«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
15 марта 2017 00:45
Просмотров:
504
Комментариев:
0
«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»


«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»




Первые опыты и появление проекта


В 1930 году адмирал Эрих Редер (Erich Raeder), уже два года возглавлявший рейхсмарине, решил, что немецким кораблям пора снова показать свой флаг в океане, и запланировал серию дальних заграничных походов легких крейсеров «Эмден» (Emden), «Кёльн» (Köln) и «Карлсруэ» (Karlsruhe). Они отправлялись в плавания с целью не только поднять престиж Германии, но и восстановить опыт и навыки дальних походов у моряков военного флота.

Помимо этого, впервые отрабатывалось важное для флота новшество – дозаправка боевых кораблей топливом в дальнем походе. Для этих целей командование флота зафрахтовало новейший дизельный танкер «Ганза» (Hansa), спущенный на воду в 1929 году. Он сопровождал все крейсеры, и опыты по их дозаправке были признаны удачными.

Но в состав флота уже начали входить новые тяжелые корабли, – броненосцы типа «Дойчланд», – концепция применения которых ставила перед морским руководством проблему их обеспечения уже в совершенно другом масштабе. «Карманные линкоры», как назвали эти корабли английские журналисты, обладали огромной дальностью плавания в 17 400 миль и вооружением из шести 280-мм орудий, что делало их идеальными рейдерами на океанских коммуникациях.

Ещё до Первой мировой войны немцы разработали для обеспечения океанских рейдеров систему, которая получила название «служба этапов» (Etappendienst). Она заключалась в формировании в «узловых точках» океана соединений из торговых судов, которые могли бы обеспечить рейдер различными припасами. Этот система была подхвачена кригсмарине, но для крупных современных кораблей она уже мало подходила.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Легкий крейсер «Карлсруэ» в сопровождении
танкера во время визита на Американские Виргинские
острова, начало 30-х годов прошлого века


По теории Редера, тяжелый рейдер должен был как можно дольше находиться в океане, подрывая торговлю противника не столько уничтожением его судов, сколько угрозой атаки коммуникаций. Это принуждало противника формировать конвои, что приводило к задержкам и снижало оборачиваемость судов. Возможность боя с вражескими кораблями при этом не исключалась, но по опыту предыдущей войны было известно, с какой скоростью заканчивается боекомплект тяжелых орудий, а расход топлива на повышенных скоростях становился очень большим. Длительный боевой поход также предъявлял свои требования к снабжению запчастями и ремонту оборудования, которое стало гораздо сложнее и совершеннее. Обеспечение продовольствием более 1000 человек экипажа, к которым могли присоединиться и пленные, также представляло собой серьезный вопрос.

Все эти соображения привели к идее создания крупного судна комплексного снабжения рейдеров, вооруженного и скоростного, которое могло автономно действовать в океане, не будучи привязанным ни к рейдеру, ни к какой-то географической точке. Осознавая новаторство этой концепции и то, что такое судно уже нельзя было назвать обычным танкером, немцы решили придумать для него новую классификацию –Troßschiff (нем. – буквально «багажное судно»), «судно снабжения».

Реализуя эту концепцию, Эрих Редер поставил конструкторскому отделу флота непростую задачу, решение которой позволяло «убить несколько зайцев». Новые суда, помимо основной функции, должны были нести относительно мощное вооружение и в случае крайней необходимости сами могли действовать как вспомогательные крейсеры – в выделении флоту средств на постройку специализированных «прерывателей торговли» руководство рейха отказало.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Танкер «Ганза», впоследствии «Замланд». Со своими
параметрами (вместимость 5978 брт, скорость 12 узлов)
судно не подходило под новые амбициозные планы
крейсерской войны


За счет резко увеличившейся вместимости новые суда должны были также играть роль штатных «нефтевозов» флота. Создание запасов топлива и обеспечение «топливной безопасности» было настоящей идеей фикс рачительного Редера, при котором флот как некое государство самостоятельно заключал контракты на поставку топлива за границей или выступал инициатором покупки акций иностранных нефтедобывающих компаний.

Что касается «Ганзы», с которой всё началось, то флот её не забыл. В 1937 году корабль был куплен и вошел в состав кригсмарине под названием «Замланд» (Samland). Вместе со своими «потомками» он участвовал в операциях немецкого флота у берегов охваченной гражданской войной Испании, обеспечивая корабли топливом. 16 июня 1940 года у южного побережья Норвегии торпеды английской подлодки «Тетрарх» (HMS Tetrarch) поставили точку в послужном списке первенца «плавучего тыла» кригсмарине.

«Багажники» в строю


6 июня 1936 года на верфи «Шихау» (Schichau Werke) в Данциге, – там же, где была построена «Ганза», – был заложен киль судна «Дитмаршен» (Dithmarschen), первенца нового поколения военно-морских танкеров, давшего название и всему классу. Что представляло собой новое творение немецких инженеров? Прежде всего, нужно отметить размер, соответствующий задачам: водоизмещение «Дитмаршена» составляло 20 858 тонн при вместимости 10 848 брт. Судно имело типичную компоновку гражданских танкеров с машиной и дымовой трубой в корме и развитой надстройкой с ходовым мостиком в носовой части перед фок-мачтой. Его полная длина составляла 178,25 метров (174,65 метров по ватерлинии), ширина – 22 метра, осадка – 9,3 метра.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Судно снабжения «Дитмаршен», оно же после захвата
союзниками британское «Саутмарк»
и американское «Конека»


Четыре 9-цилиндровых двухтактных дизельных двигателя фирмы MAN работали на два гребных вала, каждый из которых был оснащен 4-лопастным винтом диаметром 5,2 метра. Мощность силовой установки составляла 22 000 л.с. (16 200 кВт), что позволяло развивать очень высокую скорость – 21 узел. Дальность плавания также соответствовала теории крейсерской войны – 12 500 морских миль на скорости 15 узлов. Управление танкером осуществлялось по последней немецкой военно-морской моде – вместо штурвального колеса у рулевого был кнопочный пульт.

Танкер мог перевозить 7933 тонны жидкого топлива и смазочных масел, 972 тонны различных боеприпасов, 790 тонн продовольствия и 100 тонн запасных частей и имущества. Судно было оснащено мощной лебедкой, чтобы при необходимости буксировать тяжелый боевой корабль. Перекачивающее оборудование «Дитмаршена» позволяло за час перекачать 500 тонн топлива. Погреба для хранения боеприпасов были охлаждаемыми, оборудованы системами безопасности и механизированными системами погрузки и выгрузки. Рефрижераторные помещения двух типов имели вместимость 290 кубометров (охлаждение до −8 °C) и 162 кубометров (до 0 °C).

На вооружении нового «снабженца» командование тоже не стало экономить: оно состояло из трёх новейших 150-мм орудий 15 cm L/48 C36, двух 37-мм зенитных автоматов, четырех 20-мм автоматов и восьми 7,92-мм пулеметов MG 34. 150-мм орудия должны были располагаться в замаскированных нишах, два по бортам надстройки и одно в корме. Впрочем, установка вооружения не была штатной, и его размещение на танкере производилось по указанию командования. Немцы старались особо не афишировать военное назначение «Дитмаршена» и последовавших за ним судов, поэтому команды большую часть времени носили штатское, а суда красились в цвета гамбургской судоходной кампании Эссбергера (Essberger-Tankschiffreederei). Экипаж «Дитмаршена» в мирное время состоял из 22 офицеров и 72 нижних чинов, в военное – из 15 офицеров и 155–193 членов команды.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Начав службу как немецкий «Вестервальд», это судно
впоследствии трижды меняло имя, становясь немецким
«Нордмарком», британским «Нортмарком» и «Булавайо».
На этом снимке «Булавайо» входит в Гранд-Харбор на Мальте


Всего же в 1936 году заложили три судна снабжения – кроме «Дитмаршена», это были «Вестервальд» (Westerwald) и «Альтмарк» (Altmark). «Вестервальд» был заложен также на «Шихау» в Данциге, но имел важное отличие от систершипов – в качестве главных двигателей он получил два турбозубчатых агрегата, работающих от высоконапорных котлов Вагнера. Логика такого решения понятна – строительство серии «карманных линкоров» было прервано после вступления в строй трех кораблей. Вместо дизельных броненосцев флот начал строить паротурбинные линкоры «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнайзенау» (Gneisenau). С целью унификации топлива несколько будущих снабженцев также решили сделать паротурбинными. «Альтмарк», заложенный 15 июня 1936 года, был дизельным, но строился в Киле на верфи «Ховальдтсверке» (Howaldtswerke).

Всего флот планировал построить девять «багажников», но планам не суждено было сбыться. В конце 1937 года был выдан заказ на ещё два судна: на «Шихау» заложили турбинный «Эрмланд» (Ermland), а в Киле на «Дойче Верке» (Deutsche Werke) – дизельный «Франкен» (Franken). Эти два судна немного «подросли» по сравнению с первой серией – водоизмещение увеличилось до 22 850 тонн, длина составила 179 метров (175 метров по ватерлинии), осадка увеличилась до 10,2 м. Мощность главных двигателей была увеличена до 24 000 л.с., в результате скорость и дальность плавания остались на прежнем уровне.

Заказы на следующие суда были выданы в 1938 году, но начало войны отодвинуло их исполнение, а в 1941 году они были окончательно аннулированы – к этому времени у кригсмарине уже не было ресурсов на постройку таких гигантов, а гибель «Бисмарка» поставила крест на крейсерской войне тяжелых кораблей в Атлантике.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Детали макета судна снабжения «Франкен»,
выполненного в масштабе 1 к 100


Все три судна первой серии вошли в состав флота в июле-декабре 1938 года. Срок сдачи следующих двух судов с началом войны был закономерно затянут, и если «Эрмланд» вступил в строй сентября 1940 года, то корпус «Франкена» из-за нехватки рабочих в 1942 году был переведен в оккупированный Копенгаген на верфь Burmeister&Wain, где его достроили только в марте 1943 года.

«Дитмаршен» и «Альтмарк» после вступления в строй прошли «обкатку», снабжая корабли флота, осуществлявшие морскую блокаду республиканской Испании, «Вестервальд» вместе с линкорами «Шарнхорст» и «Гнайзенау» в июне 1939 года участвовал в учебном походе в Центральную Атлантику. До войны оставалось всего два месяца.

Тысячи миль войны


Описать всю боевую деятельность «троссшиффов» не представляется возможным, поэтому остановимся на самых заметных эпизодах их службы. Стоит отметить, что «снабженцев» подстерегали те же опасности, что и боевые рейдеры – они так же прорывались Датским проливом в Атлантику, избегая британских патрулей, осуществлявших блокаду Германии, в океане могли в любой момент нарваться на группу охотников за рейдерами или вспомогательный крейсер. В трюмах они несли тысячи тонн топлива и взрывчатки, но не имели мощной брони и орудий, чтобы постоять за себя, а маскировка под нейтральное судно не сильно помогала хорошо узнаваемым крупным судам спецпостройки. Поэтому тот факт, что, ни одно из этих судов не было перехвачено союзниками в океане, можно считать не только удачным стечением обстоятельств, но и показателем хладнокровия и выучки командиров и экипажей.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

«Адмирал граф Шпее», горящий в устье Ла-Платы 17 декабря
1939 года. Гибель «карманного линкора» стала первой
серьезной потерей для немецких рейдеров


Учитывая высокую вероятность войны в результате польско-германского кризиса, кригсмарине уже в начале августа 1939 года осуществили развертывание в Атлантике подводных лодок и «карманных линкоров» – «Дойчланд» (Deutschland) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee). Вместе с броненосцами в океан отправились и два «троссшиффа». «Вестервальд» должен был обеспечивать «Дойчланд» в Северной Атлантике, «Альтмарк» закрепили за броненосцем «Адмирал граф Шпее», который оперировал в Южной Атлантике.

Поход «Дойчланда» был не слишком успешным. Он потопил только два судна, причем одно из них под флагом США, но его «снабженец» образцово выполнил свою задачу, находясь в зоне ожидания южнее Гренландии. Перед последней дозаправкой «Дойчланд» из-за плохой погоды никак не мог найти танкер. «Вестервальд» же, не обращая внимания на призывы броненосца, соблюдал полное радиомолчание. Лишь когда отчаявшийся командир «Дойчланда» сообщил в рейх о гибели «Вестервальда», тот смилостивился и отозвался, сообщив своё место. Получив приказ штаба, «Вестервальд» вместе со своим подопечным благополучно вернулся на родину, где их почти сразу переименовали: «Вестервальд» отныне стал «Нордмарком» (Nordmark), а «Дойчланд» получил имя «Лютцов» (Lützow).

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Скрываясь от британских эсминцев, «Альтмарк» нашел
убежище в Йосинг-фьорде, но был обнаружен авиацией.
Снимок сделан с британского патрульного «Хадсона»


«Альтмарку» предстояли более тяжелые испытания. После гибели «Адмирала графа Шпее» в Монтевидео танкер начал путь домой. Он обогнул Британские острова с севера и вошел в норвежские территориальные воды, через которые намеревался прорваться в Германию. На борту находилось около 300 пленных с потопленных «карманным линкором» судов. Англичане обладали информацией об этом и решили действовать – 16 февраля 1940 года в норвежских водах эсминец «Казак» (HMS Cossack) взял «Альтмарк» на абордаж и освободил пленных, при этом погибло семь немецких моряков.

Это событие имело самые серьезные последствия для Норвегии. И союзники, и немцы форсировали вовлечение норвежского королевства в конфликт, что закончилось немецкой операцией «Учения на Везере» (Weserübung) по оккупации Норвегии. С тех пор среди норвежцев бытует поговорка: «С «Альтмарком» в Норвегию пришла война». В марте 1940 года поврежденный «троссшифф» прибыл в Германию, а в августе его переименовали – теперь судно называлось «Укермарк» (Uckermark).

«Дитмаршен» и «Нордмарк» приняли участие в операциях флота в период норвежской кампании. В частности, «Дитмаршен» в операции «Джуно» сопровождал соединение линкоров «Шарнхорст» и «Гнайзенау», которые потопили английский авианосец «Глориес» (HMS Glorious), эсминцы «Акаста» (HMS Acasta) и «Ардент» (HMS Ardent), а также английский войсковой транспорт, траулер ПЛО и танкер.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

«Альтмарк», сидящий на отмели в Йосинг-фьорде после
инцидента с освобождением британских пленных


Оккупация Норвегии и разгром Франции открыли перед кригсмарине новые перспективы крейсерской войны в Атлантике. Осенью 1940 года все «троссшиффы», включая только что вошедший в строй «Эрмланд», начали вместе с тяжелыми боевыми кораблями прорываться в Северную Атлантику.

Успех сопутствовал всем, кроме «Альтмарка», который подорвался на мине у берегов Норвегии и вынужден был вернуться в Киль. После прорыва неудачи начали преследовать и «Дитмаршен». Предназначенный для снабжения рейдера «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer), он из-за неполадок в машинном отделении был вынужден вернуться во Францию. После ремонта танкер 1 января 1941 года должен был выйти в океан для снабжения линкоров «Шарнхорст» и «Гнайзенау», которые готовились к прорыву в Атлантику, но сел на мель. Больше принимать участие в рейдах ему не довелось. В итоге в операции линкоров под кодовым названием «Берлин», которая проводилась с 22 января по 22 марта 1941 года, приняли участие «Эрмланд» и успевший отремонтироваться к этому времени «Укермарк».

Зато «Нордмарку» выпала доля совершить самый длительный поход по снабжению боевых кораблей в океане. Покинув Готенхафен 23 октября 1940 года, в начале ноября он, маскируясь под американский танкер «Прейри» (Prairie), вырвался в Атлантику. Первой операцией стала дозаправка подводной лодки U 65, которая шла к берегам Западной Африки. Помимо топлива, на лодку передали торпеды, воду и провизию.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

На месте инцидента с «Альтмарком» немцы установили табличку
со следующим текстом: «На этом месте 16 февраля 1940 года
на «Альтмарк» напали британские морские пираты». Довольно
непривычный эпитет в сторону английского флота времен
Второй мировой! Табличка сохранилась в музее


14 ноября 1940 года «Нордмарк» прибыл на рандеву к югу от Азорских островов с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», который 5 ноября совершил успешное нападение на конвой НХ-84, посеяв хаос на коммуникациях британцев в Северной Атлантике. Из-за сильного волнения моря для облегчения процесса дозаправки танкер взял крейсер на буксир. Процесс пополнения топлива и запасов красочно описан в книге Йохана Бреннеке и Теодора Кранке «Карманный линкор. «Адмирал Шеер» в Атлантике»:

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»






После этой операции «Нордмарк» в течение полугода буквально исчертил всю Центральную и Южную Атлантику. В специально назначенных штабом районах снабжения «троссшифф» выполнил 41 операцию снабжения. Он пополнял запасы подводных лодок, вспомогательных крейсеров, блокадопрорывателей, таскал на буксире трофейный рефрижератор «Дюкеза» (Duquesa) с огромным грузом куриных яиц и мороженого мяса, в результате чего получил шутливое прозвище «Южная продовольственная база Вильгельмсхафена».





«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

18 декабря 1940 года в Южной Атлантике «Адмирал Шеер»
захватил британский рефрижератор «Дюкеза» с грузом
продуктов на борту. В холодильниках было обнаружено
более 3500 тонн мороженого мяса, а также более 700
тонн, или 15 миллионов свежих куриных яиц! Судно
использовалось до 18 февраля 1941 года, когда
закончился запас угля, и холодильники перестали
работать, после чего плавучий холодильник
отправился на дно


«Нордмарк» стал спасением для итальянских лодок «Аркимеде» (R.Smg. Archimede), «Галилео Феррарис» (R.Smg. Galileo Ferraris), «Гульельмотти» (R.Smg. Guglielmotti) и «Перла» (R.Smg. Perla), которые были вынуждены покинуть свою базу Массауа в Итальянском Сомали из-за угрозы её захвата британцами. Получив топливо с «Нордмарка», все они смогли благополучно дойти до французского Бордо. 18 мая 1941 года «троссшифф» вошел в Бискайский залив, откуда под эскортом немецких миноносцев совершил переход в Гамбург. Он находился в море 212 дней и оставил за кормой 33 664 морских мили, что стало абсолютным рекордом.

Спустя неделю после прихода «Нордмарка» в Гамбург, 27 мая 1941 года, его систершип «Эрмланд» получил приказ срочно выйти из Ла-Паллиса на помощь поврежденному линкору «Бисмарк», который преследовали превосходящие силы британского флота. Сразу после выхода он был отозван назад – над немецким флагманом уже сомкнулись волны. На этом закончилась крейсерская война немецких тяжелых кораблей в Атлантике, а вместе с ней и действия «троссшиффов» по её обеспечению. Однако их служба на этом не закончилась – потребность рейха в таких судах только возрастала.

В строю победителей


9 сентября 1942 года «Укермарк» ушёл из Франции в Японию, чтобы стать блокадопрорывателем и доставить в Германию стратегические материалы. Хотя он и достиг японских берегов, ему было суждено стать первым погибшим «троссшиффом». 30 ноября 1942 года в Йокогаме, в ходе работ по очистке топливного танка, на борту «Укермарка» произошел сильный взрыв, за которым последовало еще несколько. В результате взрывов и пожаров погиб не только «Укермарк» с 53 членами экипажа, но и пришвартованный к нему вспомогательный крейсер «Тор» (Thor) и ещё несколько судов.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Судно снабжения «Эрмланд»


Следующим стал «Эрмланд», который должен был одновременно с «Укермарком» прорываться в Японию, но подорвался на мине и вернулся в Нант. Здесь 23 сентября 1942 года в результате нескольких попаданий бомб в ходе авианалета «Эрмланд» разломился на две части. В августе 1944 года останки судна были затоплены немцами в Нанте с целью заблокировать порт.

Последний вступивший в строй «троссшифф» «Франкен» стал и последним погибшим судном этого класса. Достроенный в Копенгагене весной 1943 года, он почти до самого конца войны занимается обеспечением немецких морских сил на Балтике. В 1944 году зенитное вооружение «Франкена» было усилено шести 37-мм автоматов и 16 20-мм автоматов, но танкер это не спасло. 5 апреля 1945 года «Франкен» последний раз передал резервный боекомплект 280-мм снарядов на сдерживающий своим огнём наступающие советские войска тяжелый крейсер «Лютцов», а 8 апреля в Данцигской бухте у косы Хель штурмовики Ил-2 ВВС Балтийского флота разбомбили «троссшифф», который взорвался и разломился на две части.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Несколько бомб со штурмовиков Ил-2 настолько быстро оторвали
носовую часть «Франкена», что первоначально советские летчики
увидели на снимках два судна. В действительности же танкер был
один, причем с оторванным носом он продержался на
поверхности больше двух часов


Из всей пятёрки благополучно пережили войну «Дитмаршен» и «Нордмарк», которым предстояла долгая жизнь. Эти суда с 1942 года находились в основном в Норвегии, которую покинули в самом конце войны. «Дитмаршен» был захвачен англичанами в Бремерхафене в мае 1945 года в исправном состоянии. Они переименовали судно в «Саутмарк» (Southmark), но по решению комиссии по репарациям «троссшифф» был передан США. В январе 1946 года его включили в состав американского флота, а 1 октября того же года судно получило новое имя «Конека» (USS Conecuh). После этого танкер 10 лет служил в составе американского флота, а в 1960 году был сдан на слом. Такой значительный срок свидетельствует о том, что американцы оценили достоинства немецкого «снабженца», хотя и сами по итогам войны на Тихом океане обладали мощным и развитым плавучим тылом.

«Нордмарк» сдался англичанам в Копенгагене в апреле 1945 года. Они перевели его на базу в Росайте, где, не мудрствуя лукаво, переименовали в «Нортмарк» (Northmark) и включили в состав своего вспомогательного флота. Переоборудование под британские стандарты закончилось в ноябре 1945 года, когда война уже закончилась, и судно перевели в резерв с месячным сроком ввода в строй. 7 июля 1947 года «Нортмарк» был выведен из резерва и включен в состав Королевского флота как «Булавайо» (HMS Bulawayo).

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Американское судно снабжения «Конека», экс-«Дитмаршен»


Переименованию предшествовала небольшая история. Командир танкера кэптен Шорт (Kenneth A. Short) обратил внимание командования на то, что «Нортмарк» звучит несколько двусмысленно и, возможно, его стоит переименовать. Вторым доводом было то, что недавно умерший посланник Южной Родезии Джон Остин (John Austen) завещал флоту сумму денег с просьбой назвать корабль в честь города Кве-Кве (Que-Que), мэром которого он имел честь быть. Адмиралтейство всегда очень внимательно относилась к подобным просьбам, но название «Кве-Кве» для корабля Королевского флота его абсолютно не устраивало. Связавшись с родственниками Остина, моряки с учтивостью осведомились, не будут ли те против, если корабль получит название «Булавайо», в честь другого города Родезии. Родственники согласились, и судно обрело четвертое и последнее имя.

Королевский флот подверг «Булавайо» всесторонним испытаниям – танкер заправлял в море линкоры, авианосцы, эсминцы, используя различные ордеры и скорости хода. Если пополнение запасов топлива было для британцев не в новинку, то передача боезапаса в открытом море ранее ими не практиковалась. По итогам испытаний была отмечена превосходная управляемость корабля, мощность его перекачивающего оборудования, удачная винторулевая группа, которая обеспечивала минимальный кильватерный след.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Эффектное фото «Булавайо». На переднем плане — полетная
палуба британского авианосца «Глори» с ударными
«Файерфлаями» разных модификаций и
истребителями «Си Фьюри»


Полезность флоту такого танкера была очевидна, но, как и у других союзников, получивших немецкие паротурбинные корабли, с его сложной энергетической установкой у англичан возникли проблемы. После четырех рейсов за нефтью в Вест-Индию «Булавайо» встал на длительный ремонт котлов в Портсмуте. После ремонта с ним еще проводились различные тренировки по дозаправке кораблей, но в активной службе танкер больше не участвовал. В 1950 году корабль был выведен из состава флота и в 1955 году разделан на металл. Тем не менее, с 1951 по 1960 гг. лучшим судам снабжения, базировавшимся на Средиземное море, вручался кубок «Булавайо» – подарок города кораблю.

Память о «троссшиффах» не исчезла и в послевоенных ВМС ФРГ: в состав бундесмарине в разные годы входили суда снабжения «Дитмаршен» и «Вестервальд». Такова история «багажных судов» кригсмарине, которые стали родоначальниками класса судов комплексного снабжения, без которых сейчас не обходится ни один крупный флот мира.

0 не понравился
10 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх