.И. Шелгунов обеспечил стрельбу лидера «Баку» по важным укрепленным позициям гитлеровцев, расположенным на левом берегу реки Западная Лица. Координаты целей выданы командованием 14-й армии. Для ночных стрельб кораблей по береговым целям гидрографы оборудовали более 20 артиллерийских позиций.

Одной из важных задач было навигационно-гидрографическое обеспечение постановки и траления мин. Оно производилось начальником Беломорского гидрографического района капитаном 3 ранга Б.Н. Побатом на судне «Девиатор». Уже в июле 1941 года эсминцы «Громкий», «Сокрушительный» и минный заградитель «Канин» выставили минные заграждения на входах в Белое море и в Кандалакшском заливе. Мины были также поставлены на подходах к Кольскому заливу, у полуостровов Средний и Рыбачий и в Варангер-фьорде. Обеспечивал их постановку начальник гидрографического района Баренцева моря капитан 3 ранга Н.В. Скосырев. В течение всей войны мины выставлялись и противником. Германские эсминцы, подводные лодки и самолеты систематически минировали Варангер-фьорд и фарватеры, ведущие в Иоканьгу и порты Белого моря. В результате минная обстановка на театре стала очень сложной.

На гидрографию флота возлагалось навигационно-гидрографическое обеспечение борьбы с минной опасностью. В районах ВМБ, в горле Белого моря, на подходах к устьям рек Северной Двины и Печоры были созданы посты наблюдения, которые засекали сбрасываемые с самолетов противника мины. В обеспечении боевого траления участвовали гидрографические суда «Метель», «Мигалка», «Мгла», «Девиатор», «Циркуль», «Масштаб» и несколько гидрографических ботов. При этом экипажи отражали атаки самолетов, уничтожали мины, спасали советских моряков. Так, судно «Мигалка» (командир старший лейтенант Г.Н. Бибиков) обнаружило вблизи мыса Канин Нос и острова Колгуев и расстреляло из орудий 7 плавающих мин. Судно «Мгла» (капитан-лейтенант И.Е. Горшков) не раз вступало в борьбу с немецкими самолетами, а в октябре 1941 года спасло с тонущего транспорта «Аргунь» весь его экипаж. В октябре 1944 года, следуя из Архангельска в Печорский залив, экипаж «Мглы» захватил вражеский четырехмоторный гидросамолет, сделавший вынужденную посадку в районе острова Моржовец.

Боевая работа гидрографов Северного флота в годы Великой Отечественной войны


С осени 1944 года Северный флот развернул боевое траление по всему театру. Следует заметить, что в те годы радионавигационных систем еще не было, поэтому в условиях полярных ночи и дня приходилось прибегать в основном к визуальным средствам. С целью увеличения дальности видимости теодолитные посты размещались на самых высоких береговых утесах. В наиболее ответственных местах фарватеров для уничтожения мин использовались глубинные бомбы. При этом гидрографы с береговых теодолитных постов делали засечки взрывов и координаты передавали по радио на тральщик.

В 1944 году впервые на СФ был применен метод определения минных банок по аэрофотоснимкам. Командир фотограмметрического отряда гидрографического отдела капитан 3 ранга Н.И. Пахомов произвел с самолета фотографирование одного из опасных в минном отношении участков. По дешифрированным снимкам в условиях Заполярья было обнаружено 34 мины на углублении 2-4 м.

Кроме того, гидрографическая служба обеспечивала десантные действия флота. С 6 по 14 июля 1941 года на южный берег Мотовского залива в тыл врага были высажены десанты, общей численностью свыше двух тысяч человек. Накануне десантирования гидрографы обеспечили командование картографическими материалами и формулярами мест, удобных для подхода к берегу, поставили буи, реперы для ведения огня по невидимой цели, произвели геодезическое обеспечение на кораблях артиллерийской поддержки.

В августе командование флота готовило переброску морем из Архангельска на побережье Кандалакшского залива крупного подкрепления для 14-й армии. Гидрографическим подразделениям надлежало в кратчайший срок обследовать и оградить навигационными знаками места высадки. Для выполнения указанной задачи выделялись 5 судов с двумя комплексными гидрографическими партиями. Противник обстреливал и бомбил суда. Так, 31 августа в Кандалакшском заливе судно «Мороз» было атаковано пятью «юнкерами», которые сбросили на него 16 ФАБ-250. Командир «Мороза» капитан-лейтенант Н.Н. Балакшин искусно маневрировал и избежал прямых попаданий. Однако несколько бомб взорвалось вблизи судна, которое получило серьезные повреждения.

Боевая работа гидрографов Северного флота в годы Великой Отечественной войны


Во время высадки советского десанта на мыс Пикшуев в апреле 1942 года, в отряд высадочных средств входили гидрографические суда «Мороз» и «Масштаб». Командиры этих судов капитан-лейтенант Н.Н. Балакшин и старший лейтенант. Б.И. Соколов выполняли военно-лоцманские обязанности проводки отряда высадки. С первыми партиями десанта на берег высадились гидрографы. Они поставили ориентиры в местах высадки основных сил, створы для маневрирования кораблей артподдержки.

Большая работа была проведена гидрографической службой по обеспечению высадки десантов в период Петсамо-Киркенесской операции. Фотограмметрический отряд гидрографов (капитан 3 ранга Н.И. Пахомов) дешифрировал аэрофотоснимки района высадки и выявил по ним места, удобные для подхода кораблей и судов. Тщательная обработка аэрофотоснимков, а также изучение других картографических материалов позволили гидрографам выявить на южном берегу губы Малая Волоковая небольшой участок с нешироким пляжем, уходящим вглубь побережья. Командование приняло решение высаживать десант в этом районе. Фотограмметристы уточнили также систему оборонительных сооружений на берегах Варангер-фьорда и на перешейке п-ва Средний; составили вертикальные профили участка высадки десанта; нанесли траектории полета снарядов противника при настильной и навесной стрельбе, что позволило выявить поражаемые и «мертвые» зоны берега и прибрежной части моря. Для обеспечения прохода и высадки десанта на побережье губы Малая Волоковая и демонстративного десанта в районе Мотовского залива, манипуляторный отряд имел две группы (командиры ст. лейтенанты И.В. Нечаев и А.С. Еремин), в которые входили по две манипуляторные подгруппы, предназначенные для высадки с первым броском десанта.

К 9 октября гидрографы выставили в намеченных точках светотехнические средства, организовали связь, отрыли индивидуальные укрытия и установили заданные характеристики огней. О готовности средств к действию Нечаев и Премии доложили в штаб высадки десанта. Вечером 9 октября в Мотовском заливе началась высадка демонстративного десанта, обеспечиваемого группой ст. лейтенанта А.С. Еремина. Торпедные и сторожевые катера обстреливали вражеские огневые позиции, ставили дымовые завесы, создавая видимость крупного десанта. Две группы десантников были высажены между мысом Пикшуев и островом Могильный. Огневую поддержку с моря осуществляли эсминцы «Громкий» и «Гремящий». Демонстративные действия моряков отвлекли внимание противника и облегчили высадку основного десанта в губе Малая Волоковая.

9 октября в 22 часа основной десант тремя отрядами вышел из губы Большая Волоковая в губу Малая Волоковая. Четко работали манипуляторные пункты. По мере движения десанта включались новые огни выставленного навигационного ограждения. Команды на включение подавались с выносного пункта управления высадкой десанта. Катера с десантниками скрытно подошли к берегу. С первым броском ушли гидрографы манипуляторного отряда старшины П.Е. Буряк, П.В. Волошенко и В.А. Щедрин. Они включили огни, ограждающие участок высадки и показывающие подходы к берегу следующим эшелонам десанта.

Командующий Северным флотом принял решение высадить десант в порт Линахамари и обеспечить условия для освобождения Петсамо (Печенги). В 21 час 12 декабря из губы Большая Волоковая вышли три группы торпедных катеров и малых охотников. Военными лоцманами на них были офицеры-гидрографы А.Б. Леви, И.А. Коваленко и М.П. Сучков. Переход десанта морем обеспечивала манипуляторная группа ст. лейтенанта И.В. Нечаева. Светящиеся створы и ориентиры группы работали безупречно. Несмотря на противодействие противника и темное время суток, военные лоцманы сумели обеспечить проводку катеров с десантом. После упорных боев порт Линахамари был очищен от гитлеровцев, а 15 октября войска 14-й армии и морская пехота СФ овладели г. Петсамо.

Освободив Петсамо, соединения 14-й армии продолжали наступление на Киркенес. Для содействия наступающим Северный флот продолжил высадку десантов на побережье Варангер-фьорда. Печенгский отдельный гидрографический участок обеспечил десантные операции в Суоло-вуоно, Аарее-вуоно, Кобхольм-фьорд и Холменгро-фьорд. 23 октября войска 14-й армии совместно с морским десантом освободили от гитлеровцев город Киркенес.

Боевая работа гидрографов Северного флота в годы Великой Отечественной войны


Необходимо отметить, что морские десанты высаживались в тех районах, которые были выбраны по аэрофотоснимкам фотограмметрическим отрядом. По оценке командования Северного флота, навига-ционно-гидрографическое обеспечение высадки десантов на необорудованное побережье в Петсамо-Киркенесской операции было выполнено безупречно. За проявленные доблесть и мужество многие гидрографы были награждены.

Важную роль в гидрографическом обеспечении боевых действии сил флота играла военно-лоцманская служба, укомплектованная кадровыми офицерами-гидрографами и призванными из запаса капитанами и штурманами гражданских судов, хорошо знавшими районы плавания и имевшими большой опыт судовождения. Военные лоцманы могли производить маневрирование при бомбовых ударах, уклонение от артобстрела и торпедных атак подводных лодок и торпедных катеров, проводку судов в условиях особого навигационного режима на морском театре, в том числе проводку по фарватерам с определенным режимом плавания.

Дело в том, что с первых дней войны обслуживание большей части навигационных огней, световых и радиомаяков было передано манипуляторным отрядам гидрографической службы флота, которая несла оперативное дежурство на командных пунктах штабов Северного флота, Беломорской флотилии и ВМБ. Огни и маяки включались на определенное время только по запросам кораблей через оперативную службу штабов.

Военные лоцманы, хорошо зная порядок использования фарватеров, огней и маяков, осуществляли проводку конвоев в условиях особого навигационного режима различными методами. В одном случае гидрографические суда вели за собой транспорты, в другом встречали конвой в море, высаживали на каждый корабль и транспорт военного лоцмана, который проводил их в порт, швартовал к причалу или ставил на якорную стоянку.

Одной из первых подобных задач была проводка 12 декабря 1941 года в Мурманский порт английского крейсера «Кент», на борту которого находились министр иностранных дел Англии А. Идеи и посол Советского Союза в Англии И.М. Майский. В море стоял густой туман, шел снег, видимость нулевая. На подходе к Кольскому заливу крейсер был встречен лидером проводки - гидрографическим судном «Гидролог» с начальником военно-лоцманской службы капитаном 2 ранга Ф.Е. Ушаковым. «Гидролог» высадил на «Кент» военного лоцмана, офицера связи, принял на борт английских матросов-сигнальщиков, после чего приступил к проводке. На «Кенте» и «Гидрологе» включили прожектора, но и при этих условиях они часто теряли друг друга. И все же «Гидролог» успешно довел крейсер до назначенного места, где военный лоцман поставил его на якорь.

Обычно конвои подвергались атакам немецких надводных кораблей и подлодок, по ним наносились сильные бомбовые удары, на их пути устанавливались мины. В этих условиях военные лоцманы проявляли высокое мастерство и искусство, и проводили каждый конвой в назначенный район. Военные лоцманы были не только хорошими судоводителями, но и отличными боевыми офицерами, показывающими образцы стойкости, мужества и храбрости. Вот один из примеров. В Мотовском заливе авиабомбой был поврежден транспорт «Пролетарий». Благодаря самоотверженности команды и правильным действиям капитана и военного лоцмана лейтенанта И.А. Коваленко, транспорт был спасен и груз доставлен в бухту Озерко. В другой раз этот же транспорт подвергся четырехкратной бомбардировке и штурмовке, в результате чего получил серьезные повреждения. Однако Коваленко сумел довести судно до порта.

Для проводки конвоев из Владивостока в Мурманск и Архангельск военных лоцманов откомандировывали на Тихоокеанский флот. В 1942 году лоцманы В.И. Воронин, Г.А. Калинич и К.Е. Кучерин провели из Владивостока в Полярный лидер «Баку», эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный».

Многие военные лоцманы имели на своем счету от 120 до 200 проводок кораблей и транспортов, общим водоизмещением от одного до двух миллионов тонн. Например, начальник военно-лоцманской службы капитан 2 ранга Ф.Е. Ушаков провел 112 судов водоизмещением около миллиона тонн, К.П. Мельчихин - 194 судна водоизмещением два миллиона тонн, И.А. Коваленко - 205 судов водоизмещением полтора миллиона тонн. За 1941-1945 гг. военно-лоцманская служба Северного флота провела свыше 7000 судов и кораблей общим водоизмещением около 63 млн. т. Ее действия высоко оценило командование, 42 военных лоцмана были удостоены правительственных наград.

Боевая работа гидрографов Северного флота в годы Великой Отечественной войны


В годы Великой Отечественной войны гидрографические суда при выполнении заданий несли потери. Так, 24 июля 1941 года артиллерийским огнем четырех гитлеровских эсминцев было потоплено судно «Меридиан», на котором погибло 46 гидрографов. В декабре этого же года противник уничтожил мотобот манипуляторного отряда, на котором находились гидрографы капитан-лейтенант М.Л. Иванов, 16 матросов и старшин.

26 августа 1944 года гидрографическое судно «Норд» вышло в море для зажигания маячных огней. В это время германская субмарина U-957 стояла на якоре вблизи острова Каминского и заряжала аккумуляторную батарею. На субмарине заметили «Норд» и открыли по нему огонь из пушек.
Первые же снаряды подожгли деревянное судно, которое к тому же шло под парусами. «В считанные минуты, - сообщает известный исследователь Сергей Попов в книге «Автографы на картах», - была разбита шлюпка правого борта и моторный катер, на боевых постах погибли капитан и 11 членов экипажа. Командир И.Д. Таханов, матрос А.В. Кузнецов и палубный ученик Б.А. Торотин развернули единственную на судне сорокопятку и начали ответный огонь. Радист Леонид Попов до последнего мгновения, пока не взорвались ацетиленовые баллоны, передавал в эфир открытым текстом, что судно обстреляно подводной лодкой. Его сигнал был принят, и командование незамедлительно направило в район боевые корабли и самолеты. Однако когда они туда прибыли, было уже слишком поздно. Противостояние германской подлодки и гидрографического судна, конечно, было неравным. Вскоре, «Норд» затонул. В последующие годы вражеские подводные лодки потопили суда «Профессор Визе», «Академик Шокальский». Несмотря на это, гидрографическая служба продолжала совершенствоваться и развиваться и успешно обеспечила проводку конвоев.

Боевая работа гидрографов Северного флота в годы Великой Отечественной войны


Следует сказать, что гидрографической службе пришлось решать вопросы, связанные с установкой новой штурманской техники, ремонтом приборов на отечественных кораблях и обслуживать их на иностранных судах. Вот пример. Осенью 1941 года Герой Советского Союза И.И. Фисанович обратился в гидроотдел флота с просьбой установить эхолот на подводной лодке М-172, командиром которой он был. Просьба была необычной, так как на «малютках» эхолот не мог быть установлен ввиду отсутствия в то время отечественных малогабаритных приборов. Штурманские специалисты гидроотдела, капитан-лейтенанты С.О. Утевский, К.Е. Иващенко и К.М. Щелкунов, проявив инициативу и изобретательность, реконструировали эхолот типа ЭЛ, сделали его малогабаритным и установили на М-172. 16 мая 1942 года лодка подверглась атаке надводных кораблей и авиации. На нее было сброшено 328 авиационных и глубинных бомб. М-172 получила повреждения. В частности, вышли из строя штурманские приборы, кроме эхолота. Фисанович привел корабль в Кольский залив по глубинам, измеренным эхолотом. После этого случая командующий Северным флотом приказал на всех подлодках типа «М» установить эхолоты конструкции гидроотдела.

Гидрографическая служба в сложных условиях Заполярья обеспечила стрельбы корабельной, береговой и зенитной артиллерии, постановку минных заграждений и траление мин, проводку конвоев и выполнение аэрофотограмметрических работ. Проводка конвоев в сложных условиях Заполярья и противодействия противника требовала огромных усилий флота, а также наличия на побережье северных морей необходимого количества радиотехнических и визуальных средств навигационного оборудования, четких действий военно-лоцманской и манипуляторной служб, снабжения кораблей и судов навигационными картами и руководствами для плавания.

На Северном флоте, по сравнению с другими флотами, наиболее широко применялось аэрофотограмметрическое обеспечение боевых действий. Аэрофотограмметрический отряд, созданный в начале войны, обрабатывал и дешифрировал аэрофотоснимки, определял координаты оборонительных объектов на побережье, занятом противником, монтировал и размножал фотосхемы, составлял военно-географические описания. Только при подготовке к Петсамо-Киркенесской операции фотограмметрический отряд дешифрировал 1500 военных объектов противника, определил координаты 500 объектов, составил 15 планов, 100 фотосхем и 15 военно-географических описаний. Впервые проводилось обнаружение мин в воде при помощи аэрофотосъемки. Гидрографическая служба применяла различные способы обеспечения десантов, используя для этой цели силы манипуляторных отрядов и необходимые средства навигационного оборудования.

0 не понравился
14 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх