–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
21 августа 2017 03:38
ѕросмотров:
679
 омментариев:
0
–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.


–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.


–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

–афаэль –оссетти, майор инженерной службы италь€нского флота.
ќдин из создателей минь€тты.


–оссетти иде€ понравилась. ќн оформил ее на бумаге и подал уже своему непосредственному начальнику, полковнику инженерной службы ƒжованни —кальпи. ќднако ни он, ни командующий военно-морским округом —пеци€ вице-адмирал јльберто де Ѕоно не оценили перспектив проекта, и он был отклонен. “огда –оссетти решилс€ на отча€нный шаг Ч приступил к реализации своего проекта втайне от командовани€, на свой страх и риск, дл€ чего в мае 1916 года, украл две торпеды ¬57 и по подложным документам переправил их в укромное место.

«атем он перевелс€ в —пецию, доставил на расположенную р€дом базу подводных лодок обе торпеды, где и приступил к работе над своим проектом. ќн даже сумел договоритьс€ с командиром соседней авиабазы и получил в свое распор€жение ангар, где смог работать, не бо€сь посторонних глаз Ч ведь, кража торпед, по законам военного времени почти наверн€ка привела бы его в тюрьму.

Ќаконец 18 €нвар€ 1918 года –оссетти провел первое испытание своего Ђчудо-оружи€ї, а затем повторил опыты, экспериментиру€ с различными типами гребных винтов и водолазным снар€жением Ђводителейї. ¬ марте –оссетти решил, что Ђчеловекоуправл€ема€ торпеда-носительї, как он ее назвал, готова к показу высокому начальству и к последующему применению по назначению, дл€ совершени€ диверсионной акции в главной военно-морской базе австро-венгерского флота ѕола, где к концу войны были сосредоточены самые крупные корабли.

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

 адр, запечатлевший процесс создани€ ћинь€тты из флотской торпеды


Mignatta (ит. ѕи€вка) - так был назван носитель водолазов-диверсантов, созданный –оссетти на базе 14-дюймовой италь€нской торпеды ¬57. ƒлина носител€ составл€ла 8,3 метра, диаметр основной секции Ч 600 мм, скорость хода Ч до двух узлов (примерно 3,7 км/час). ”правление по курсу осуществл€лось Ђвручнуюї Ч пловцы должны были, работа€ руками и ногами, словно веслами на шлюпке, способству€ развороту Ђѕи€вкиї в нужную сторону. ƒва диверсанта располагались на торпеде-носителе сверху, они должны были находитьс€ в водолазных костюмах, но без масок Ч их головы должны были быть выше уровн€ воды. ¬ооружение Ч две 170-кг мины, располагавшиес€ в носовой части. ¬ кормовой секции Ђѕи€вкиї был расположен механизм самоликвидации. –оссетти предложил использовать ћинь€тту дл€ прорыва на внутренний рейд базы ѕола.

—огласно замыслу италь€нского офицера, торпедный катер должен был отбуксировать Ђћинь€ттуї как можно ближе к входу в гавань ѕолы, поскольку носитель имел дальность хода всего около 10 миль и автономность не более 5 часов, после чего диверсанты бы погрузились на него и своим ходом предприн€ли бы попытку проникнуть внутрь базы. ѕосле установки мин на днище вражеского корабл€ диверсанты должны были уйти в район эвакуации, где их и подобрали бы свои катера.

1 апрел€ 1918 года командующий ¬ћ— »талии вице-адмирал граф ѕаоло Ёмилио “аон ди –евель одобрил проект ћинь€тты и уже 5 апрел€ –оссетти прибыл в ¬енецию в распор€жение капитана 1 ранга  онстанцо ÷иано.

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

√раф ѕаоло Ёмилио “аон ди –евель


¬ гарнизоне к тому времени сформировалась группа офицеров-единомышленников, работавших в этом же направлении, в результате чего был создан так называемый Ђползающий катерї Grillo, который оборудовалс€ гусеницами и предназначалс€ дл€ доставки подрывного зар€да к борту вражеского корабл€. √усеницы при этом должны были облегчить преодоление бонно-сетевых заграждений.

ќднако, попытки применени€ катеров посто€нно срывались, а первый поход одного из катеров, Ђ√риллої с задачей атаковать в ночь с 13 на 14 ма€ 1918 года корабли австро-венгерского флота в гавани ѕолы завершилс€ оглушительным провалом: катер был обнаружен во врем€ преодолени€ заграждени€ и уничтожен огнем с берега, а его экипаж вз€т в плен.

Ќесмотр€ на неудачи коллег, 31 ма€ –оссетти вывел свою Ђѕи€вкуї на финальные испытани€ Ч она выполнила Ђзабегї на 8 км, показав достаточно хорошие результаты. Ќапарником –оссетти стал молодой флотский врач, лейтенант –афаэль ѕаолюччи, будущее медицинское светило мирового значени€. ≈ще в феврале 1918 года он предложил себ€ в роли добровольца дл€ участи€ в диверсионном рейде на ѕолу с целью подрыва одного из находившихс€ там линейных кораблей.

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

‘отографи€ запечатлела сразу два √рилло


≈го план заключалс€ в том, чтобы проникнуть на хорошо охран€емую базу с многочисленными прожекторами, береговыми оруди€ми и бонно-сетевыми заграждени€ми в одиночку. “ам, где охрана неминуемо обнаружит катер или подлодку, она вполне может пропустить одного пловца, несущего специальную мину с часовым механизмом, которую он прикрепит к днищу одного из кораблей. ¬ течение нескольких мес€цев лейтенант-медик, действу€ по собственной инициативе, готовилс€ к миссии, устраива€ по ночам заплывы в гавани ¬енеции, а в июле он познакомилс€ со своим тезкой Ч –афаэлем –оссетти, который тем временем пыталс€ Ђприручитьї свою Ђѕи€вкуї. ѕервый выход в море на ћинь€тте едва не cтал дл€ ѕаолюччи последнимЧ аппарат перевернулс€, водитель оказалс€ в Ђпогруженномї состо€нии и едва не захлебнулс€. ≈го чудом спас оказавшийс€ р€дом буксир, который вытащил пи€вку из воды тросом.

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

Ћейтенант –афаэль ѕаолюччи


Ќаконец командование италь€нского флота, потер€в терпение, приказало Ђатаковать ѕолу вне зависимости от степени готовности аппаратаї в первую же подход€щую ночь но€бр€.   этому времени –оссетти уже располагал двум€ Ђѕи€вкамиї, которым были присвоены номера S-1 и S-2, и, получив приказ вернутьс€ в ¬енецию, он уже 25 окт€бр€ 1918 года провел последнее, зачетное, испытание Ч добровольцы вышли на Ђћинь€ттеї из гавани флотского арсенала и успешно Ђатаковалиї корабль, сто€вший на €коре в Ѕольшом венецианском канале напротив собора —анта-ћари€ делла —алюте. Ќаступал решающий моментЕ

31 окт€бр€ 1918 года под покровом темноты из ¬енеции курсом на военно-морскую базу ѕола вышли оснащенный двум€ 5-сильными электродвигател€ми бесшумного хода торпедный катер MAS 95 типа Ђјї и миноносец 65 PN типа ЂPNї, несший на палубе Ђторпеду-носительї S-2. ќперацией командовал сам капитано ди васцелло  онстанцо ÷иано. Ќедалеко от островов Ѕриуны (также иногда Ѕриюны, ныне принадлежат ’орватии) италь€нцы спустили Ђѕи€вкуї на воду, катер MAS 95 вз€л ее на буксир и доставил на рассто€ние около 1000 метров от заградительных сооружений, барражиру€ у входа в гавань ѕолы.

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

“орпедный катер MAS 96 аналогичный тому, что доставил ћинь€тту к ¬ћЅ ѕола


¬ 22 часа 13 минут торпеда-носитель S-2 достигла первой линии обороны противника. ѕричем надо отметить, что защитные сооружени€ при входе в ѕолу после попытки проникновени€ катера Ђ√риллої были существенно усилены, среди прочего Ч уложенные в защитные барьеры бревна снабдили длинными стальными шипами, чтобы сделать невозможным их форсирование при помощи гусениц, добавили еще три сетевых заграждени€, а мористее боновых заграждений поставили противолодочные мины.

¬ целом, однако, обстановка благопри€тствовала италь€нцам. ¬о-первых, была безлунна€ ночь и морос€щий дождь. ј во-вторых, еще 30 окт€бр€ император јвстро-¬енгерской империи  арл I отказалс€ от дальнейшего руководства вооруженными силами разваливающегос€ государства и передал военно-морские силы под контроль ёгославского комитета, который вступил во владение крепостью ѕола и корабл€ми, а в 16 часов 45 минут следующего дн€ адмирал ћиклош ’орти покинул борт флагманского корабл€, линкора Ђ¬ирибус ”нитисї, сложив с себ€ полномочи€ командующего австро-венгерским флотом, и вечером имперский флаг был спущен на корабле в последний раз.

¬ командование флотом и базой вступил линиеншифскапитан (капитан 1 ранга) янко ¬укович де ѕодкапельски, хорват по национальности. ѕричем вместе с адмиралом ’орти корабли покинула больша€ часть офицеров немецкого, венгерского и австрийского происхождени€, на корабл€х остались преимущественно нижние чины, что тут же отразилось Ч не в лучшую сторону Ч на характере несени€ вахтенной и дозорной службы.

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

 апитан 1 ранга янко ¬укович де ѕодкапельски


ƒа и вообще Ч мор€ки уже начали праздновать наступление долгожданного мира. “ут-то и подоспели –оссетти и ѕаолюччи, которые, как утверждают италь€нские историки, Ђничего не знали о смене командовани€ и начале переговоров о миреї (было бы удивительно, если бы италь€нцы признали, что, несмотр€ на начало переговоров о мире, они атаковали и потопили корабль, принадлежащий уже не их противнику, а фактически новому государству).

ƒойд€ до первого защитного барьера, –оссетти и ѕаолюччи обнаружили, что он состоит из Ђмножества пустых металлических цилиндров длиной три €рда каждый, соединенных между собой т€желыми металлическими тросамиї. Ќемного выждав, мор€ки соскользнули в воду и затем стали перетаскивать Ђѕи€вкуї через тросы, опаса€сь, как бы звук скребущейс€ о сталь Ђторпеды-носител€ї не привлек внимание противника.

Ђ ак только мы миновали барьер, Ч писал позже ѕаолюччи в своей статье Ђ—удьба "¬ирибуса ”нитиса"ї, опубликованной в 1919 году в є 105 нью-йоркского издани€ ЂThe Fortnightly Reviewї, Ч € почувствовал прикосновение к своей руке. ќбернувшись, € увидел, что –оссетти указывает в сторону Ч там виднелс€ темный силуэт, идущий пр€мо на насї.

Ёто была вражеска€ подводна€ лодка, шедша€ без огней в позиционном положении. „ерез несколько мгновений субмарина миновала диверсантов и ушла в јдриатическое море. “огда –оссетти запустил двигатель и направил Ђѕи€вкуї в сторону волнолома у самого входа на внутренний рейд базы. ѕока –оссетти удерживал аппарат в его тени, ѕаолюччи проплыл немного вперед, чтобы высмотреть наиболее удобный путь дальше. ќднако его ждал весьма непри€тный сюрприз Ч дальше за волноломом оказались ворота, сделанные из т€желых бревен, сбитых длинными стальными гвозд€ми.

ѕаолюччи доложил о находке –оссетти, но тот решил идти дальше, пользу€сь приливом. ¬скоре прилив сменилс€ отливом, и диверсантам теперь пришлось прилагать больше усилий, вдобавок еще пошел холодный дождь с градом вперемежку. Ќаконец италь€нцам удалось перетащить Ђћинь€ттуї и через новое преп€тствие, теперь уже последнее. Ќа часах тем временем уже был второй час ночи, так что, провед€ в воде несколько часов, диверсанты смогли дойти только до дежурного австрийского корабл€, показавшегос€ сразу же воротами.

Ќо чуть дальше –оссетти и ѕаолюччи ждало еще одно испытание: они обнаружили нат€нутые поперек канала сети с укрепленными на них взрывными зар€дами Ч дл€ того, чтобы воспреп€тствовать прорыву в гавань вражеских субмарин. ¬прочем, упорные италь€нцы успешно преодолели и эту преграду. ¬рем€ подошло к трем часам ночи, но теперь между диверсантами и бронированными гигантами противника оставалось практически чистое водное пространство, изредка пересекаемое лучами прожекторов.

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

Ћинейный корабль ¬ћ— јвтро-¬енгрии Viribus Unitis.
—пущен на воду 24 июн€ 1911 года


Ќаконец пройд€ меж двух колонн хорошо освещенных кораблей, италь€нцы в 4 часа 30 минут подошли к левому борту линкора Ђ¬ирибус ”нитисї. —амый крупный боевой корабль сто€л ближе всех к берегу, но, почти достигнув его, –оссетти и ѕаолюччи совершенно неожиданно стали тонуть. ќказалось, что из-за отказавшего носового воздушного клапана внутрь аппарата стала поступать забортна€ вода. ѕришлось поддерживать плавучесть Ђѕи€вкиї, подтравлива€ сжатый воздух из баллонов, так что его уже могло не хватить на обратную дорогу. ”странив неисправность, диверсанты укрылись в тени линкора и передохнули несколько минут. Ђ»з всех наших непри€тностей эта была самой серьезнойї, Ч вспоминал впоследствии ѕаолюччи.

«атем –оссетти заметил приготовленную к спуску шлюпку и обошел корабль с другого борта, потом прикрепил к его днищу мину Ч в районе носовых 4-го и 5-го 150-мм орудий, установив часовой механизм взрывател€ на 6 часов 30 минут, а затем вернулс€ к Ђѕи€вкеї, намерева€сь покинуть базу. ќднако их действи€ послужили причиной достаточно сильного шума, верхн€€ вахта обнаружила диверсантов.

Ѕыло 5 часов 15 минут утра, на Ђ¬ирибусе ”нитисеї сыграли побудку, и экипажу представилась интересна€ картина Ч в свете прожекторов в воде €сно виднелись два водолаза и какой-то странный продолговатый предмет. —крытьс€ диверсантам не помог даже самодельный камуфл€ж, с помощью которого они пытались замаскироватьс€ под плавучие кусты и кучу листьев.

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

»ллюстраци€ рейда –оссетти и ѕаолюччи ночью 31 окт€бр€ 1918 года


«аметив подход€щую к ним отправленную с линкора шлюпку, –оссетти и ѕаолюччи установили таймер на второй мине, соскользнули в воду, толкнув свою Ђторпедуї, и стали ждать, когда их возьмут в плен. ќбоих италь€нцев вытащили из воды и доставили на борт заминированного ими Ђ¬ирибуса ”нитисаї. “ам –оссетти и ѕаолюччи, которых встретили достаточно дружелюбно Ч почти как друзей, узнали о смене власти в ѕоле.

ƒиверсанты, доставленные Ђна коверї командиру линкора и командующему флотом янко ¬уковичу де ѕодкапельски, вначале выдали себ€ за потерпевших крушение летчиков италь€нского разведывательного самолета (это в громоздких-то водолазных костюмах!), но затем, пон€в, что могут взлететь на воздух от взрыва своей же мины, сообщили, что они в действительности Ч сброшенные с самолета диверсанты и что им удалось заминировать Ђ¬ирибус ”нитис. ƒе ѕодкапельски тут же скомандовал: Ђ оманда "¬ирибуса ”нитиса", спасайтесь! »таль€нцы установили на корабль бомбы!ї.

»таль€нцы с разрешени€ де ѕодкапельски, тоже прыгнули за борт. ѕозже их подобрала шлюпка, спущенна€ с однотипного линкора Ђ“егетгофї. ќднако взрыва в намеченное врем€ не произошло, и продрогших диверсантов вернули обратно на Ђ¬ирибус ”нитисї, искупавшийс€ экипаж которого встретил –оссетти и ѕаолюччи уже не так добродушно.

¬ гневе с италь€нцев сорвали знаки различи€, а по некоторым данным Ч даже стащили униформу. —обравшиес€ кричали, что италь€нцы их обманули, другие требовали показать, где установлены мины, в общем Ч еще чуть-чуть, и могла вспыхнуть искра самосуда. “ем временем вокруг линкора продолжали кружить шлюпки с теми, кто прыгнул за борт, но пока еще не решил Ч то ли грести к берегу, спаса€сь от взрыва, то ли не верить Ђиталь€шкамї и возвращатьс€ на борт линкора.

» тут, в 6 часов 44 минуты, под днищем бронированного гиганта грохнул взрыв, за кормой взметнулс€ огромный столб воды и окатил палубу корабл€, который в считанные минуты получил крен 20 градусов на правый борт. –оссетти и ѕаолюччи вновь попросили у янко ¬уковича де ѕодкапельски разрешени€ покинуть корабль, но тут кто-то предложил запереть диверсантов в трюме тонущего линкора, предоставив им возможность насладитьс€ плодами своей работы, но адмирал приказал все же позволить им спастись. ј еще через четверть часа Ђ¬ирибус ”нитисї опрокинулс€ и затонул Ч сдетонировал погреб боезапаса 150-мм орудий.

ј что же Ђѕи€вкаї? ¬ суматохе все о ней позабыли, но она никуда не делась Ч течением и волнами ее прибило к борту парохода Ђ¬енаї водоизмещением около 7376 брутто-регистровых тонн, использовавшегос€ в качестве плавбазы соединени€ подводных лодок (но германских ¬ћ—). “ут-то и сработала втора€ мина, оставленна€ –оссетти на торпеде-носителе. ¬ результате взрыва судно затонуло, сев на ровный киль (по другим данным, пароход получил повреждени€ носовой части, но не затонул).

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.





√ибель Ђ¬ирибуса ёнитисаї


“очное количество погибших в результате той диверсии не установлено до сих пор. —читаетс€, что около 300Ц400 человек. ќдно известно достоверно: янко ¬укович де ѕодкапельски свой корабль не пережил, италь€нцы и многие другие точно видели, как он сначала находилс€ на верхней палубе тонущего линкора, а затем Ч уже пытающегос€ плыть к берегу Ч его ударило по голове брусом, и он скрылс€ под водой. “аким образом, адмиралом и командующим югославским флотом он пробыл всего полсуток. ј 10 дней спуст€ √ермани€ согласилась прин€ть услови€ предложенного јнтантой перемири€, подписала соответствующий документ, и ѕерва€ мирова€ война закончилась.

„то касаетс€ офицеров –оссетти и ѕаолюччи, то они вначале содержались на старом линкоре Ђ√абсбургї, в феврале 1918 года переклассифицированном в учебный корабль, а затем использовавшемс€ в ѕоле в качестве плавучей тюрьмы. „ерез некоторое врем€ их перевели на линкор Ђ–адецкийї, где они и находились вплоть до своего освобождени€ 5 но€бр€ 1918 года, после того как италь€нские войска зан€ли ѕолу Ч по услови€м подписанного перемири€, город отошел к »талии.

Ѕуквально сразу же после освобождени€ полковник инженерной службы –оссетти, представленный к этому званию еще 1 но€бр€ 1918 года, и ѕаолюччи, которого за военные заслуги представили к званию капитана, были награждены «олотой медалью за военные заслуги, эту же награду получил и  онстанцо ÷иано, официально руководивший операцией по атаке военно-морской базы ѕола. ƒополнительно был подписан специальный указ, по которому на эту троицу была выделена денежна€ преми€ в размере 1,3 млн. лир золотом.

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

Ќаграды, полученные –оссетти и ѕаолюччи за рейд на ¬ћЅ ѕола


ќднако –оссетти перспектива делить премию с ÷иано искренне возмутила и после продолжительных дискуссий он все же добилс€, что деньги достались только ему и ѕаолюччи Ч по 650 тыс€ч лир золотом. –оссетти и ѕаолюччи часть своей премии отдали вначале вдове янко ¬уковича де ѕодкапельски, а потом было решено распределить эти деньги между вдовами тех мор€ков, кто погиб во врем€ взрыва Ђ¬ирибуса ”нитисаї. 16 но€бр€ 1919 года –оссетти ушел в запас, а ѕаолюччи посв€тил себ€ в дальнейшем карьере медика.

¬ р€де зарубежных источников утверждаетс€, что –оссетти в последующей атаке на базу ѕола использовал все же Ђѕи€вкуї, сделанную не на базе италь€нской торпеды ¬57, а на базе Ђвыброшенной на берег немецкой торпедыї. “акой вариант событий мог вполне иметь место, однако возникает вопрос: если Ђѕи€вкаї была в единственном экземпл€ре Ч сделана на базе подвернувшейс€ под руку немецкой торпеды Ч то что же сегодн€ за Ђћинь€ттаї стоит в италь€нском военно-морском музее в —пеции?

–ейд на военно-морскую базу ѕола, окт€брь 1918г.

ћинь€тта в Museo Navale Di La Spezia


Ќо если придерживатьс€ версии о том, что –оссетти до диверсионной акции в ѕоле успел на базе Ђпозаимствованныхї им торпед сделать два аппарата, то все встает на свои места: одна торпеда-носитель погибла во врем€ рейда на ѕолу, а втора€ попала в музей.

0 не понравилс€
14 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх