История гонок «Дакар»


Грязь, песок, бездорожье, суровые испытания, как для техники, так и для участников, рев моторов и смертельные опасности, поджидающие за каждым поворотом. Это одно из самых зрелищных и рискованных шоу современности. Это – «Дакар»!







Все начинается с человека


Как и многие великие события, гонки «Дакар» обязаны своему появлению одному предприимчивому и смелому человеку. Это было время, когда наиболее отчаянные европейцы бороздили пески северной Африки на двухколесном и четырехколесном транспорте. Одним из них был талантливый гонщик Тьерри Сабин, часто участвующий в таких ралли на мотоцикле. Сразу стоит сказать, что те гонки напоминали известный нам ралли «Париж-Дакар» разве что местом проведения, поскольку ни о каких миллионах поклонников и огромной финансовой поддержке речи не шло. Были, конечно, и призовые места, и кое-какая коммерческая составляющая, но, в основном, данное мероприятие держалось исключительно на энтузиазме узкого круга любителей экстрима. Пока не произошло событие, положившее начало истории ралли: один из участников заезда, упомянутый выше Тьерри Сабин, в 1977 году заблудился в африканской пустыне. Он был уже на грани неминуемой гибели от обезвоживания, когда его случайно нашли кочевники и оказали помощь. Приключение, едва ни стоящее ему жизни, быстро сделало Тьерри знаменитым. Он получил прозвище «спасшийся из песков», а его впечатления от опасного заезда натолкнули гонщика на мысль создания маршрута из Европы в Африку. Идею быстро подхватили будущие спонсоры и администраторы величайшей в мире гонки.



Опасная Африка


В первой гонке по трассе Париж - Дакар приняли участие 182 претендента на победу в определенной категории: мотоциклы, автомобили и грузовики. Весь маршрут, протяженностью 8500 км. преодолели лишь треть участников. «Дакар» - гонки не для слабонервных, а первые годы проведения ралли были самыми опасными для участников: в то время практически ни у кого из гонщиков не было ассистента, а минимальная техническая поддержка и отсутствие специального обмундирования делали участие в таких мероприятиях занятием довольно рискованным.


Сам маршрут менялся почти каждый год из-за политической нестабильности некоторых регионов. Так, первоначального маршрута ралли «Дакар» через Алжир, Мали, Нигер и до, собственно, Дакара, получилось придерживаться только два раза: в 1979 и 1980 годах. История «Дакар» видела многое: маршруты постоянно приходилось менять, минуя ту или иную страну. Африка – континент неспокойный, а гонка с каждым годом набирала популярность, что было опасно возможными терактами. Гонки «Дакар» в разные годы проходили через весь африканский континент, а в 1992 году финишной точкой был назначен даже не Дакар, а Кейптуан. Еще через два года организаторы сделали гонку «Дакар» более интересной, придав ей, так называемый, «закольцованный» характер. То есть для участников мало было добраться до Дакара, прошедшими гонку считались экипажи, вернувшиеся по тому же маршруту в Париж. Кольцевые маршруты использовались и непосредственно на африканском континенте, когда участники преодолевали расстояние от Дакара до Нигера и обратно.


Гонки «Дакар» проходили в Африке вплоть до 2008 года, и все это время организаторам приходилось менять маршруты, делать перерывы и неустанно следить за безопасностью участников из-за постоянно поступающих угроз терактов. В 2008 году МИД Франции официально заявил об опасности проведения гонок на территории Африки не только для участников, но и для нескольких тысяч зрителей. Террористы хотели атаковать болельщиков в Мавритании. Заезд в тот год пришлось отменить, поскольку у организаторов не было времени на проработку нового маршрута.


С 2009 года ралли проводится в Южной Америке, через Аргентину, Чили, Перу и Боливию.



Какова же была судьба основателя великих гонок? Тьерри Сабин принимал активнейшее участие в организации ежегодных ралли, построении новых маршрутов и поиске спонсоров на протяжении девяти лет. В 1986 году во время гонок он пролетал на вертолете над пустыней и попал в песчаную бурю. К сожалению, дважды чудеса не случаются, и Тьерри трагически погиб в возрасте 37 лет.


Участники «Дакара»: от мотоцикла до грузовика


Для гонщиков участие в таком мероприятии – это слава и немаленькое денежное вознаграждение. Но особенно важны эти гонки для производителей автомобилей. Только самые лучшие кары могут выдержать все испытания, которые готовит для них ралли «Дакар».


В этой гонке могут принять участие представители четырех разновидностей машин:




  • Мотоциклы




  • Легковые автомобили




  • Грузовики




  • Квадроциклы





Разумеется, за все время гонок обозначились команды, традиционно одерживающие победу в своей категории. Так, в заездах на грузовиках лидируют российские команды, управляющие КАМАЗами - https://www.youtube.com/watch?v=3FXYRs2pHAk. На автомобилях и мотоциклах чаще всего одерживают победу французы, которые предпочитают разные марки автомобилей. Европейские автомобили, чаще всего побеждающие в ралли - Renault, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer. Однако самыми успешными считаются японские кары Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero.


Каждый год крупнейшие компании выставляют для участия в гонке лучшие свои автомобили, поэтому «Дакар» всегда полон сюрпризов. Так в 2018 году особый интерес представляет категория легковых автомобилей, ведь впервые в гонках будет участвовать SsangYong.


«Дакар» – самые свободные и при этом опасные гонки в мире. Участвовать в них может любой человек и на любом транспорте. Именно поэтому ралли «Дакар» никогда не утратит своего очарования для поклонников быстрых машин и экстремальных ситуаций.