Журавлиный стиль

Автор:
Pip_boy
Печать
дата:
26 июля 2008 16:57
Просмотров:
1446
Комментариев:
0
Китайские единоборства
Журавлиный стиль (Хэцюань)



«Стиль журавля» — это общее название для нескольких стилей ушу. Популярные истории обычно выводят происхождение стиля журавля из монастыря Шаолинь, утверждая, что когда монах Цююэ (мирское имя — Бай Юнфэн) создал «кулак пяти зверей», то одним из подстилей данного направления был именно стиль журавля. Однако современные исследования показали, что Бай Юнфэн создал не «кулак пяти зверей»» а «кулак пяти ступеней», соотнесение его отдельных ступеней с образами зверей и птиц появилось гораздо позже.

Первоначальный стиль журавля — это байхэцюанъ (кулак белого журавля). Согласно легенде, когда в конце XVII века мастер Фан Чжангуан переехал из провинции Чжэцзян в уезд Юн-чунь провинции Фуцзянь, он взял с собой дочь — Фан Цинян. Фан Цинян часто наблюдала за журавлями, и объединила журавлиные движения с теми боевыми приемами, которым ее научил отец. С тех пор этот стиль стал распространяться, и в настоящее время популярен на юго-востоке КНР, на Тайване и в странах Юг-Восточной Азии.

Постепенно, в ходе практики и обучения учеников разными мастерами, первоначальный байхэцюань разделился на четыре отдельных стиля: цзунхэцюань, минхэцюань, фэйхэцюань и шийцюань. Они хотя и близки друг к другу благодаря общему происхождению, но имеют и различия.

Во всех стилях журавля базой является комплекс саньчжань («три войны»), в других написаниях — саньчжэн («три прямых»), саньцзянь («три стрелы»); в окинавском каратэ вариант этого комплекса называется сангин (справедливости ради отметим, что в разных СТИЛЯХ журавля комплексы с одинаковыми названиями довольно сильно отличаются друг от друга). Также во всех стилях журавля прорабатывают опускание ци в даньтянь. В бою требуют координировать внутреннее и внешнее, использовать два вида усилия — «светлое» и «темное». Вообще, все стили журавля считаются довольно сложными, т.к. в них требуется нарабатывать специальные виды усилия, без которых приемы в реальном бою бесполезны.

Для выведения противника из равновесия в хэцюань исползуют голову, плечи, локти, таз и колени. Ноги при постановке на землю словно укореняются. Для эффективной защиты центра и мощного проявления силы обе руки во время схватки держат перед собой локтями вниз, как если бы они были связаны в локтях веревкой.
Цзунхэцюань. В буквальном переводе цзунхэцюань означает «кулак журавля-предка», именно так его и переводят на русский язык невежественные в ушу переводчики. Однако на самом деле иероглиф «цзун» используется для записи звучания фунц-зяньского диалектного слова, отсутствующего в официальном китайском языке, и к смыслу этого слова никакого отношения не имеет. Представьте собаку, вылезшую на берег: она туг же начнет встряхивать и мотать корпусом, стряхивая воду. Это движение называется «гоу цзун шэнь» («собака встряхивается телом»), а ее усилие встряхивания — «цзунцзин». Таким образом, правильный перевод слова цзунхэцюань — «цзунцзин». Следовательно, правильный перевод слова цзунхэцюань — «кулак встряхивающегося журавля». Еще одно название стиля — сухэцюань (кулак ночующего журавля) — связано с тем, что в стиле отдают явное предпочтение контратакам.

Цзунхэцюань требует от своих адептов вырабатывать «встряхивающееся» усилие в руках, усилие «сталкивания», а также «со бирающе-расталкивающее» усилие в ногах. Особо прорабатывают «перешибающую руку», «перемещающую руку», «пробивающую руку», «бросающую руку». В технике ног часто используют «возвращающуюся ногу», «растаптывающую ногу»» «сметающую ногу», прорабатывают: удар — продвижение, удар — отступление, уклон — удар.
Основой цзунхэцюань является встряхивающее усилие. В этом стиле первые полгода ученик только натренировывал перемещения и прорабатывал «встряхивание руками в позиции всадника». Зато опытный боец в схватке мог только коснуться руками какой-либо части тела противника — и тот уже падал.

Основные виды встряхивающего усилия в цзунхэцюань — это жесткое, мягкое, пустое, полное, продольное, поперечное и диагональное. Начинающий применяет в основном жесткое и продольное усилия, позже он становится способен применять поперечное и диагональное, весьма продвинутый — пустое, полное и мягкое.

Считается, что если встряхивающее усилие проявлено правильно — перед ним ничто не может устоять; «Из десяти встряхиваний девять неверны. Настоящему встряхиванию не может противостоять даже тысяча солдат».

В цзунхэцюань используют такие формы кистей рук, как «ладонь — когти журавля» и «кулак — голова журавля». Комплексы цзунхэцюань: саньчжань («три войны»), сымэнь («четверо врат»), саньдянь («три точки» — при атаке идут удары по трем точкам), умэйхуа («пять цветков сливы» — траектория комплекса образует цветок сливы мэйхуа), хэчи («журавль раскрывает крылья), убу («пять шагов»).

Самым важным из них является саньчжань. Поговорка гласит: «яо сян цзунхэ хао — санчжань лимянь чжао» («действительно хочешь натренировать цзунхэцюань — ищи внутри саньчжань»). Саньчжань — это база цзунхэ.

Минхэцюань. Переводится как «кулак голосящего журавля». Метод выброса силы здесь похож на метод цзунхэ, но требуют, чтобы при передаче усилия в руку в каждом суставе ощущалось подрагивание, а когда усилие достигает ударной точки — следует ударный импульс, что называется «усилие в один цунь». При этом надо криком помогать выбросу усилия, отчего и произошло название стиля.
В этом стиле для удара предпочитают использовать ладонь. Формы кистей рук: «ровная ладонь» («крюк в тысячу цзиней»), «ладонь с двумя выставленными пальцами» («пальцы-ножницы»), «когти журавля», «кулак одной жемчужины» («кулак – глаз феникса»). Основные комплексы: саньчжань («три войны»), да сымэнь («ударить по четырем вратам»), эршиба бу («28 шагов»).

Фэйхэфоань. Означает «кулак летающего журавля». В трактатах этого стиля сказано: «пронизывание — это как полет». Под «пронизыванием» здесь понимается распространение на большой площади. В этом стиле больше чем в других уделяют внимание подражанию журавлю, движения разворачиваются на большом пространстве. Используются «хлопающие» удары руками подражающие движениям крыльев журавля, перепрыгивание, при уходе поднимаются вверх будто взлетают и т.д.

Используемые формы кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с расставленными пальцами»), «свисающая ладонь» («крюк в тысячу цзиней»). В позициях стиля колени повернуты внутрь, что напоминает журавлиные позы. Перемещения тренируют на верхушках врытых и землю столбов.
Комплексы стиля: саньчжань («три войны»), сымэнь («четверо врат»), бабулянь («восемь непрерывных шагов»), эршиба сю («28 созвездий»).

Шихэцюанъ. Означает "кулак кормящегося журавля". Как сказано в трактатах: «прихватывать» — это означает «кормиться»». В этом стиле часто используют пальцы, словно журавль берет пищу клювом — отсюда название.
Другие названия стиля — чжаохэцюань («кулак утреннего журавля»), бихэцюань (тоже можно перевести как «кулак встряхивающегося журавля», «6и» — это опять слово фуизяньского диалекта, отсутствующее в общекитайском языке).
В стиле делают ставку на внезапность удара. Используют «методы действий руками пяти первостихий», то есть «руку металла» (удары запястьем согнутой в запястье кисти по атакующей руке противника), «руку дерева» (вспарывание ладонью наружу-вверх для отвода атакующей руки противника и немедленный втыкающий удар пальцами той же руки), «руку воды» (называние руками изнутри наружу либо снаружи внутрь атакующих рук противника с немедленной контратакой), «руку огня» (толчок двумя ладонями вперед) и «руку земли» (захват двумя руками запястья атакующей руки противника с немедленной контратакой). Комбинации приемов выстраивают в соответствии с теорией взаимопорождения и взаимоподавления пяти первостихий.

 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх