uCrazy.Ru / СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 10

СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 10



ДЕВЯТАЯ ЧАСТЬ

* * *


Надежда оказалась недоброй



Горящий "Гуд хоуп" за несколько минут до гибели


1 ноября 1914 года произошло знаменательное событие в истории британского флота: впервые за более чем 100 лет английская эскадра была наголову разгромлена в морском бою. Вообще, осень 14-го оказалась для "владычицы морей" шокирующе провальной. 20 сентября в Занзибарском порту немецкий крейсер "Кенигсберг" расстрелял и утопил английский легкий крейсер "Пегасус". 22 сентября немецкая подлодка легко и непринужденно отправила на дно три британских броненосных крейсера. 27 октября подорвался на мине и затонул новейший линкор "Одэйшес", а еще через четыре дня германская "Эскадра южных морей" под командованием адмирала Максимилиана фон Шпее в бою у чилийского порта Коронель расправилась с английской флотилией адмирала Кристофера Крэдока, утопив броненосные крейсера "Монмут" и "Гуд хоуп" (в переводе - "Добрая надежда").

При этом из экипажей крейсеров никто не спасся, они погибли в полном составе, включая и самого адмирала Крэдока, а немцы не потеряли ни одного матроса. Ореол непобедимости и всемогущества Ройял Неви заметно потускнел и впервые со времен Бонапарта у англичан появился на море грозный соперник.
Правда, запас прочности у крупнейших в мире на тот момент британских военно-морских сил все еще был огромным. Выдержав серию ударов, они через месяц взяли реванш за Коронель, уничтожив флотилию Шпее в битве у Фолклендских островов, однако это уже другая история.


Броненосный крейсер "Гуд Хоуп" - флагман адмирала Крэдока



Группа офицеров "Гуд Хоупа". Все они погибли 102 года назад,
а вместе с ними - 867 матросов крейсера


* * *


Гнилое серебришко




Название платине было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились в Южной Америке (на территории современной Колумбии) с новым металлом, внешне похожим на серебро (исп. plata). Слово буквально означает «маленькое серебро», «серебришко», есть вариант как «гнилое серебришко». Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке, долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже, чем серебро.

В Старом Свете платина не была известна до середины XVI века, однако цивилизации Анд (инки и чибча) добывали и использовали её с незапамятных времён. Первыми европейцами, познакомившимися с платиной в середине XVI века, были конкистадоры. Считается, что первым в литературе упомянул о платине Скалигер в опубликованной в 1557 году книге «Экзотерические упражнения в 15 книгах», где он, полемизируя с Кардано о понятии «металл», рассказал о некоем веществе из Гондураса, которое нельзя расплавить. Вероятно, этим веществом и была платина.

В 1735 году испанский король издаёт указ, повелевающий платину впредь в Испанию не ввозить. При разработке россыпей в Колумбии повелевалось тщательно отделять её от золота и топить под надзором королевских чиновников в глубоких местах речки Рио-дель-Пинто, которую стали именовать Платино-дель-Пинто. А ту платину, которая уже привезена в Испанию, повелевалось всенародно и торжественно утопить в море. Дело в том, что платина легко сплавляется с золотом и по плотности от него почти не отличается, чем не преминули воспользоваться фальшивомонетчики.



* * *


Паникаха




В Краснооктябрьском районе Волгограда, прямо напротив завода «Красный октябрь» стоит монумент. В бронзе отлит мужчина, объятый пламенем, в глазах его ярость, а руки вытянуты вперед и не дают пройти вперед невидимому врагу. Так навсегда он и застыл, словно тигр, в могучем прыжке. Это памятник героическому моряку, защищавшему Сталинград — Михаилу Паникахе.

Михаил Паникаха был призван в ряды Красной армии с Украины. Служил матросом на Тихоокеанском флоте. Во время Великой отечественной войны по собственной просьбе был направлен в Сталинград. Его зачислили в 883-й стрелковый полк 193-й стрелковой дивизии 62-ой армии бронебойщиком. 2 ноября 1942 года в районе завода «Красный октябрь» Михаил Паникаха оказался в окопе, окруженном немецкими танками. С гранатами и бутылками с зажигательной смесью Паникаха попытался ползком приблизиться к танкам, но немецкая пуля попала в одну из бутылок, и красноармеец моментально вспыхнул, как факел. Охваченный пламенем, Паникаха бросился на немецкий танк.

«Все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решётке моторного люка. Мгновение — и огромная вспышка огня и дым поглотили героя вместе с подожжённой им фашистской машиной», — писал в своих мемуарах «От Сталинграда до Берлина» Маршал Советского Союза Василий Чуйков.

Михаилу Паникахе было 24 года... Его похоронили прямо там, на месте подвига, в глубокой воронке близ завода «Красный октябрь».



* * *


СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 10


Машина Времени - "Путь домой"




Песня из замечательного кинофильма - "Капитан Пилигрима"


Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Кстати, в начале ролика мы видим яхту, которая в реальности называлась "Лейтент Шмидт", классная спортивная яхта.




К сожалению, она погибла в 1987 году, во время шторма. Заклинило на середине мачты парус, и она разбилась о волнорез в Одессе.


* * *


Зажгли в Палермо




В истории наверняка найдется очень немного морских сражений, в которых погибало сразу по шесть адмиралов. Возможно, такая битва была всего одна. Произошла она ровно 340 лет назад, 2 июня 1676 года в бухте города Палермо. В тот день французский флот под командованием герцога де Вивонна (он же Луи-Виктор де Рошешуар де Мортемар) разгромил объединенный флот Испании и Голландии, поэтому четверо погибших адмиралов были испанскими, а еще двое - голландскими. Лишились жизни и командиры обеих эскадр: испанский адмирал Диего де Ибарра и нидерландский - Ян де Хаан, а также - командующий испанской галерной флотилией Хуан де Вильярояль.

У испанцев сгорели или взлетели на воздух три фрегата, флагманский 64-пушечный линкор "Нуэстра Сеньора де Пилар" и две галеры, а у голландцев - три линкора, также включая флагман - 68-пушечный "Штеенберген". В целом же союзники потеряли девять кораблей из двадцати семи, еше несколько получили тяжелые повреждения. Французы, имевшие перед началом боя 28 кораблей, с тем же количеством его и закончили.

Такого результата де Вивонну удалось добиться благодаря умелому применению брандеров, которые он направил на стоявший в бухте вражеский флот, предварительно обстреляв его из пушек. Обстрел служил не столько для того чтобы нанести врагу урон, сколько для отвлечения внимания и создания густой "дымовой завесы". Ветер медленно понес большое облако порохового дыма в сторону противника, а под его прикрытием девяти французким брандерам удалось незаметно сблизиться с неприятелем, нацелившись на флагманов обеих эскадр.

Испанцы и голландцы слишком поздно обнаружили угрозу, успев потопить только две "плавучие бомбы", сделанные из старых, списанных боевых кораблей. Остальные брандеры выполнили задачу, уничтожив четыре линкора и три фрегата. Тем временем, французские линкоры утопили артиллерийским огнем две испанские галеры, в том числе - адмиральскую галеру "Сан Хосе", на которой погиб Хуан де Вильярояль.

Лишившись командования, испанцы и голландцы запаниковали. Некоторые корабли, обрубив якорные канаты, выбросились на берег, так как их экипажам показалось, будто французы пустили на них новые брандеры. Однако брандеры у де Вивонна закончились. Правда, у него оставалась возможность расстрелять из пушек еще несколько вражеских кораблей, сделав результат боя более убедительным. Но он, посчитав свою задачу выполненной, решил не рисковать и скомандовал отход.

В сражении было убито или утонуло не менее 1100 испанских и 260 голландских моряков, более 600 испанцев получили ранения, количество раненых голландцев нигде не указано. Французы потеряли всего около 50 человек убитыми и 150 - ранеными. Благодаря этой победе французский флот захватил господство над Тирренским морем, вытеснив оттуда испанцев.


Типовой французский брандер XVII-XVIII веков, сделанный из
списанного корвета. Единственным внешним признаком,
указывающим на назначение судна, является дверь,
прорубленная в кормовой части борта и предназначенная
для облегчения эвакуации команды после сцепления
с вражеским кораблем.



Слева: поперечный разрез французского "супербрандера",
сделанного из трехпалубного линкора, нагруженного пороховыми
бочками, бомбами и старыми орудийными стволами, служащими
в качестве дополнительных поражающих элементов. Взрыв этой
гигантской "адской машины" мог уничтожить сразу несколько
вражеских кораблей, находящихся поблизости. Впрочем, у
де Вивонна таких брандеров не было. Справа: голландский
линкор времен битвы в Палермской бухте. Примерно так
выглядел взорванный там "Штеенберген".


* * *


Монитор USS Lehigh



Американский речной монитор USS Lehigh во время действий на
реке Джеймс, штат Вирджиния, в ходе Гражданской войны в США;
1863-1864-й гг.


Монитор USS Lehigh был заложен 17-го января 1863-го года на верфи Reaney, Son & Archbold в Честере (Пенсильвания), уже 15-го апреля того же года корабль был спущен на воду, и 8-го сентября 1863-го года введён в строй флота, и до конца гражданской войны (май-июнь 1865-го года) корабль принял участие в ряде операций против конфедератов. В 1865-м году корабль был выведен на ремонт, затянувшийся до 1875-го года. Отремонтированный корабль был передан военно-морской академии США в которой использовался в роли учебного судна до 1879-го года, после чего корабль был переведён в Ричмонд и поставлен на консервацию. В 1895-1898-м гг. корабль прошёл модернизацию (капремонт) в рамках подготовки американских военно-морских сил к предстоящей американо-испанской войне. С началом войны корабль был введён в боевой состав флота и использовался для прикрытия Атлантического побережья США. По завершению войны монитор был вновь выведен в резерв, а затем и продан на слом в 1904-м году





* * *


U-117



Экс-немецкая подводная лодка (минный заградитель) U-117 на
показе публике в Вашингтоне; 27-е мая 1919-го года


Лодка U-117 была спущена на воду 10-го декабря 1917-го года на верфи AG Vulcan в Штеттине, введена в строй кайзеровского флота 28-го марта 1918-го года. Лодка совершила 1 боевой поход (11.07-16.08.1918). 21-го ноября 1918-го года лодка сдалась британцам в Гарвиче. В апреле 1919-го года совершила переход в Вашингтон, где с 27-го апреля 1919-го года была открыта для публики. В 1921-м году лодка использовалась в качестве мишени при проведении испытаний эффективности авиационного вооружения американскими военными (утоплена летающими лодками Felixstowe F5L)





* * *


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
28 июля 2016 00:14
Вернуться назад