uCrazy.Ru / Рейдеры для Фатерлянда

Рейдеры для Фатерлянда




По условиям Версальского мирного договора, подписанного 28 июня 1919 года, Германия была низведена до статуса второразрядной морской державы без каких-либо надежд на возрождение былой мощи. Побежденной стране разрешили иметь военный флот общим водоизмещением не более 108000 т и численностью личного состава не более 15000 человек (в том числе, не более 1500 офицеров), состоящий из 6 броненосцев, 8 крейсеров, 12 эсминцев и миноносцев. Замена старых кораблей на новые разрешалась не ранее чем через 20 лет для броненосцев и крейсеров, и не менее чем через 15 лет для эсминцев и миноносцев (время отсчитывалось с даты спуска кораблей на воду). Водоизмещение новых кораблей не должно было превышать 10000 т для броненосцев, 6000 – для крейсеров, 800 – для эсминцев, 200 – для миноносцев. Максимальный калибр артиллерийских орудий не мог превышать 280 мм. Отдельные статьи Версальского договора запрещали Германии иметь подводные лодки и авиацию. Строгость вышеперечисленных условий показалась чрезмерной даже самим союзникам, и в 1920 году Верховный совет послов разрешил Германии дополнительно держать в резерве боевые корабли общим водоизмещением 32400 т. В итоге материальная часть нового германского флота, получившего 1 января 1921 года новое название («Рейхсмарине»), увеличилась до 8 броненосцев (включая броненосцы Lothringen и Preussen, переоборудованные в плавбазы катеров-тральщиков), 8 крейсеров, 13 эсминцев, 16 (по другим данным – 17) миноносцев, 2 орудийных тендеров и 5 прочих кораблей.

Новая доктрина «крейсерской войны»


Неудовлетворительное состояние материальной базы, доставшейся Рейхсмарине от кайзеровского флота (в частности, все броненосцы были спущены на воду в 1902-06 годах), заставила германское командование задуматься об обновлении ВМС уже в начале 20-х годов. При разработке кораблестроительной программы Германии учитывались следующие оперативно-стратегические соображения:



Первоначальной задачей программы являлась замена устаревших легких крейсеров и миноносцев новыми кораблями, способными воспрепятствовать проникновению французского флота в Балтийское море и обеспечить эскортирование германских торговых судов в Северном море. По сохранившимся тактико-техническим заданиям на строительство кораблей ясно прослеживается стремление немцев создать боевые единицы, пригодные не только для эскортирования, но и для ведения «крейсерской войны». Именно новая версия доктрины «крейсерской войны», сформулированная выдающимися немецкими военно-морскими теоретиками Отто Гроосом и Вольфгангом Вегенером, была призвана заменить доктрину «владения морем», господствовавшую в последние годы существования кайзеровского флота. Критически осмыслив действия германского флота в ходе Первой мировой войны, адмиралы пришли к выводу «о возможности действий небольшого флота против более крупных сил противника при наличии необходимой инициативы и выгодно расположенных баз (в том числе, Норвегии и атлантического побережья Франции)». Не только ярым сторонником, но и теоретиком «крейсерской войны» силами надводных кораблей являлся адмирал Эрих Рёдер, назначенный в 1922 году инспектором боевой подготовки Рейхсмарине.

Рейдеры для Фатерлянда

Адмирал Эрих Рёдер, Главнокомандующий ВМС Германии в 1935-43 годах


Основную пользу крейсеров Редер усматривал не в прямом ущербе судоходству, а в отвлечении на борьбу с ними значительного количества крупных кораблей противника, включая линкоры и авианосцы. Такая постановка задачи требовала наличия в составе Рейхсмарине крупного рейдера, который должен был быть «сильнее любого крейсера противника и быстроходнее любого линкора», а потому в середине 20-х годов немцы приняли окончательное решение отказаться от постройки хорошо защищенного монитора или броненосца береговой обороны в пользу строительства корабля для ведения «крейсерской войны». Поскольку версальские ограничения запрещали строительство крейсеров водоизмещением более 6000 т, новый корабль, по сути, представлявший собой тяжелый крейсер с пониженной скоростью и запредельным для своего класса вооружением, было решено строить по квоте броненосцев и именовать «panzerschiffe» (броненосец). В историю новые корабли вошли под английским именем «pocket battleships» («карманные линкоры»).

Строительство «карманных линкоров» типа Deutschland


Перед проектировщиками нового «броненосца» была поставлена непростая задача – создать корабль, вооруженный не менее чем шестью 280-мм орудиями и развивающий скорость не менее 23 узлов, с дальностью плавания в 9000 миль при скорости 19 узлов и стандартным водоизмещением не более 10000 т. Вопреки расхожему мнению, при строительстве головного «карманного линкора» немцы пунктуально отнеслись к соблюдению ограничений по водоизмещению – по мнению многих специалистов, даже широкое применение электросварки изначально было вызвано желанием сэкономить на весе заклепок. Историк военно-морской разведки Дональд Маклахан в своей книге «Тайны британской разведки» утверждает, что англичане не имели серьезных претензий к водоизмещению головного корабля. Справиться с задачей по созданию нового корабля удалось группе инженеров под руководством Пауля Прессе за счет принятия нескольких новаторских, но, в то же время, спорных решений:



Проект Пауля Прессе утвердили 11 апреля 1928 года (официальный заказ на строительство корабля, впоследствии получившего имя Deutschland, был выдан 17 августа 1928 года). На сегодняшний день неизвестно, сколько кораблей типа Deutschland планировали построить (в различных источниках фигурируют цифры от 5 до 10). Головной корабль заложили по программе 1928 года (на тот момент у немцев еще не существовало перспективных многолетних программ и они утверждались ежегодно). Принятая в 1931 году первая многолетняя программа «План строительства кораблей для замены устаревших» предусматривала строительство четырех кораблей, а «План строительства ВМС на период до 1950 года», принятый в марте 1934 года (уже после закладки пяти линкоров типа Deutschland), упоминает о строительстве еще пяти боевых единиц. Этот документ трактуется историками неоднозначно: по одной версии, он предусматривал строительство еще пяти кораблей, по другой – в нем указано общее запланированное количество кораблей.


«Карманный линкор» Deutschland

«Карманные линкоры» типа Deutschland




После заключения 18 июня 1935 года англо-германского морского договора, фактически отменявшего версальские ограничения, от дальнейшего строительства «карманных линкоров» отказались (задел по строительству Ersatz Elzass и Ersatz Hessen позднее использовали при строительстве линейных крейсеров типа Gneisenau).


«Карманный линкор» Deutschland

Тактико-технические характеристики


Корпус, рассчитанный на длительные океанские походы, собирался по продольной схеме с большим количеством поперечных связей. Как показала дальнейшая эксплуатация головного корабля, в целом мореходность оказалась достаточной для действий в океане, однако прямой форштевень и прилегавшая к нему плоская палуба приводили к заливанию носовой части при движении против волны в ветреную погоду. Интересно, что этот недостаток, выявленный в начале 30-х годов, устранили только в ходе модернизации кораблей в 1944 году путем установки форштевня классической «крейсерской» формы. Корпус имел противоторпедные були, двойное дно на протяжении 92% длины и разделялся на 16 отсеков. С целью экономии массы головной корабль получил надстройку в виде большой трубы, внутри которой проходили кабели связи, ведшие к мостику и дальномерному посту. С боков и спереди к этой трубоподобной надстройке присоединили несколько мостиков и рубок. Как показала эксплуатация, такая конструкция оказалась неудобной по двум причинам:



Поскольку после прихода Гитлера к власти к версальским ограничениям в Германии стали относиться менее серьезно, на двух последующих кораблях вместо трубоподобной установили башнеподобную надстройку, перед которой появилась значительная по объему надстройка обычного типа. Однако на кораблях башнеподобная надстройка просуществовала недолго. В ходе модернизации 1941 года на «карманном линкоре» Admiral Scheer ее заменили на трубоподобную, сходную по конструкции с первоначальной, но с другим расположением мостиков. В качестве причины обычно указывают смещение центра тяжести корабля, вызванное установкой башнеподобной надстройки. Изменение условий строительства после прихода Гитлера к власти, а в особенности подписание англо-германского договора привели к росту водоизмещения кораблей типа Deutschland.


«Карманный линкор» Admiral Graf Spee. Хорошо виден прямой форштевень

Основные геометрические размеры «карманных линкоров» типа Deutschland




Бронирование


Вертикальная защита корабля носила эшелонированный характер. Основным ее элементом являлся начинавшийся перед носовой башней главного калибра и заканчивавшийся за срезом полубака главный броневой пояс, прикрывавший по вертикали расстояние между верхней и броневой палубами, а также примерно половину расстояния между броневой и средней палубами. По первоначальному проекту броневой пояс имел наклон 12-13,5 градуса нижней кромкой вглубь корпуса и состоял из двух слоев плит одинаковой ширины, причем срез нижней кромки обеспечивал плавный переход от толщины 80 мм вверху пояса до толщины 50 мм внизу пояса. Толщину 80 и 50 мм пояс имел в месте расположения энергетической установки и части погребов (между 42 и 136 шпангоутами), далее в нос и корму толщина верхней части снижалась до 60 мм.


Матросы у борта поврежденного «карманного линкора»
Admiral Graf Spee в Монтевидео


С носа и кормы пояс замыкался бронированными траверзами. Выше броневой палубы на расстоянии примерно 3,7 м от диаметральной оси корабля проходила верхняя броневая переборка, расположенная строго вертикально и доходившая до верхней палубы. Ниже броневой палубы до второго дна параллельно главному броневому поясу проходила нижняя противоторпедная броневая переборка. Главная броневая палуба не опиралась на верхнюю кромку пояса и не имела скосов (ее толщина колебалась от 45 до 15 мм). Верхняя палуба имела толщину 18 мм на всем протяжении цитадели. Бронирование последующих кораблей существенно отличалось от головного – на них была изменена толщина брони, а на Admiral Scheer главный броневой пояс повернули «вверх ногами» (его толщина в верхней части составляла 50 мм, в нижней – 80 мм).

Толщина брони «карманных линкоров» типа Deutschland, мм




Основным объектом критики бронирования кораблей типа Deutschland является их горизонтальная защита. В частности, критики часто вспоминают об относительно крупных повреждениях, полученных линкором Deutschland 29 мая 1937 года в результате налета авиации испанских республиканцев (два прямых попадания и взрыв у борта одной 50-кг бомбы привели к крупному пожару, уничтожившему гидросамолет, унесшему жизни 19 и ранившему 81 члена экипажа).

Безусловно, даже усиленное бронирование Admiral Graf Spee с 70-мм толщиной броневой палубы над артиллерийскими погребами не соответствовало требованиям, предъявляемым к линейным кораблям, однако не следует забывать, что отнесение Deutschland к категории линкоров или броненосцев весьма условно. Эти корабли создавались не для линейного боя на больших дистанциях, требующего мощной горизонтальной защиты от крупнокалиберных снарядов, а для боя на ближних и средних дистанциях со слабовооруженными торговыми судами и крейсерами эскорта. Принятая на Deutschland система бронирования существенно превосходила защиту любого крейсера «вашингтонского» типа первого поколения, обеспечивая преграду для снарядов калибра 90-125 мм при комбинации вертикальных и горизонтальных защит, и полностью соответствуя поставленным задачам. В целом, «карманные линкоры» оказались весьма живучими кораблями. Так, в результате попадания торпеды с британской подводной лодки Spearfish в ночь с 10 на 11 апреля 1940 года в линкор Lutzow его корпус позади кормовой башни надломился (фактически корма оказалась полуоторванной) и были затоплены четыре отсека (корабль принял около 1300 т воды). Тем не менее, Lutzow сохранил плавучесть и к вечеру 13 апреля был отбуксирован в Киль, где и простоял на ремонте более полугода.


Поврежденный Lutzow в Киле. С корабля уже
демонтированы торпедные аппараты


Вооружение


При проектировании «карманных линкоров» немцы исходили из следующей номенклатуры вооружений:



Артиллерия главного калибра


Артиллерия главного калибра состояла из шести 280-мм орудий с длиной ствола в 54,5 калибра. Дальность стрельбы 300-кг снарядами при максимальном угле возвышения в 40 градусов достигала 230 кабельтовых (42,5 км). Заряжание орудий осуществлялось при фиксированном угле возвышения в 2 градуса, что снижало практическую скорострельность до 2 выстрелов в минуту. Живучесть ствола составляла 340 выстрелов. Орудия главного калибра располагались в трехорудийных башнях сложной многогранной формы с большим углом наклона бронеплит (толщина лобовой плиты – 140 мм, боковых – 80-75 мм, крыши – 105-85 мм). Горизонтальный угол наведения башни на борт составлял 145 градусов, что создавало слепую зону для ведения огня по миделю судна на малых дистанциях. Боекомплект 280-мм орудий составлял 315-360 снарядов на башню. Артиллерия главного калибра имела развитую систему управления огнем – три командно-дальномерных пункта (два с 10,5-м и один с 7-м дальномерами). Каждая башня дополнительно оборудовалась 10,5-м дальномером.


280-мм носовая башня главного калибра линкора Deutschland


В 1937 году Deutschland получил опытный образец локатора FuMG-39, а к началу Второй мировой войны все корабли оснастили серийными локаторами FuMO-22. Основной вопрос к 280-мм орудиям носит риторический характер: как немецкие адмиралы во второй половине 20-х годов планировали корректировать огонь артиллерии главного калибра на предельных дистанциях в условиях отсутствия локаторов и запрета на самолеты палубной авиации?

Артиллерия среднего калибра


Артиллерия среднего калибра состояла из восьми 150-мм орудий с длиной ствола в 55 калибров, размещенных в одноорудийных башнеподобных установках с толщиной щита 10 мм. Теоретически орудие могло вести огонь 45,3-кг снарядами со скорострельностью до 10 выстрелов в минуту, то из-за тесноты и неудобства башнеподобных установок темп стрельбы не превышал 5-7 залпов в минуту. Артиллерии среднего калибра изначально отводилась сугубо вспомогательная роль – у нее отсутствовал собственный пост управления огнем, а боекомплект составлял по 100 снарядов на орудие. Часть специалистов склонна считать, что предпочтительнее выглядел бы вариант вооружения с единым калибром (отказ от 150-мм орудий и установка дополнительной 280-мм трехорудийной башни в миделе корабля). Критики подобного перевооружения, соглашаясь с увеличением огневой мощи, отмечают низкую живучесть стволов 280-мм орудий.

Зенитная артиллерия


Поскольку в качестве основного воздушного противника изначально рассматривались одиночные тихоходные гидросамолеты или палубная авиация, при проектировании Deutschland его зенитное вооружение ограничили тремя 88-мм орудиями образца 1914 года. В 1934 году зенитное вооружение существенно усилили, установив три спаренные 88-мм зенитные установки с силовым приводом, стабилизированным в трех плоскостях, а также четыре спаренные двухорудийные 37-мм и десять одинарных 20-мм установок зенитных автоматов. В 1940 году 88-мм орудия заменили на 105-мм (на Admiral Graf Spee 105-мм орудия были установлены изначально), кроме того, неоднократно увеличивалось количество зенитных автоматов (к 1944 году до 8-10 37-мм и 28-42 – 20-мм). Помимо этого, к началу войны на Deutschland были установлены два поста управления зенитным огнем типа SL-2, а на остальных кораблях – по три поста типа SL-4.


150-мм одноорудийные и спаренная 88-мм (на заднем
плане) установки линкора Deutschland

Минно-торпедное вооружение


Минно-торпедное вооружение «карманного линкора» Deutschland состояло из двух 533-мм четырехтрубных торпедных аппаратов, прикрытых легкими щитами и располагавшихся в кормовой части корабля. Информация о боевом применении торпедных аппаратов и их эффективности практически отсутствует (единичный случай неудачного использования торпед линкором Admiral Scheer для затопления торгового судна нельзя считать показательным).

Авиационное вооружение


Авиационное вооружение, существенно расширявшее возможности «карманных линкоров» в качестве рейдеров (позволявшее им обнаруживать торговые суда и возможных преследователей), корабли получили только после отмены версальских ограничений, запрещавших существование палубной авиации в составе Рейхсмарине. Корабли получили по одной катапульте и по два гидросамолета (как правило, на борту каждого из них находился лишь один самолет). Сначала использовались поплавковые гидросамолеты Не-60, а позднее их заменили на Ar-196.


Admiral Graf Spee на Спитхедском рейде, май 1937 года.
Видны торпедные аппараты и гидросамолет


Энергетическая установка


Двухвальная энергетическая установка «карманного линкора» состояла из восьми 9-цилиндровых бескомпрессорных двухтактных дизель-моторов фирмы MAN мощностью по 7100 л. с. (общая мощность установки – 56800 л. с.). В корпусе силовая установка занимала шесть отсеков. Двигатели группировались попарно в четырех отсеках (двигатели носовых отсеков вращали правый вал, а двигатели средних отсеков – левый). Передача усилия осуществлялась при помощи зубчатых редукторов фирмы Vulkan с гидромуфтами, размещенных в отдельных отсеках. Установка обеспечивала максимальную скорость хода в 28 узлов. Ее основными достоинствами являлись возможность быстрого набора скорости и огромная дальность плавания. Обычно в справочниках указывается дальность плавания в 19000 миль при скорости в 10 узлов, но при испытаниях линкора Admiral Graf Spee его дальность при запасе топлива в 2500 т составила 16300 миль при скорости 18,6 узла (или 7900 миль полным ходом). Вероятно, дальность хода остальных кораблей, несмотря на разный предельный запас топлива (Deutschland – 2750 т, Admiral Scheer – 2410 т), была сопоставимой. Основными недостатками энергетической установки являлись сильная вибрация, приводившая к выходу из строя приборов связи и управления огнем, а также шум, доставлявший бытовые неудобства («на полном ходу у механиков неоднократно текла кровь из ушей, а офицеры в кают-компании общались между собой с помощью записок»).

Анализ боевой эффективности


В качестве основного противника «карманных линкоров» изначально рассматривались крейсеры британских и французских ВМС с водоизмещением 8000-11000 т.

Основные тактико-технические характеристики крейсеров 30-х годов






Мнение большинства специалистов о Deutschland единодушно:



Боевое применение


С началом Второй мировой войны немцы приступили к активному использованию «карманных линкоров» в крейсерских операциях. В соответствии с предвоенным планом Deutschland и Admiral Graf Spee соответственно 24 и 21 августа 1939 года покинули Вильгельмсхафен для ведения крейсерства при поддержке двух судов снабжения. К моменту получения личного приказа Гитлера об открытии боевых действий (26 сентября) Deutschland находился на линии между Бермудскими и Азорскими островами, а Admiral Graf Spee – у северо-восточного побережья Бразилии. Рейд линкора Deutschland, продолжавшийся до 15 ноября, завершился практически безрезультатно – были потоплены два судна тоннажем 6297 брт (по данным Константина Залесского, их общее водоизмещение составляло 11925 т). Более результативным, но трагическим стал рейд линкора Admiral Graf Spee.

Бой у Ла-Платы


Admiral Graf Spee, уничтоживший за время рейдерства в Атлантике девять судов общим тоннажем 50089 брт, был обнаружен в районе устья реки Ла-Плата 13 декабря 1939 года британской поисковой группой «G» (всего для охоты на немецких рейдеров англичане создали восемь таких групп), в зону ответственности которой входило восточное побережье Южной Америки. На момент обнаружения немецкого корабля в состав группы «G» входили три крейсера (Exeter, Ajax и Achilles), четвертый же крейсер (Cumberland) был оставлен для обороны Фолклендских островов.

Основные тактико-технические характеристики Admiral Graf Spee и крейсеров группы «G»




Трудно сказать, на что рассчитывал командир группы «G» коммодор Генри Харвуд, вступивший 13 декабря 1939 года в бой с тремя крейсерами, вооруженными двадцатью восемью 152-мм орудиями, против Admiral Graf Spee, вооруженного шестью 280-мм и восемью 150-мм орудиями. Вероятнее всего, Харвуд надеялся атакой с разных сторон избежать сосредоточенного огня 280-мм орудий и выйти на дистанцию торпедного залпа. Однако командир немецкого рейдера капитан цур зее Ганс Лангсдорф, использовав свое преимущество в артиллерии главного калибра, нанес кораблям противника тяжелые повреждения (на горящем Exeter сохранила боеспособность только одна башня главного калибра, на Ajax – были разбиты четыре орудия) и отступил в нейтральный уругвайский порт Монтевидео.


Admiral Graf Spee на рейде Монтевидео после боя 13 декабря
1939 года. В правой части фотографии виден английский
рефрижератор Dunster Grange


Описание дальнейших событий обычно носят анекдотичный или детективный характер. По версии А. Е. Тарас («Энциклопедия броненосцев и линкоров»), «по решению германского командования, основанному на докладе Лангсдорфа (который, в свою очередь, руководствовался ошибочным сообщением своего артиллерийского офицера, принявшего избитый крейсер Exeter за линкор) команда взорвала Admiral Graf Spee на рейде Монтевидео». Можно лишь удивляться столь низкой оценке компетентности немецких морских офицеров, якобы принявших 10000-тонный корабль за 30000-тонный и всплески 152-мм снарядов за всплески 356- или 381-мм. По версии Роберта Джексона («Kriegsmarine. Военно-морской флот Третьего рейха»), «в следующие несколько часов британское Адмиралтейство передало серию сообщений на частотах, которые, как знали военные, прослушивает противник», согласно которым «несколько боевых групп направляли свои подкрепления к устью Ла-Платы». Полученные сообщения заставили Лангсдорфа вывести свой корабль на рейд и подорвать. Как правило, все источники утверждают, что «узнав о своей ошибке, Лангсдорф застрелился». Однако не вполне ясно, были ли действия Лангсдорфа ошибкой. Во-первых, в ходе боя с английскими крейсерами «карманный линкор» получил повреждения – в корабль попало около 70 снарядов, 36 членов команды было убито и 60 ранено (потери крейсера Exeter вполне сопоставимы – 61 убитый и 23 раненых). Немецкие источники оценивают время, которое было необходимо для ремонта Admiral Graf Spee, в 10-14 дней.


Вид на надстройки поврежденного «карманного линкора» Admiral Graf Spee


Во-вторых, на корабле заканчивались боеприпасы (осталось около 200 280-мм и 400 150-мм снарядов). В-третьих, уругвайцы отказали немцам в пополнении запасов горючего и потребовали покинуть Монтевидео в течение 72 часов. Немецкий корабль мог довольно легко прорвать блокаду и двинуться в одном из трех направлений, однако, вероятнее всего, за ним последовали бы более скоростные Ajax и Achilles, которые сообщали бы англичанам о движении противника.

Движение в северном направлении


Путь на север являлся самой короткой дорогой домой, но сулил наибольшие опасности, так как его перекрывало английское соединение «К» в составе авианосца Ark Royal, линейного крейсера Renown и крейсера Neptun, которое осуществляло патрулирование линии от Фритауна до центра Южной Атлантики. В случае столкновения самолеты с Ark Royal и 381-мм орудия Renown не оставляли немецкому кораблю ни единого шанса уцелеть. В своей книге Дональд Маклахан приводит выводы комиссии по проверке секретности ведения радиосвязи в ходе боя у Ла-Платы. По мнению комиссии, с учетом знания немцами радиопозывных английских кораблей (из-за экономии и несоблюдения британцами элементарной предосторожности в мирное время) они могли, даже не читая английский шифр, ориентироваться в передвижениях кораблей противника только по частоте радиообмена.

Движение в западном направлении


Западное направление преграждал менее серьезный противник – соединение «Н» в составе крейсеров Sussex и Shropshire, патрулировавшее район от Кейптауна до острова Святой Елены.

Основные тактико-технические характеристики крейсеров группы «Н»




Крейсеры группы «Н» были, как минимум, не слабее группы «G», и бой с ними мог иметь серьезные последствия для Admiral Graf Spee, к тому же, движение в этом направлении не улучшало положение «карманного линкора». В дальнейшем ему пришлось бы двигаться вдоль оживленного побережья Африки навстречу английским поисковым группам, будучи преследуемым соединением «К». Прорыв в порты союзной Японии нельзя было рассматривать всерьез из-за малого запаса топлива.

Движение в южном направлении


Южное направление являлось наименее защищенным – там находился лишь крейсер Cumberland, оставленный для обороны Фолклендских островов. Вторым преимуществом южного направления для немцев являлся благожелательный нейтралитет Аргентины. Однако на этом преимущества заканчивались. Аргентинцы, безусловно, предоставили бы немецкому кораблю горючее и ремонтную базу, но не смогли бы гарантировать его безопасность (англичане могли бы расстрелять Admiral Graf Spee прямо в аргентинском порту – с учетом недавнего расстрела французских кораблей в Оране это казалось вполне правдоподобным). Пополнив запасы топлива в Аргентине, немцы могли попытаться прорваться в Японию, но даже если бы это удалось (а шансы на успех были весьма малы), Admiral Graf Spee все равно выбыл бы из активной борьбы, удалившись с наиболее оживленного театра военных действий в Атлантике.

Фактически, немецкий рейдер был обречен уже в момент своего обнаружения. Перед немецким командованием стояла альтернатива либо потерять корабль и экипаж, либо затопить только корабль. Вероятнее всего, командование Кригсмарине четко осознавало сложившуюся ситуацию, и Лангсдорф действительно получил прямой приказ на уничтожение корабля, поэтому причины последовавшего самоубийства немецкого капитана лежат в той же плоскости, что и его отказ покидать тонущий Admiral Graf Spee. Обеспечив безопасность экипажа, Лангсдорф уничтожил корабль и застрелился.


Admiral Graf Spee, горящий в устье реки Ла-Плата


Следует ли считать действия «карманных линкоров» в 1939-40 годах крахом «крейсерской войны» и свидетельством их бесполезности? Ответ на этот вопрос не столь однозначен:



Таким образом, нельзя утверждать, что действия десятка «дойчландов» из французских и норвежских портов могли помочь Германии выиграть битву за Атлантику в 1940-41 годах, но в случае своего появления, они, наверняка, существенно осложнили бы жизнь британскому флоту.
7 января 2017 01:28
Вернуться назад