Небо в огне. Суперкрейсеры типа «Вустер»

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
22 марта 2017 00:05
Просмотров:
539
Комментариев:
0
Небо в огне. Суперкрейсеры типа «Вустер»


Сами моряки прозвали их “ну очень большие лёгкие крейсера”.


При длине корпуса 207 метров “Вустер” превосходил по длине все построенные на тот момент корабли своего класса. Поставленный вертикально, он оказался бы на 30 метров выше высотки на Котельнической набережной.

То есть масштаб представляете.

Полное водоизмещение — 18 тысяч тонн. Экипаж на момент вступления в строй — 1560 человек. Вот такое понятие “лёгкости” по-американски.

Своей неестественной классификацией “Вустер” обязан Лондонскому морскому соглашению 1930 года, разделившему все крейсеры на “тяжелые” (с калибром орудий свыше 155 мм) и “легкие” (с главным калибром до 155 мм).

Действительно, при своих внушительных габаритах этот корабль был вооружен всего лишь шестидюймовыми орудиям ГК. При одном маленьком уточнении: новые башни Марк-16 DP (очевидно, dual purpose, двойного назначения) обеспечивали пушкам максимальный угол возвышения 78° при сохранении возможности перезарядки при любом угле возвышения стволов. Автоматизация и новая конструкция затвора в теории позволяла вести огонь с темпом 12 выстр./мин.

Небо в огне. Суперкрейсеры типа «Вустер»


Шестидюймовый зенитный калибр.

Пожалуй, самые мощные из всех зенитных орудий в истории. Под которые были созданы 152-мм снаряды с радиолокационным взрывателем.

Новые башни с усиленной защитой, оборудованные радиодальномером Mk.27 и раздельными линиями подачи боезапаса (для бронебойных и зенитных снарядов) оказались заметно тяжелее предыдущих. Каждая двухорудийная башня “Вустера” весила 208 тонн против 173 тонн у трёхорудийной башни КРЛ “Кливленд”.

Общее количество башен возросло до шести, увеличилась длина погребов, что определило рост водоизмещения и размеров самого корабля.

Проектировщики и конструкторы видели “Вустер” быстроходным крейсером, выписывающим “восьмерки” под градом вражеских бомб и ведущим убийственный огонь по целям на любых высотах.

122 тысячи “лошадей” на валах гребных винтов. Скорость и маневренность — как у эсминца.

Бронезащита — о ней будет чуть ниже. По ряду аспектов “Вустер” не уступал линкорам.

В помощь мощным шестидюймовкам прилагалась батарея вспомогательных зениток калибра 76 мм, которые появились в 1949 году.

По пять спаренных установок с каждого борта, одна “спарка” в носовой оконечности, вблизи форштевня, и два одиночных орудия в выступах на корме. Всего 24 ствола. При скорострельности 40-50 выстр./мин эти артсистемы могли поражать самолеты на высотах до 9 километров.

Небо в огне. Суперкрейсеры типа «Вустер»


3’’/50 Марк-33. Масса установки — 14,5 тонны. Макс. угол возвышения — 85°. Масса зенитного снаряда — 5,9 кг, кстати, в восемь раз меньше, чем у шестидюймовой пушки ГК.

Более никакого вооружения крейсера типа “Вустер” не имели.

Зато имели кое-что другое.

Новую схему бронирования, оптимизированную под сопротивление воздушным угрозам. Впервые, суммарная масса элементов горизонтальной защиты (палуб) превысила по массе вертикальную броню (бронепояса).

На практике это выражалось в следующих значениях.

Верхняя бронепалуба толщиной в один дюйм (25 мм), выполнявшая роль противоосколочной защиты и преграды для срабатывания взрывателей бомб.

Следующий уровень, главная бронепалуба, имела толщину 3,5 дюйма (89 мм).

Для сравнения: толщина главной палубы “Вустера” (без учета верхней) в полтора раза превосходила по толщине обе бронепалубы сходного по размерам немецкого ТКР типа “Адмирал Хиппер” (2 х 30 мм). Как говорится, почувствуйте разницу.

По расчетам, его палубная броня не пробивалась обычными 450 кг бомбами ни при каких условиях.

Бронебойная бомба данного калибра (1000 фн., 450 кг) имела шанс пробить палубу только при сбросе с высоты не менее 8000 футов (свыше 2 километров). Разумеется, при отсутствии управляемых бомб шанс прицельного попадания с такой высоты в движущийся корабль был близок к нулю.

То, что удалось реализовать, было лишь частью от запланированного. Первоначально проект крейсера ПВО предусматривал установку бронепалубы толщиной 152-178 мм!

Небо в огне. Суперкрейсеры типа «Вустер»


Поначалу схема защиты “Вустера” вообще не предусматривала наличие поясной брони. Но, ко времени принятия окончательного решения, предпочтение было отдано более традиционной схеме с поясами. Ведь никто не отменял близкие падения авиабомб, с образованием взрывной волны и осколков, да и перспективы артиллерийской дуэли с надводными кораблями еще считались вполне реальной угрозой.

Бронепояс длиной 112,8 м и шириной 4,4 м прикрывал отсеки энергетической установки с 60-го по 110 шп. В верхней его части толщина плит составляла 127 мм, постепенно утончаясь к нижней кромке до 76 мм. Погреба боезапаса носовых башен прикрывал узкий 51 мм подводный пояс шириной 1,4 м. Погреба кормовых башен имели похожую защиту, но толщиной 127 мм.

Толщина внешней обшивки корпуса — 16 мм.

В надводной части борта, в районе башен, поясная броня, разумеется, отсутствовала. Защита подбашенных отделений обеспечивалась барбетами самих башен толщиной 130 мм, доходившим в глубину корпуса до первой платформы у концевых башен ГК.

Сами башни (их вращающиеся части) в лобовой части защищались бронеплитами толщиной 165 мм . Крыша — 102 мм. Стенки башен — 76 мм. Некоторые элементы (крыша, задняя стенка) имели в полтора-два раза большую толщину, чем у КРЛ предыдущих проектов.
Толщина стенок боевой рубки 4,5 дюйма (114 мм).

Общая масса брони (без учета защиты башен) составила 14% от стандартного водоизмещения “Вустера” или, в абсолютных значениях, 2119 тонн.

В целом, защите “лёгкого крейсера” могли позавидовать любые тяжелые крейсера военного времени (и даже многие из тех, что начинали строится уже после отмены вашингтонский и лондонских ограничений). А в плане горизонтальной защиты — его параметры вплотную приближались к линкорам.

Небо в огне. Суперкрейсеры типа «Вустер»

Крейсер Worchester на стапеле


Отдельного упоминания достойны меры по обеспечению живучести. Проект “Вустер” воплотил в себе весь накопленный опыт военного времени. Четыре котельных и два машинных отделения чередовались по эшелонному принципу. Каждый котёл располагался в собственном изолированном отсеке. Как и на тяжелых “Де Мойнах”, оба машинных отделения были дополнительно разделены шестью поперечными противоосколочными переборками.

Двойное дно простиралось по всей длине корпуса, доходя по высоте до третьей палубы.

Памятуя об опасности ОМП, конструкторы разработали и внедрили системы принудительного орошения верхней палубы, башен и надстройки струями воды для очистки крейсера от радиоактивных осадков.

Чисто в порядке предположения: если конструкторы “Вустера” озаботились системой противоатомной защиты, они не могли не понимать опасность от проникновения радиоактивных частиц внутрь корпуса. Самый простой и очевидный способ защиты — создание избыточного давления внутри отсеков, как и на всех современных боевых кораблях. Косвенно об этих мерах свидетельствует отсутствие иллюминаторов в корпусе “Вустера”.

Вооружение, скорость, защита... Настало время для короткого знакомства с системами управления огнём.

19 радаров.


Три РЛС для обнаружения воздушных и надводных целей, два стандартных радара для управления стрельбой ГК в морском бою (Mk.13), четыре поста РЛС для централизованного управления стрельбой по воздушным целям (защищенный директор Mk.37 с радиолокатором Mk.25) и четыре поста с радарами Mk.53 для управления огнем 76 мм-зениток. Также собственная прицельная система с радаром Mk.27 имелась у каждой башни главного калибра.

Перед такой боевой машиной меркнут рассказы о немецком “вундерваффе”. С учетом характеристик самих орудий зенитный огонь “Вустера” представлял нечто совершенно необычное, непохожее на пальбу корабельных орудий в годы Второй мировой. Хотя с её окончания прошло всего несколько лет...

Единственный раз сверкающие стволы орудий дрогнули и были направлены на противника днём 5 мая 1950 года. В ходе патрулирования у побережья Кореи радары “Вустера” засекли неопознанную воздушную цель.

— Одиночная. Дистанция 50, азимут 90, следует курсом на корабль.

На крейсере пробили тревогу, прислуга замерла у орудий. “Вустер” развернулся, набирая боевую скорость. Было произведено три предупредительных выстрела из орудий ГК. Однако “противником” оказался британский противолодочный самолет.

Все остальную часть похода крейсер доставал из воды пилотов сбитых самолетов. Выполнял задачи радиолокационного дозора. Да еще пару раз поупражнялся в стрельбе из своих великолепных орудий по хижинам на побережье. Впрочем, в этой роли шестидюймовки “Вустера” выглядели бледно на фоне крейсеров с восьмидюймовым ГК.

Второй крейсер проекта, “Роанок”, участия в боевых действиях никогда не принимал.

Оба корабля прослужили до конца 50-х годов, после чего были выведены в резерв. С развитием зенитных ракет необходимость в их орудиях отпала.

Охотник или защитник?


Американцы бесились с жиру, решив построить самый “крутой” крейсер с шестидюймовым ГК. И благополучно осуществили эту затею.
Вопрос о перспективах и месте лёгкого суперкрейсера в структуре ВМС остался без внимания. При том, что многие должностные лица уже изначально выражали сомнения в необходимости постройки подобного корабля. Первые морские бои продемонстрировали минимальную угрозу со стороны высотных бомбардировщиков для кораблей в открытом море.

Появление “Вустера” могло быть объяснено угрозой со стороны немецких управляемых бомб, если бы не один факт. Официальный старт проекта по созданию крейсера ПВО с шестидюймовым ГК пришелся на май 1942 года, задолго до первой встречи с “Фриц-Х”.

За всю войну немецкими управляемыми бомбами был потоплен всего один эсминец и два танкодесантных корабля США. Поврежден КРЛ “Саванна”. Англичанам досталось чуть сильнее, но все эти были эпизодические потери, никак не влиявшие на ход войны. “Фриц-Х” и Hs.293 представляли весьма незначительную угрозу на фоне традиционных средств воздушного нападения того периода (пикировщики и торпедоносцы).

Много ли значило появление “Вустеров” на фоне десятков крейсеров с пятидюймовыми зенитками? Более скромных по ТТХ, но имевшихся в огромных количествах. Одних “Кливлендов” к концу войны построили 27 единиц (больше, чем оставшихся крейсеров во всем мире), после которых последовали “Фарго” с расширенной диаграммой стрельбы орудий, а также легкие крейсеры “Джуно”, ставшие преемниками “Атланты”.

Что касается сомнений в их возможностях, то высота поражения пятидюймовых зениток вдвое превышала расчетную высоту сброса управляемых бомб (6000 м).

Оставим эти вопросы на совести тех, кто принимал решение о постройке явно неадекватных кораблей.

Выдающиеся размеры “Вустера” как раз, наоборот, удивления не вызывают. Именно такое водоизмещение (18 тыс. тонн) должен был иметь быстроходный корабль прошлого века с дюжиной шестидюймовых орудий и защитой от большинства возможных угроз того времени. Все предыдущие попытки создания КРЛ в рамках меньшего водоизмещения являлись заведомым компромиссом и приводили к проблемам с остойчивостью.

Термин “лёгкий крейсер” пережил свой время. Какой из “Вустера” одиночный охотник? Это защищенная платформа ПВО, созданная для действий в составе эскадр. Для прикрытия соединений от атак с воздуха.

Небо в огне. Суперкрейсеры типа «Вустер»


USS Worchester стал бессмысленным военно-техническим рекордом. Впрочем, никто не отменял технический прогресс и развитие технологий, которым порою требуется воплощение в виде экспериментальных образцов оружия.

Другая мысль в этой истории связана с необычной схемой защиты кораблей. Как только возникла потребность, конструкторы поменяли привычные взгляды на расположение брони. Оптимизировав её схему под новые угрозы.

0 не понравился
13 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх