uCrazy.Ru / Шхуна "Заря"

Шхуна "Заря"

Шхуна "Заря"


Шхуна "Заря" (до 1900 г. "Гаральд Харфагер") - парусно-паровое судно, на котором была организована под руководством Э. В. Толля русская полярная экспедиция в Северный Ледовитый океан для поиска мифической Земли Санникова, земли, некогда увиденной вдали промышленником Яковом Санниковым. Знаменитый парусник дал имя «Заря» 11 географическим объектам по курсу своего плавания, в том числе: остров в проливе Вилькицкого, мыс к востоку от мыса Челюскин, проливы в архипелаге Норденшельдта и в Новосибирских островах.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Судно построено в 1873 г. в Христиании (Осло, Норвегия) специально для промысла в полярных морях. Водоизмещение 1082 т, длина 43,9 м, ширина 10,1 м, осадка кормой до 5,2 м, мощность паровой машины 172 кВт, скорость на чистой воде 6-8 узлов. Судно отличалось повышенной прочностью, хорошей остойчивостью и мореходными качествами. Форштевень был покрыт железной обшивкой, имелся специальный ледовый пояс шириной 3 м. В 1899 г. по рекомендации полярного исследователя Ф. Нансена судно было куплено Э. В. Толлем в Норвегии и переоборудовано в экспедиционное под руководством судостроителя К. Арчера. У судна был подкреплен корпус, заново окован металлом форштевень, обновлен ледовый пояс из дуба, сооружена новая надстройка и перепланированы внутренние помещения: выделено место для лаборатории для проведения исследований по гидрологии, геологии, морской биологии и бактериологии. Упрощено парусное вооружение: судно превратилось из барка в баркентину. На палубе были установлены 2 паровые лебедки. После реконструкции экспедиционное судно "Заря" было переведено в Петербург, где его приписали к яхт-клубу и стали именовать яхтой.

Шхуна "Заря"


Экспедиции Северного Ледовитого океана в те годы считались перспективными и популярными. Экипаж состоял из добровольцев, большей частью военных моряков, среди которых были и те, кто в дальнейшем оставил свой след в нашей истории: лейтенанты Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен (в разное время командовали судном), А. В. Колчак (тогда гидрограф), боцман Н. А. Бегичев (будущий исследователь Севера). "Заря" вышла из Петербурга 8 июля 1900 г. и, обогнув Скандинавский полуостров, прибыла в Александровск (Полярный), откуда через Баренцево море и пролив Югорский Шар вошла в Карское море. После острова Диксон проследовала вдоль малоизученного побережья полуострова Таймыр и встала 1 октября на зимовку в южной части архипелага Норденшельда. Только через 11 месяцев ледовая обстановка позволила двигаться, и в августе 1901 г. знаменитый парусник направился на восток. «Заря» 1 сентября достигла мыса Челюскин, затем плавала к северу от Новосибирских островов в поисках Земли Санникова. В середине сентября впервые в истории северных плаваний «Заря» прошла в проливе между островами Котельный и Бельковский, названном её именем, и встала на 2-ю зимовку у западного побережья острова Котельный. Весной 1902 г. группа Э. В. Толя (4 человека) покинула экспедиционное судно и направилась по льду на север в район острова Беннет. Судно освободилось от льда лишь в начале августа и из-за неблагоприятной ледовой обстановки не смогло пройти далее на север и приблизится к острову Беннет. Через месяц «Заря» вошла в бухту Тикси и закончила свое плавание навсегда.



Члены экспедиции через Якутск отправились в Петербург. В 1903 г. на поиски Э. В. Толля и его спутников, воспользовавшись вельботом с «Зари», отправилась спасательная экспедиция. Как выяснилось, Э. В. Толь и спутники погибли при переходе по льду. Специальная партия экспедиции сняла с «Зари» наиболее ценное снаряжение, после чего «Заря» была продана местной торговой фирме, практически, на разборку. Воспользоваться судном на реке Лена не позволяла большая осадка. Выброшенная на мель «Заря» простояла до конца 30-х гг., постепенно разрушаясь. Мифическая земля и трагическая экспедиция Э. В. Толя дали основу для знаменитой книги Владимира Афанасьевича Обручева "Земля Санникова", а в последствии и сценария популярного фильма.

А шхуна «Заря» навсегда оставила свой след на карте Севера.
22 июня 2015 21:34
Вернуться назад