uCrazy.Ru / Тяжелый крейсер «Больцано»

Тяжелый крейсер «Больцано»



Седьмой итальянский тяжелый крейсер хотя и был заложен после крейсеров типа "Зара", но не стал его дальнейшим развитием, а был своеобразным возвратом к крейсерам типа "Тренто". Это объяснялось желанием командования иметь в составе своего флота две равноценные дивизии тяжелых крейсеров. Задание на проектирование крейсера было разработано особой комиссией под председательством морского Генерального секретаря.

В основу проекта положили следующие требования: водоизмещение 10160 тонн, скорость 36 узлов, артиллерия главного калибра из 8 203-мм орудий, (такие же орудия, как на "Зарах"). Следовало произвести пересмотр в подразделении корпуса на отсеки, с тем чтобы крейсер оставался на плаву при затоплении 3-х смежных отсеков. Бронирование оставалось таким же, как на крейсерах типа "Тренто".


Чтобы не превышать лимит водоизмещения, также пришлось пойти на сокращение боезапаса главного и универсального калибров. Конструкторы, получив задание подобное заданию на крейсера типа "Тренто", очень быстро разработали проект. 8 июля 1929 года Королевским декретом № 1400 новый крейсер был зачислен в состав флота. 25 октября 1929 года верфь "Ансальдо" в Генуе получила заказ на его строительство.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Общие характеристики:


Водо­измещение: 11065 т (стандартное), 13885 т (полное).
Длина: 187,6 / 196,9 м.
Ширина: 20.6.
Бронирование: Принципиальная схема осталась такая же, как и на типе "Тренто", за одним исключением бронированный пояс заходил в нос за барбет первой башни. Пояс имел толщину 70 мм, траверзные переборки 50 мм, палуба (над жизненно важными частями) 50 мм, барбеты башен главного калибра 60 мм, боевая рубка 100 мм, ко­мандно-дальномерный пост 70 мм, башни главного калибра 100 мм.
Механизмы: 10 котлов Ярроу произ­водства завода Ансальдо, (по другим данным, 10 полувер­тикальных котлов) и 4 турбины Парсонса.
В 1932 г. на испытаниях при водоизмещении 11022 т. "Больцано" развил максимальную скорость 36,81 узла, мощность механизмов 173772 л.с. и 333 об/мин, винта.



Скорость хода: 36 узлов.
Дальность плавания: 4432 мили со скоростью 16 узлов, 2925 миль со скоростью 25 узлов, 910 миль со скоростью 35 узлов.
Запас топлива: 1800 т нефти (нормальный) и 2260 т (полный).
Расположение отсеков главной энергетической установки от носа в корму: 6 котлов в трех котельных отделениях, носовое машинное отделение, затем 4 котла в двух отделениях и кормовое машинное отделение.

Вооружение:


Артиллерия: 4 × 2 - 203-мм/53
Универсальная и зенитная артиллерия: 8 × 2— 100-мм/47, 4 – 40-мм зенитных автомата «Викерс-Терни», 4 × 2— 13,2-мм пулемёта.
Первоначально «Больцано» нес 4 одноствольных 40-мм автомата «Виккерс-Терни» образца 1917 г. Два из них первоначально стояли на полубаке на месте носовых 100-мм установок, еще два — на юте. После появления на крейсере 100-мм установок автоматы перенесли на не слишком удачные позиции на верхнюю палубу: носовые — сразу за срезом полубака, где они имели ограниченные углы обстрела, а кормовые — между бортовыми 100-мм установками.



В 1937 году с крейсера были сняты 2 кор­мовых 100-мм артустановки. Вместо них появились 4 37-мм автомата (2 двухствольных установки). В 1939 году провели работы по изменению формы мостиков. Дальнейшие ра­боты были связаны с мелкокалиберной зенит­ной артиллерией. В 1941 году на вооружении крейсера находилось 8 37-мм автоматов (4 двухствольных установки). В 1942 году были демонтированы пулеметы, а вместо них установлены 4 20-мм зенитных одностволь­ных автомата.
Минно-торпедное вооружение: 4 × 2 — 533-мм ТА.
Авиационная группа: 1 катапульта, 2—3 гидросамолёта.



Боевая служба:


После вступления Италии во Вторую мировую войну, «Больцано» состоял в 3-й дивизии Второй эскадры, являвшейся быстроходным соединением итальянского флота. Крейсер впервые побывал в бою 9 июля 1940 года, когда произошло сражение у Пунто-Стило. В ходе боя «Больцано» вместе с другими тяжёлыми крейсерами вступил в перестрелку с лёгкими крейсерами британцев и получил три попадания снарядов калибра 152 мм. В результате корабль ненадолго потерял управление, но повреждения были быстро исправлены.

Тяжелый крейсер «Больцано»

Муссолини с командой «Больцано», во время инспекционной поездки.


В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года «Больцано» находился в Таранто и участвовал в отражении налёта британской палубной авиации, повреждений не получил. После этого все крейсера 3-й дивизии перебазировались в Мессину. 27 ноября 1940 года, в ходе боя у мыса Теулада, принял участие в бою с крейсерами британцев, после чего оказался под огнём линейного крейсера «Ринаун», но избежал попаданий.


Итальянские тяжелые крейсера «Больцано» и «Пола» в
море в день боя у Пунто-Стило.


28 марта 1941 года 3-я дивизия вступила в перестрелку с британскими лёгкими крейсерами у мыса Гавдос. Бой проходил на дальней дистанции и снаряды англичан не долетали до итальянских крейсеров. Появилась возможность реализовать довоенные планы по разгрому противника с недосягаемой для него дистанции, но выпустив 364 снаряда, три итальянских крейсера не добились ни одного попадания, а идти на сближение они опасались из-за слабого бронирования.

В апреле-августе 1941 года «Больцано» участвовал в охранении итальянских конвоев. В ходе одной из таких операций 25 августа 1941 года крейсер получил торпедное попадание с британской ПЛ «Трайэмф» (Triumph). Торпеда попала в кормовую часть, корабль полностью потерял ход и был уведён в Мессину на буксире. В ходе ремонта в сентябре 1941 года «Больцано» попал под бомбардировку с воздуха и получил бомбовое попадание, причинившее серьёзный ущерб. После этого «Больцано» был отбуксирован в Геную, где ремонтировался на верфи Ansaldo до июля 1942 года.



12 августа 1942 года отремонтированный «Больцано» принял участие в операции итальянского флота по уничтожению британского конвоя на Мальту. До столкновения с вражескими кораблями дело не дошло из-за нерешительности итальянского командования, но на обратном пути «Больцано» вечером того же дня был атакован британской ПЛ «Анброкен» (Unbroken) и получил торпедное попадание в топливную цистерну.
Хотя при взрыве погиб только один человек, возник сильнейший пожар, угрожавший погребам боезапаса и крейсер выбросился на мель у острова Панареа, где горел в течение всей ночи. Только 15 сентября 1942 года крейсер сняли с мели и отбуксировали в Неаполь.



8 сентября 1943 г., когда новое правительство Италии подписало перемирие с западными союзниками, небоеспособный «Больциано» стоял в Ла Специи. На следующий день в город вошли германские войска, осуществлявшие операцию «Ахзе» («Ось») – захват боевых кораблей бывшего союзника по «Оси».

Состояние «Больциано» было настолько плачевным, что ни о каком ремонте его немцами не могло быть и речи. Опасаясь, что немцы могут потопить его с целью блокировать вход в порт Ла Специя, "Больцано" был определён целью штурмового рейда в Ла Специя, смешанной итальяно-английской группы диверсантов проведённой 22 июня 1944 года.

В ночь 22 июня 1944 г., эсминец «Грекале» и торпедный катер Ms-74 подошли к Ла Специи и выпустили две человекоуправляемые торпеды "Chariot" («Колесница»). Проникнув в гавань, боевые пловцы прикрепили к днищу корабля четыре магнитные мины с замедлением на 2 часа, а чтобы усилить взрыв, присоединили к ним боеголовку торпеды с зарядом около 200 кг взрывчатки.

В 6 час. 23 мин. произошел взрыв, «Больцано» опрокинулся и затонул.



После войны корпус "Больцано" подняли и разобрали на металл. Корабль вычеркнули из списков флота 27 февраля 1949 года.
11 января 2016 10:43
Вернуться назад