—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
8 марта 2017 01:47
ѕросмотров:
1124
 омментариев:
0
—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ


Ќј„јЋќ Ћ≈“ќѕ»—»


—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ


ќгромное значение дл€ восстановлени€ —оветского ¬оенно-ћорского ‘лота имели решени€ X партийного съезда (март 1921 года). ќсобое внимание было обращено на ремонт подводных лодок.

¬осстановление подводных лодок имело свои особенности. ѕосле гражданской войны на Ѕалтийском море оставались 12 подводных лодок типа ЂЅарсї, на „ерном море - одна подводна€ лодка типа Ђј√ї, на  аспийском море - четыре старые малые подводные лодки, на Ѕелом море - одна италь€нска€ лодка.  роме того, в ѕетрограде находились недостроенные минзагЂ‘орельїи подводна€ лодка типа ЂЅарсї - Ђязьї, в Ќиколаеве - три комплекта оборудовани€ и корпусных конструкций лодок типа Ђј√ї и одна подводна€ лодка типа Ђћоржї - ЂЌерпаї.

¬ составе Ѕалтийского флота из оставшихс€ подводных лодок типа ЂЅарсї была организована бригада подводных лодок Ѕалтийского мор€. ѕодводным лодкам присвоили новые названи€: Ђ оммунарї (Ђ“игрї), ЂЅатракї (Ђ¬олкї), Ђ“оварищї (Ђ“урї), Ђ расноармеецї (ЂЋеопардї), Ђ омиссарї (Ђѕантераї), Ђѕролетарийї (Ђ«ме€ї), ЂЅольшевикї (Ђ–ысьї), Ђ раснофлотецї (Ђягуарї), Ђ–абочийї (Ђ≈ршї).

Ќа „ерном море была подн€та и восстановлена подводна€ лодка Ђј√ї, потопленна€ в гражданскую войну, достроены еще четыре лодки того же типа, а также отремонтирована единственна€ оставша€с€ подводна€ лодка типа ЂЅарсї- ЂЌерпаї. ¬осстановление подводных лодок „ерноморского флота велось на Ќиколаевском государственном судостроительном заводе (бывшем заводе ЂЌавальї). »з восстановленных подводных лодок „ерноморского флота организовали отдельный дивизион подводных лодок, состо€вший из четырех подводных лодок типа Ђј√ї (ЂЎахтерї - ј√-23. Ђ оммунистї - ј√-24. Ђћарксистї - ј√-25. Ђѕолитработникї - ј√-26) и подводной лодки типа ЂЅарсї - Ђѕолитрукї (ЂЌерпаї).

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ


„етыре старые подводные лодки Ђ асаткаї. Ђћакрельї. Ђќкуньї. Ђћиногаї, находившиес€ на  аспии, были разобраны в Ѕаку, а механизмы их использованы дл€ восстановлени€ подводных лодок в ѕетрограде и Ќиколаеве. –азобрана была и италь€нска€ подводна€ лодка Ђ оммунарї (Ђ—в€той √еоргийї) на Ѕелом море из-за невозможности использовани€ ее в услови€х —евера или переправки на Ѕалтику.

¬осстановленные на двух мор€х 14 подводных лодок уже устарели по своим тактико-техническим элементам. Ёти лодки были однокорпусными, большинство из них (за исключением четырех лодок типа Ђј√ї) не имели поперечных водонепроницаемых переборок, деливших объем прочного корпуса на отсеки и обеспечивавших непотопл€емость в надводном положении. ѕодводные лодки обладали малой надводной скоростью (скорость лодок типа ЂЅарсї составл€ла 10-11 уз вместо запроектированной 18 уз из-за установленных на них менее мощных, чем предусматривалось проектом, дизелей), их палубные решетчатые торпедные аппараты конструкции ƒжевецкого оказались непригодными к использованию в боевой обстановке, а трубных аппаратов было недостаточно (два носовых и два кормовых или четыре носовых на лодках Ђј√ї). к тому же они были приспособлены дл€ стрельбы торпедами малого 450-мм калибра.

Ћодки долго погружались под воду. ќтмечались больша€ чувствительность лодок типа ЂЅарсї к изменени€м дифферентующего момента из-за расположени€ главного балласта в оконечност€х, а также плоха€ управл€емость; отсутствовала система регенерации воздуха, что ограничивало пребывание лодки под водой до одних суток.

¬ то врем€ единого мнени€ о пут€х создани€ подводного флота не было, и когда в 1925 г. народный комиссар по военным и военно-морским делам, ѕредседатель –еввоенсовета ———– ћ. ¬. ‘рунзе проводил совещание по этому вопросу с подводниками Ѕалтийского флота, мнени€ разделились. Ќекоторые считали, что после дес€тилетнего перерыва в проектировании и строительстве подводных лодок –осси€ растер€ла кадры кораблестроителей, в то врем€ как за границей развитие подводного кораблестроени€ не прекращалось. —ледовательно, целесообразнее купить зарубежную подводную лодку и, использу€ ее как прототип, а также учитыва€ опыт войны, проектировать свой корабль. ќднако большинство участников совещани€ с такой позицией не согласились. ќни доказывали, что капиталистические государства не продадут достаточно совершенный корабль, и, затратив огромные средства на покупку образца и постройку серийных лодок на его основе, достаточно боеспособный подводный флот создать не удастс€. ѕри этом вспоминали историю покупки царским правительством во врем€ русско-€понской войны подводных лодок у американской фирмы Ћэка, оказавшихс€ не только низкого качества, но и уступавших по многим тактико-техническим элементам лодкам, спроектированным и построенным в –оссии. ¬ итоге было прин€то решение проектировать и строить подводные лодки своими силами.

«а годы первой п€тилетки советское подводное кораблестроение подн€лось до уровн€ зарубежного.

¬ но€бре 1926 г. было создано специальное конструкторское бюро по проектированию подводных лодок во главе с талантливым инженером-кораблестроителем, впоследствии профессором, доктором технических наук Ѕ. ћ. ћалининым. ј в декабре 1926 г. была утверждена шестилетн€€ программа развити€ военно-морского флота (1926-1932), в которой нар€ду с корабл€ми других классов предусматривалось строительство 22 подводных лодок.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

Ѕорис ћихайлович ћалинин


 роме Ѕ. ћ. ћалинина в проектировании первых советских подводных лодок участвовали ¬. ». √оворухин, Ё. Ё.  рюгер,  . ». –уберовский, ‘. 3. ‘едоров, ј.  . Ўлюпкин, ј. Ќ. ўеглов и др. «начительную часть работы выполн€ли молодые инженеры и конструкторы, воспитывавшиес€ и обучавшиес€ уже при советской власти: —. ј. Ѕазилевский, ѕ. 3. √олосовский, ¬. ѕ. √ор€чев, 3. ј. ƒерибин, ¬. ¬. Ќовожилов, ¬. ‘. —егаль, ¬. ѕ. ‘уников и др. ќт военно-морского флота в разработке проектов участвовали опытные специалисты ј. ѕ. Ўершов, Ќ. ¬. јлексеев, Ћ. ј. Ѕелецкий,  . Ћ. √ригайтис, “. ». √ушлевский, ѕ. ѕ.  иткин, ¬. ‘.  ритский, √. ћ. “русов, ћ. ј. –удницкий, ѕ. ». —ердюк и др. ƒл€ консультаций привлекались видные ученые ј. Ќ.  рылов, ѕ. ‘. ѕапкович, ё. ј. Ўиманский. Ёто им - ученым, конструкторам и мор€кам разных поколений выпала честь сто€ть у колыбели советского подводного кораблестроени€.

5 марта 1927 г. в присутствии —. ћ.  ирова и начальника военно-морских сил –  ј –. ј. ћуклевича состо€лась закладка трех первых подводных лодок - Ђƒекабристї, ЂЌародоволецї и Ђ расногвардеецї - 1-й серии дл€ Ѕалтийского флота. √лавным конструктором этих лодок был Ѕ. ћ. ћалинин. ƒл€ „ерноморского флота строились Ђ—партаковецї, Ђ–еволюционеї и Ђякобинецї. Ќазвани€ лодок символизировали важнейшие этапы революционного движени€.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

Ђƒекабристї ƒ-1


–. ј. ћуклевич 18 но€бр€ 1930 г. телеграфировал:

Ђѕоздравл€ю ћорские силы Ѕалтийского мор€ с вступлением в строй подводной лодки ƒекабрист - первенца нового советского судостроени€ и техники. ”верен, что в руках революционных мор€ков Ѕалтики ƒекабрист €витс€ грозным оружием против наших классовых врагов и в будущих бо€х за социализм покроет славой свой красный флаг...ї

ѕо имени головной подводной лодки всех их стали называть подводными лодками типа Ђƒї (Ђƒекабристї) и условно обозначать Ђƒ-1ї, Ђƒ-2ї, Ђƒ-3ї и т. д. ¬скоре эти лодки начали вступать в состав —оветского ¬оенно-ћорского ‘лота *.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ


—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

ѕодводна€ лодка Ђ‘рунзовецї в достройке. 1933 г. в последствии Ћ-3


¬ период постройки подводных лодок типа Ђƒекабристї были разработаны проекты первых советских подводных минных заградителей. »м дали название ЂЋенинецї (тип ЂЋї). Ќар€ду с устройством дл€ по становки мин заграждени€ на подводных лодках этого типа имелось и мощное торпедное вооружение.

ѕереход на двухкорпусную и полуторакорпусную архитектуру, с разделением объема прочного корпуса водонепроницаемыми прочными переборками и запасом плавучести 20-30 % имел существенное значение в обеспечении надводной непотопл€емости лодок и повышени€ их живучести.

»спользование сталей повышенной прочности, разработка новых методов расчета, норм прочности и рациональных приемов конструировани€ увеличили рабочую глубину погружени€ до 75 м при предельной 90 м. –азрыв между рабочей и предельной глубиной погружени€ составил около 20 % против 50 % на лодках дореволюционной постройки, что свидетельствовало о повышении прочности и надежности корпусов новых лодок.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ


 оренные изменени€ по сравнению с лодками дореволюционной постройки претерпела система погружени€ и всплыти€. √лавный балласт стал размещатьс€ в концевых и бортовых цистернах и заполн€тьс€ самотеком через кингстоны. Ётим был ликвидирован существенный недостаток старых лодок, подверженных вли€нию изменени€ дифферентуюшего момента из-за расположени€ главного балласта в оконечност€х. ƒл€ всплыти€ из подводного положени€ в позиционное предусматривалось продувание Ђсреднейї цистерны, а дл€ срочного погружени€ - цистерны Ђбыстрого погружени€ї. ”правление закрытием и открытием кингстонов и клапанов вентил€ции балластных цистерн было механизированным и осуществл€лось централизованно из центрального поста, также было централизовано управление системами продувани€ вод€ного балласта воздухом высокого давлени€. ¬се эти конструктивные меры сократили врем€ перехода лодок из надводного в подводное положение, а также повысили надежность аварийного всплыти€.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ


ѕодводные лодки строили в зависимости от тех задач, которые предсто€ло решать в войне. ¬ предвоенном подводном кораблестроении дл€ этих целей выделили три направлени€:

первое - большие, средние и малые торпедные подводные лодки дл€ действий против надводных кораблей и транспортных судов на внутренних и морских коммуникаци€х противника;

второе - подводные лодки в качестве минных заградителей;

третье - крейсерские подводные лодки с увеличенным вдвое по сравнению со средними подводными лодками торпедным боезапасом и артиллерийским вооружением, обладающее большой автономностью и дальностью плавани€; предназначены дл€ ведени€ боевых действий в удаленных от своих баз морских и океанских районах.

√еографическое положение —оветского —оюза с его разобщенными морскими театрами вли€ло на создание определенных классов и типов подводных лодок. ѕодводные лодки строили преимущественно в западных районах страны и доставл€ли на “ихоокеанский и —еверный флоты по внутренним водным и сухопутным пут€м сообщени€. Ётим в известной мере объ€сн€лось массовое строительство средних подводных лодок, доставл€вшихс€ на удаленные морские театры железнодорожным путем посекционно, и подводных лодок типа Ђћї. которые отправл€лись туда на железнодорожных транспортерах в полном сборе.

¬ годы второй п€тилетки, отмеченной особенно бурным развитием подводных сил страны, строили преимущественно малые и средние подводные лодки. ¬ третьей п€тилетке большую часть построенных подводных кораблей составл€ли уже средние, большие и крейсерские подводные лодки, что €вилось практическим воплощением курса на строительство большого морского и океанского флота.

ѕо проектам, созданным до 1941 года, было построено 326 подводных лодок, в том числе 206 до начала войны 1941-1945 гг, 54 были достроены во врем€ войны и 64 построены в первые послевоенные годы. ” конструкторов эти лодки классифицировались по сери€м Ч с I по XV; на флоте же они получили буквенные обозначени€: Ђƒї. Ђѕї. ЂЋї. Ђ—ї. Ђўї. Ђ ї. Ђћї.

ѕодводные лодки 1-й серии (типа "ƒекабрист") вступили в строй ¬ћ‘ в 1930 году, последн€€ лодка по проектам этого периода была сдана ¬ћ‘ в 1952 году (ѕЋ "ћ-294". XV серии)

ѕочти одновременно с лодками типа Ђƒекабристї стали вступать в строй советские подводные лодки типа Ђўї (Ђўукаї), в числе которых были Ђ—азанї (Ђў-201ї), Ђ—ельдьї (Ђў-202ї), ЂЌерпаї (Ђў-205ї), Ђ≈ршї (Ђў-303ї), Ђ омсомолецї (Ђў-304ї), ЂЋиньї (Ђў-305ї), Ђѕикшаї (Ђў-306ї), Ђƒельфинї (Ђў-309ї), Ђ умжаї (Ђў-311ї) и другие.   1940 г. в составе флотов насчитывалось 75 лодок этого типа, а всего было построено 86 единиц.

5 феврал€ 1930 года заложили три головные лодки III серии, получивших общее обозначение Ђўукаї. ѕрисутствовавший при этом Ќачальник ћорских —ил –.ј. ћуклевич произнес слова, ставшие пророческими: Ђћы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Ёто даст возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры дл€ развертывани€ производстваї.

¬ процессе постройки в корабли внесли р€д заметных усовершенствований. „етвертый отсек разделили легкой переборкой на два отсека - дизельный и электромоторный, в результате чего на лодке стало шесть отсеков. Ќедобор надводной скорости составил у лодок с немецкими дизел€ми фирмы MAN - 2,2 уз., с отечественными - 1,75 уз. ѕричина крылась как в неправильно подобранных винтах, так и в форме корпуса, приводившей к наложению волн оконечностей и булей. ¬ результате скорость Ђщукї III серии составила 11,8 уз. над водой и 8 уз. под водой. ѕри этом дальность плавани€ оказалась больше расчетной: 3130 миль вместо 3000 и 112 миль вместо 110 соответственно. Ќа испытании при погружении на полную глубину головна€ лодка получила деформацию выкружки кормового торпедопогрузочного люка. “огда же раздавило спасательный буй первого отсека. ѕо итогам испытаний пришлось провести местное усиление корпуса. ћореходные качества были признаны удовлетворительными. ќтмечались стесненность внутреннего расположени€ механизмов, неудачна€ конструкци€ торпедопогрузочного устройства, больша€ шумность. –€д просчетов попытались устранить сразу. Ђў-303ї получила другие винты и дополнительные наделки в носовой части булей дл€ улучшени€
обтекаемости.

Ќа первых двух лодках, на Ђўукеї и Ђќкунеї, установили немецкие дизел€ типа MAN W8V28/38, а на двух других, Ђ®ршї и Ђ омсомолецї, отечественные бескомпрессорные восьмицилиндровые четырехтактные дизел€ 38-¬-8 изготовлени€  оломенского машиностроительного завода.

“орпедное вооружение состо€ло из четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. «адние крышки торпедных аппаратов закрывались откидными болтами на задрайках, а не кремальерными затворами, как на лодках I и II серий. ѕолна€ длина аппарата - 7520 мм., внутренний диаметр трубы по направл€ющим - 536 мм. —трельба производилась сжатым воздухом. ¬рем€ погрузки торпед 4,5 - 5 часов, подготовки повторного залпа - от 3 час. 20 мин. до 4 часов. ќбщий запас торпед - 10 штук.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

Ѕатуми. ѕогрузка торпеды на "щуку" ...


ѕервоначально это были 533-мм торпеды типа 53-27, разработанные в ќстехбюро. ¬ зависимости от типа они имели вес 1675 или 1725 кг и вес ¬¬ 200 или 250 кг, скорость 43,5 узла и дальность хода 3700 метров. ќсновной недостаток торпед 53-27 - плоха€ герметичность и невыдерживание режима движени€ по глубине, поэтому с началом войны на „ерноморском флоте их полностью запретили к применению, а на остальных флотах использовали весьма ограниченно, с установкой по глубине не менее 3 метров. Ќа смену им еще в 1938 году прин€ли торпеду 53-38, €вл€вшуюс€ копией закупленной в »талии в 1930 году торпеды 53–. Ќова€ торпеда при почти такой же длине, как 53-27, имела вес 1615 кг и вес ¬¬ - 300 кг, и скорость 44,5 узла при дальности 4000 метров. “акже имелс€ режим в 34,5 уз. - 8000 метров или 30,5 узла -10 000 метров, но он на пл практически не примен€лс€.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

“орпеда 53-38


—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ






»менно эта торпеда на Ђщукахї в годы войны была основной. ѕоступившие на вооружение уже в ходе войны торпеды типов 53-38”, 53-39 и злектроторпеда Ё“-80 на лодках типа Ђўї не использовались из-за габаритных ограничений.

ѕодводные лодки оснащались двум€ перископами: командирским и зенитным, которые изначально имели длину 7,5 метров. ¬ысота головок перископов от ватерлинии составл€ла 7,3 метра. Ќаблюдение велось только из центрального поста, подъем и опускание производились весьма шумной электрической лебедкой либо вручную.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

"ў-201" швартовка...


— 1939 года подводные лодки стали оснащать шумопеленгаторными станци€ми типа Ђћарс-12ї с эллиптической базой из 12 приемников в носовой проницаемой оконечности. ¬ зависимости от гидрологии мор€ станци€ могла пеленговать шумы крупного корабл€ на дистанци€х 12,5 - 30 кбт, при точности пеленговани€ по направлению от 1∞ до 3∞; дистанцию до цели она не определ€ла.

јвтономность при нормальном запасе топлива, масла, пресной и дистиллированной воды составл€ла 20 суток. ќчистка воздуха производилась 10 электро-вентил€торами или 9 машинами регенерации со специальными патронами –¬-2, наполненными каустической содой. ќбщий запас - от 900 до 1920 штук. ƒл€ этих же целей служила специальна€ система из 12 стальных баллонов емкостью 38 - 40 л. со сжатым до 150 атм. кислородом. ¬рем€ наибольшего непрерывного пребывани€ под водой с полным использованием всей системы регенерации - 72 часа, без использовани€ - около 12 часов. ƒл€ личного состава были устроены: одноместна€ каюта командира лодки, кают-компани€, легкосъемные койки. Ќа борту имелись посто€нные и переносные электрогрелки, трубопровод парового отоплени€, питаемый с береговой базы дл€ поддержани€ температуры в отсеках при закрытых люках не ниже + 14∞ — при наружной температуре до - 20∞ —, электрокамбуз дл€ приготовлени€ пищи, электропосуда, два пневматических подводных гальюна и один надводный в ограждении рубки, душевой трубопровод в ограждении рубки. Ќадстройка и рубка получились узкими.

Ћодка оборудовалась спасательными и подъемными средствами: рымами дл€ подъема лодки средствами базы, усиленными шпигатами в надстройке дл€ подъема лодки м€гкими понтонами «ѕ–ќЌ, наружной и внутренней аппаратурой дл€ продувани€ отсеков и цистерн с помощью водолазных шлангов, двум€ сигнальными бу€ми, четырьм€ подкильными по€сами. ƒл€ выхода личного состава из затонувшей субмарины служили шлюзовые люки, тубусы и спасательна€ рубка; имелась также возможность выхода через все торпедные аппараты.

√лавные недостатки лодок типа Ђўї всех серий:

1) больша€ шумность в подводном положении;

2) мала€ надводна€ скорость (это сильно ограничивало возможность погони за противником и отрыва от преследовани€);

3) очень слабое артиллерийское вооружение.

—даточные испытани€ показали и достоинства подводных лодок III серии: простота и прочность их конструкций, надежность механизмов. ѕодводные лодки III серии по своим тактико-техническим элементам и характеристикам были на уровне зарубежных аналогов этого класса, например, французских пл типа Ђќрионї, строившимис€ одновременно с нашими подводными лодками.

¬ цел€х создани€ новых типов подводных лодок был разработан проект эскадренной подводной лодки, отличавшийс€ многими особенност€ми от предыдущих проектов. ѕроект эскадренной подводной лодки дл€ совместных действий с надводными корабл€ми разработал в середине 1930 года јсафов ј.Ќ., работавший как репрессированный сотрудник Ђќстехбюрої ќ√ѕ” в гор. Ћенинграде. ѕодводные лодки, построенные по этому проекту, в честь центрального органа  оммунистической партии получили названи€ Ђѕравдаї (Ђѕ-1ї), Ђ«вездаї (Ђѕ-2ї), Ђ»скраї (Ђѕ-3ї).

ѕеред этими эскадренными подводными лодками ставились следующие задачи:- участие в эскадренном бою путем атаки противника в период развертывани€ совместно с авангардными силами и при уходе противника после бо€; - атака двигающегос€ в море десанта противника, действу€ группой лодок или совместно с легкими силами.

ѕо водоизмещению эта подводна€ лодка предполагалась близкой к водоизмещению пл типа Ђƒекабристї I серии и обладала очень большим запасом плавучести, пор€дка 80 - 90%. ѕо замыслу автора проекта, большой запас плавучести давал возможность значительно уменьшить осадку, что должно было улучшить мореходные качества лодки, необходимые при ее действи€х в составе эскадры надводных кораблей. ƒл€ обеспечени€ высокой надводной скорости кораблю были приданы обводы миноносца, а дл€ высокой мореходности - высокий надводный борт ¬первые на отечественных подводных лодках прочный корпус имел наружные шпангоуты и был разделен на семь отсеков.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

ѕЋ проекта "ѕравда"


ѕроект предусматривал вооружение подлодки шестью торпедными аппаратами с дес€тью торпедами, двум€ 130-мм оруди€ми в башн€х и 37-мм зенитным орудием. ќна должна была развивать скорость до 24 узлов в надводном положении и иметь дальность плавани€ ходом 11 узлов 9650 миль над водой и 23 мили под водой.

»з-за не€сности в вопросе размещени€ заказа на главные дизели и отсутстви€ основных данных по ним, разработка общего проекта задержалась. Ќо, не дожида€сь его, в середине €нвар€ 1931 года приступили к изготовлению рабочих чертежей, а 21 ма€ уже заложили головной корабль, и 19 декабр€ еще два корпуса. ¬ св€зи с серьезными техническими проблемами постройка подводных лодок IV серии была временно приостановлена.

¬ св€зи с недостаточной общей прочностью прочного корпуса, увеличением глубины погружени€ и необходимостью увеличени€ плавучего объема корпуса, проект требовал кардинальной переработки, при этом значительной переделке должны были быть подвергнуты основные корпусные конструкции, по которым уже имелс€ весьма значительный задел. ќбща€ готовность головной подводной лодки составл€ла к тому времени 25%, а остальных двух лодок - 20 и 10% соответственно. ѕри переделке проекта дл€ увеличени€ запаса прочности были поставлены промежуточные шпангоуты. ѕоскольку спор о глубине погружени€ никак не разрешалс€, то было прин€то решение об опытном испытании корпуса на погружение, дл€ чего 12 сент€бр€ 1935 года головную лодку без экипажа опустили на глубину 72,5 м на гин€х спасательного судна-катамарана Ђ оммунаї. Ѕольшую глубину погружени€ она обеспечить не могла, но и это превзошло все ожидани€, оставив всех довольными. –ассмотрев материалы результатов испытаний, Ќачальник ћорских —ил утвердил дл€ подводных лодок типа Ђѕравдаї предельную глубину погружени€ 70 метров, а рабочую -50 метров.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

ѕ-1 в Ћенинграде...


 онструктивные переделки, несоблюдение весовой дисциплины в ходе постройки привели к €вной перегрузке подводной лодки. Ёто заставило отказатьс€ от вспомогательного дизель-генератора и 130-мм башенной артиллерии. ƒл€ безопасного выхода торпед из носовых аппаратов пришлось укоротить нос на 2,3 метра так, чтобы длина волнорезов верхних торпедных аппаратов была не более 3,2 метров, в результате чего обща€ длина лодки уменьшилась с 90 до 87,7 метров. ”же в ходе испытаний вы€вились и другие недостатки: лодка почти не управл€лась по глубине при скорости хода менее 4 узлов, при волнении мор€ более 5 баллов из-за качки и оголени€ винтов она практически тер€ла боеспособность в надводном положении.

ѕозже, в ходе службы серии, у лодок была модернизирована надстройка и ограждение рубки.

”читыва€ значительные недостатки, после передачи флоту все 3 подводные лодки IV серии не рассматривались как боевые и использовались в качестве учебных.

Ќедостатки: большое врем€ погружени€, мала€ рабоча€ глубина погружени€, неустойчивость по глубине на подводном ходу, высока€ шумность в подводном положении.

¬ 1930-1933 гг. был разработан проект и начато строительство подводных лодок среднего водоизмещени€ 9-й серии типа — ("средн€€") с более высокими тактико-техническими элементами, чем у подводных лодок типа ў. —воеобразна истори€ создани€ этих кораблей. ¬ июне 1933 г. группа советских .кораблестроителей получила возможность прин€ть участие в испытани€х подводной лодки ≈-1, построенной в »спании по проекту немецкой фирмы.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

≈-1 в доке...


“огда же с фирмой был заключен контракт на проектирование подводной лодки среднего водоизмещени€ по советскому техническому заданию. ќднако из-за большого количества отклонений от задани€ проект возвратили фирме на доработку. ¬ итоге делегаци€ рекомендовала прин€тие проекта подводной лодки водоизмещением 700 тонн на базе испанской ЂE-1ї, переделанной под советское вооружение и механизмы. “акое решение объ€сн€лось существенной экономией времени: фирме ЂIvSї требовалось всего четыре недели дл€ разработки эскизного проекта и ещЄ 15 дней дл€ выдачи строительных чертежей.

¬ апреле 1933 года Ђ—оюзверфьї и Ђƒешимагї заключили договор на разработку проекта. ƒоговор вступил в силу 12 августа 1933 года, после завершени€ серии испытаний, показавших реальность гарантий, предоставл€емых немецкой стороной. –азработка чертежей проекта ЂE-2ї, обозначенного теперь как тип ЂЌї (немецка€), или сери€ IX, была закончена специалистами — Ѕ к началу 1935 года. C 20 окт€бр€ 1937 года тип ЂЌї переименовали в тип Ђ—ї Ч средн€€. ѕод руководством инженера-кораблестроител€ ¬. Ќ. ѕерегудова была создана специальна€ группа конструкторов, в состав которой входили 3. ј. ƒерибин, ¬. ‘.  ритский, ¬. ¬. ѕерловский, ј. √. —околов и др. Ётой группой был разработан новый проект. ¬ сент€бре 1936 г. головна€ лодка типа — вошла в строй.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

√оловна€ лодка —-1


¬ 1930-1936 гг. строились предназначенные дл€ ƒальнего ¬остока подводные лодки небольшого водоизмещени€ 6-й серии, названные на флотах "ћалютками", главным конструктором которых €вл€лс€ ј. Ќ. јсафов. Ќа этих лодках впервые в истории отечественного кораблестроени€ корпуса изготовл€лись цельносварными. √оловна€ лодка проекта была заложена 29 августа 1932 года.  орпуса лодок делались клЄпаными, несмотр€ на предложение ј. Ќ. јсафова использовать электросварку. Ћодки показали скорость ниже проектной (около 5 узлов), врем€ погружени€ около 80 секунд, что было больше чем у лодок других классов, недостаточную мореходность. ƒл€ улучшени€ характеристик лодки была создана специальна€ комисси€, обследовавша€ головную лодку проекта и предложивша€ р€д конструктивных изменений, в частности было прин€то предложение делать корпус сварным, были внесены изменени€ в систему наполнени€ балластных цистерн, изменены очертани€ кормовой части. ѕоследние лодки серии строились с учЄтом предложений комиссии, которые позволили увеличить скорость лодки до проектных значений и улучшить врем€ погружени€ в полтора раза.

¬сего было построено 30 лодок, 28 из которых вошли в состав “ќ‘ и были отправлены на ƒальний ¬осток в период с 1 декабр€ 1933 года по 30 но€бр€ 1934 года. ƒве последние лодки серии остались на „ерноморском флоте дл€ подготовки подводников. ѕерва€ лодка вошла в строй в апреле 1934 г. Ћодки типа Ђћї VI серии можно было в готовом виде перебрасывать с одного морского театра на другой по железной дороге или водным путем на специально приспособленных транспортах.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

ѕодводна€ лодка Ђћ-32ї готовитс€ к транспортировке. Ќо€брь 1942 г.


¬ 1937 г. начали поступать на флоты более совершенные "ћалютки" 12-й серии, проект которых был разработан по инициативе инженера ѕ. ». —ердюка, а накануне ¬еликой ќтечественной войны под руководством главного конструктора ‘. ‘. ѕодушкина начато строительство "ћалюток"15-й серии с более мощным вооружением и лучшими мореходными качествами с двухвальной энергетической установкой. ѕодводные лодки малого водоизмещени€ типа Ђћї (Ђмалюткиї) строились сери€ми VI, VI-бис, XII и XV*.(* ѕодводные лодки типа Ђћї XV серии (имели семь отсеков). ѕодводные лодки VI, VI-бис серий имели по четыре отсека, а XII серии Ч шесть отсеков.)

ѕодводные лодки "ћалютки" считались крайне неудачным проектом:

1) плоха€ мореходность (волна накрывала ограждение рубки и через рубочный люк заливала аккумул€торную батарею);

2) мала€ скорость на поверхности и под водой;

3) длительность погружени€ (2 минуты);

4) больша€ длительность всплыти€ (11 минут!);

5) высока€ шумность на подводном ходу;

6) очень слабое вооружение;

7) выброс лодки после пуска торпеды;

8) плоха€ вентил€ци€ внутренних помещений;

9) плоха€ обитаемость;

10) крайне недостаточна€ дальность плавани€.

¬ 1934 г. под руководством ћ. ј. –удницкого началось проектирование самых больших советских подводных лодок довоенной постройки 14-й серии типа   ("крейсерские"), названных мор€ками " атюшами". ѕри их проектировании был учтен опыт создани€ ранее упоминавшихс€ лодок 4-й серии. Ёти подводные лодки (перва€ вступила в строй в мае 1940 г.) могли действовать в открытом океане на большом удалении от баз. ¬ приемном акте головного корабл€ серии указывалось:

"...ѕодводна€ лодка находитс€ на современном техническом уровне и по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки подобного типа, в особенности по вооружению и скорост€м. —ама€ мощна€ и сама€ быстроходна€."

ѕо представленному оперативно-тактическому заданию, нова€ лодка должна была:

- јтаковать боевые корабли и силы десанта противника при действи€х в одиночку, группой и совместно с надводными силами в открытом море и океане.

- ƒействовать на коммуникаци€х в отдалЄнных районах.

- Ќести разведывательную и позиционную службу.

- ѕроводить диверсионные операции (высадку разведывательных групп и действи€ на берегу).

- Ѕыть в состо€нии атаковать как торпедным оружием, так и выстановкой маневренных минных заграждений в ходе эскадренного бо€ по курсу вражеских кораблей.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

√оловна€ " атюша". " -1" ѕервомайский парад 1940-го...


Ћодки этого типа предназначались дл€ долгих одиночных, автономных походов к коммуникаци€м противника и стали самыми крупными подводными лодками ¬ћ‘ ———– в тот период. Ќа флоте лодки получили прозвище Ђ атюшаї. ¬сего в 1936Ч1938 годах было заложено 12 лодок этого типа, из которых до начала войны ввели 6, сосредоточенных в составе —еверного флота. ≈щЄ четыре лодки Ѕалтийского флота были поставлены на вооружение уже в ходе войны, п€та€ вступила в строй уже к еЄ концу и в боевых действи€х не участвовала, а ещЄ одна достроена так и не была. ѕодводные лодки типа Ђ ї активно использовались в ходе войны на коммуникаци€х противника в Ѕалтийском море и у берегов Ќорвегии, всего за ними числитс€ потопленными 16 судов общим тоннажем 27 236 брт и 9 боевых кораблей противника, а повреждЄнными Ч 2 судна тоннажем 15 979 брт и 4 боевых корабл€.   концу войны уцелели шесть лодок этого типа, которые оставались на вооружении советского флота до середины 1950-х годов.

Ёти подводные лодки имели большое водоизмещение, развивали значительную скорость хода и обладали мощным торпедным, артиллерийским и минным вооружением.

¬елика€ ќтечественна€ война подтвердила эту оценку.  омандующий —еверным флотом адмирал ј. √. √оловко отмечал, что лодки типа   неизменно вызывали зависть у наших союзников.

ѕодводные лодки типа ЂЋенинецї Ч тип советских дизель-электрических подводных лодок-минных заградителей времЄн ¬торой мировой войны. ¬сего было построено 25 лодок типа ЂЋї по четырЄм различным проектам (серии II, XI, XIII и XIII-бис), из них 19 Ч до 1941 года. ѕодводные лодки типа ЂЋенинецї входили в состав всех четырЄх флотов —оветского —оюза и прин€ли активное участие в ¬еликой ќтечественной войне. ћногие корабли имели собственные имена.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

Ћ-4 - "√арибальдиец"


Ќовый проект вобрал в себ€ весь опыт проектировани€, строительства и эксплуатации больших подводных лодок II серии. ѕри сопоставлении этих проектов видно, что тактико-технические элементы подводных лодок XI серии изменились в основном в отношении увеличени€ торпедного боезапаса и дальности плавани€, т. е. в направлении развити€ тех качеств, которые делают лодку способной помимо постановки минных заграждений вести активные боевые действи€ на коммуникаци€х противника в удаленных от баз районах.

¬ новый проект, по сравнению с подводными лодками II серии, был внесен р€д конструктивных изменений:

- изменен теоретический чертеж - удлинена носова€ часть с наклонным форштевнем; - конструкци€ корпуса переработана с таким расчетом, чтобы обеспечивалась более рациональна€ разбивка на секции дл€ перевозки по железной дороге;

- прочна€ рубка сделана в виде горизонтального цилиндра;

- аккумул€торные €мы сделаны изолированными по образцу подводных лодок I серии;

- число запасных торпед доведено до дес€ти против шести на II серии;

- оба перископа вынесены в рубку, благодар€ чему увеличилась глубина погружени€ лодки при ходе под перископом и уменьшилась опасность таранных ударов по рубке надводными корабл€ми;

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ





ѕогнутый перископ ЂЋ-3ї (Ђ‘рунзовецї). –езультат столкновени€
с транспортом 13 но€бр€ 1942 г.


- сн€ты электротурбокомпрессоры низкого давлени€; продувание главного балласта осуществл€лось газами от дизелей, работающими как компрессор;

- полностью переработана система сжатого воздуха и аварийного продувани€;

- сн€ты электромоторы экономического хода под водой, экономический ход стал осуществл€тьс€ при работе главных электромоторов;

- в цел€х борьбы с коррозией стальна€ арматура трубопроводов забортной воды заменена на бронзовую;

- улучшена обитаемость лодки за счет изменени€ компоновки жилых отсеков;

- глушитель сделан двухтельным, по образцу подводных лодок X серии;

- перь€ рулей сделаны профилированными авиационного типа;

- несколько опущены минные трубы;

- улучшена конструкци€ пневматических машинок открывани€ кингстонов;

- установлен добавочный пост управлени€ вертикальным рулем в рубке;

- увеличено число отсеков до семи за счет разделени€ кормового на две части

- станци€ управлени€ электромоторами разделена на две части, размещенных по бортам;

- установлен отдельный дифферентовочный насос, производительностью 6 - 8 тонн в час;

- исключены палубные цистерны, так как считаюсь, что они увеличивают врем€ погружени€ подводной лодки, имеют малую живучесть, особенно во врем€ артиллерийского бо€ и возможных таранных ударов, а действие всего вооружени€ подводной лодки в надводном положении может быть обеспечено и без наличи€ палубных цистерн.

и другие незначительные изменени€... ¬ остальном подводные лодки XI серии ничем не отличались от подводных лодок II серии.

—ќ¬≈“— »… ѕќƒ¬ќƒЌџ… ‘Ћќ“ 1918-1941 √√. ѕќƒ —ќ¬≈“— »ћ ‘Ћј√ќћ

Ћ-20


¬рем€ погружени€ и всплыти€ по сравнению с подводными лодками II серии изменилось незначительно. ѕри переходе лодки из крейсерского положени€ в подводное под топ перископа при заранее открытых кингстонах цистерн главного балласта без хода с использованием цистерны быстрого погружени€ составл€ло 70 - 75 секунд, а всплытие лодки в крейсерское положение при продутой средней цистерне путем продувани€ главного балласта одним дизелем - 5 мин. 55 секунд. ¬рем€ аварийного продувани€ всего главного балласта на перископной глубине составл€ло 3 мин. 47 секунд.

¬о врем€ испытаний подводной лодки ЂЋ-7ї при проведении глубоководного погружени€ в районе острова јскольд на глубине 75 метров забортным давлением раздавило красномедную трубу продувани€ главного балласта низким давлением диаметром 205x219 миллиметров. ѕосле этого трубы, подверженные полному наружному забортному давлению, стали предусматриватьс€ стальными. ѕриемные комиссии по результатам испытаний отмечали следующие недостатки XI серии:

- не выдержаны скорости и дальности плавани€ ими, оговоренные в спецификаци€х на постройку лодок;

- значительный шум при работе миносбрасывающего устройства. ѕредложено заменить штанговое устройство на тросовое, как показавшее при сравнительных испытани€х лучшие результаты;

- трещины на крышках цилиндров дизелей, усиленна€ коррози€ блоков и цилиндровых втулок дизелей;

- заедание привода захлопки глушител€ в св€зи с осаждением соли на рабочих поверхност€х деталей привода захлопки и другие более мелкие недостатки.

„ерноморские подлодки отличались от балтийских наличием пр€мого высокого флагштока на носу, а также отсутствием дополнительных шпигатов над €корной нишей.

Ќо были и совсем ошеломл€ющие проекты...

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ —Ћ≈ƒ”≈“...

0 не понравилс€
17 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх