uCrazy.Ru / Трагедии стабильного фронта

Трагедии стабильного фронта



Историки не правы, когда говорят о том, что накануне Великой Отечественной войны ничего не предпринималось для укрепления пограничных рубежей СССР. Многие военачальники и флотоводцы не поверили в миролюбие Гитлера после подписания пакта о ненападении, поэтому укрепляли вверенные им участки. Такие мероприятия особенно усиленно проводились на Севере, и в результате здесь во время войны был самый стабильный фронт. Однако и на северном участке фронтов Великой Отечественной не обошлось без трагедий.
Беломорская флотилия


Война с Финляндией показала, как уязвим Северный морской путь, по которому шло снабжение многих промышленных предприятий и портов на Севере. Поэтому 70 лет назад правительство СССР издало указ о формировании Беломорской военной флотилии. Поначалу она состояла из переоборудованных гражданских судов. На рыболовные траулеры устанавливали пушки, зенитные пулеметы, снаряжение для траления мин. Однако вооружения не хватало, поэтому его… рисовали, и немецкие летчики, наблюдая за целью, долго не могли понять: пушки есть, а не стреляют.



Еще одной бедой вновь образованной флотилии была низкая скорость кораблей. Помогли союзники: снабдили советский флот быстроходными «морскими охотниками», на которые поставили пулеметы «Эрликон», которых очень боялись немцы. Знаменитый ледокол «Красин» входил в состав Беломорской флотилии и тоже участвовал в конвоях. Обычное судно, затертое льдами, – хорошая мишень, поэтому ледоколы входили в состав каждого полярного конвоя. Например, весной 1942 года «Красин» участвовал в конвое РQ-15, в состав которого входило 25 транспортов.

Надо заметить, что за ледоколами немцы охотились особо. 2 мая корабли конвоя были атакованы фашистскими торпедоносцами и бомбардировщиками. Однако огонь советских и британских кораблей оказался более мощным. Было потоплено всего два транспорта, что позволило написать в донесении: «Конвой прошел без особых потерь». В том бою экипаж ледокола «Красин» уничтожил два немецких самолета.

Но, несмотря на все старания и некоторое технические превосходство, немецкий флот не стал хозяином северных морей. Последнюю серьезную попытку утвердиться на море немцы предприняли в августе 1942-го, когда германский флот попробовал нанести удар по нашим внутренним морским коммуникациям. В бой против
Беломорской флотилии были брошены шесть подводных лодок и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».

«Вундерланд»


По плану операции «Вундерланд» фашистским подлодкам и крейсеру «Адмирал Шеер» надлежало уничтожить караван союзников в Карском море и разрушить полярные порты. Первыми боевые действия начали подводные лодки. Одна из них атаковала у острова Матвеева безоружный караван небольших судов, на котором находились рабочие Печорского порта. Немцы потопили буксир «Комилес» и две баржи, после чего расстреляли из автоматов барахтавшихся в воде людей. Погибли 305 человек.



Затем подводники Гитлера напали на корабли Северного отряда у западного побережья Новой Земли. Здесь они получили отпор от наших дозорных кораблей, которые встретили их огнем всех имевшихся орудий. После этой «трепки» подлодки больше активных действий не предпринимали. Только одна из них 25 августа артиллерийским огнем уничтожила радиостанцию Главсевморпути на мысе Желания.

В тот же день произошла неравная схватка ледокола «Александр Сибиряков» с тяжелым крейсером «Адмирал
Шеер». Бой продолжался 20 минут. На немецком крейсере находилось 28 орудий плюс броня. На ледоколе – всего четыре пушки, из которых моряки вели огонь до последнего. Горящее судно ушло на дно, так и не спустив флага. Вступив в неравный бой, экипаж «Александра Сибирякова» тем самым спас другие суда. Он успел отправить радиограмму на Диксон: «Принимаю бой». О грядущей опасности были оповещены все остальные корабли. В конечном счете задачи операции «Вундерланд» не были выполнены.

Шекспиру и не снилось


По плану «Барбаросса» немцы рассчитывали захватить Мурманск, Полярный и Кандалакшу и тем самым перерезать Кировскую железную дорогу. Затем немецкий генеральный штаб рассчитывал блокировать залив, ведущий в Белое море. Здесь фашисты просчитались – их остановили на рубеже реки Западная Лица. Фронт стабилизировался. И цена этой стабильности – человеческие жизни, порой загубленные по вине или приказу командиров.



На полуострове Рыбачий находился небольшой сухопутный отрезок линии фронта. Снабжать морскую пехоту на Рыбачьем продуктами и боеприпасами было возможно только с моря. А берег крутой, почти отвесная скала, и вся территория простреливалась противником. Выгрузившись с катеров, наши бойцы с ранцами на спине
бежали по склону под сплошным огнем. Посылали на данное задание только «штрафников». Конечно, многие не возвращались обратно.

Вот два эпизода, которые не придумал бы ни один драматург. Снайпера-женщину представили к награде за 200
убитых немецких солдат. А через некоторое время от «языка» стало известно, что немецкие оборонительные сооружения строили русские пленные, которых переодевали в поношенную форму вермахта. Снайпер, выходит, стреляла по своим… Что должна была пережить женщина, если ей, конечно, сказали об этом?

В августе 1944 года произошла трагедия. Грузовой пароход «Марина Раскова» отправился в очередной рейс. Судно следовало из Архангельска в Арктику: предполагали сменить зимовщиков и доставить пополнение на Карскую военно-морскую базу. Все было спокойно. И вдруг взрыв, потом еще два. Поначалу решили, что нарвались на мины, поскольку никаких признаков присутствия подводных лодок не наблюдалось. Впоследствии выяснилось, что в той атаке немцы впервые применили самонаводящиеся электроторпеды. Германской подводной лодке кроме транспорта «Марина Раскова» также удалось торпедировать эскортные корабли Т-118 и Т-114, которые подошли для оказания помощи. Еще один тральщик, Т-116, остался невредимым.



Далее произошло необъяснимое для многих. Тот эпизод навечно врезался в память Сергея Никифоровича Шкодина. 12 августа 1944 года – в день гибели кораблей – он дежурил в штабе Беломорской флотилии, куда сходилась вся информация. Вот что Сергей Никифорович рассказывал:

– Т-116 принял на борт 186 человек и ушел в Хабарово. То есть бросил тонущих людей. Оказалось, на уцелевшем тральщике находился командующий артиллерией Беломорской флотилии. Он приказал командиру корабля Бабанову уходить. И Бабанов выполнил приказ сухопутного генерала! Более того, на буксире у тральщика находился баркас с людьми. Командующий артиллерией приказал обрубить трос, чтобы сохранить предельную скорость. Корабль уходил, оставив людей. Направили потом в тот район летчиков, спасательные суда…
Но – поздно. Мы в штабе Беломорской флотилии получали сообщения: «Подбираем трупы». Люди элементарно замерзли. Там женщины, дети были…

Летчикам удалось спасти 73 человека. Погибло 298 пассажиров и членов экипажа парохода и кораблей охранения. А для капитана Бабанова все закончилось так, как могло закончиться только на войне: на него завели уголовное дело, комиссия начала работу, но случай спас капитан-лейтенанта. Бабанова послали на поиски фашистской подводной лодки. Командир вместе с экипажем нашел ее и потопил. Уголовное дело замяли, Бабанов продолжил службу на флоте.

Таковы трагедии самого стабильного фронта.
4 августа 2015 15:12
Вернуться назад