uCrazy.Ru / Путешествие по Обь-Енисейскому каналу.

Путешествие по Обь-Енисейскому каналу.

С мужчиной из Кемерово и его племянником из Питера поехали в Томскую область, чтобы совершить водное путешествие по остаткам Обь-Енисейского канала.

Путешествие по Обь-Енисейскому каналу.

Железнодорожный вокзал Томск-II, едем в Белый Яр.


Путешествие по Обь-Енисейскому каналу.


СПРАВКА:


«Обь-Енисейский соединительный водный путь» был признан памятником природы в 1991г. в целях сохранения этого уникального гидротехнического объекта. В Красноярском крае он расположен на территории Енисейского района и по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации.
Это своего рода «Суэцкий канал» (162 км) России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров.
Обь-Енисейский канал начинается возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть и заканчивается устьем реки Большой Кас в 40 километрах от поселка Ярцево в нашем регионе. Он проходит по Средне-Сибирской низменности, пересекая водораздел рек Обь и Енисей с запада на восток, площадь объекта 190 гектаров. Водное соединение идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая (39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз. Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский (прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70 км) – Большой Кас (197 км).




История Обь-Енисейского канала началась в 1800г., когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек: Оби и Енисея. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения. Но работы по строительству канала так и не были начаты.
В 1875г. енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера.



Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований енисейцев, и в 1878г. был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Смета проекта составляла 7-8 миллионов рублей.
Но министерство, в целях экономии средств, приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Стоимость проекта оценили в 680 тысяч рублей, а шлюзы в проекте не предусматривались.
Сооружение канала началось в 1884г., здесь трудились 1200 человек, которые работали в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги. Руководил строительством объекта начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов.



Со строительством канала из Енисея на баржах можно было выйти в Обь, а затем добраться до Томска, Барнаула и в другие сибирские поселения. До 1894г. по водному соединению перевезли всего 500 тонн груза, без учета перевозок для строительства. Почти сразу стало ясно, что без шлюзования здесь не обойтись, и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов для того, чтобы пропускать баржи с небольшими пароходами. Половина шлюзов находится на территории Красноярского края: Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный и Касовский. В настоящее время возле Касовского шлюза проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие."


По дороге везде сплошной дым, от лесных пожаров.




Прибытие в Белый Яр около полуночи.




Заранее заказали машину, договорились с жителем Катайги, чтобы нас встретил в Белом Яру. С ним поехали в Катайгу.




Ехать около 300 км, дорога не самая хорошая и понадобилось около 7 часов, чтобы доехать до берега реки Кеть.




Паромная переправа.




В Катайге встретились с егерем Кеть-Касского заказника.




Ещё км 30 до реки Ломоватая, где начинается маршрут по Обь-Енисейскому каналу. Можно сказать что канал начинается здесь. Именно здесь начинаются шлюзы.
Встреча на дороге..




Приготовления к сплаву. Начинается борьба с комарами.




Около 7 утра. Приготовления: катамаран, байдарка, рюкзаки, еда....




Вот такая у нас "компания"




Дорога от Катайги здесь заканчивается. Мост на реке Ломоватая разрушен с 2010. Обещают его отремонтировать, но пока ничего не сделали. Местные переживают, за мостом для них в тайге всё: грибы, ягода и т.д., но сейчас туда добраться не просто.






Поплыли. Весь маршрут против течения. Но проблема небольшая, так как из-за отсутствия воды само течение не чувствуется. Уровень воды так низко, что мы не смогли доплыть до озеро Водораздельное, и остановились на реке Язёвая. Дальше было не смогли.








Первый лагерь, на берегу Ломоватой.




По пути довольно часто встречаются завалы деревьв. Надо пилить или по тайге обходить их.






На второй день сплава приехали в Красный Яр, где живёт Геннадий, один в тайге. Иногда завозят к нему продукты из Катайги. Здесь есть шлюз Красный Яр.
Остановились на обед. Отдых на берегу










Красный Яр.






Шлюз и домики заказника








Мне понравилось. Всё тихо, спокойно, удобно.




Вот так выглядит шлюз






2 дня отдыхаем здесь.
Ремонтируем весло




Я и Геннадий




Вид на тайгу с телефонной вышки. Телефон не работает.




Домик Геннадия. Он уже 5 лет живёт здесь.




На 3-й день отправляемся дальше. Едем до устья реки Язёвая, последняя река бассейна Оби.






Шлюз Ильинский. Самый сохранившийся.








Лагерь на берегу Ломоватой, недалеко от Язёвой.




Возле нового шлюза, на реке Язёвая, мы остановились. Дальше никак.
Здесь раньше был посёлок, пекарня, кладбище, школа...




Старые ворота шлюза.




Воды меньше и меньше.




Новый шлюз.






Никого не было.






Оттуда мы вернулись на мост на реке Ломоватая. Там нашли случайно машину (грибники) и вернулись в Катайгу, Белый Яр, Томск....



Источник.

ЕЩЁ НЕМНОГО ФОТОГРАФИЙ:










































11 апреля 2016 14:43
Вернуться назад