uCrazy.Ru / "Могучая бабуля" – история самого титулованного корабля британского флота

"Могучая бабуля" – история самого титулованного корабля британского флота



История военно-морского флота знала несколько технических революций, но две главнейшие произошли в XIX и начале ХХ века: во-первых, повсеместное внедрение парового двигателя и цельнометаллических корпусов взамен парусному деревянному флоту, и во-вторых — строительство знаменитого линкора HMS Dreadnought, ставшего родоначальником принципиально нового класса боевых кораблей, созданных по принципу «all-big-gun»: «только большие пушки».
На появление дредноутов — супер-броненосцев с единообразной артиллерией главного калибра, управляемой с единого поста главного артиллерийского офицера корабля, — серьёзно повлияли выводы, сделанные военно-морскими державами после русско-японской войны 1904–1905 годов. Стало окончательно ясно, что дальнейшая модернизация классических броненосцев невозможна и бесперспективна. HMS Dreadnought по суммарной мощи залпа превосходил целую эскадру обычных броненосцев, а учитывая преимущества централизованного управления огнём на одном корабле в сравнении с трудностями управления огнём эскадры — важность даже одного линкора нового типа была неоспорима. В свою очередь эскадра дредноутов давала грандиозное превосходство над всеми противниками.

Неслыханное английское изобретение перед Первой мировой войной вызвало буйную гонку военно-морских вооружений, новомодные (и чего скрывать, очень полезные!) дредноуты бросились строить не только все морские державы Европы, но даже весьма отдалённые государства вроде Аргентины или Чили. Впрочем, Британская империя в данном вопросе была впереди планеты всей: в соответствии с Naval Defence Act от 1889 года и концепцией Two Power Standart, Королевский флот обязан превосходить два любых других флота вместе взятых.

"Могучая бабуля" – история самого титулованного корабля британского флота

"Уорспайт" в доках


Если самый первый HMS Dreadnought, как и всякая новейшая техника, страдал от «детских болезней» и конструкторских ошибок (например, расположение контрольно-дальномерного поста на фок-мачте, установленной сразу за передней трубой, отчего на полном ходу имелось задымление поста), то корабли последующих серий были куда более совершенными — к 1912 году Первый лорд Адмиралтейства и будущий премьер Уинстон Черчилль приказывает отправить в серию проект супердредноутов типа Queen Elizabeth, вооружённых 15-дюймовыми орудиями.

Вторым после первенца серии, линкора HMS Queen Elizabeth, в строй вступил наш герой — HMS Warspite/«Уорспайт», ставший одним из самых легендарных британских дредноутов. Корабль был спущен на воду 26 ноября 1913 года и вошёл в состав Королевского флота 8 марта 1915.

Боевая биография


HMS Warspite прошёл через обе мировых войны и был отправлен в резерв в начале 1946 года, то есть служил Британской короне три полных десятилетия, участвовал в полутора десятках сражений и множестве менее значительных операций.



Надо заметить, что «Уорспайту» повезло почти сразу оказаться в самой гуще событий. Британский «Гранд Флит» и «Флот открытого моря» Германской империи давно искали встречи для генерального сражения — до 1916 года произошло две крупные стычки, бой в Гельголандской бухте и бой у Доггер-банки, в которых преимущество осталось за англичанами, но обеим сторонам требовалась решительная победа на море и полный разгром флота неприятеля. Возможность такой встречи представилась в мае 1916, когда немцы вышли в Северное море, а им на перехват отправились британские военно-морские силы под командованием адмиралов Джеллико, Битти и Худа.


"Уорспайт" и "Уорриор" в Ютландском сражении


«Уорспайт» входил в Пятую эскадру линкоров, более чем на час опоздавшую к началу линейного артиллерийского боя. Тем не менее с подходом тяжёлых кораблей англичане получили превосходство в огневой мощи, и германская эскадра вынуждена была отвернуть для разрыва дистанции. «Уорспайт» успел повредить линейный крейсер неприятеля «Фон дер Танн», а час спустя Пятая эскадра оказалась под перекрёстным огнём, линкор получил попадание в машинное отделение, в результате заклинило рули, и до устранения неполадок «Уорспайт» успел дважды описать циркуляцию, непрерывно находясь под обстрелом.


Шестидюймовки "Уорспайта" после Ютланда


Броня не подвела — «Уорспайт» выдерживает полтора десятка попаданий снарядов крупного калибра (от 280 миллиметров и выше), а затем отступает своим ходом в гавань Росайт в Шотландии. Эффективность данного супердредноута в Ютландском сражении довольно сомнительна, но корабль показал прекрасную живучесть. Потери за время боя составили всего 14 человек убитыми и 16 ранеными при общей численности экипажа в 925 человек.


Повреждения "Уорспайта" после Ютланда


В течение всей Первой мировой «Уорспайту» катастрофически не везло с авариями: всего за два года он успел протаранить линкоры «Бархам» и «Вэлиант», столкнулся с эсминцем сопровождения, пережил серьёзный пожар в машинном отделении и даже сел на мель в устье реки Форт, отчего значительное время провёл в ремонтных доках. В 1918 году линкор конвоировал сдавшуюся германскую эскадру в Скапа-Флоу, затем был переведён в состав Атлантического флота, а в середине тридцатых годов (1934) отправляется на капитальную модернизацию, после которой приступает к службе в Средиземноморском флоте.

Час триумфа «Уорспайта» настал с началом Второй мировой войны, первые месяцы которой выдались для флота Британии не самыми удачными — прямиком на базе ВМФ Скапа-Флоу германская подлодка U-47 под командованием Гюнтера Прина топит линкор «Ройал Оук», и «Уорспайт» срочно отзывают со Средиземноморского театра для усиления Флота Метрополии. 12 апреля 1940 года английская эскадра, состоящая из линкора и девяти эсминцев, одерживает решительную победу во Втором бое при Нарвике, целью которого было предотвращение прорыва германских кораблей из Нарвик-фьорда (Норвегия) — немцами были потеряны восемь эсминцев, а гидросамолёт «Суордфиш», запущенный с борта «Уорспайта», потопил подводную лодку.


"Уорспайт" в сопровождении эсминцев. Нарвик, 13 апреля 1940 г.


Командующий соединением адмирал Уильям Уитворт сильно рисковал, отправляя линкор в узкие фьорды, где у миноносцев было гораздо больше возможностей для манёвра, но обошлось — «Уорспайт» увернулся от торпедного залпа, а затем начал бомбардировку порта Нарвик. 24 апреля этого же года линкор при поддержке трёх крейсеров и десяти эсминцев пытается подавить береговую оборону противника в Офут-фьорде, но безрезультатно. Вскоре «Уорспайт» отзывают в Британию и снова переводят на Средиземное море.

Сражение у Пунта-Стило


В начале июля 1940 года главной заботой английского и итальянского командующих морскими силами в Средиземноморье была проводка важнейших конвоев. Итальянцам было совершенно необходимо максимально усилить свои войска на ливийской границе, так как они готовили вторжение в Египет — требовалось перебросить в Африку 13 000 солдат и 40 000 тонн грузов. Всё это нельзя было отправить на одиночных транспортах и подводных лодках, поэтому флот Италии был вынужден пойти на риск организации крупного конвоя. Итальянцы были уверены, что противник обязательно воспользуется предоставленной возможностью и попытается перехватить важный конвой, поэтому были приняты дополнительные меры по усилению эскорта, в итоге состоявшего из двух линкоров, шести тяжёлых и восьми лёгких крейсеров, а также шестнадцати эсминцев.


"Уорспайт" входит в гавань Ла-Валетты, Мальта. 1938


Англичане также начали подготовку операции, так как тоже должны были охранять конвои, в данном случае два, отправленные с Мальты в Александрию. На острове находилось много необходимых запасов, и планировалось перевести их, пока было время, для дальнейшего усиления главной оперативной базы флота в Египте. Британский адмирал Каннингхэм с главными силами Средиземноморского флота вышел в море вечером 7 июля, 8 июля часу ночи последние корабли покинули гавань. В самом начале операции флот был разделён на три группы, основная из которых сосредотачивалась вокруг флагмана — линкора «Уорспайт», на котором поднял флаг сам главнокомандующий, адмирал Эндрю Каннингхэм. В общей сложности в Александрийскую эскадру входили три линкора, один авианосец, пять крейсеров и шестнадцать эсминцев.

Первое крупное столкновение флотов Великобритании и Италии состоялось 9 июля 1940 года. Объективно итальянцы превосходили британские силы, поскольку линкоры «Малайя» и «Ройал Соверен» безнадёжно отстали от главных сил и не могли поддержать их артиллерийским огнём — в итоге «Уорспайт» вынужден был вступить в бой сразу против двух линейных кораблей итальянцев «Джулио Чезаре» и «Конте де Кавур».

В 15:51 итальянский и британский линейные флоты заметили друг друга. Они шли почти параллельно, постепенно сближаясь, а спустя 2 минуты линкоры противников одновременно открыли огонь. Артиллеристы «Уорспайта» оказались более точны, накрыв несколькими залпами правый линкор в итальянской колонне. Это был флагманский «Джулио Чезаре», находившийся на расстоянии 26 000 ярдов.


Пятнадцатидюймовки "Уорспайта"


Британские отчёты утверждают, что оба итальянских линкора сразу сосредоточили огонь на «Уорспайте», итальянские документы показывают, что дело обстояло немного иначе — «Джулио Чезаре» открыл огонь в 15:53 с дистанции 25 400 ярдов по «Уорспайту». Зато «Кавур», если верить его бортжурналу, открыл огонь по оставшему британскому линкору — «Малайе». Однако, поскольку указана дистанция 30 000 ярдов, существует вероятность, что он ошибочно попытался обстрелять «Ройял Соверен». Этот линкор уступал первым двум в скорости и заметно от них отстал. Тем временем в бой вступила «Малайя», которая дала по «Кавуру» четыре залпа, подняв свои 381-миллиметровые орудия на предельное возвышение, однако снаряды легли недолётами. Впрочем, как и 320-миллиметровые снаряды самого «Кавура», упавшие возле «Уорспайта».

Являлись ли дальнейшие события обычным везением, иногда случающимся на войне, или заслуга в этом принадлежит выучке британских артиллеристов, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Противники вели активную перестрелку в течение семи минут, и обе стороны добились накрытий. Итальянские залпы ложились примерно в километре от «Уорспайта», с очень большим разбросом снарядов в залпе. Лишь один залп лёг довольно кучно, примерно в четырёхстах метрах слева по носу от «Уорспайта». Итальянские документы в свою очередь отмечают, что огонь «Уорспайта» в этот период был довольно точным, а разброс небольшим. Каждый следующий залп ложился всё ближе к «Джулио Чезаре».


Итальянские линкоры «Конте де Кавур» и «Джулио Чезаре».
Неаполь, 1938


Затем произошло необычное: в 15:59 381-мм снаряд британского линкора попал в среднюю часть корпуса итальянского флагмана. Адмирал Каннингхэм вспоминает:



Командир «Джулио Чезаре» капитан 1 ранга Пиацца пишет в своих мемуарах:




По более достоверным данным, снаряд прошёл внутрь бронированной цитадели под палубой, пробил ещё одну палубу и каземат. В перегрузочном отделении башни 120-миллиметровых орудий начался пожар, быстро перекинувшийся на кубрики. Дым засосало вентиляторами в котельные отделения, персонал срочно эвакуировался, и в результате половина котлов вышла из строя. Из состава экипажа было убито, ранено или обожжено более ста итальянских моряков. Итальянский командующий адмирал Кампиони сообщает:



Так единственное попадание 381-мм снаряда решило исход боя. Совсем недавно итальянцы полагали, что победа почти гарантирована, поскольку им противостоял один-единственный «Уорспайт». Теперь, когда «Джулио Чезаре» вышел из сражения, соотношение сил стало слишком неблагоприятным, так как против одного итальянского линкора остались три британских — к «Уорспайту» вскоре могли подойти «Малайя» и «Ройал Соверен». Вскоре линкор «Конте де Кавур» тоже отвернул и пошёл вслед за «Чезаре», пытаясь оторваться от медлительных англичан.

После того как итальянские линкоры начали отступление, «Уорспайт» довольно быстро потерял их из вида, и в 16:04 стрельба была прекращена. Британский линкор дал в общей сложности семнадцать залпов. «Малайя» совершила отчаянную попытку всё-таки принять участие в бою и дала четыре залпа, однако все они легли недолётами. Оставшийся далеко за кормой «Ройял Соверен» вообще не получил шанса дать хотя бы один залп.

Можно сказать, что кратковременное сражение линейных кораблей у Пунто-Стило закончилось вничью: обе стороны достигли своей цели (как английский, так и итальянский конвои достигли пунктов назначения), ни один из линкоров не был потоплен. Однако бой подтвердил, что итальянская артиллерия качественно хуже, чем у неприятеля, а единственный снаряд «Уорспайта», достигший цели с расстояния в тринадцать миль, позволил англичанам говорить о том, что поле боя осталось всё-таки за Королевским флотом.

* * *


В дальнейшем «Уорспайт» использовался для отражения германской атаки на Крит, получил попадание авиабомбы, причинившей тяжёлые повреждения, и отправлен на ремонт в США, где был оснащён дополнительными зенитными орудиями и новейшими радарами — именно в таком виде, после модернизации 1941 года, линкор представлен в игре World of Warships.



С 1941 по 1943 годы «Уорспайт» проходит службу в Индийском и Тихом океанах, участвует в операциях против японцев, поддерживает силы союзников при высадке на Мадагаскар и наконец, обогнув Африку, возвращается через Гибралтар в Александрию, пройдя 160 тысяч миль с начала Второй мировой войны. При его участии были осуществлены десант в Италию и операция «Оверлорд», последний бой он принял неподалёку от Антверпена, бомбардируя немецкие укрепления. В 1943 году за линкором закрепилось прозвище Grand Old Lady, данное ему сэром Эндрю Каннингхэмом, самым известным и прославленным командиром "Уорспайта" (по традиции в британском флоте военные корабли считаются женского рода).


"Уорспайт" обстреливает германские позиции в Катанье, 1943



"Уорспайт" у берегов Нормандии, 1944


В 1946 году «Уорспайт», невзирая на предложения превратить заслуженный корабль в музей, был списан и продан Адмиралтейством для разделки на металл, но при буксировке сел на мель у побережья Корнуолла, где был разобран только к 1955 году.


У берегов Корнуолла, 1947
27 февраля 2016 14:00
Вернуться назад