uCrazy.Ru / След камикадзе

След камикадзе



Многие спорили на счет реальности этого фото. Но поискав по интернету информацию, получается все же что реальное.

Impression of a Ki-51 «Sonia» kamikaze on the hull of the HMS Sussex. The Sonia (reported as a Val, as often happened), is said to have hit the water before hitting the hull, probably losing its bomb in the process. / Отпечаток Ki-51 «Sonia» камикадзе на корпусе тяжелого торпедного катера Sussex. «Соня» ударилась об воду перед столкновением с корпусом, возможно потеряв при этом свою бомбу.

Под катом интересная гифка реконструкции этого тарана:

След камикадзе


Давайте вспомним об участниках этого события и посмотрим в конце поста интересную гифку сопоставления этого происшествия.




Графство Сассекс расположено на юж­ном побережье Англии (с 1947 администра­тивно разделено на Восточный и Западный Сассекс) и его имя до конца XXвека упот­реблялось в качестве названия кораблей Королевского флота четырежды. Первый Sussex вошел в строй в 1652, но уже в сле­дующем году погиб от пожара. Следующий корабль этого имени, парусный линкор II класса, получил при спуске на воду в 1757 название Union, в 1802 был переоборудован в госпитальное судно, в связи с чем ему при­своили новое имя - Sussex. На счету старого линкора числилось немало битв — в заливе Киберон (20.11.1759), при Уэссане (12.12.1781) и под Тулоном (28.08.1793). В 1816 корабль был разобран.

Четвертым это имя получил тяжелый крей­сер типа County, заложенный 1.02.1927 на верфи R.& W.Hawtorn, Leslie & Co.,Ltd. в Хебберне-он-Тайн. Спуск на воду состоялся по­чти через год, 22.02.1928. Крестной матерью крейсера стала леди Леконфилд, супруга лорда-лейтенанта одноименного графства. Корабль вошел в строй 19.03.1929, получив тактический номер 96 (с 1947 — С9б).

Службу начинал традиционно — в Первой эскадре крейсеров. В 1934 был направлен в Австралию для замены переведенного в со­став Средиземноморского флота тяжелого крейсера Australia. На переходе на борту Sussex находился направлявшийся в Авст­ралию с визитом герцог Глостер. Его Коро­левское Высочество совершил на крейсере круиз в австралийских водах, причем обя­занности почетного эскорта нес еще один County - Canberra. 10 декабря герцог на крей­сере Australia отбыл с визитом в Новую Зе­ландию, a Sussex оставался в составе RAN (Royal Australian Navy) до сентября 1935, когда в связи с абиссинским кризисом он вновь был переведен в Средиземное море. Здесь в октябре он вошел в состав отряда кораблей в Порт-Саиде (вместе с легкими крейсерами Colombo и Emerald), а в 1937 перешел в Александрию, сменив ушедший на родину крейсер Australia.



С начатом гражданской войны в Испании Sussex со­вместно с крейсером London патрулировал испанские воды в южной зоне ответственности Британии. С ним же Sussex совершил визит вежливости в Венецию в августе 1937. В августе 1938 вместе с линейным крейсером Hood прибыл в Пальму на о.Мальорка, где последний принял на борт экипаж британского судна, потопленного в ходе авиана­лета. 17 августа оба крейсера взяли курс на Мальту, отку­да Sussex был направлен в Англию. На Средиземном море крейсер вновь появился в начале 1939.

Вскоре после начала войны Sussex перевели в Южную Атлантику, где он включился в масштабную операцию, про­водившуюся союзными флотами по поиску германского «карманного» линкора Admiral Graf Spee. Операция отли­чалась размахом — линкор, два авианосца, девять крейсе­ров английских и два линкора, авианосец и пять крейсе­ров французских составили восемь поисковых групп (Force F - N). Force H, в которую входили Sussex и Shropshire, патрулировала в районе мыса Доброй Надежды. В ходе операции крейсерам Force H была поставлена еще одна задача — поиск германского судна снабженияAltmark. Для этой цели командующий ВМС в Южной Атлантике вице-адмирал д’Ойли-Лайон решил усилить Force H кораблями Force К (авианосец Ark Royal, линейный крейсер Renown и легкий крейсер Neptune). Altmark не нашли, но 2 декабря южноафриканской авиацией был обнаружен германский блокадопрорыватель Watussi (9552 т), на перехват которого тотчас же вышли Sussex и Renown. Однако захватить не­мецкое судно не удалось, поскольку оно было затоплено экипажем сразу же после отдания крейсером Renown сиг­нала остановиться.

В конце декабря Sussex получил назначение в 4-ю эс­кадру крейсеров Восточного флота и прибыл на Цейлон 6 января 1940. 30 января в Коломбо Sussex и легкий крей­сер Hobart вступили в охранение конвоя войсковых транс­портов US.1, эскортируемого линкором Ramillies и следу­ющего в Суэц с контингентом австралийских и новозелан­дских войск на борту. 8 февраля конвой миновал Аден и 12-го прибыл в Суэц, после чего корабли эскорта возвра­тились в свои базы.



В конце марта крейсер пришел на ремонт в Ливерпуль, а по окончании работ был включен в состав 1-й крейсерс­кой эскадры Home Fleet, флагманским кораблем которой являлся Devonshire. Четыре месяца спустя Sussex напра­вили на очередной ремонт в Глазго. 18 сентября, в ходе одного из авианалетов, в стоящий в доке (Princess Dock) крейсер попала 250-кг бомба, взорвавшаяся в районе вто­рого машинного отделения. Вспыхнувший пожар вскоре стал неконтролируемым и угрожал взрывом зарядных погребов кормовых башен, во избежание чего командир принял решение о их затоплении. В результате крейсер сел кормой на дно дока, получив значительный крен на правый борт. В таком положении Sussex оставался до ок­тября, когда корабль был поднят, а в ноябре его отбукси­ровали на верфь York Hill Bassin на Клайде. Ремонтные работы продолжались почти два года и закончились в августе 1942. В сентябреSussex вновь получил назначе­ние в 1-ю эскадру.

Еще в августе 1942 немцы начали очередную кампа­нию переходов блокадопрорывателей из Германии в Япо­нию и обратно. В Японию доставлялись военные материа­лы и техника, с Дальнего Востока — сухогрузы, в основном каучук. В феврале 1943, когда ожидался проход прерыва­телей, возвращавшихся в Европу, через самую узкую часть Атлантики, в район Азорских островов были высланы крей­сера Флота Метрополии. 23(26) февраля самолет амери­канских ВВС Liberator обнаружил в 500 милях от мыса Финистерре подозрительный танкер и доложил об этом по радио. Патрулировавший в 190 милях Sussex принял донесение и пошел на перехват. Вечером того же дня тан­кер был потоплен. Им оказался прерыватель Hohenfriedberg, бывший норвежский Herborg (7892 т), зах­ваченный 19.06.1942 немецким вспомогательным крейсе­ром Thor (Schiff 10 - Raider E). Примечательно, что Sussex оказался в том же положении, что иDevonshire во время боя с Atlantis. Опасаясь действовавших в этом районе суб­марин, крейсер не стал подбирать немецкий экипаж и бы­стро ушел. Танкер действительно сопровождался тремя под­лодками, одна из которых, U 264, сделала по Sussex тор­педный залп. Эти же подлодки спасли команду танкера.

В марте крейсер в очередной раз получил назначение в 4-ю эскадру, но еще несколько месяцев находился в Южной Атлантике. В декабре прошел ремонт в Бомбее, по окончании которого, в январе 1944, присоединился, наконец, к кораблям Eastern Fleet на Цейлоне. В феврале-марте соединение кораблей флота, состоявшее из авиа­носца Illustries, крейсеров Sussex и Gambia и двух эсмин­цев, осуществляло поиск предполагавшихся немецких бло­кадопрорывателей в районе к юго-западу от Кокосовых островов (операция Sleuth).



Следующий ремонт, с июня 1944 по март 1945, прохо­дил в Ширнессе, причем крейсер номинально числился в 10-й крейсерской эскадре Home Fleet. После окончания ремонта Sussex вновь был направлен на Дальний Восток, где в июле принял участие в освобождении от японцев Малаккского полуострова. 24-26 июля в составе соедине­ния вице-адмирала Уокера (линкор Nelson, эскортные авиа­носцы Ameer и Empress, Sussex и 4 эсминца) прикрывал траление от мин прибрежных вод полуострова. Попутно палубная авиация нанесла удар по занятому японским гар­низоном Кра Истмус, а корабли эскорта обстреляли бере­говые сооружения. 26 июля состоялась первая и единствен­ная атака камикадзе на корабли Восточного флота, в ре­зультате которой Sussex и авианосецAmeer получили по­вреждения, а тральщик Vestal был потоплен.

Но дни японской военщины уже были сочтены и месяц спустя, после официальной капитуляции Японии, началась сдача японских гарнизонов в Юго-Восточной Азии. 4 сен­тября в Сингапур из Бомбея прибыл конвой из транспор­тов с войсками 5-й индийской дивизии, штабом XV корпу­са и британской 3-й бригадой коммандос. В охранении находились Sussex, эсминец и 7-я флотилия тральщиков. В тот же день на борту Sussex генерал-лейтенант Итагаки и вице-адмирал Фукудоме подписали акт капитуляции Син­гапура и военного округа Джохор, после чего прибывшие войска произвели высадку.

Следующим районом, в котором действовал Sussex, стала Голландская Ост-Индия. В течение октября англо­-индийские войска высадились на Яве и Суматре, и к концу месяца все японские гарнизоны на архипелаге сложили оружие. Однако индонезийцы не собирались вновь подчи­няться голландскому владычеству и продолжавшие при­бывать британские армейские части фактически пытались содействовать восстановлению контроля Голландии над своей бывшей колонией. 1 ноября в Сурабаю пришел оче­редной конвой во главе со штабным кораблем Bulolo, до­ставивший на Яву подразделения 5-й индийской дивизии. Эскортирование транспортов осуществляли Sussex и три эсминца. Высадка войск состоялась на следующий день. Начиналась четырехлетняя вооруженная борьба Индоне­зии за независимость.

Sussex оставался в составе Тихоокеанского флота Бри­тании еще около года, а в сентябре 1946 был выведен в резерв в Девонпорте. Полгода спустя его снова ввели в строй, направив в базировавшуюся на Гонконг 5-ю эскад­ру крейсеров, в составе которой он находился с середины 1947 до конца 1948. В феврале 1949 вернулся на родину, выведен в резерв, а в конце года исключен из списков флота. 3 января 1950 Sussex продали на слом и в февра­ле он прибыл на верфь Arnott Young в Далмюре для раз­борки, которая завершилась в январе 1955.

В качестве корабельного названия имя Sussex больше не появлялось.



28 июля 1944 года два легких армейских штурмовика «Соня» из 73-го Докурицу хикочутай (независимой эскадрильи) совершали перелет над заливом Амахай вблизи своей базы на скалистом берегу острова Серам. Один из самолетов пилотировал тайи (капитан) Шимада Сабуро, в свои 26 лет бывший уже ветераном части. Второй пилот √ тайи Ода Фугумичи, также опытный летчик, занимал в этот раз место стрелка в самолете Сабуро. Оба офицера сопровождали в качестве лидера второй самолет, пилотируемый гунсо (сержантом) Йокоги Санеёши, перевозившим запчасти на авиабазу Самате.

Внезапно появившаяся пара американских «Лайтнингов» из 49-й истребительной группы США, сходу атаковав японские самолеты, расстреляла в воздухе самолет Йокоги.

Плотный зенитный огонь с берега заставил американских пилотов отвлечься от второго самолета, но зато привлек еще один «Лайтнинг» из 475-й группы США. Попытка сбить одиночный японский штурмовик сходу не удалась. «Соня» оказалась на редкость твердым орешком. Капитан Сабуро, уворачиваясь от атак «Лайтнинга», творил настоящие чудеса в воздухе, разворачивая свой самолет почти на месте, делая свечки, практически зависая на месте, и бросая самолет в отвесные пике. Капитан Фугумичи опустошил несколько магазинов хвостового пулемета и только прочная конструкция американского истребителя позволила ему не быть сбитым. Бой длился без малого полчаса. В конце концов, Сабуро, в очередной раз, развернув свой самолет, попытался атаковать в лоб американца, вероятно пытаясь таранить его. Однако мощный залп Р-38 разнес японскому самолету фонарь кабины, после чего «Соня», перевернувшись, вошла в пике и врезалась в волны.

За штурвалом «Лайтнинга», в котором после посадки насчитали 32 пулевые пробоины, находился 42-летний Чарльз Линдберг, летчик, который 17 лет назад первым совершил беспосадочный перелет через Атлантику, а его столь непростым противником, скрытым под американским прозвищем «Соня» явился легкий армейский штурмовик Ki-51, разработанный за два года до войны



На разработку проекта, получившего обозначение Ki-51ушел год. Концептуально новый самолет представлял собой уменьшенный вариант Ki-30. Очень компактный моноплан цельнометаллической конструкции, лишь рулевые поверхности оперения и элероны обшивались полотном. От закрытого бомбоотсека решено было отказаться в пользу наружной подвески бомб. Такой способ подвески позволял загружать больший ассортимент бомбовых боеприпасов, максимально полно используя небольшую грузоподъемность машины. Кроме того, отказ от бомбоотсека позволил применить схему низкоплана, а следовательно, укоротить стойки неубирающегося шасси в обтекателях. Правда, такая схема несколько ухудшала обзор в нижней полусфере.

Между апрелем и маем 1939 года макет машины успешно прошел статические испытания и продувки в аэродинамической трубе. А уже в июне был готов первый прототип. Второй заказанный прототип был собран двумя месяцами позже.

Испытания новой машины прошли на редкость успешно. Не было выявлено практически никаких детских болезней, присущих новой технике. Первый прототип испытывался на летные характеристики и маневренность, а второй на снятие летных данных максимальной скорости, скороподъемности и потолка.

В ходе этих полетов была отмечена хорошая управляемость, удовлетворительные летные данные, близкие к требованиям задания, отличный обзор, комфортная кабина. Нарекания вызвали некоторая вибрация двигателя на определенных режимах и тенденция к потере скорости на посадке. Кроме того, была выявлена одна неприятная особенность с точки зрения комфорта экипажа. Если пилот самолета располагался практически в центре тяжести, то место стрелка было сдвинуто назад и второй член экипажа во время пикирования испытывал на себе слишком большие перегрузки √ до 6.5 √ 7 g. Был даже случай, когда у стрелка из-за ослабленных ремней во время пикирования от перегрузки самопроизвольно раскрылся парашют в кабине.

Проведенные учебные воздушные бои с истребителем Ki-27 показали, что маневренные характеристики нового штурмовика ничуть не уступают истребителю. А разбор кадров фотопулемета истребителя после 40-минутного «боя» показал, что тому ни разу не удалось «попасть» в потенциальную жертву.

Сразу по завершении испытаний прототипов была заказана партия из 11 доработанных штурмовиков для эксплуатационных испытаний. Первый из заказанных самолетов был готов в сентябре 1939 года и использовался для проверки вооружения, бомбардировочного и радиооборудования. Последний, 11-й предсерийный Ki-51 был поставлен в декабре.

Доработки свелись к дополнительной бронезащите, добавлению резиновых амортизаторов в опорах двигателя и предкрылков для устранения тенденции к сваливанию на малых скоростях.

Шестой прототип был отправлен в филиал Rikugun Kokii Gijutsu Kenkyujo (отдел технических исследований армейской авиации) в Харбине, где он был оснащен полностью закрытой задней секцией фонаря вместо козырька. Но в серии это принято не было.

Первоначально планировалось выпускать две параллельные версии машины Ki-51 √ штурмовик и Ki-51 Koh √ тактический разведчик.

Спецификация на Ki-51 Koh была выдана в декабре 1938 года. Два предсерийных самолета были модифицированы под функции тактического разведчика. Из задней кабины были удалены приборы двойного управления, в полу кабины было прорезано большое окно. В бортах фюзеляжа также появились небольшие окошки.

Вариант Ki-51 Koh успешно прошел испытания, но в серии было решено отказаться от специализированной разведывательной модификации и не строить отдельные варианты. Нижнее и боковые окошки задней кабины стали стандартными для всех серийных машин и переоборудование машины из штурмовика в разведчик стало функцией аэродромных механиков.

В конце 1939 года Ki-51 был принят на вооружение Императорской армейской авиации под обозначением «99-Shiki Shugekiki/Gunteisaisuki» — «Штурмовик-тактический разведчик Тип 99″. В январе 1940 года на заводе Mitsubishi было организовано серийное производство, где до марта 1944 года было выпущено 1459 штук этих машин. Выпуск Ki-51 распределялся следующим образом: в 1940 году было изготовлено 88 штук, 1941 √ 272 штуки, 1942 √ 446 штук, 1943- трех месяцев 1944 √ 653 штуки.



Самолет оказался настолько удачным, что в июле 1941 года на 1-м государственном арсенале армейской авиации Рикугун √ «Dai-Ichi Rikugun Kokusho» в городе Тачикава под Токио была организована дополнительная производственная линия по выпуску Ki-51. Здесь, до июля 1945 года включительно было выпущено еще 913 штурмовиков.

Во время своей долгой и насыщенной боевой карьеры штурмовик Ki-51 получил неофициальное прозвище у японских военных «Guniei» (производное от gunteisatsuki), то есть «Японская Штука» — ссылка на немецкий пикировщик Ju.87.

Следует отметить, что в ходе производства в конструкцию Ki-51 было внесено минимальное количество изменений. В марте 1940 года проблема перегрева масла, потребовала увеличения габаритов масляного радиатора. В том же году, было введено протектирование резиной среднего и заднего крыльевого бензобаков. Начиная с 1124-го серийного самолета, в конце 1943 года, в передней кромке крыла был добавлен дополнительный 65-литровый бенозобак; примерно в то же время два крыльевых 7,7-мм пулемета Тип 89 были заменены на 12,7-мм пулеметы Ho-103. На многие штурмовики, действовавшие в северных районах, в Манчжурии, северном Китае и на Хоккайдо, в зимнее время устанавливали лыжное шасси.

В сентябре 1944 года испытывались два прототипа «химического» Ki-51. Под каждым крылом монтировались по две емкости с отравляющими газами или биологическими реагентами. Возможно эти версии были связаны с печально знаменитым отрядом 731 в Манчжурии. Но маловероятно, чтобы эта версия использовалась на практике.

В качестве эксперимента на штурмовиках Ki-51 пробовали устанавливать ракетные стартовые ускорители по одному под каждым крылом. Испытания их в сентябре 1944 года показали, что взлетная дистанция при применении их сокращается на две трети. Правда, сведений, что этот девайс использовали на практике, нет.

В ноябре √ декабре 1944 года на часть Ki-51, действовавших в прибрежных районах берегового командования, устанавливались детекторы магнитных аномалий и использовали в качестве противолодочных.



[media=https://www.youtube.com/watch?v=
DEewnLKnETo&feature=player_embedded
]

[media=https://www.youtube.com/watch?v=
Zjigc6viIhg&feature=player_embedded
]
29 сентября 2015 22:05
Вернуться назад