uCrazy.Ru / СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 14

СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 14



ТРИНАДЦАТАЯ ЧАСТЬ

Земля Санникова


О неведомой Земле Санникова советские романтики впервые начали грезить в 1926 году — после издания одноименной книги Владимира Обручева. Миф о существовании этой земли укрепился после выхода в 1973 году на советский экран фильма «Земля Санникова» — только в 1974 году картину посмотрели более 40 миллионов человек. Под мотивы песни «Есть только миг между прошлым и будущим» многие были готовы сорваться с диванов, чтобы немедля отыскать последнюю стоянку онкилонов. Зрители были уверены, что Земля Санникова реальна. Впрочем, не они первые.



Весь XIX век путешественники-первопроходцы пытались найти некую призрачную землю севернее Новосибирских островов. Началось всё с того, что охотник Яков Санников в 1810 году обнаружил высокие каменные горы, расположенные в 70-ти верстах от северной части острова Котельный, что в Восточно-Сибирском море. Современники утверждают, что охотнику эти самые горы не померещились: факт обнаружения нового географического объекта был засвидетельствован, в частности, начальником экспедиции голландского происхождения Матвеем Матвеевичем Геденстромом. Да и сам Санников был достаточно опытным охотником, чтобы отличить мираж от действительности.

На поиски таинственной земли стали снаряжать одну за другой экспедиции отчаянных и целеустремлённых, в прямом смысле этого слова, людей. Поиски новой земли в северных водах давали противоречивые результаты. В 1820 году экспедиция лейтенанта флота Петра Федоровича Анжу не обнаружила никаких следов искомого объекта. Однако в 1881 году американец Джордж Де-Лонг открыл архипелаг небольших островов, расположенный гораздо севернее предполагаемого местонахождения Земли Санникова.

Споры и отчаянные попытки найти желаемое продолжались вплоть до начала XX века. Точка была поставлена с началом регулярных авиационных полётов в означенный сектор Восточно-Сибирского моря. Стало ясно, что Земли Санникова в указанном месте не существует. Однако это вовсе не означает, что её там никогда не было. Таинственный остров вполне мог исчезнуть в результате сложных геологических процессов, характерных для приполярных регионов. В частности, в указанном регионе остров Семёновский в 1823 году имел длину 14816 метров и ширину 4630 метров. Экспедиция 1912 года предоставила другие результаты: 4630 на 926 метров. А в 1936 году, когда гидрографическое судно «Хронометр» намеревалось установить на Семёновском навигационные знаки, острова уже не существовало.



Как бы то ни было, история о загадочной Земле Санникова с уникальными природными условиями не только красива и романтична, но и поучительна в экологическом смысле.


* * *


Удачливая подлодка неудачливой империи




Утром 18 июля 1915 года 5-я дивизия крейсеров 2-й эскадры Королевских военно-морских сил Италии (крейсера «Джузеппе Гарибальди», «Варезе», «Феруччо» и «Пизани») выполняла боевую задачу по бомбардировке железной дороги Рагуза – Катарро на адриатическом побережье Австрии. Внезапно итальянские моряки менее чем в четырёхстах метрах от броненосного крейсера «Гарибальди» (водоизмещение – 7350 тонн, вооружение – одно 254-мм, два 203-мм, четырнадцать 152-мм орудий, шестнадцать пушек калибра 76 мм и 47 мм, четыре торпедных аппарата) обнаружили вражескую подводную лодку. Ею оказалась австро-венгерская лодка SMU-4 германской постройки.

Подводники выпустили по противнику две торпеды, от первой из которых итальянский крейсер сумел уклониться. Вторая торпеда попала практически в центр корабля, взорвавшись рядом с угольной ямой. «Гарибальди» быстро пошёл ко дну. Из 575 членов его экипажа 53 человека погибли, остальные были подобраны подошедшими эсминцами. В 2008 году чешская экспедиция обнаружила затонувший крейсер на дне Адриатического моря, к юго-востоку от Дубровника.

Что касается подлодки SMU-4, то она оказалась одним из самых удачливых военных кораблей Императорского и Королевского военно-морского флота Австро-Венгрии. Свой боевой счёт она открыла ещё 28 ноября 1914 года, когда потопила албанский парусник «Fiore del Mare». В феврале 1915 года у побережья Черногории она захватила три рыболовецких судна, а 24 мая торпедировала и повредила британский крейсер «Дублин». SMU-4 воевала до самого конца Первой мировой войны, потопив, помимо выше перечисленных судов, ещё несколько парусников, а также итальянский, греческий, французский и британский пароходы. Всего на счету этой подлодки было 12 потопленных судов общим водоизмещением 18 тысяч тонн.


Рубка австро-венгерской подводной лодки SMU-4 в примитивном
камуфляже. На рубке установлено 37-мм орудие, а также
брезентовый обвес для защиты от ветра и волн.
После войны эта подлодка была передана
Франции в счёт репараций и пошла
на слом в 1920 году


* * *


День Рабоче-Крестьянского Военно-морского флота




В 1939 году Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) был установлен новый праздник – День Военно-морского флота. Он должен был отмечаться ежегодно 24 июля «в целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач». А с 1981 года День ВМФ СССР стал отмечаться в последнее воскресенье июля. В Российской империи своего рода праздником военного флота была годовщина Гангутской баталии, которая отмечалась 27 июля (7 августа по новому стилю), но после октября 1917 года эта традиция была нарушена.

В июле 1939 года журнал «Техника – молодёжи» писал:


СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 14



Массовый заплыв в честь Дня военно-морского флота.
Севастополь, 1949 год. Фотография советского
фотожурналиста Александра Васильевича Устинова


* * *






Старая морская песня ''Они стояли на корабле у борта''

Слова народные




Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


* * *


«Королева Елизавета» и 15 000 счастливых мужчин


Пассажирское судно, в годы войны войсковой транспорт RMS Queen Elizabeth — крупнейшее в мире на протяжении с 1940 по 1972 гг.




27 сентября 1938 года на судостроительной верфи «Джон Браун энд Компани» в Шотландии состоялся спуск на воду пассажирского лайнера, получившего имя «Куин Элизабет». Весь свой срок эксплуатации судно было самым крупным в мире — его водоизмещение достигало 83 673 тонн. Достроен лайнер был уже после начала войны, в марте 1940 года, после чего сразу же покинул берега Великобритании и отправился в США.

Высокая скорость, достигавшая 28 узлов, и феноменальная пассажировместимость позволили «Куин Элизабет» вместе с её систершипом «Куин Мэри» стать отличными войсковыми транспортами, способными ходить через океан без эскорта — лучшей защитой от немецких и японских субмарин была скорость. Всего за время войны два лайнера перевезли около 750 000 солдат. Кадры хроники запечатлели прибытие лайнера в Нью-Йорк с 15 000 демобилизованных американских солдат из Великобритании на борту.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


* * *


ПРЕССА

Газета "Красный Север" 1938 № 196 (5776)




* * *


Мария Целеста




Классический пример корабля-призрака — это «Мария Целеста», бригантина, которая была оставлена экипажем и найдена 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара судном «Деи Грация» (Dei Gracia). Считается классическим примером корабля-призрака.

5 ноября 1872 года началось плавание «Марии Целесты» под командованием капитана, 38-летнего Бенджамина Бриггса. Судно с грузом спирта-ректификата, принадлежавшего компании «Meissner Ackermann & Coin», вышло из Статен-Айленд, Нью-Йорк в порт Генуя, Италия. На судне, кроме капитана и команды в 7 человек, находилась жена капитана Сара Элизабет Кобб-Бриггс и его двухлетняя дочь София Матильда.

«Мария Целеста» была обнаружена спустя четыре недели, 4 декабря (по некоторым отчетам 5 декабря, из-за отсутствия стандарта часовых поясов в XIX веке) судном «Деи Грация» под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, лично знавшего Бенджамина Бриггса. Судно было покинутым: ни одного человека, ни живого, ни мёртвого, на борту не было.

Между переборками и палубами обнаруженного судна содержалась морская вода, достигая 3,5 футов в трюме. Лючные крышки сняты. В остальном судно казалось неповрежденным. Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, закрыты брезентом и заколочены досками. Секстант и хронометр не были найдены (что подразумевает эвакуацию команды), в часах кончился завод. Компас разрушен, предположительно при неудачной попытке спешно его снять. В каюте капитана остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и две пачки денег. По полу каюты были раскиданы игрушки, швейная машинка жены капитана стояла с неоконченным шитьём.



Расположение вещей свидетельствовало о том, что судно не попадало в сильный шторм — в частности, на швейной машинке лежала маслёнка, которая при сильной качке обязательно бы свалилась. Об отсутствии шторма свидетельствовали и наблюдения других судов в районе в предполагаемое время катастрофы. Сырость в жилых помещениях судна объяснялась только повсеместно открытыми люками, в том числе световым в каюте капитана, что было сделано явно не по погоде.

Матросы не забрали с собой свои трубки — они были сложены в надлежащем месте в кубрике.

В плавание «Мария Целеста» отправилась с одной спасательной шлюпкой, вторая из штатных шлюпок была сдана в ремонт. Шлюпка, скорее всего, была спущена на воду, а не сорвана стихией. При этом, судя по состоянию перил, шлюпка была спущена с борта, который при господствующих в это время года ветрах и курсе на Геную являлся бы наветренным.

Груз в 1701 баррель спирта казался цел (однако после доставки его в Геную владелец сообщил об исчезновении 9 баррелей). Нетронутым оказался полугодовой продовольственный запас. Все бумаги, за исключением судового журнала, исчезли. Последняя запись в судовом журнале датирована 24 ноября, с координатами «Марии Целесты»: 36°57′ с. ш. и 27°20′ з. д. Согласно надписи на грифельной доске в кают-компании, в 8 часов утра следующего дня бригантина находилась бы в 6 милях к юго-юго-западу от острова Санта-Мария (один из Азорских островов).

Судьба всех членов команды и пассажиров полностью покрыта мраком. Впоследствии появлялись и были разоблачены несколько самозванцев, выдававших себя за членов экипажа и пытавшихся нажиться на трагедии. Чаще всего самозванец выдавал себя за кока корабля.



* * *


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
18 сентября 2016 11:01
Вернуться назад