uCrazy.Ru / Динамитный крейсер USS Vesuvius (США)

Динамитный крейсер USS Vesuvius (США)


Крейсер USS Vesuvius в море



Динамитные пушки, изобретенные Дэвидом М. Мэффордом и усовершенствованные Э. Залински, имели ряд характерных плюсов. Такое оружие отличалось повышенным могуществом снарядов, обусловленным использованием зарядов из динамита, не требовало использования метательных зарядов, а также не создавало вспышки и шума при стрельбе. Присутствовали некоторые заметные недостатки, в первую очередь, ограниченная дальность стрельбы, ограниченная сфера применения и т.д., однако их посчитали приемлемой платой за существующие преимущества.

В 1887 году представители ВМС США провели дополнительные испытания 8-дюймовой (203,2 мм) пушки конструкции Залински образца 1885 г. По результатам этих проверок было решено заказать разработку и изготовление некоторого количества орудий увеличенного калибра, которые в обозримом будущем планировалось использовать в составе береговых батарей и на экспериментальном боевом корабле. Все это оружие должно было иметь калибр 15 дюймов (381 мм). Разработка и изготовление артиллерийских систем были поручены компании Pneumatic Dynamite Gun Company, ранее основанной Э. Залински и его коллегами.

С конца лета 1886 года велась предварительная проработка перспективного проекта корабля с новым вооружением. В сентябре 1887 года федеральное правительство официально заказало разработку и постройку такого корабля, основным вооружением которого должны были стать несколько динамитных пушек. В соответствии с заказом, корабль, получивший имя USS Vesuvius, должен был иметь водоизмещение в пределах 1000 т и нести в качестве главного калибра три 15-дюймовых орудия на стационарной установке. Также следовало использовать некоторое дополнительное артиллерийское вооружение.

В связи с типом предлагаемого к применению вооружения корабль был классифицирован как «динамитный крейсер». При этом прочие характеристики заставляют относить «Везувий» к классу канонерских лодок. Тем не менее, учитывая уникальность проекта, можно не обращать внимания на нюансы классификации и именовать корабль небольшого водоизмещения крейсером, как это делали его заказчики и создатели.

Требования, касавшиеся размеров и других основных особенностей динамитного крейсера, положительным образом сказались на сроках разработки. К моменту появления официального заказа проект был завершен, что позволило уже в сентябре 1887 года провести торжественную церемонию закладки. Строительство корабля было поручено верфи William Cramp and Sons (г. Филадельфия). Сравнительная простота конструкции сказалась на сроках строительства: основная часть работ заняла лишь семь месяцев. USS Vesuvius был спущен на воду в конце апреля 1888 года.


Схема корабля


В соответствии с проектом, первый динамитный крейсер не должен был отличаться крупными габаритами и большим водоизмещением. Некоторые особенности проекта, такие как стационарное размещение крупнокалиберных орудий, позволило отказаться от сложных башен и т.п. оборудования, заметным образом сократив максимально необходимые размеры корабля. В итоге получился корабль водоизмещением не более 950 т длиной 75 м, шириной 8 м и с осадкой 2,7 м.

Основные элементы конструкции корабля USS Vesuvius предлагалось изготавливать из дерева. Количество металлических деталей было сокращено до необходимого минимума. Бронирование не предусматривалось. Динамитный крейсер был, в первую очередь, экспериментальным кораблем, из-за чего не нуждался в оснащении, аналогичном использовавшемуся на боевых кораблях того времени. Все это привело к формированию необычной для боевых кораблей конструкции, а также к появлению нестандартного внешнего вида. «Везувий» получил острые обводы корпуса большого удлинения и гладкую палубу без выраженных бака или юта. В центральной части палубы помещалась одноярусная рубка. Перед ней и позади нее имелись мачты и различное дополнительное оснащение.

Носовая часть корпуса корабля, примерно треть от общей длины, отдавалась под размещение основного вооружения. Кроме того, в носу помещались некоторые дополнительные отсеки и помещения вспомогательного назначения, а также кубрики для экипажа. Центральный отсек, расположенный непосредственно под надстройкой, вмещал котлы и угольные ямы. В корме имелись главная паровая машина, а также жилые и вспомогательные помещения. Рубка вмещала центральный пост, кают-компанию и т.д. Кроме того, сквозь нее проходила единственная дымовая труба.


Дульная часть орудий на носу корабля


Динамитный крейсер получил паровую силовую установку, обычной для кораблей того времени конструкции. В центральном отсеке корпуса помещались четыре крупных котла, отвечавшие за подачу пара на машины. Котлы помещались в два ряда параллельно оси корпуса. В центре отсека помещались системы для вывода дыма через центральную дымовую трубу. Кормовее отсека котлов помещалось машинное отделение с двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения. Максимальная мощность каждой машины достигала 2183 л.с. Мощность выдавалась на два гребных винта, по одному на каждую машину. Угольные ямы, необходимые для хранения топлива, помещались между бортами и стенками котельного отсека. Для подачи воды, пара и т.д. использовалась достаточно сложная система трубопроводов с системами контроля и управления.

Основным оружием корабля USS Vesuvius должны были стать три динамитные пушки калибра 381 мм каждая. Характерной чертой подобного оружия была необходимость использования ствола сравнительно большой длины, что следовало учесть при конструировании корабля. Исходя из соображений экономии места и упрощения конструкции в целом, авторы проекта «Везувий» решили поместить пушки стационарно и параллельно продольной оси. Под размещение орудий выделили значительный объем в носовой части корпуса. Стволы должны были устанавливаться с фиксированным углом возвышения в 16°. При этом казенники располагались на уровне самых нижних помещений корпуса, а дульные части стволов выступали над палубой.

По заказу военного ведомства, компания Pneumatic Dynamite Gun Company разработала новый вариант 15-дюймового динамитного орудия. К этому времени Э. Залински и его коллеги уже разработали подобную систему, предназначенную для использования на берегу. В соответствии с заказом, связанным со строительством динамитного крейсера, был создан измененный вариант пушки. От исходного он отличался, прежде всего, отсутствием каких-либо средств наведения. Кроме того, была разработана новая система подачи боеприпасов, потребовавшая разделить ствол на две части.


Боевое отделение корабля. Казенные части стволов опущены в
нижнее положение для досылания снарядов


Ствол длиной 55 футов (17 м) выступал над палубой только на 4,6 м, тогда как остальные его части помещались внутри корпуса. Конструкция ствола была разделена на два основных блока. Один из них, представлявший собой центральную и дульную части ствола, крепился стационарно и не мог перемещаться. Второй блок ствола монтировался на шарнире и мог качаться в вертикальной плоскости при помощи соответствующих приводов. Казенная часть этого агрегата была наглухо закрыта затворной плитой с трубопроводами для подачи сжатого газа. Для ведения огня качающийся блок ствола должен был подниматься в верхнее положение под 16° к горизонтали. Для перезарядки предлагалось опускать ствол в горизонтальное положение. Оба блока ствола не имели нарезов.

Хранить снаряды предлагалось в специальной механизированной укладке, помещенной на самой нижней палубе. Боеприпасы помещались в три системы револьверного типа с четырьмя трубами на каждой. Каждый такой барабан мог вращаться вокруг своей оси и подавать на линию досылания снаряды требуемых типов. После опускания казенной части ствола в горизонтальное положение снаряд заталкивался в нее хвостовиком вперед. Затем ствол можно было поднимать в боевое положение и производить выстрел. При подготовке к следующему выстрелу процедура повторялась. Укладки корабля позволяли перевозить до 30 снарядов – по 10 для каждого орудия. Имелась возможность составления боекомплекта из снарядов разных типов с подачей к орудию требуемого в текущей ситуации.

Внутри орудийного отсека также предусматривались места для размещения баллона сжатого воздуха. Баллон и два компрессора с паровым приводом, соединенным с главными котлами, могли обеспечивать давление до 1000 футов на кв.дюйм (70 атмосфер). Емкость баллона и производительность компрессоров позволяла производить подготовку к новому выстрелу за несколько минут. При помощи трубопроводов, манометров и клапанов артиллеристы должны были управлять работой пневматической части и ее взаимодействием с орудиями.


Перезарядка орудий с другого ракурса


Для пушек крейсера «Везувий» были разработаны снаряды нескольких типов. Они представляли собой изделие с медным корпусом обтекаемой формы и хвостовиком, состоящим из длинной балки и оперения. Внутри снаряда, в зависимости от размеров его головной части, помещалось от 200 до 550 фунтов (90,8 – 250 кг) гремучего студня. Боеприпасы разных типов отличались массой и, как следствие, параметрами траектории. Для стабилизации снарядов в полете использовались плоскости, установленные под углом к оси изделия.

В зависимости от типа используемого снаряда и требуемой дальности стрельбы расчет орудий должен был выставлять давление, подаваемое в канал ствола. Для стрельбы на максимальную дальность следовало выставлять наибольшее давление. Кроме того, увеличенное давление требовалось для стрельбы более тяжелыми снарядами. Горизонтальное наведение орудий предлагалось осуществлять поворотом всего корабля.

В качестве дополнительного вооружения динамитный крейсер USS Vesuvius должен был получить несколько 3-фунтовых пушек. Проект предусматривал восемь точек для установки такого вооружения, но в итоге было смонтировано лишь три пушки. Дополнительное вооружение должно было использоваться для борьбы с небольшими надводными целями на сравнительно малых дистанциях.


Казенная часть орудий и пневматические системы


Управлять кораблем должен был экипаж из 70 офицеров и матросов. Паровая машина позволяла развивать скорость до 21 узлов, дальность плавания – сотни миль. Динамитный крейсер мог работать в прибрежной зоне и вести обстрел надводных или береговых целей. Высокая мощность снарядов основных орудий позволяла уничтожать различные объекты, хотя в некоторых случаях требовалось приближаться к ним на опасное расстояние.

Вскоре после завершения строительства первый в мире корабль, вооруженный динамитными орудиями, вышел на испытания с проверочными стрельбами. Испытания показали, что USS Vesuvius отвечает предъявленным требованиям по размерам и ходовым характеристикам, а также обладает высокой огневой мощью. Было установлено, что при максимальном давлении в канале ствола дульная скорость снаряда, в зависимости от его типа, может достигать 800 футов в секунду (243 м/с). Наиболее тяжелый снаряд с 550 фунтами взрывчатого вещества летел на расстояние не более 1 мили. 200-фунтовый боеприпас имел дальность стрельбы порядка 4 тыс. ярдов (3700 м). Также корабль показал неплохую скорострельность. Во время испытаний 15 выстрелов из трех орудий были выполнены за 16 мин 50 с.

В 1888-90 годах новейший корабль проходил все необходимые испытания, по результатам которых было принято решение о принятии динамитного крейсера в боевой состав военно-морских сил. 3 июня 1890 года USS Vesuvius официально стал боевой единицей и вступил в строй.

Первый период эксплуатации «Везувия» продолжался до 25 апреля 1895 года. В это время экипаж осваивал технику и участвовал в различных учениях. После пяти лет службы появились претензии к состоянию корабля, который уже нуждался в ремонте. Весной 1895 года крейсер поставили в док для проведения капитального ремонта. Необходимые работы по восстановлению техники завершились только в самом начале 1897 года, после чего корабль вернулся в боевой состав флота.


Револьверная система хранения боекомплекта


Только после капитального ремонта динамитному крейсеру удалось впервые принять участие в реальной военной операции. В мае 1898 года USS Vesuvius отправился к Кубе для участия в морской блокаде острова. В ходе этой операции экипаж корабля выполнял различные задачи, в первую очередь вспомогательного характера. К примеру, крейсеру несколько раз приходилось перевозить грузы и личный состав из Флориды. Восемь раз «Везувий» выполнял стрельбы по г. Сантьяго. Под покровом ночи корабль приближался к берегу на расстояние выстрела, почти бесшумно выпускал несколько снарядов и уходил обратно в море. Подвергавшиеся обстрелу испанские войска узнавали об атаке только по взрывам упавших снарядов и, естественно, не ничем не могли ответить противнику. Как потом вспоминали американские военачальники, бомбардировка города динамитными снарядами оказала заметное влияние на ход конфликта.

Несмотря на удовлетворительные результаты реального боевого применения и высокую огневую мощь, динамитный крейсер посчитали не самым удачным образцом. Уже 16 сентября 1898 года, буквально через пару недель после завершения кубинской операции, USS Vesuvius вывели из состава флота и отправили на верфь г. Бостон. В течение нескольких следующих лет корабль стоял у причальной стенки без каких-либо реальных перспектив.

В 1899 году появилось предложение о строительстве второго корабля с динамитным вооружением. Предложение было одобрено некоторыми представителями командования, однако в дальнейшем не было реализовано. С учетом опыта эксплуатации имеющегося крейсера и его характерных недостатков военное ведомство США решило не строить систершип не самого удачного экспериментального корабля. К началу XX века обсуждение возможного строительства второго динамитного крейсера полностью прекратилось.

Динамитный крейсер USS Vesuvius (США)

Один из снарядов, использовавшихся пушками крейсера


Динамитный крейсер USS Vesuvius простаивал без дела до 1904 года. В дальнейшем было решено перестроить экспериментальный боевой корабль в опытовое судно, предназначенное для испытания новых систем вооружения. В соответствии с обновленным проектом, крейсер должен был лишиться динамитных пушек и получить торпедные аппараты. В ходе переоборудования корабль остался без уникального орудийного отсека с пневматическими орудиями, на месте которого установили набор из четырех торпедных аппаратов. Имелись три системы калибра 18 дюймов (457 мм) и один 21-дюймовый (533 мм). 21 июня 1905 года модернизированный корабль передали заказчику, и вскоре он отправился на торпедную станцию в г. Ньюпорт.

На новом месте службы бывший динамитный крейсер активно использовался при проверке перспективного торпедного вооружения, стреляя по различным целям. Первый период подобной эксплуатации продолжался до ноября 1907 когда, когда корабль вновь отправили на ремонт. В феврале 1910 года «Везувий» вернулся в Ньюпорт. Тем не менее, теперь кораблю не нашлось дела, из-за чего в дальнейшем он в основном простаивал у причала, изредка выходя на морские полигоны. В мае 1915 года очередные испытания завершились аварией. Опытная торпеда, выполняя циркуляцию, ударила собственный носитель и проделала отверстие в борту. Слаженные действия экипажа позволили кораблю не затонуть и вернуться в порт.

После аварии корабль восстановили, но эксплуатация в качестве опытового судна фактически прекратилась. До 1921 года USS Vesuvius простаивал без дела и без каких-либо перспектив. Наконец, 21 октября 1921 года командование выпустило приказ о списании бывшего динамитного крейсера. В апреле следующего года уникальный корабль продали на слом. На этом история интереснейшего проекта завершилась окончательно.


Корабль во время похода


В ходе испытаний и эксплуатации было установлено, что динамитный крейсер оригинального проекта имеет как преимущества, так и недостатки. Главным преимуществом было использование снарядов высокого могущества с крупным и тяжелым зарядом взрывчатого вещества. Кроме того, малая шумность орудий позволяла вести обстрел береговых целей с минимальным риском ответного удара. На этом преимущества заканчивались. Прочие особенности корабля следует считать недостатками, более или менее серьезными.

Испытания и служба показали, что конструкция корабля оставляет желать лучшего. Так, ослабленный силовой набор в центральной части корпуса рядом с котлами, подвергал корабль и экипаж большим рискам. Малая ширина корпуса и близкое расположение гребных винтов затрудняли маневрирование. Мореходность оказалась недостаточной. Во время одного из походов «Везувий» столкнулся с серьезным волнением, из-за которого началась бортовая качка амплитудой около 40° с 12 завалами на борт в минуту. Недостаточная прочность и другие проблемы конструкции приводили к тому, что экипаж неоднократно отмечал угрожающие потрескивания и другие звуки, свидетельствующие о наличии значительных нагрузок на силовой набор.

Имелись заметные недостатки эксплуатационного характера. К примеру, неудачная компоновка машинного отделения мешала экипажу правильным образом управлять техникой. Кроме того, до определенного времени рубка не имела дверей для выхода на палубу, из-за чего членам экипажа приходилось спускаться в трюм и только после этого выходить наружу.


Изображение крейсера USS Vesuvius на открытке начала XX века,
посвященной ВМС США


Имея преимущества перед другими кораблями в огневой мощи и могуществе снарядов, USS Vesuvius проигрывал по другим параметрам. Так, дальность стрельбы не превышала 3,7 км, а стрельба могла вестись только по целям непосредственно перед кораблем. Как следствие, возможность атаки движущихся целей отсутствовала. Не получив серьезного оружия с возможностью наводки в широких секторах, «Везувий» оказывался беззащитным при отходе и маневрировании. Таким образом, корабль далеко не всегда имел возможность реализовать свои немногочисленные преимущества.

Специфическое сочетание положительных и отрицательных особенностей в итоге сказалось на судьбе корабля. Многочисленные недостатки не позволяли продолжать эксплуатацию USS Vesuvius в исходном качестве динамитного крейсера / канонерской лодки. В то же время, не желая терять уже построенный корабль, командование решило переделать его для использования в новой роли. Как следствие, в исходном виде корабль прослужил только 14 лет, а опытовым судном он являлся в течение 17 лет. Такие сроки службы, среди прочего, можно трактовать как одно из главных доказательств в пользу неудачности оригинального проекта.

Динамитный крейсер USS Vesuvius стал первым и последним представителем своего класса. Другие эксперименты в области динамитных пушек не пошли дальше дооснащения кораблей одной пушкой на «традиционных» системах наведения. Тем не менее, и эти разработки не получили широкого распространения в силу характерного соотношения плюсов и минусов. Как следствие, оригинальный динамитный крейсер так и не получил сопоставимых аналогов, оставшись уникальным образцом.
8 декабря 2016 01:27
Вернуться назад