Диммак

Автор:
Pip_boy
Печать
дата:
25 июля 2008 13:57
Просмотров:
1291
Комментариев:
0
Китайские единоборства
Диммак



«Диммак» — это диалектное произношение (на кантонском диалекте) термина «дяньмо» («воздействие на меридианы»), В современной терминологии ушу для обозначения того же явления чаще используют термин «дяньсюэ» («воздействие на биологически активные точки»). По-японски его называют «кюсё-дзюцу».

Воздействие на точки можно использовать в двух целях — для лечения человека, и для причинения ему вреда. Использование дяньсюэ для лечения требует глубоких медицинских познаний, использование же воздействия на точки для причинения вреда человеку значительно проще, хотя все же и оно не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Искусство дяньсюэ (или диммак) возникло на стыке трех феноменов — ушу, цигуна и традиционной китайской медицины. Его создателем считается даос Фэн Июань, живший в середину эпохи Мин, т.е. на стыке XV—XVI веков. Он разработал 36 комбинаций «точка—время». Воздействие на 9 из них вызывало смерть противника, на 9 других — потерю сознания, на следующие 9 — сильную боль, и на последние 9 — паралич. Последователь Фэн Июаня, некий Чжан Чжуанъи, довел число таких комбинаций до 72.

Согласно учению китайской медицины, в теле человека находится особая сеть меридианов, по которым циркулирует жизненная энергия «ци». Воздействие на определенные места человеческого тела позволяет влиять на циркуляцию этой энергии и посредством этого — на состояние организма.
Сразу встает вопрос — что такое «ци»? Существуют несколько десятков вариантов перевода этого термина на русский язык — «воздух», «дыхание», «лимфа», «эфир», «атомы», «нервная регуляция», «жизненная энергия» и т.д., каждый из которых не исчерпывает его полностью. К тому же этот термин может соединяться с бесконечным количеством определений. Создается впечатление, что как только китайским специалистам требовались объяснить какое-либо физиологическое или психическое
явление, они сразу придумывали новый вид «ци». В то же время все эти виды являются проявлением одного единого «ци».

Представление о пронизывающих тело каналах, по которым непрерывно циркулирует «ци», и о возможностях воздействовать на эту циркуляцию через избранные точки, составляет основу теории китайской медицины и традиционных боевых искусств. Каждое тело есть «ци», облеченное в некоторую форму. Все физиологические процессы в организме в конечном счете сводятся к взаимодействию различных видов «ци» внутри и вне заданной формы. Однако прохождение «ци» по замкнутому контуру сквозь некоторые точки и области, соединенные сетью каналов, выполняет важную контролирующую функцию.

Данная теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В настоящее время она описывает 36 точек, расположенных на 12 главных и двух «чудесных» каналах. Кроме того, течение «ци» прослеживается еще по шести «чудесным» каналам. Выделяют также примерно 280 внеканальных точек.
В Китае эту систему принимают как нечто данное, на Западе попытались поместить под нее какое-нибудь материалистическое обоснование. Простейший вариант — совмещение канальной сети с сосудисто-нервными стволами — не прошел: совместить удалось лишь очень небольшие отрезки. В настоящее время популярна теория о том, что структурную основу главных точек и каналов составляют межклеточные щелевые контакты, С этой теорией близко связана гипотеза о связи «каналов тела» с межмышечными щелями, которые в основном совпадают с линиями контурирования мышц.
Сложность определения места каналов на привычном анатомическом атласе человека привела некоторых исследователей к мысли о том, что каналы — чисто функциональная система, без определенного реального носителя. Однако лабораторные исследования с применением современных методик опровергли это мнение. Например, китайские специалисты установили, что при электростимуляции точек вдоль канала может возникнуть красная или белая линия, вызванная гиперемией (красный дермографизм) или спазмом кожных сосудов (белый дермографизм).

В 1986 г были опубликованы материалы уникального эксперимента, осуществленного в парижском институте Неннера. В определенные точки методом акупунктуры вводилась жидкость, содержащая технеций. Испускаемые ею лучи фиксировались при помощи электронной фотокамеры, В результате выявилось, что радиоактивная жидкость распространялась строго вдоль «каналов», выделяемых традиционной китайской медициной. Когда эту же жидкость вводили в произвольные точки на теле, не связанные с акупунктурой, то она вообще не распространялась по организму.
Итак, между различными частями организма человека действительно существуют определенные взаимосвязи и взаимовлияния. Для объяснения этого механизма древние китайцы создали теорию, описываемую в терминах энергии «ци». От современных объяснений она отличается в положительную сторону краткостью и тем, что проверена временем. С точки зрения практического применения абсолютно безразлично, что стоит за нею.
В медицине обычно нужна тонкая регулировка хода «ци» для приведения организма в норму. В бою же требуется мгновенный результат (если вы только не тайный убийца, которому требуется чтобы жертва скончалась от недомогания ровно через трое суток и 6 часов). Поэтому в школах ушу обычно изучали далеко не все точки. В каждой из них сложился свой ограниченный набор, как правило, 36 точек — «священное число» (от школы к школе эти наборы различались). Глубокая теория тоже была не нужна, требовалось лишь знать где точки находятся.

В стилях уданского направления ушу эти точки концентрируются в основном на корпусе и голове, в шаолиньском ушу точки размещены по телу более равномерно. Все же большинство «смертельных» точек располагается на голове, в районе живота и на пояснице сзади. На руках и ногах уязвимых точек мало. Обычно рекомендуются точки, вызывающие немедленную реакцию внутренних органов.
Для их поражения чаще всего применяют специальные формы кистей рук (например, кулак с выставленной фалангой одного пальца, «когти», большой палец), позволяющие сосредоточить значительное усилие на маленькой площади. Соответственно, для укрепления этих форм используют специальные методы тренировки: многочисленные отжимания на пальцах, омывание рук специальными лекарствами и т.д.
Однако в современных условиях убивать людей точечными ударами обычно не требуется, поэтому если вы хотите применять искусство воздействия на биологически активные точки (БАТ) в обычной драке, то надо четко представлять, что будет после воздействия на определенную точку: у человека остановится сердце или просто туг же опорожнится кишечник (первое, конечно, мгновенно завершит бой, но и второе может решить схватку в вашу пользу). Для этого необходимо знать теорию.

В отношении искусства воздействия на точки есть и противоположное мнение. В 1991 г. в СССР приезжал один из крупнейших мастеров ушу современности — Ма Минда, Во время общения с любителями ушу на вопрос об искусстве смертельного, касания он ответил, что сомневается, что кто-либо сумеет применить это искусство в бою против него. Его сомнения были вполне обоснованны: по визуальным оценкам, в бою он действовал в темпе 3—5 ударов в секунду. Чтобы подойти к такой «мельнице» на дистанцию удара, одного владения искусством смертельного касания совершенно недостаточно.

Итак, применимо ли искусство воздействия на точки в рукопашной схватке? Вероятно, владение этим искусством можно сравнить с наличием ножа в руке. Если у вас есть нож, то это серьезное преимущество, но его одного недостаточно для победы. Если у вас слабый удар, то вы можете даже не порвать одежду противнику, а если противник хорошо умеет драться, то вы не сможете применить против него нож вообще.
Так и с искусством воздействия на точки. Если вы хотите применять его в бою, то помимо заучивания расположения нужных БАТ и вызываемого ими эффекта, надо еще уметь мгновенно находить их на ощупь (чтобы знать, каким пальцем жать, когда взял захват приблизительно за нужное место), укреплять пальцы (чтобы нажимать на нужную точку даже сквозь одежду и чтобы уметь наносить удары пальцами на нужную глубину), учиться хватать подброшенные мешочки с песком (для выработки умения мгновенно и крепко хватать), и еще владеть хотя бы элементарными навыками обычного рукопашного боя. Иначе пока вы будете брать свой захват либо прицеливаться для удара пальцами, получите прямой удар в челюсть.

Дяньсюэ никогда не было самостоятельным боевым искусствам. Скорее, оно являлось одной из ступеней подготовки мастера, выступало лишь дополнением к боевому мастерству, позволяя бойцу при удаче экономить время. Однако в некоторых ситуациях и это могло оказать существенную пользу. Известен случай, когда знаменитому мастеру ушу Сунь Лутану (1861—1932) пришлось драться с целой толпой неотесанных мужланов. Его спасло именно искусство воздействия на точки: точечными ударами пальцев он мгновенно «отключал» неосторожно приблизившихся.

 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх