Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
11
1
1
Слепой Пью
На uCrazy 8 лет 11 месяцев
Всячина

СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 24



ЧАСТЬ 23

* * *


Бой Данса




«Бой Данса» – история о том, как плохо вооруженные британские торговые корабли обратили в бегство французскую боевую эскадру.

В начале 1804 года в китайском порту Вампоа собрался предназначенный в Англию конвой из 16 кораблей Ост-Индской компании. Полагая, что вместе безопаснее, к ним примкнули и несколько самостоятельных «купцов». Общая стоимость судов и грузов оценивалась в астрономическую сумму – £8,000,000. Это делало безопасность конвоя вопросом государственной важности. Но военного эскорта у него не было.

При этом было известно, что в дальневосточных водах совершает набеги французская эскадра под командой вице-адмирала Линуа. С 6 кораблями и 1350 пехоты на борту был послан в Индийский океан в свободное крейсерство.


Натаниель Данс, 1804


Хотя самые крупные из ост-индских кораблей издали напоминали 64-х или даже 74-пушечные корабли, их боеспособность была едва достаточна, чтобы отпугивать местных пиратов. Артиллерия (по 30–36 стволов), где имелась, состояла из канонад — дешевая «коммерческая» помесь пушки и карронады — не имевших ни дальности и точности первых, ни убойной силы вторых. Во многих случаях даже они были заставлены ящиками и тюками с грузом, что делало их бесполезными. Численность команд (редко более 100-150 человек) никак не соответствовала военным нормам, что означало поражение в случае абордажа. Сами тяжело груженые корабли не имели достаточной для боя скорости и маневренности. Боевая репутация «ост-индцев» была тоже невысока. Всего на месяц раньше, французский приватир всего в 12 пушек, не колеблясь, напал на два корабля, которые принял за ост-индские.

Но британцы решили рискнуть. Командование конвоем принял опытный моряк Натаниель Данс. Очевидным местом, где можно было ожидать перехвата, была узкость при входе в Малаккский пролив. Действительно там и обнаружилась французская эскадра. Французы наблюдали — и выжидали. Вице-адмирал Линуа был обескуражен воинственным поведением торговых кораблей, которые построились в боевую линию. Он ожидал, что с темнотой они начнут разбегаться, и он сможет не торопясь захватывать по одному.
Видя, что французы не нападают, конвой направился ко входу в пролив. Тогда Линуа выдвинулся с намерением атаковать замыкающие корабли. Данс немедленно поднял сигнал «ост-индцам» ворочать оверштаг последовательно, колонной спускаться под ветер и вступать в бой. Корабли являли воинственный вид и поведение, свойственное флоту, что ещё больше сбивало с толку французов.

Британские торговые суда направились прямо на французов, не обращая внимания на огонь всей французской линии. Они открыли стрельбу, которая отличалась больше энтузиазмом, чем прицельностью. Линуа показалось, что его пытается окружить целый флот. Его нервы не выдержали, и всего через сорок минут боя французы увалились под ветер и бежали к норд-весту.

Затем в течение двух часов разворачивалась невиданная картина: погоня торговых кораблей за боевыми. К счастью для англичан, догнать противника было невозможно. В 4 часа пополудни Данс скомандовал прекратить преследование, и повернул обратно в пролив. Британцы потеряли в бою всего одного матроса.



Корабли благополучно доставили грузы в Англию. Экипажи приветствовали как героев: британская публика уже привыкла к победам своего флота, но никогда ещё «кучка почти безоружных купцов» не обращала в бегство адмирала. Ост-Индская Компания выдала Дансу 2000 гиней, и пожизненную пенсию в £500 годовых. Члены Бомбейской страховой компании собрали по подписке 45,500 рупий. Патриотический Фонд Ллойда, в нарушение собственных правил, наградил его почетной шпагой, а король пожаловал рыцарство.

Что касается Линуа, очень скоро стало известно, от кого он бежал. Бой, который мог бы стать вершиной его карьеры, стал унизительным фиаско. Его эскадра была уничтожена в Атлантике при возвращении домой.

* * *


Переименования



На снимке эскадренный броненосец «Цесаревич», раскрашенная версия


Переименования на Российском флоте начались после февраля 1917-го. Изменения носили точечный характер и касались символов монархии. «Цесаревич» превратился в «Гражданина», а императоры и императрицы — в «Волю», «Свободную Россию», «Демократию» и «Республику». На Балтике пострадал вводившийся в строй эсминец «Владимир», обернувшийся «Свободой».

Двум мятежным черноморским кораблям («Кагулу» и «Пантелеймону») весной 1917 года вернули прежние имена: «Очаков» и «Потемкин-Таврический» (без «князя»). Второму, правда, ненадолго: под давлением экипажа, освобожденного революцией от излишней дисциплины, он превратился в «Борца за свободу». Аналогичным образом ненадолго возник учебный гвардеец «Память Азова», в 1906 году репрессированный за восстание в «Двину».

После победы большевиков переименование приняло массовый характер: все символы старого сносились полностью, хотя и не сразу (руки до основной части кораблей дошли уже в 1922 году и позже).

В каронимике (учении о наименовании кораблей) доминировали две основные категории. Первая — это вожди и деятели победившей революции.

Так флот обзавелся «Троцким», «Володарским», «Урицким», «Сталиным», «Лениным», «Рыковым» и т.п. Вторая — имена и названия, связанные с мировым революционным движением: «Карл Либкнехт», «Марат», «Парижская коммуна», «Профинтерн», «Карл Маркс» и т.п.

Почти все они безвозвратно ушли в течение 20-25 лет, иные быстрее — особенно связанные с вышедшими из доверия товарищами. Каких-то из этих имен не жаль, но некоторые, вроде «Незаможника», нельзя не признать удачными.

Ряд революционных каронимов прижился и воспроизводился уже после Великой Отечественной. Среди них — «Червона Украина», «Красный Крым», «Красный Кавказ».

Да, и самое главное: «Аврора» так и осталась «Авророй».

* * *


Самые большие ошибки и преступления Христофора Колумба




В биографии Христофора Колумба больше белых пятен, чем достоверных фактов. Его имя окружено легендами, он остается одной из самых загадочных фигур в истории. До недавних пор о нем писали исключительно как о великом первооткрывателе, но в последнее время появляется все больше исследований, в которых ученые предлагают взглянуть на него с другой стороны. Так, американский историк Говард Зинн уверен: появление в Новом Свете европейских поселенцев ознаменовало начало массовой колонизации, работорговли и истребления коренных народов.

Сведения о том, чем занимался Колумб до начала великих путешествий, не зафиксированы. Некоторые исследователи уверены в том, что мореплаватель тщательно скрывал некоторые факты своей биографии, так как в прошлом был разбойником и работорговцем. Он действительно плавал к берегам Западной Африки, где активно велась работорговля, но не сохранилось точных свидетельств о том, чем на самом деле он там занимался. Есть также версия о том, что будущий первооткрыватель родился в семье простолюдина, зарабатывавшего на жизнь торговлей и ткачеством, а потому не любил упоминать о своем незнатном происхождении.

Первым европейским поселением в Новом Свете (который Колумб называл то Индией, то Китаем, то Японией) стал Ла-Навидад («Рождество») на острове Гаити. В 1492 г. один из кораблей испанской эскадры потерпел крушение, команда добралась до берега, и Колумб принял решение оставить испанцев на острове, основав первое поселение. Запасы продовольствия были незначительными, но Колумб был уверен в том, что моряки без труда подчинят себе местное население. Когда через год мореплаватель вернулся на остров, он узнал, что аборигены убили всех поселенцев за плохое обращение с ними.

Самой известной ошибкой Колумба была уверенность в том, что он достиг берегов Азии. Однако мореплаватель ошибся в своих вычислениях – Азия была как минимум в 3 раза дальше, чем он предполагал, а на его пути возник новый континент. В Южной Америке задолго до Колумба бывали норманны, однако колонизация континента началась именно с его экспедиций. При этом в испанской колонии на Гаити он установил суровые порядки: любые восстания жестоко подавлялись, при этом он не щадил ни местное население, ни испанских поселенцев. Колонисты даже пожаловались на Колумба испанскому королю. Королевский Комиссар арестовал мореплавателя и привез его в Испанию в кандалах. Однако король Фердинанд не только освободил Колумба, но и профинансировал его четвертую экспедицию в Новый Свет.

Свои заслуги Колумб не просто оценивал по достоинству – он требовал назначить его вице-королем новых земель. Король Фердинанд считал эти амбиции чрезмерными, хотя мореплаватель вносил немало выгодных предложений. Так, например, он предложил отправлять на заселение новых земель не вольных граждан, а преступников, что сокращало расходы на их содержание в тюрьмах. Однако у этой медали была и обратная сторона: уголовники нередко поднимали бунты против властей поселений.



Главным аргументом Колумба было предположение о том, что в Азии есть много золота, в котором нуждалась Испания. И мореплаватель обязался добыть его для государственной казны, в обмен на десятую часть прибыли, передачу в управление открытых земель и славу первооткрывателя. Также он обещал привезти в Испанию «столько рабов, сколько будет угодно».

В своем отчете о первой экспедиции он утверждал, что достиг берегов Азии (на самом деле это была Куба) и острова недалеко от побережья «Китая» (Гаити). Ему не удалось найти богатых золотых месторождений, но местных жителей вывезли в Испанию в качестве рабов: отобрали 500 самых крепких аравакских мужчин и женщин, 200 из которых погибли в пути. Отношение к оставшимся в колонии местным жителям было крайне жестоким: мужчины гибли на рудниках, а женщины – на плантациях.

Смерть Колумба в 1506 г. была почти незамеченной – к тому времени его слава померкла. Лет через 20 после его смерти началось превознесение заслуг мореплавателя. В Америке и поныне отношение к нему неоднозначно: День Колумба отмечается не только парадами, но и массовыми демонстрациями протеста, во время которых первооткрывателя называют колонизатором и несут его портреты с надписью «убийца».

* * *


ФОТО-КАША



Гибель американского военного корабля, подбитого японцами.
По левому борту видны еще живые члены экипажа. Сейчас
они уйдут под воду вместе с кораблем.
Спасти их уже невозможно



Линкор Саут Дакота в Сан Франциско,сентябрь 1945г.
Представитель местного военно морского начальства
поднимается на борт ветерана тихоокеанской войны



Железный винтовой корвет Чемпион


Принадлежал к кораблям типа Комус,которые являлись первыми цельнометаллическими корветами Королевского флота. Корпус целиком покрывался одним или двумя слоями тика, в подводной части еще и медной обшивкой. Несмотря на достаточно "марсофлотский" экстерьер, эти корветы были серьезным шагом вперед и в части комфорта:существенно улучшена вентиляция внутренних помещений, впервые были устроены душевые для команды, лазарет и корабельная библиотека.


Линкор Пеннсильвания,ок. 1920г



Броненосец Шарлемань борется с врагами, притаившимися в пучине морской.
Обратите внимание на углы склонения орудий



ЕВК Худ с кормы. Флаг приспущен очевидно по случаю кончины какой то королевской особы



Процедура буксировки рядового Хьюстона (из "дивизии калек") 17 ноября 1944г.


Это итог целой эпопеи которая началась с рейда на Формозу. Во время этой операции 13 октября был торпедирован тяжелый крейсер Канберра (затоплены все машинные и половина котельных отделений, принято 4,5 тыс тонн воды) для которого был сформирован собственный эскорт, в состав которого вошел герой фото. Отражая ожесточенные воздушные атаки, охранник сам получил торпеду в борт 14 числа. По вполне уже сложившейся традиции американских крейсеров от одной торпеды "умерли" все МКО, принято более 6 тыс тонн воды - Зейдлиц отдыхает. Была сформирована 1-я дивизия калек (1st Crippled Division) (по понятным причинам в нее вошли Хьюстон и Канберра), которая поползла на Улити. Подранков буксировали тяжелые крейсера Бостон и Уичита соответственно. Японцы однако не угомонились, и после полудня 16-го числа Хьюстон был торпедирован вторично. Противник подлил масла в огонь почти буквально - в развороченном взрывом ангаре загорелся авиабензин. Тем не менее, под руководством командира со знакомой русскому уху фамилией Беренс, экипаж крейсера сумел не потерять свой корабль, и Хьюстон все же дотащили до Улити.

СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 24

Вид на торпедированный британский транспорт «Бикон Грейндж»
(Beacon Grange) с рубки немецкой подводной лодки U-552


27.04.1941 в 16.12 к югу от Исландии одиночный британский транспорт «Бикон Грейндж» водоизмещением 10,119 тонн был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-552 под командованием обер-лейтенанта Эриха Топпа (Erich Topp).

Из 84 членов экипажа «Бикон Грейндж» бельгийским траулером «Эдуард Ансель» (Edouvard Anseele) было спасено 82 моряка.



Попадание немецкой торпеды в одно из судов союзного конвоя PQ-17



Юнга с лидера "Ташкент". 1942 год



Авианосец классической (одна полетная палуба на всю длину)
схемы Аргус. В качестве заготовки был использован заложенный
в 1914г. итальянский лайнер Конте Россо, строительство которого
прекратилось с началом ПМВ. Пароход был перекуплен
Адмиралтейством и достроен как авианосец.



Эсминец «USS Essex», март 1863 года. 1000-тонный военный
корабль, который раньше был паровым паромом, использовался
армией США в Гражданской войне в 1861 году. Корабль
перевели в ВМС США в 1862 году, он принял участие в
нескольких операциях на реке Миссисипи, включая захват
Батон-Руж и порта Гудзон в 1863 году. (LOC)


* * *


Залп




Вес бортового залпа HMS Victory на 1778 год составлял 1148 фунтов (512 кг). С чем это сравнить? При Ватерлоо вся артиллерия Веллингтона, а это 161 орудие, имела общий залп в 1704 фунта, или 760 кг. Но в сражении при Трафальгаре Нельсон приказал забить в пушки по два или даже три ядра, и залп во французский 80-пушечный флагман Bucentaure был просто убийственным - 3444 фунтов (1566 кг) или чуть более 1,5 тонн. Одним этим залпом было убито 197 человек и ранено 85, в том числе капитан корабля.

Общий вес залпа всех 33 кораблей эскадры Нельсона составил 51,944 фунтов (23,582 кг) или 23,2 тонн. Для сравнения - вес залпа Бисмарка - 6400 кг, или 6.4 тонны.

32-фунтовые пушки были очень мощными. С помощью полного заряда около 11 фунтов (5 кг) пороха 14,4 кг ядро имело дульную скорость от 1500 до 1600 футов в секунду (487 м / с) или между 1023 и 1091 миль в час (1646 и 1755 км / ч).

Самая примечательная смерть при Трафальгаре была у секретаря капитана Харди - Томаса Уиппла. Он погиб, попав в вихревое кольцо от залпа, которое прошло очень близко с его головой. Волна давления, а потом внезапное падение давления воздуха после выстрела просто высосало воздух из его легких. Он просто мгновенно задохнулся.

* * *


Бомбардировка Бари



Бомбардировка Бари, 2 декабря 1943 года


На фотографиях запечатлен момент взрыва кораблей во
время немецкого налета на порт Бари. Эта операция стала
одной из самых успешных для немецкой авиации,
и прозвана "европейским Перл-Харбором".




Так же было потоплен транспорт "Джон Харвей" с грузом иприта,
в результате чего 617 человек получили отравление из которых
83 в последствии умерли.




В результате атаки 17 кораблей потоплено, 8 повреждены около
2000 гражданских и военных погибших. Немецкие потери
составили всего 1 самолет из 88 принимавших участие в налете.






* * *


Лов сельди у берегов Камчатки, 1958 год


Кадры старой кинохроники. Лов советскими рыбаками иваси у берегов Камчатки, 1958 год. Разведку косяков рыбы ведут с самолетов, направляя в перспективные места улова рыбопромысловые суда.

Диктор говорит о добыче более 900 центнеров (90 тонн) сельди. Скорее всего речь идет о любимой многими тихоокеанской сельди иваси, которая на самом деле отнюдь не сельдь, а сардина, хотя по виду и очень похожа на селедку.

Да, уловы в те года были очень богатыми, это позже из-за переловов количество рыбы уменьшилось. А тогда даже лососевых брали очень много, порой пароходами гнали на большую землю одну икру.

[media=https://youtu.be/-JhunvANUqE]


* * *


Инфографика - Флот Великобритании на момент начала Второй Мировой войны


Модная ныне инфографика родилась не вчера - представление сухих цифр статистики в виде наглядных схем и рисунков практикуется уже давно.

Этот и следующие рисунки отражают оценки количественного состава некотрых сил и военных ресурсов стран, готовых сойтись в только начинающейся Второй Мировой войне.

Источник, к сожалению, не известен. Дата публикации - 16 сентября 1939 года.



Следующие две таблицы дают сравнение по числу военнослужащих и мобилизационного потенциала, совокупному тоннажу флотов, количеству самолетов. Интересно, что нет оценок по танкам и орудиям. Предположительная дата публикации в одной из ведущих газет США/Великобритании - та же.

Военные силы Союзников и нейтральных европейских стран:




Вторая половина таблицы. Германия, естественно - противник, а Италия, СССР и США отделены от неё жирной чертой:




* * *


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}