"Комет"

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
15 января 2018 01:01
Просмотров:
807
Комментариев:
0
"Комет"


"Комет"




С учетом того, что к лету 1940 года советско-германские отношения были очень дружественными, для избежания риска прорыва через блокаду союзников было решено провести "Комет" в Тихий океан по Северному морскому пути. Просьба германского военно-морского атташе в Москве была согласована со Сталиным, который утвердил коммерческую сделку размером 970 тыс. марок и отдал распоряжение начальнику Главсевморпути И. Д. Папанину включить проводку германского "вспомогательного судна с военным экипажем" в план навигации 1940 года. К слову говоря, немцы держали в секрете вооружение судна. Командир "Комета" Эйссен впоследствии писал: «То, что мы имели на борту военную команду, нами не скрывалось. Главное, они (русские) не узнали о нашем сильном вооружении… Только после того, как русские ушли с борта, я начал проводить учения и тревоги, чтобы поднять боевую готовность корабля».

"Комет" проводили по Северному морскому пути три советских ледокола "Ленин", "Сталин" и "Каганович". Капитан немецкого судна так оценивал "прелести" плавания на русском севере: «Этой ночи мне никогда не забыть. Лед 9 баллов, ветер, снежные заряды. Постоянный страх за руль и винт… Отказ рулевой машины. Беспомощный дрейф. Я уже 22 часа на мостике. Снова жуткая тьма – и это в таком-то льду!»

1 сентября 1940 года командир советского ледокола "Каганович" получил внезапный приказ "вернуть Комет к месту отправления". Причиной подобного распоряжение были задержки немцами платежей и поставок по советско-германскому торговому соглашению. Капитан Комета категорически отказывался возвращаться, однако после нескольких дней прошедших в неясности - ситуация разрешилась в пользу немцев и "Каганович" довел немцев до Берингова пролива. Шестого сентября "Комет" прошел Берингов пролив уже под японским флагом В судовом журнале была сделана запись: «Я прошел через Берингов пролив между 2.00 и 2.30 этим утром. Этого путешествия для меня достаточно; я не сделал бы этого добровольно во второй раз».

2 октября 1940 года во время вылета потерпел крушение разведывательный самолет рейдера, резко снизив возможности немцев по обнаружению целей.

В конце октября "Комет" встретился с немецким рейдером "Орион" и судном снабжения Кульмерланд, было принято решение объединить корабли в один отряд для увеличения вероятности поиска добычи

24 ноября 1940 года немцы захватили свою первую жертву - новозеланское судно "Холмвуд" имевшее на борту 1370 живых овец. Три сотни овечек были захвачены немцами в плен, остальные животные погибли, после того как рейдеры расстреляли захваченное судно.

"Комет"

Схема вооружения


26 ноября пираты заметили очень большое судно, шедшее без судовых огней. Немцы сблизились с кораблем, после чего приказали судну остановиться, в ответ на это судно стало набирать ход, подавая сигналы об атаке рейдерами. Немецкие корабли открыли огонь на поражение, после чего рефрижераторно-пассажирское судно «Ранджитейн» (16 712 брт) спустило флаг. Немцы сняли с него экипаж и пустили ко дну - "Ранджинтейн" стал самым большим судном, утопленным рейдерами во второй мировой войне.

Радиограмму "Раджинтейна" была принято австралийскими радиостанциями, однако боевых кораблей в распоряжении союзников в этом районе не было, поэтому было принято решение запретить навигацию в районе появления рейдеров.

Океан опустел, и новая добыча немцам не попадалась. Достигнутые результаты не удовлетворяли капитана "Комета" - он предложил совершить атаку на остров Науру - центр производства фосфатов. Изначально немцы планировали высадку десанта, но погодные условия не позволяли приблизиться к острову, поэтому рейдеры атаковали суда, ожидавшие погрузки в море. 6-7 декабря 1940 года в результате действий двух немецких рейдеров у острова Науру было потоплено пять судов: "Трайэдик", "Комата", "Винни", "Трайона", "Трайэстер" общим тоннажом 26 000 брутто тонн. На борту рейдеров оказало 675 пленных, поэтому было принято решение высадить большую часть на острове Эмирау (на борту немецких рейдеров осталось 150 "ценных специалистов"). У отпущенных военнопленных, немцы взяли подписку о неучастии в военных действиях против Германии до окончания войны.

"Комет"


После этого "Комет" покинул "Орион" и начал действовать в одиночку. Эйссен решил закончить начатое и атаковать остров Науру.

«Комет» подошел к острову 27 декабря 1940 года. Властям острова передали сообщение Эйссена о предстоящем обстреле с предложением вывести людей из опасной зоны. Кроме этого, запрещалось пользоваться радиостанциями. Ультиматум на берегу приняли и через некоторое время немцы открыли огонь по нефтяным резервуарам, и портовым сооружениям, вызвав огромные пожары. Работа рудника возобновилась только через десять недель, а уровень отгрузки продукции так и не вышел на довоенный уровень к моменту захвата острова японцами.

На успешную акцию Комета негативно отреагировала Япония, которая закупала фосфаты на Науру. При обстреле острова погибла уже закупленная ею большая партия этого минерала. Военно-морской атташе Германии в Токио получил заявление, в котором говорилось, что подобные действия могут крайне негативно отразиться на отношениях между двумя странами и вызвать различные ограничения в обслуживании немецких судов в японских портах. Эйссен получил формальный выговор, в котором указывалось, что он превысил свои полномочия.

Действия немецких рейдеров вынудили союзников отозвать из Средиземного моря несколько австралийских боевых кораблей.

Дальнейшие действия "Комета" вплоть до августа 1941 года были безрезультатными - рейдер не встречал вражеских судов. В начале августа Эйссен получил приказ прорываться в порты Франции, и уже на пути домой 14 августа 1941 года встретил австралийское судно «Аустралинд». Капитан "Аустралинда" попытался оказать сопротивление рейдеру, но, к сожалению, безрезультатно - ответным огнем судно было подожжено, капитан и еще четыре члена экипажа погибли, остальные были сняты немцами с горящего судна. 17 августа "Комет" остановил и захватил голландское судно "Кота Нопан" на борту которого находились стратегические грузы — 1514 т каучук-сырца, 1228 т цинковой руды, 1116 т марганцевой руды. Эйссен принял решение привести ценный приз на базу. 19 августа "Комет" остановил и потопил английский транспорт "Девон" - он оказался последней жертвой рейдера - в ноябре 1941 года "Кота Нопан" и "Комет" благополучно достигли Франции.

"Комет"


Рейдер начали готовить к новому плаванию, подготовка затянулась практически на год и в новый рейд "Комет", под командованием нового капитана У. Брокзина вышел только в ноябре 1942 года. Поход продолжался всего два дня - англичане, получив от агентурной разведки данные о выходе рейдера в море поджидали его в Ла-Манше. Немецкий отряд из четырех миноносцев и "Комета" был атакован английским отрядом из 5 эсминцев и 8 торпедных катеров. В ходе боя "Комет" взорвался и утонул, унося на дно весь экипаж - 251 человек, спасенных не было. По официальной версии британского Адмиралтейства, «Комет» потопил торпедой катер МТВ-236 под командованием суб-лейтенанта Р. К. Дрэйсона в девяти километрах к северу от мыса Ла-Хог.

4 июля 2006 года останки рейдера «Комет» были обнаружены исследователем Иннесом Маккартни в Ла-Манше на глубине 70 метров. Было установлено, что в результате взрыва корабль разломился пополам и перевернулся.

0 не понравился
21 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх