“рагическа€ судьба "Ћунной ночи на ƒнепре"

јвтор:
penrosa
ѕечать
дата:
18 окт€бр€ 2016 15:57
ѕросмотров:
1739
 омментариев:
1
“рагическа€ судьба "Ћунной ночи на ƒнепре"


ЂЋунна€ ночь на ƒнепреї (1880) Ц одна из самых известных картин јрхипа  уинджи. Ёта работа произвела насто€щий фурор и приобрела мистическую славу. ћногие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и загл€дывали за полотно, разыскива€ там лампу. ћногие молча часами сто€ли перед картиной, а потом уходили в слезах. ¬еликий кн€зь  онстантин  онстантинович купил ЂЋунную ночьї дл€ личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последстви€.

 акие? ¬от это мы сейчас и узнаем ...



“рагическа€ судьба "Ћунной ночи на ƒнепре"


Ћетом и осенью 1880 года, во врем€ разрыва с передвижниками, ј.». уинджи работал над новой картиной. ѕо российской столице разнеслись слухи о феерической красоте ЂЋунной ночи на ƒнепреї. Ќа два часа по воскресень€м художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургска€ публика начала осаждать ее задолго до завершени€ произведени€.Ёта картина обрела поистине легендарную славу. ¬ мастерскую ј.». уинджи приходили ».—.“ургенев и я.ѕолонский, ». рамской и ѕ.„ист€ков, ƒ.».ћенделев, к картине приценивалс€ известный издатель и коллекционер  .“.—олдатенков. ѕр€мо из мастерской, еще до выставки, ЂЋунна€ ночь на ƒнепреї за огромные деньги была куплена великим кн€зем  онстантином  онстантиновичем.ј потом картина была выставлена в ѕетербурге. Ёто была перва€ в –оссии выставка одной картины.

–абота экспонировалась в отдельном зале ќбщества поощрени€ художников на Ѕольшой ћорской. «ал при этом не освещалс€, лишь на картину падал €ркий электрический луч. »зображение от этого еще более "углубл€лось", а лунный свет становилс€ просто-таки ослепительным. » спуст€ дес€тилети€ свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потр€сении, которое испытывали зрители, "досто€вшиес€" до картины. »менно "досто€вшиес€" - в выставочные дни Ѕольша€ ћорска€ была плотно забита каретами, а к двер€м в здание выстраивалась длиннейша€ очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. „тобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

–ерих еще застал живым служител€ ћаксима, который получал рубли (!) от тех, кто пыталс€ пробратьс€ к картине вне очереди. ¬ыступление художника с персональной выставкой, да еще состо€щей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. ѕричем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Ќо ј.». уинджи умел побеждать. ”спех превзошел все ожидани€ и превратилс€ в насто€щую сенсацию.

“рагическа€ судьба "Ћунной ночи на ƒнепре"


ј.». уинджи всегда очень внимательно относилс€ к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. ¬ этот раз ЂЋунна€ ночь на ƒнепреї висела на стене одна. «на€, что эффект лунного си€ни€ в полной мере про€витс€ при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. ѕосетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным си€нием лунного света. ѕеред зрител€ми раскрывалось широкое, уход€щее вдаль пространство; равнина, пересеченна€ зеленоватой лентой тихой реки, почти сливаетс€ у горизонта с темным небом, покрытым р€дами легких облаков. ¬ вышине они чуть разошлись, и в образовавшеес€ окно гл€нула луна, осветив ƒнепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.

» все в природе притихло, завороженное чудесным си€нием неба и днепровских вод.—веркающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. ќн был так силен, что некоторые из зрителей пытались загл€нуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Ќо лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.√ладким зеркалом отражают этот свет воды ƒнепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Ёто величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумь€ о вечности и непреход€щей красоте мира. “ак до ј.». уинджи пел о природе только великий Ќ.¬.√оголь. „исло искренних почитателей таланта ј.». уинджи росло, редкий человек мог остатьс€ равнодушным перед этой картиной, казавшейс€ колдовством.

Ќебесную сферу ј.». уинджи изображает величественной и вечной, поража€ зрителей мощью ¬селенной, ее необъ€тностью и торжественностью. ћногочисленные атрибуты пейзажа - стелющиес€ по косогору хатки, кустистые деревь€, кор€вые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. —воим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, прит€гательный и таинственный, что преобразуетс€ в поэтически-взволнованный восторг. ¬ысказывались даже предположени€ о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые €кобы использовал художник. —лухи о тайне художественного метода ј.». уинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в св€зи с нечистой силой.ћожет быть, это происходило потому, что ј.». уинджи сосредоточил свои усили€ на иллюзорной передаче реального эффекта освещени€, на поисках такой композиции картины, котора€ позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.

“рагическа€ судьба "Ћунной ночи на ƒнепре"

«наменитый художник јрхип  уинджи, 1907


» с этими задачами он справилс€ блест€ще.  роме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились ƒ.».ћенделеевым и др.). Ќекоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. ќднако это не совсем верно. –ешающую роль в создании впечатлени€ играет необычное цветовое построение полотна. ѕримен€€ в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добиваетс€ неверо€тного эффекта иллюзии лунного цвета. ѕравда, известно, что эксперименты все-таки были.  уинджи интенсивно примен€л битумные краски, но фосфором не пользовалс€.   сожалению, из-за неосторожного смешени€ химически несовместимых красок, полотно сильно потемнело.

—оздава€ это полотно, ј.». уинджи применил сложный живописный прием. Ќапример, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света. Ќа выставку восторженными стать€ми откликнулись все газеты и журналы, репродукции ЂЋунной ночи на ƒнепреї тыс€чами экземпл€ров разошлись по всей –оссии. ѕоэт я.ѕолонский, ƒруг ј.». уинджи, писал тогда: Ђѕоложительно € не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... „то это такое?  артина или действительность? ¬ золотой раме или в открытое окно видели мы этот мес€ц, эти облака, эту темную даль, эти Ђдрожащие огни печальных деревеньї и эти переливы света, это серебристое отражение мес€ца в стру€х ƒнепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?ї ѕоэт  .‘офанов написал стихотворение ЂЌочь на ƒнепреї, которое потом было положено на музыку.

“рагическа€ судьба "Ћунной ночи на ƒнепре"


ѕублику приводила в восторг иллюзи€ натурального лунного света, и люди, по словам ».≈.–епина, в Ђмолитвенной тишинеї сто€вшие перед полотном ј.». уинджи, уходили из зала со слезами на глазах: Ђ“ак действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописиї. ѕоэт я. ѕолонский удивл€лс€: Ђѕоложительно € не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... „то это такое?  артина или действительность?ї. ј поэт  . ‘офанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение ЂЌочь на ƒнепреї, которое позже было положено на музыку.

».  рамской предвидел судьбу полотна: ЂЅыть может,  уинджи соединил вместе такие краски, которые наход€тс€ в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или измен€тс€ и разложатс€ до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? ¬от во избежание такого несправедливого отношени€ в будущем, € бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его ЂЌочь на ƒнепреї вс€ наполнена действительным светом и воздухом, и небо насто€щее, бездонное, глубокоеї.

  сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. ј виной всему Ц особое отношение к полотну его владельца, великого кн€з€  онстантина.

“рагическа€ судьба "Ћунной ночи на ƒнепре"


¬еликий кн€зь  онстантин  онстантинович, купивший картину, не захотел расстатьс€ с полотном, даже отправл€€сь в кругосветное путешествие. ».—.“ургенев, находившийс€ в это врем€ в ѕариже (в €нваре 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю ƒ.¬.√ригоровичу: ЂЌет никакого сомнени€, что картина... вернетс€ совершенно погубленной, благодар€ соленым испарени€м воздуха и пр.ї. ќн даже посетил великого кн€з€ в ѕариже, пока его фрегат сто€л в порту Ўербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое врем€ в ѕариж.

».—.“ургенев наде€лс€, что ему удастс€ уговорить его оставить картину на выставке в галерее «едельмейера, но уговорить кн€з€ не удалось. ¬лажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повли€л на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Ќо лунна€ р€бь на реке и си€ние самой луны переданы гениальным ј.». уинджи с такой силой, что, гл€д€ на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Ѕожественного.

—праведливости ради, нужно заметить, что благодар€ огромной попул€рности картины,  уинджи создал еще две копии Ћунной ночи, перва€ картина хранитс€ в √осударственной “реть€ковской √алерее, друга€ находитс€ в Ћивадийском дворце в ялте и треть€ в √осударственном –усском музее в ѕетербурге.


0 не понравилс€
22 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх