uCrazy.Ru / Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»

Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»





Корпус "Ленинграда" на стапеле, 1933 год


31 июля 1939 года его поставили на капитальный ремонт, поскольку во время похода на скорости 18 узлов у котла № 2 стали лопаться трубки. В ходе ремонта на лидере сменили 732 трубки – старые оказались дефектными и недобросовестно смонтированными.



С началом советско-финляндской войны в ноябре 1939 года «Ленинград» включили в состав группы кораблей эскадры Балтийского флота. С 10 декабря 1939 по 2 января 1940 года лидер совершил два выхода в море для обстрела батарей на островах Тиуринсари и Сааренпя. Из-за плохой видимости выполнить поставленные задачи ему не удалось, зато корпус корабля, действовавшего во льдах Финского залива, получил серьезную деформацию.

Некоторые вмятины корпуса были высотой в 2 и шириной в 6 м, а стрела прогиба достигала 50 см. От сильного сдавливания во многих местах разошлись швы наружной обшивки и топливных цистерн. В таком состоянии лидер был поставлен в ремонт.

По окончании ремонта 31 мая 1941 года корабль вышел на ходовые испытания. И в первом же выходе опять начали лопаться трубки котлов. Снова пришлось возвращаться на завод. Всего же с момента окончания Финской войны и до 22 июня 1941 года «Ленинград» 9 раз вставал в док для клепки расползавшихся листов подводной части корпуса, смены котлов и изъеденных кавитацией гребных винтов.


Зима 1939-1940 годов


Накануне Великой Отечественной войны лидер «Ленинград» входил в состав 4-го дивизиона ОЛС, дислоцировавшегося в Таллине, где его и застало начало боевых действий. С 23 июня по 3 июля 1941 года его привлекали к минным постановкам на линии Ханко – Осмуссар. Корабль выставил около 400 мин заграждения.

В начале июля в Таллине на лидере установили временную систему размагничивающих устройств. При очередном заходе корабля в Кронштадт рабочие Морского завода провели средний ремонт его пушек главного калибра.


Лидер "Ленинград" следует за ледоколом, зима 1939-1940 годов


Все крупные корабли, в том числе и «Ленинград», с 22 августа были включены в систему обороны города в качестве сил артиллерийской поддержки. Уже на следующий день орудия лидера, маневрировавшего на больших ходах на Таллинском рейде и уклонявшегося от атак самолетов, подавили огонь нескольких батарей и рассеяли резервы противника на участках прорыва. 24 августа огнем с лидера «Ленинград» и крейсера «Киров» была разрушена переправа в районе мыса Йыгису через реку Кейла-Йыги, уничтожено и повреждено 20 неприятельских танков.

Когда стало ясно, что Таллин не удержать, поступил приказ комфлота – 28 августа начать эвакуацию войск и переход сил флота в Кронштадт. Все корабли распределили по нескольким группам; лидер «Ленинград» включили в первую, для прикрытия с кормы крейсера «Киров».


Начало Таллинского перехода.


Переход пришлось совершать через множественные плотные минные поля. С наступлением темноты, когда подорвался на мине и затонул эсминец «Яков Свердлов», шедший с левого борта «Киров», командующий флотом В.Ф.Трибуц приказал «Ленинград» занять место погибшего эсминца.


Эсминец «Яков Свердлов» в море


Но при попытке лидера в темноте выполнить приказ его параваны захватили по мине. Создалась угрожающая обстановка. Не имея возможности маневрировать в такой ситуации, командир корабля распорядился обрубить параваны и задним ходом вывел «Ленинград» из опасной зоны. В момент постановки новых параванов по лидеру, стоявшему без хода, с мыса Юминда открыла огонь батарея противника. Артиллеристы «Ленинград» тут же ответили и заставили ее замолчать.

В 21.40 на «Ленинград» поступило радиосообщение о подрыве на мине лидера «Минск», и он направился ему на помощь. Рано утром 29 августа корабль подошел к поврежденному «Минск», у которого в результате взрыва мины все навигационные приборы вышли из строя. С рассветом оба лидера продолжили движение – головным «Ленинград», в кильватер ему «Минск». В пути рядом с «Ленинград» обнаружили три плавающие мины, которые расстреляли огнем из 45-мм орудий. Приходилось и неоднократно отбивать атаки самолетов противника. Но уже к вечеру 29 августа «Ленинград» отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде.

В первых числах сентября лидер привлекался к постановке мин на Тыловой минной позиции, где он выставил более 80 мин в 18 минных заграждениях. 17 сентября его включили в систему обороны города.

С 19 сентября начались массированные воздушные налеты вражеской авиации на Кронштадт и корабли, стоявшие в Морском канале. 21 сентября, воспользовавшись пасмурной погодой, немецкие летчики несколькими большими группами, общей численностью 180 самолетов, атаковали советские корабли. «Ленинград» избежал попаданий и пополнил Западную группу кораблей, размещенных в Торговом порту, поддерживавших части 8-й и 42-й армий.


Сторожевой корабль КБФ отражает немецкий налет


22 сентября «Ленинград» во время контрбатарейной стрельбы получил повреждения корпуса, механизмов и некоторых приборов от близкого взрыва одного из снарядов немецкой батареи. Лидер перевели к Канонерскому острову. Но 12 октября во время ведения артиллерийского огня по неприятелю один из вражеских снарядов попал в лидер, другой разорвался у борта.

Первым 203-мм снарядом пробило корпус, через пробоину затопило топливную цистерну и цистерну питьевой воды. От осколков другого снаряда на палубе загорелся пороховой заряд, приготовленный для стрельбы главным калибром. Пожар удалось быстро ликвидировать. 14 октября «Ленинград» поставили на ремонт у стенки завода № 196.

В это же время было принято решение эвакуировать оставшийся на полуострове Ханко гарнизон – десятки тысяч обученных и обстрелянных бойцов, тысячи единиц оружия и комплектов обмундирования, сотни тонн боеприпасов, продовольствия. Эвакуация, рассчитанная на несколько этапов, началась 23 октября. 2 ноября, как только закончился ремонт, «Ленинград» был включен во второй отряд.


Караван из девяти судов, вышедший из Таллина 25 августа


Первая попытка прорваться к Ханко 9 ноября окончилась безрезультатно – из-за сильного порывистого ветра, низкой облачности и высокой волны отряду пришлось вернуться из района маяка Родшер к Гогланду.

11 ноября, с наступлением сумерек, отряд снова вышел к Ханко. Тральщики с трудом прокладывали путь. Погода еще более ухудшилась: усилился боковой северный ветер, поднялась волна, снизилась видимость. Из-за ветра и волн тральщики не смогли идти строем уступа и фактически шли в кильватер. Протраленная полоса сузилась до 60 м. Это почти сводило на нет все меры противоминного обеспечения идущих за тральщиками кораблей.

К северу от мыса Юминда, откуда до Ханко оставалось уже 65 миль, корабли вошли на минное поле – в тралах начали взрываться мины. Идущие впереди суда, не обращая внимания на взрывы, оторвались от лидера и транспорта «Жданов». В левом параванохранителе «Ленинград», вышедшего за пределы протраленной полосы, на расстоянии 10 м от борта взорвалась мина. Существенных повреждений он не получил и продолжал движение. Однако после полуночи все в том же левом параване в 5 м от борта взорвалась еще одна мина. Вышла из строя левая турбина, в обшивке корпуса появились трещины, поступающая вода затопила семь нефтяных цистерн; вышли из строя лаг и гирокомпас.

Корабль с трудом справлялся с откачкой воды. Через пробоины терялось драгоценное топливо. Самостоятельно корабль двигаться не мог. Лидер стал на якорь, чтобы устранить повреждения в машинном отделении. С ним остались транспорт «Жданов» и три малых охотника.


"Ленинград" на полном ходу


Получив радиограмму с лидера, Москаленко, находившийся на эсминце уже в 55 милях от Ханко, приказал всему отряду лечь на обратный курс и идти на помощь поврежденному кораблю. Два тральщика, направлявшиеся для оказания помощи, от взрывов мин лишились трапов. К тому же они потеряли ориентировку и не смогли найти лидер.

Не имея сообщений от Москаленко и не дождавшись подхода отряда, командир «Ленинград» решил возвращаться к Гогланду самостоятельно. Он дал команду сняться с якоря, но поскольку лидер лишился навигационных приборов, приказал капитану «Жданова» идти головным. В 5 часов утра транспорт подорвался на мине и через 8 минут затонул.

Понимая, что теперь самостоятельно пробиться через минное поле невозможно, «Ленинград» снова встать на якорь. Подошедший вскоре тральщик Т-211, определивший место «Ленинград» по взрыву, встал головным и провел поврежденный корабль к Гогланду. При следовании кораблей в тралах у Т-211 взорвались три мины и одна в параване у лидера. К середине дня 12 ноября отряд снова сосредоточился у Гогланда, на рейде Северной деревни. Здесь лидеру передали 100 т мазута, и в тот же день «Ленинград» и эсминец «Стойкий» получили разрешение уйти в Кронштадт.



25 ноября «Ленинград» поставили на ремонт, в ходе которого специальным решением Военного Совета КБФ от 8 января 1942 года предписывалось смонтировать на «Ленинград» в срок до 25 февраля 1942 года штатную систему размагничивания ЛФТИ.

В суровых условиях блокады ремонт лидера длился всю зиму. А в мае 1942 года «Ленинград», включенный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по позициям противника, занимая разные огневые точки на Неве. Но 14 мая в результате очередного огневого налета противника на город, лидер опять получил серьезные повреждения и вновь был поставлен на ремонт.


"Ленинград" после окончания войны


Весь 1943 год корабль участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по узлам сопротивления врага в полосе наступления 55-й армии.

В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Невке у моста Строителей, активно содействовала снятию блокады. 10 июня корабль участвовал в мощном артобстреле позиций противника, действовавшего в полосе наступления 21-й армии Ленинградского фронта. До конца войны в море дальше Кронштадта лидер «Ленинград» не выходил ввиду минной опасности.


Лидер эскадренных миноносцев "Ленинград" на Неве, 1 мая 1959 года


12 января 1949 переклассифицирован в эскадренный миноносец, с 19 декабря 1951 года по 25 ноября 1954 года прошел капитальный ремонт и модернизацию. 18 апреля 1958 выведен из боевого состава КБФ и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75. В 1959 году переведен на Север и 13 октября 1959 года включен в состав СФ. 15 сентября 1960 года разоружен и превращен в плавказарму ПКЗ-16, а 10 августа 1962 - в судно-мишень СМ-5. В мае 1963 года при отработке нового ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.
5 февраля 2017 01:28
Вернуться назад