Киай-дзюцу

Автор:
Pip_boy
Печать
дата:
23 июля 2008 14:40
Просмотров:
1685
Комментариев:
2
Японские единоборства
Киай-дзюцу
(Искусство поражения противника голосом)



Внутренняя энергия человеческого организма внешне проявляется через позы, характер движений тела, мимику, голос. Японские специалисты называют видимые для окружающих проявления внутренней энергии человека терминами «кисэй» и «киай». Первый из них относится к позам и движениям человека, а второй — к его голосу. Данные термины связаны с понятием «ки» (китайское «ци»), на котором основаны философия, медицина и боевые искусства стран Дальнего Востока.

Ки, это некая гипотетическая энергия, присущая всем вещам во Вселенной с момента её возникновения, которая является основой их существования и определяет способ функционирования. Помимо «изначальной энергии», приобретенной при рождении (согласно западным воззрениям, это так называемая «адаптивная энергия клеток» — А.Т.), человек постоянно получает «ки» с едой, воздухом при дыхании, а также путем энергообмена с окружающей средой и с другими людьми. Прекращение потока непрерывно циркулирующей в организме энергии означает смерть.
Если говорить о «ки» человеческого организма, то по мнению большинства западных учёных, это не какой-то особый вид неизвестной энергии или физического поля (что, в принципе, не исключено), а интегральная функция организма, выражающаяся в характере протекании биохимических реакций, физиологии и высшей нервной деятельности- Так, если здоровый человек с точки зрения восточной медицины это тот, у кого «ки» есть в избытке, то для западной науки здоровье отражает оптимальный баланс всех протекающих в организме процессов, что выражается в хорошем состоянии внутренних органов, костно-мышечной системы, а также в здоровом кожно-волосяном покрове. Вообще говоря, вопрос однозначной идентификации энергии «ки» весьма сложен и вряд ли будет решен в обозримом будущем.
Когда невидимая глазу «ки» имеется в организме в избытке, то она как бы просачивается наружу, визуально проявляясь в выражении лица человека, плавности, экономичности и «энергонаполненности» его движений и поз, как в практике боевых искусств, так и в повседневной жизни, что описывается термином «кисэй». Так, плавно и мягко ступающий тигр в его естественной среде обитания, поражающий гармонией движений и явно чувствующейся внутренней мощью и силой, выражает практически идеальное состояние «кисэй».

С другой стороны, глядя на сутулого неспортивного горожа¬нина с неловкими и суетливыми движениями, можно сразу сказать, что «ки» у него организме явно недостаточно, как, впрочем, и у тигра в зоопарке, страдающего от нехватки движений и энергообмена с природной средой.
Однако, если тело молодого и здорового спортсмена излучает просто избыток физических сил, то «кисэй» мастера боевых искусств отражает не только уровень физической тренированности, но и внутреннее состояние (в хч. состояние сознания), как результат целенаправленной работы с «ки» в процессе дыхательно-медитативных упражнений.
Подобно «кисэй», понятие «киай» отражает уровень владения человеком «ки», его внутреннее физическое и ментальное состояние, проявляющееся в голосе. С давних пор среди японских мастеров существовало выражение: «Когда энергия (ки) в избытке, рождается сила. В точке, где существует сила, собирается дух. Энергия, сила и дух, собранные воедино, рождают киай».

Киайдзюцу относится к малоизвестным техникам, которыми в истории реально владели лишь единицы среди мастеров боевых искусств. Несомненно, что боевое применение крика известно во многих странах, однако только в Японии оно выделилось в отдельную дисциплину под названием «техника киай».
Метод киайдзюцу состоит в том, чтобы с помощью звука уметь контролировать как собственное ментальное и физическое состояние, так и состояние противника, причем техника киай не ограничивается только боевым применением, а служит также прекрасным методом укрепления здоровья, снятия стресса и усталости, достижения высших состояний сознания и даже развития «шестого чувства».
Видимо, нет ни одной школы единоборств, где бы во время тренировок не использовались крики при проведении ударов и других приемов. Однако крик рассматривается при этом не как самостоятельное средство поражения противника, а в основном как способ, позволяющий повысить скорость ударов и добиться более полного выброса силы. На втором месте стоит усиление своего психоэмоционального потенциала и лишь затем следует фактор морального подавления противника (который в условиях реальной схватки играет решающую ролъ).

Следует заметить, что правильный киай — это не просто крик, который может быть как коротким, так и долгим, а особое психофизическое состояние. Необходимо добиться того, чтобы звук шел как бы изнутри, а не рождался в области голосовых связок, что требует особого внимания при тренировках. Нетренированному человеку сделать это очень сложно, однако считается, что даже простой сильный крик существенно активизирует циркуляцию «ки» в организме. По этой причине в Сериндзи-кэмпо учителя постоянно требуют от учеников выполнения всех приемов с громкими криками «яа-а» и «йо-о» и по звуку определяют степень усердия учеников на тренировке и уровень их подготовки.

В Японии считают, что киайдзюцу вышло из аскетической практики горных отшельников сюгэндо. Однако анализ техники современного.киайдзюцу показывает, что определенное влияние на него оказали уже утраченные в самом Китае магические практики «сяо», что в переводе означает «выть, реветь». Практика сяо использовалась в виде особых заклинаний, где имитировались звуки бури, грома, крики диких птиц и т.д. Легенды рассказывают, что мастера сяо могли вызывать и прекращать дождь, разгонять облака, приманивать диких птиц. Даже в современной Японии иногда случается, что в деревнях родители запрещают детям при игре на бамбуковой флейте извлекать слишком высокие звуки, так как считается, что они привлекают злых духов. Это поверье идет от веры в «кото дама», т.е. в слова, наделенные мистической силой, которая проявляется при их произнесении. Так, основатель айкидо Морихэй Уэсиба считал кото дама неотъемлемой частью своих тренировок.

Китайские методы «сяо», попав вместе с буддизмом в Японию и смешавшись там с традиционной музыкой и гимнами, привели к созданию кото дама, которые, в свою очередь, послужили основой для древних синтоистских молитв «хараикотоба», «норито» и др. Следует также отметить, что «работу с голосом» практикуют и в японском эзотерическом буддизме Сингон, где существует специфическое чтение мантр, сопровождающееся сплетениями пальцев («кудзи-ин»), которое используется как метод концентрации и достижения определенных состояний сознания. Чтение мантр и сплетение пальцев раньше входило составной частью в киайдо, которое понимали как комплексный метод духовной практики. Только в конце эпохи Мэйдзи (1868— 1912) термин «киайдо» стал-употребляться в узком смысле, как способ мгновенного извлечения силы с помощью крика.

В период феодальных междоусобных войн («воюющих царств») (1467—1568) сформировались многие школы («рю») боевых искусств, которые для повышения своей боеспособности активно заимствовали арсенал психотехники сюгэндо. С этого времени произошла интеграция методов киайдзюцу с различными японскими школами боевых искусств. В период Эдо (1600 — 1868) техника киайдзюцу стала использоваться не только как оружие, но и как метод врачевния, а также как метод духовного развития личности.

В эпоху буржуазной революции Мэйдзи в Японии были раскрыты многие ранее неизвестные секретные техники (киайдзюцу) и имена мастеров. Так стали известны имена выдающихся мастеров киайдзюцу Хамагути Юшку, Коя Тэцуиси, Ма-цумото Тиваки, Эма Сюнъити. Многие из них использовали киайдзюцу в качестве метода лечения больных как, например, Хамагути Югаку и Коя Тэцуиси.

Дошедшие до нашего времени методы киайдзюцу представляют собой в целом нечто большее, чем просто запугивание противника криком. Этап отработки базовой техники киайдо по своей структуре сходен с цигуном, где Вначале тренируют способы набора, смешивания и испускания «ки». Он состоит из методов «регулировки тела», «регулировки дыхания» и «испускания звуков». Различают методы быстрого и медленного вдоха, имеюших конкретное применение в целях самозащиты (так называемое «киатэ» — поражение с помощью «ки»), после освоения которых переходят к методу «взаимного киай».
На этой стадии в положениях стоя, сидя и на коленях закрепляют полученные навыки с учетом реально возникающих ситуаций, где нужно точно выбирать момент испускания «киай», длительность и высоту звука и т.д. В методе быстрого вдоха используются выкрики «эй», «яа-а», «то-о», аналогичные тем, которые практикуют в современных будо. Однако, если в будо их цель — увеличение силы и скорости выполняемых технических действий, то целью киайдо является «очищение сознания», повышение интуиции и чувствительности к внешним воздействиям, а также достижение гармонии и единства «тела и духа». С этой целью в методе быстрого вдоха, выполняя специальные движения, вдыхают максимальное количество воздуха, что приводит затем к внутреннему взрыву, аналогично тому, как лопается надутый воздухом воздушный шар. При этом рождается особый резонансный крик (киай) и вызывается ударная воздушная волна. Естественно, что подобные методы без грамотного и квалифицированного руководства практиковать бессмысленно, ибо в противном случае вред собственному здоровью неизбежен.

Отметим, что эксперименты, проведенные французскими учеными на добровольцах, показали, что интенсивный звук мощностью 90 децибел вызывает у людей потерю ориентации в пространстве, резкое ухудшение зрения и непроизвольные судороги мышц. Между тем, «Книга рекордов Гиннесса» свидетельствует: крик 14-летней школьницы достигал 125 децибел! Для сравнения: шум идущего поезда составляет около 90 децибел, звук артиллерийского выстрела — 120 децибел, рев реактивного авиационного двигателя — 140.
В дошедшей до нас древней технике «симпо киай» («метод духовного киай»), максимально расслабляя плечи и грудь при определенном положении шеи и головы, тренируют способность издавать тонкий «как игла» звук на одной частоте, не напрягая при этом голосовые связки. Затем добиваются резонанса звука в организме подобно тому, как звучит корпус гитары, если тронуть одну из струн. Рядом с практикующим очень часто кладут музыкальный инструмент или колокольчик, который начинает резонировать в случае правильно выполненного упражнения. Если голос человека в повседневной жизни называют «голосом земли», то в «симпо киай» тренируют звук на октаву ниже, который благоприятствует расслаблению дыхательных мышц и голосовых связок, что позволяет впоследствии контролировать тональность голоса при воздействии на противника.
В современной биофизике хорошо известно, что звук низкой частоты (менее 16 герц, т.е. инфразвук) приводит к подавлению воли человека, вызывает чувства усталости, тоски, необъяснимого страха. Интенсивное излучение инфразука (свыше 105 децибел) может вызывать временную слепоту, нарушения в работе вестибулярного аппарата» влекущие тошноту и рвоту («морская болезнь») и даже смерть. Видимо, это еще одна разгадка киай.
В процессе тренировок постепенно развивается умение издавать правильный киай. Одновременно с этим происходит усиление способности к концентрации и развитию духовной силы, подобно тому как при занятиях цигун появляются «шесть чудесных способностей». В «симпо киай» известно по десять форм в позициях сидя на пятках и стоя, а также десять форм «сотай (взаимного) киай» и пять форм для практического применения. В частности, в упражнениях «сотай киай» развивается способность подавлять ки партнера и нарушать ритм его дыхания.
Предельным выражением киай является так называемый, «фукуми киай» или «киай без звука», характеризующий состояние человека, в котором он способен в отсутствии физических действий и крика подчинить противника своей воле.
В широком смысле «беззвучный киай» является последней и, в своем роде, идеальной стадией постижения боевого искусства в процессе духовных и физических тренировок. В узком смысле «беззвучный киай» является основой метода долгого вдоха и дает эффект аналогичный гипнозу. Эффективность «беззвучного киай» напрямую связана с общим уровнем духовного развития и психических способностей личности.

 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх