uCrazy.Ru / СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 36

СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 36

СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 36


ЧАСТЬ 35

* * *


Круче Штирлица


СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 36


7 ноября 1942 года немецкий эсминец Z-27 перехватил советский танкер «Донбасс», который шел порожняком в Рейкъявик, где, после загрузки, в составе конвоя должен был вернуться в СССР. Несмотря на превосходство противника в вооружении экипаж танкера принял бой. Немцы расстреливали его с безопасного расстояния из артиллерии и в конечном итоге потопили торпедами.

Из носового орудия советского танкера, огонь по противнику вел человек, чьей биографии мог позавидовать даже киношный Штирлиц: Арно́льд Ге́нрихович Дейч советский разведчик-нелегал, создатель глубоко законспирированной «Кембриджской группы» агентов – знаменитой «Кембриджской пятерки».

Арнольд Дейч после начала ВОВ в ноябре 1941 года вместе с группой разведчиков был направлен нелегальным резидентом в Аргентину. Первоначальный маршрут через Иран, Индию и страны Юго-Восточной Азии стал опасным в связи с начавшейся войной США с Японией, и группа вернулась в Москву. Было принято решение плыть через Северную Атлантику, для прикрытия Дейч был включен в состав экипажа танкера «Донбасс».


Танкер «Донбасс»


После войны вернувшийся из плена капитан Цильке сообщил подробности гибели нашего разведчика. Дейч участвовал в бою с эсминцем в составе артиллерийской прислуги на носу танкера. В момент взрыва торпеды он с перебитыми ногами был там. Пучина Баренцева моря поглотила выдающегося разведчика. Это случилось в трёхстах милях к западу от северной оконечности Новой Земли.

* * *


Мудрый урок



Пароходофрегаты британского флота «Merlin» и «Firefly»
нарвавшиеся на минные заграждения у Кронштадта,
20 июня 1855 г.


В июне 1855 г., в ходе Крымской войны, союзная англо-французская эскадра вошла в Балтийское море имея целью блокирование русского флота на его базах и последующее его уничтожение.

Ввиду явного превосходства противника (как количественного так и технического), командование Балтийского флота заранее отказалось от сражения в открытом море и готовилось к обороне под прикрытием крепостей и береговых батарей. Именно тогда, для защиты Кронштадта, впервые в истории русского флота были созданы минные заграждения. Минные поля на подступах к острову Котлин в Финском заливе, начали выставляться ещё в 1854 г., причём все они были прикрыты береговой артиллерией, образовав, таким образом, первую в истории морских войн минно-артиллерийскую позицию.



Когда 20 июня 1855 г. к Кронштадту подошла вражеская эскадра, в водах вокруг него уже находилось более двух тысяч мин (разных моделей и мощности). Перед началом решительных действий, командование союзной эскадры решило провести разведку укреплений Кронштадта. Пароходофрегаты «Merlin» и «Firefly» были высланны к острову и сходу налетели на минное заграждение. Оба корабля подорвались на минах Нобеля (имеющих слабый заряд) и получили лёгкие повреждения. Однако,сам факт наличия минных полей перед крепостью, резко убавил боевой пыл британского и французского адмиралов, - от атаки Кронштадта они решительно отказались и до конца войны больше не пытались прорваться в Финский залив.

* * *


Новая жизнь U-250




30 июля 1944 года в Финском заливе советскими катерами была потоплена немецкая подводная лодка «U-250». Решение о ее подъеме было принято практически сразу, однако скалистая отмель на глубине 33 метров и немецкие бомбы сильно затягивали процесс. Только 14 сентября подлодка была поднята и отбуксирована в Кронштадт.

В ходе осмотра отсеков были обнаружены ценные документы, шифровальная машинка «Энигма-М», а также самонаводящиеся акустические торпеды «Т-5». Однако советское командование больше интересовала сама лодка – как образец германского кораблестроения. Немецкий опыт собирались перенять в СССР.



20 апреля 1945 года «U-250» пополнила состав ВМФ СССР под наименованием «ТС-14» (трофейная средняя), однако использовать в связи с отсутствием нужных запчастей ее не получилось. Через 4 месяца субмарину исключили из списков и отправили на металлолом.

* * *


Заметая следы




Немецкий дирижабль LZ54 (L-19) был одним из девяти цеппелинов Кайзермарине, участвовавших в налёте на Великобританию в ночь с 31 января на 1 февраля 1916 года.

На обратном пути из–за тумана, плохой погоды и несовершенных навигационных приборов дирижабль сбился с курса, три из четырёх двигателей вышли из строя. К утру 1 февраля LZ54 отнесло к голландскому острову Амеланд, и в пять часов утра по нему открыли огонь голландские войска.

Дирижабль получил повреждения обшивки, но ещё сутки продолжал дрейфовать, пока в ночь с 1 на 2 февраля не упал в Северное море. Все члены экипажа выжили, и собрались на верхней стрелковой площадке дирижабля.



Наутро дирижабль был обнаружен английским траулером King Stephen. Капитан траулера, Вильям Мартин, в темноте увидел сигналы, которые подавали немцы, и всю ночь шёл на помощь. Однако когда он увидел, что бедствие терпит немецкий дирижабль, он отказался принять на борт потерпевших крушение.

Позже он объяснял своё решение тем, что опасался, что его экипаж из 9 человек не справится с шестнадцатью немцами. Позднее появилась версия, что траулер вёл лов в запрещённой зоне, и капитан боялся, что когда выяснится, где он подобрал немцев, его оштрафуют.

Как бы то ни было, несмотря на все просьбы, обещания вести себя тихо и даже предложения денег Мартин увёл траулер от гибнущего воздушного корабля.

По словам капитана, он намеревался сообщить о цеппелине первому встреченному кораблю Королевского ВМФ, но не встретил ни одного и обратился к властям только прибыв в порт Гримсби.



На место крушения сразу же были отправлены корабли, но они не нашли ни остатков дирижабля, ни немцев. После того как King Stephen оставил терпящий бедствие цеппелин, погода начала ухудшаться, и дирижабль утонул вместе со всем экипажем. Через полгода была обнаружена бутылка с прощальными записками немцев, а тело одного из членов экипажа выбросило на берег в Дании.

В 1964 году журналист, проводивший расследование инцидента, обнаружил в архивах Адмиралтейства документы, свидетельствовавшие о том, что Мартин действительно вёл лов в запрещённой зоне, и, чтобы избежать наказания, указал неверные координаты крушения, таким образом, вся поисковая операция оказалась совершенно бесполезной.

* * *


ТРАГЕДИЯ БАРЖИ № 752




17 сентября 1941 года произошла самая страшная морская катастрофа военных лет на Ладожском озере. В эту ночь на озере погибли три баржи, в том числе баржа № 752, на которой из Ленинграда эвакуировались более тысячи человек. Среди тех, кто следовал на «большую землю» были командиры и курсанты военно-морских училищ им. Ф.Э.Дзержинского, им. С.Орджоникидзе и военно-инженерного училища им. А.А.Жданова, военные медики, сотрудники Гидрографического управления ВМФ, специалисты Картографического отдела. Многие выезжали с семьями - на борту были женщины и дети. Были среди пассажиров ученики ленинградских ремесленных училищ. Точное количество пассажиров неизвестно. Поздно вечером 16 сентября баржа вышла из порта Осиновец в Новую Ладогу. Вел баржу буксирный пароход «Орел» под командованием капитана Ивана Дмитриевича Ерофеева. Именно этот буксир доставил в Осиновец 12 сентября 1941 года первый караван с продовольствием для блокадного Ленинграда.

Ночью на озере разыгрался шторм. Штормы на Ладожском озере не редкость, но это был сильнейший шторм с ураганным ветром и многометровыми волнами. И перегруженная баржа, не приспособленная для плавания в штормовом озере, не выдержав ударов стихии, стала разрушаться. Средств спасения людей на барже не было. Вода стала заполнять трюм, люди выбирались на палубу, но огромные волны смывали их за борт, а вскоре разрушенная баржа почти полностью ушла под воду. Более тысячи человек оказались в ледяной ладожской воде среди бушующих волн.

Спастись смогли около двухсот…

В память об этой трагедии уже несколько лет Новоладожский музей и ученики новоладожских школ участвуют в акции памяти «Реквием над Ладогой». В Осиновце на Ладожском кургане в этот день звучат имена тех, кто погиб в ту страшную ночь.

* * *


Загадки Товарища



Парусник «Товарищ» в Мариуполе. Январь 1942 года.
Оккупация.


В нашей истории была два парусника «Товарищ». Один был построен в Британии, в конце 19 века и был сожжен и потоплен в 1943 году в порту Мариуполя. Второй «Товарищ» был построен в 30-х годах прошлого века в Германии, был учебным парусником в СССР, потом в Украине и снова оказался дома, в Германии.

Наша история о первом «Товарище». О нем снимали фильмы и ему посвящали стихи. Он был учебным судном и ходил в дальние походы. Его последние года в оккупации в Мариуполе покрыты тайнами.

По одним источникам на паруснике была плавучая тюрьма, а по другим располагалась казарма Хорватского морского корпуса. Один источник говорит о том, что на судне было казино.

Есть теория, что хорваты пытались убежать на паруснике при наступлении советских войск, но его расстреляла немецкая артиллерия.

Одни источники говорят, что на его борт подымался глава хорватского государства Анте Павелич. А другие утверждают, что на нем был и сам Муссолини.

По одним источникам парусник был затоплен советской авиацией в 1943 года, а по другим – подожжен отступавшими германцами.

* * *


Ослиное упрямство



Германская канонерская лодка "Адлер" после удара
тайфуна, Самоа март 1889 г.


Отряд германских кораблей, в составе канлодок "Адлер", "Эбер" и корвета "Ольга" пришёл к берегам Самоа, с целью продемонстрировать американцам, тоже представленным военной эскадрой, готовность кайзера защищать немецкие интересы в регионе.

Когда стало очевидно приблежение тайфуна, корабли могли бы выйти из гавани в море, где шансов противостоять стихии было гораздо больше, но командиры обеих эскадр решили, что противник воспримет это как их слабость и остались на месте. Из принципа, так сказать.

В итоге, обрушившийся тайфун разнёс, к псам, обе эскадры и угробил жизни полутора сотен моряков.


Корвет "Ольга", выброшенный тайфуном на мелководье, Самоа март 1889 г.


* * *


U-155 "Deutschland"



Германская подводная лодка U-155, переданная британцам
по условиям перемирия, 1918 г.


Первое что бросилось в глаза, - ширина палубы субмарины.

Объясняется тем, что лодка, изначально называвшаяся "Deutschland", была построена как подводный транспорт не имеющий вооружения, специально для прорыва морской блокады Германии союзниками. В 1916 г. совершила два рейса в США и обратно, перевозя драгметаллы, валюту и ценные бумаги туда, и стратегические материалы (олово, никель, резину) в Германию.



После вступления США в войну на стороне Антанты, командование Кайзерлихмарине, сочло целесообразным переоборудовать лодку в боевую субмарину. После модернизации, получив на вооружение два 150-мм орудия и торпедные аппараты, 23 мая 1917 г., вышла в первый боевой поход в Атлантику.

Всего, за время до окончания войны, совершила три успешных похода, потопив более 40 транспортов союзников и один вспомогательный крейсер (итальянский "Sterope").



* * *


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
9 октября 2017 00:43
Вернуться назад