uCrazy.Ru / Тем, кто говорит, что у него был хреновй Новый год

Тем, кто говорит, что у него был хреновй Новый год



"Новогодний позор" - бой в Баренцевом море между германским соединением, состоявшим из тяжелых крейсеров "Адмирал Хиппер","Лютцов" шести эсминцев и британским кораблями, прикрывающими конвой JW-51, возвращающийся из России.
Общие данные


В сентябре 1941 года начались поставки, так называемый "ленд-лиз", в Советский Союз силами арктических конвоев. Сначала они отправлялись каждые 2 месяца и имели обозначения PQ (туда) и QP (обратно). Сначала потери конвоев были минимальными, так к весне 1942 года потери составили 1 из 103 транспортных кораблей.


Арктический конвой


Первый из арктических конвоев, получивший кодовое обозначение «Дервиш», вышел из Ливерпуля 12 августа 1941 года. Несмотря на довольно слабый эскорт, он без всякого сопротивления пересёк враждебные воды и доставил в Архангельск груз боеприпасов, одежды, каучука, вспомогательного оборудования и полтора десятка истребителей Hawker Hurricane.


Hurricane на борту торгового судна, оснащённого катапультой


Сначала потери конвоев были минимальными, так к весне 1942 года потери составили 1 из 103 транспортных кораблей. Воодушевлённое таким успехом, Адмиралтейство вскоре начало отправлять конвои со столь необходимыми Красной армии грузами дважды, а порой и трижды в месяц. К несчастью, долго это не продлилось. Желая защитить побережье Норвегии от возможного вторжения союзников и прервать поставки военной техники и стратегического сырья в Советский Союз, немецкое командование усилило свою северную флотскую группировку, превратив и без того неспокойные арктические воды в арену жестокого и кровопролитного противостояния

Несмотря на то что для Советского Союза поставки союзников имели важнейшее стратегическое значение, после катастрофы с конвоем PQ-17, рассеянным и практически уничтоженным по пути в Архангельск, и PQ-18, который также понёс серьёзные потери, Адмиралтейство решило отложить конвои до начала зимы 1942-1943 года.


"Fury", "Ashanti" и др. в составе эскорта конвоя PQ 18


В течение полярного дня, который в этих широтах длится не один месяц — до самого конца осени, отправлять конвои было чересчур рискованно: граница полярных льдов смещалась далеко на юг, и в результате большая часть маршрута проходила в непосредственной близости от немецких военно-морских баз и аэродромов в Альтен-фиорде, Китсамо и Киркенесе.

С приходом же полярной ночи обстановка кардинально менялась. Море становилось особенно непредсказуемым и опасным: привычная для этих мест непогода затрудняла навигацию и мешала держать строй, а палубу, надстройки и орудия корабля покрывала толстая ледяная корка. Даже в самый разгар дня над этими водами царила непроглядная темнота и видимость едва ли превышала 7–8 миль. К счастью, ровно те же неудобства испытывал и флот противника, а мрак полярной ночи к тому же практически устранял угрозу обнаружения конвоя немецкими самолётами-разведчиками и уберегал от авиаударов.

Хотя к зиме 1942 года ситуация на фронтах уже заметно переломилась в сторону союзников, восточный фронт все ещё остро нуждался в бронетехнике, боеприпасах и сырье, а потому возобновить поставки следовало в самое ближайшее время. Отправка следующего конвоя, в состав которого должно было войти больше тридцати судов, была назначена на середину декабря.

Против этого плана выступил главнокомандующий флота Метрополии адмирал Джон Тови, в ведении которого, собственно, и находилась охрана конвоев.

Тем, кто говорит, что у него был хреновй Новый год

Сэр Джон Тови, 1-й барон Тови


По его мнению, в случае непогоды столь большой отряд кораблей не сумеет удержать строй и неизбежно распадётся на несколько разбросанных по акватории мелких групп. Адмирал настаивал на нескольких конвоях максимум по десять транспортов, каждый из которых сопровождали бы по четыре эсминца.

Это предложение, в свою очередь, не устраивало уже Адмиралтейство, в результате чего было решено остановиться на компромиссном варианте: конвой состоял из двух частей, обозначенных как JW-51A и JW-51B. Первый из них в составе 16 кораблей вышел из порта Loch Ewe (Шотландия) в сопровождении двух эсминцев, а также крейсеров HMS Sheffield и HMS Jamaica, которыми командовал контр-адмирал Барнетт, и спустя десять дней благополучно прибыл в Кольский залив.

Характеристики участвующих сторон


Второй конвой состоял из 14 торговых кораблей, на борту которых находилось 202 танка, 2 046 прочих транспортных средств, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 11 500 тонн горючего, 12 650 тонн авиационного топлива, и свыше 54 000 тонн прочих припасов.

Эскорт конвоя JW-51B под командованием капитана 1 ранга Роберта Сент-Винсент Шербрука, командира 17-й флотилии эсминцев, включал в себя британские эсминцы HMS Achates, HMS Orwell , HMS Oribi , HMS Onslow, HMS Obedient и HMS Obdurate. Кроме этого, торговые суда сопровождали два корвета класса «Flower» — HMS Rhododendron и HMS Hyderabad, тральщик HMS Bramble и вооружённые траулеры Vizalma и Northern Gem.

Также в охране торговых судов принимали участие вышедшие 27 декабря из Кольского залива лёгкие крейсеры HMS Sheffield и HMS Jamaica, под командованием контр-адмирала Роберта Л. Барнетта, которые должны были встретить JW-51B в самой опасной точке маршрута.


Admiral Hipper


Основу немецких сил в рамках плана Regenbogen по атаке конвоя JW-51B составили тяжёлые крейсеры Admiral Hipper и Lützow. Кроме них в состав атакующих сил вошли 6 эскадренных миноносцев типа 1934 и типа 1934А: Friedrich Eckholdt, Richard Beitzen, Theodor Riedel, Z-29, Z-30 и Z-31. Эти суда были дислоцированы в Альтен-фьорде, Норвегия, и находились под общем командованием вице-адмирала Оскара Кумметца.


Оскар Кумметц в 1940 году

План Regenbogen

Морской штаб Германии создал план по атаке конвоя и присвоил ему кодовое название Regenbogen (рус. Радуга). Суть плана заключалась в использовании двух тяжёлых крейсеров Admiral Hipper и Lützow и 6 эсминцев. После выхода из порта в Альта-фьорд корабли должны были разделиться на две группы для отвлекающего маневра.

По замыслу командования, к нападению на конвой крейсер Lützow должен был оказался в 75 милях к югу от Admiral Hipper. Кроме этого, группа эсминцев должна была занимать по ширине около 15 миль. Таким образом первый удар наносила северная группа во главе с Admiral Hipper, этот факт должен был вынудить конвой сменить курс, а корабли прикрытия отправиться в сторону атакующих сил немцев. Тем временем Lützow должен был уничтожить грузовые корабли.


Lützow (1939)


Но немецкое командование не знало о крейсерах HMS Sheffield и HMS Jamaica, которые прибыли в Баренцево море ранее в составе сопровождения предыдущего конвоя JW51-A. Именно эти крейсеры патрулировали участок к северу от Кольского полуострова, как раз на пути следования конвоя.

Ход сражения


30 декабря 1942 года британский конвой JW-51В был обнаружен немецкой подводной лодкой U-354.

В 17.45 немецкие корабли вышли из Альтен-фьорда. По плану Кумметца ночью соединение было разделено на две части: Admiral Hipper вместе с Friedrich Eckholdt, Richard Beitzen и Z-29, и Lützow в сопровождении Z-30, Z-31 и Theodor Riedel. К 8.00 Lützow должен был оказаться в 75 милях южнее Admiral Hipper. После этого оба корабля должны были повернуть на восток и вместе с эсминцами начать поиск конвоя. Admiral Hipper должен был атаковать первым с севера. Это должно было отвлечь эскортные корабли и вынудить конвой повернуть на юг. Таким образом он, лишенный защиты, пошел бы прямо навстречу Lützow, который выдвигался с этого направления.

Кумметц все рассчитал правильно. В его журнале боевых действий появляются записи:

«07.18. Замечены 2 силуэта по пеленгу 60°.

07.25. Передал на Friedrich Eckholdt: «Несколько силуэтов по пеленгу 92°. Проверить. Дистанция 170 гектометров».


В 08:20 одним из конвойных судов были замечены на горизонте два эсминца, но капитан судна решил, что эсминцы советские и не предпринял никаких действий. Через 10 минут те же корабли были замечены с Obdurate. На этот раз английский капитан доложил о встрече у Шербруку и по его приказу пошел навстречу незнакомцам. В 09:15 Obdurate просигналил неизвестным эсминцам, но в ответ прозвучали выстрелы. На английских эсминцах была сыграна «боевая тревога» и корабли немедленно стали перестраиваться в заранее разработанный порядок: Onslow, Obdurate, Obedient и Orwell пошли навстречу противнику, а Achates, находившийся между нападавшими и конвоем, начал ставить дымовую завесу. Примерно через полчаса Шербрук заметил крупный корабль, идущий курсом прямо на него.


Путь конвоя "JW-51B" с 22 по 31 декабря 1942 г.


Через некоторое время неизвестный корабль начал поворот, что позволило оценить силуэт. Сомнений не оставалось – перед ним тяжелый немецкий крейсер. Более не имело смысла хранить радиомолчание, и в 09:39 был послан сигнал о встрече с противником. Соединение R форсированным ходом пошло к месту боя.

Видимость в условиях полярной ночи была плохой: полумрак, постоянно налетают снежные заряды. Это означало, что Admiral Hipper не мог оставаться вдали и методично расстреливать транспорты. Если он хочет добиться реального результата ему придется пойти на сближение, но в условиях плохой видимости приходилось опасаться торпедной атаки.

В 09.42 Admiral Hipper открыл прицельный огонь по Achates. Эсминец мчался полным ходом, но находился к юго-востоку от крейсера, и его силуэт ясно выделялся на светлой стороне горизонта. Он был прекрасной мишенью. Через несколько мгновений орудия Admiral Hipper с грохотом выплюнули 8 снарядов, которые легли совсем рядом с эсминцем. Последовали еще несколько залпов, и эсминец был поражен фугасным снарядом.


HMS Achates


Achates получил тяжелые повреждения, погибло 40 человек команды, включая капитана, однако корабль продолжил ставить дымовую завесу, до конца выполняя свой долг. Эсминец принял очень много воды и начал постепенно садиться носом. К 12:54 его крен достиг 60 градусов и 80 оставшихся в живых моряков были сняты подошедшим траулером. В 13:14 Achates затонул.

В ответ на действия немцев англичане поступили так, как предполагал немецкий план: за дымовой завесой конвой стал уходить на юго-восток, где его уже поджидал Lützow. Orwell и Onslow направились в сторону Admiral Hipper, мешая крейсеру приблизиться к конвою. Остальные корабли охранения ушли вместе с конвоем. После повреждения Achates, Admiral Hipper перенес огонь на подходивших Onslow и Orwell. Эсминцы начали маневрировать, скрываясь за порывами снежного шквала и дымом, одновременно имитируя торпедные атаки.

Плохая видимость затрудняла действия немецких наводчиков, а эффективность радаров наведения оказалась недостаточной. Опасаясь британских торпед, Admiral Hipper маневрировал, скрываясь за дымом и снежными зарядами. Onslow удалось уклониться от 5 залпов главного калибра Admiral Hipper, однако в 10:20 203-мм снаряд задел трубу эсминца. Взрывом была также снесена антенна радара, а осколки прошили мостик, где в этот момент находился Шербрук. Кроме Шербрука, на Onslow пострадало еще 47 человек. Через несколько минут корабль получил еще два попадания, в результате которых потерял оба носовых орудия и загорелся. Эсминец снизил ход до 15 узлов и под прикрытием дыма вышел из боя.


Капитан 1 ранга Шербрук


Кумметц не догадывался о тяжелом положении на Onslow, поскольку его внимание отвлек Obedient, нахально завязавший перестрелку. Короткая перестрелка не дала результатов ни одной стороне. К тому же Кумметц постоянно помнил, что у эсминца имелось 9 торпед, а потому отвернул и скрылся в снежном заряде. Выполнив поворот он радировал на Lützow: «Веду бой с эскортным соединением. Крейсеров с конвоем нет». Через несколько секунд, в 11.30 вокруг крейсера внезапно разорвались 24 снаряда. Совершенно неожиданно для немцев на сцене появилось Соединение R.

За несколько минут Admiral Hipper получил 3 попадания 152 мм снарядов с крейсера Sheffield . 1-й пробил корпус ниже ватерлинии, взорвался в топливной цистерне против котельного отделения № 3, вдавив внутреннюю переборку и пробив её осколками. 2-й пробил борт выше ватерлинии в отсеке III, разворотив несколько помещений и вызвав сильный пожар. 3-й попал в ангар, взорвался в нём, поджёг самолеты и поразил осколками паропроводы и пожарную магистраль. В результате повреждений крейсер потерял 2/3 мощности энергетической установки и значительно снизил ход.

Принимая во внимания указания Гитлера не подвергать корабль чрезмерному риску, в 11.33 Кумметц решил уходить и отдал приказ своим эсминцам начать отход. Friedrich Eckholdt и Richard Beitzen в сумерках приняли Sheffield и Jamaica за Admiral Hipper и Lützow. Прежде чем немецкие капитаны поняли свою ошибку, шесть орудий носовых башен Sheffield грохнули. Friedrich Eckholdt, шедший первым, получил попадания от первого же залпа и загорелся. Второй залп крейсера лег с недолетом, однако следующие четыре превратили эсминец в пылающий факел. За две минуты он получил тяжелейшие повреждения, сильно сел кормой и затонул.

Видя, что первые же снаряды Sheffield полностью вывели из строя головной корабль, Jamaica обстрелял потенциально более опасный второй - Richard Beitzen. Однако немецкий эсминец круто повернул влево, поставил дымовую завесу и скрылся во мраке, уйдя на юго-запад. Эти события отвлекли британские крейсера и они потеряли контакт с Admiral Hipper, который полным ходом уходил на восток.

Тем временем, около 11.40 Lützow перехватил уходивший на юго-восток караван грузовых судов, при этом первый из них был на расстоянии 3 миль от рейдера, а последний — 7 миль. По иронии судьбы, план Кумметца сработал, и практически беззащитный конвой оказался на дистанции пистолетного выстрела перед карманным линкором. Но тут как раз и свершилось новогоднее чудо. Lützow выпустил 87 280-мм снарядов и 75 150-мм, но ни разу не попал, лишь осколками было повреждено одно торговое судно. После этого было принято решение о возвращении на базу в Альта-фьорд.
В 12.20 на Lützow были замечены два неизвестных корабля, которые посчитали эсминцами, причем немецкими. Прежде, чем ошибка прояснилась, Sheffield и Jamaica успели обстрелять Lützow, не добившись впрочем особых успехов. Перед угрозой 280-мм орудий в 12.24 адмирал Барнетт приказал повернуть назад. По странному стечению обстоятельств именно в это момент капитан 1 ранга Штанге тоже приказал Lützow повернуть назад, так как «стрельба противника была меткой».

Потери



эсминец Friedrich Eckholdt


В ходе Новогоднего боя силы британского конвоя потеряли эсминец HMS Achates и тральщик HMS Bramble, погибло 250 человек. Немецкий флот потерял эсминец Friedrich Eckholdt и 340 человек, а тяжелый крейсер Admiral Hipper был сильно поврежден и едва добрался до Каа-фиорда. Конвой JW-51B после этого боя благополучно добрался до Кольского залива, при этом не потеряв ни одного транспортного корабля.

Последствия


Изначально запланированная как решительный разгром очередного конвоя союзников, операция Regenbogen обернулась постыдным поражением немецкого военно-морского флота и тяжёлым ударом по его репутации.


адмирал Эрих Редер

Уже спустя месяц после Новогоднего боя адмирал Эрих Редер вынужден был подать в отставку, а Гитлер в порыве ярости едва не решился расформировать весь германский надводный флот, корабли пустить на металл, а их орудия использовать в качестве береговых артиллерийских батарей и эксплуатировать лишь подводные лодки для борьбы с кораблями союзников. После отставки Редера на его пост был назначен Карл Дёниц, который уговорил Гитлера сохранить надводный флот.
1 января 2015 21:26
Вернуться назад