uCrazy.Ru / История Дзю-до

История Дзю-до

История Дзю-до

Дзю-до
(«Путь гибкости», или «мягкий путь»)


Боевое и спортивное единоборство, которое создал в 1882— 1887 гг. японский педагог Кано Дзигоро (1860—1938). Является самым известным и популярным в мире видом восточных единоборств.
В 1877 г. Кано поступил в Токийский университет и одновременно начал изучать дзю-дзюцу. В 1877—79 гг. он учился у мастера Фукуда Хатиноскэ из школы Тэнсин-синъе-рю; в 1879—81 гг. у мастера Исо Масатомо той же школы; в 1881 — 82 гг. у мастера Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю. Все трое учителей Кано были очень старые, занятия у каждого из них прекращались в связи со смертью учителей.
Кано позже вспоминал об этом периоде ученичества и поисков следующим образом: «Я изучал искусство дзю-дзюцу у знаменитых мастеров прзднего феодализма, которые были еще живы в пору моей юности. Их наставления обладали большой ценностью, так как являлись результатом долговременного опыта. Однако все эти наставления давались не в виде разъяснения способов практического приложения некоего всеобъемлющего принципа, но лишь как независимые изобретения отдельных специалистов. Обнаруживая различия в технике, я часто оказывался в затруднительном положении, не зная, что здесь верно, а что нет, и чему следовать предпочтительнее. Такая ситуация привела меня к мысли о необходимости более тщательно изучить предмет».
Кано приобрел на деньги отца редкие трактаты, излагающие теорию школ дзю-дзюцу Сэйго-рю, Сэкигути-рю, а также Кито-рю. Наследие последней из трех, видимо, сыграло решающую роль в оформлении его теоретической платформы. Во всяком случае, в июне 1882 г. у Кано появился первый ученик. Свое дод-зё при храме Эйсё в Токио, Кано назвал Кодокан (Храм пости¬жения Пути). В августе того же года у него были уже 6 учеников, и в это же время появился седьмой — знаменитый Сида Сиро (он же Сайго Сиро, он же Сугата Сансиро; 1868—1922).
Итак, основополагающий принцип был определен: «Этот принцип — наиболее эффективное использование духовной и физической энергии в достижении конкретной цели». Впрочем, различия между «старым» дзю-дзюцу и «новым» дзюдо были незначительны, по крайней мере в том, что касалось техники. Сам Кано отмечал: «Дзю-дзюцу я трактую как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физичес¬кой энергии, а дзю-до — как путь и принцип этого использования».
Современные японские исследователи (например, Обата Тосисиро) смотрят на дело очень просто: у 22-летнего Кано не было «мэнкё кайдэн». Поэтому ему для открытия собственного додзё понадобилось заявить во всеуслышание о том, что он не продолжатель традиции какой-то конкретной школы дзю-дзю-цу, а создатель совершенно новой.
Однако такое мнение и верно, и ошибочно сразу. Возможно, что Кано действительно поначалу не ставил перед собой глобальных задач, и не мечтал ни о чем ином, кроме как о собственной школе. Но он очень быстро пришел к идее, ставшей вторым главным принципом дзюдо: это идея всеобщего благоденствия.
Вот как ее определял сам Кано: «Наиболее результативное приложение силы применительно к усовершенствованию обще-ственной жизни (равно как и в деле достижение гармонии тела и духа) путем изучения практики нападения и защиты, требует прежде всего согласия между всеми членами общества, а этого можно добиться лишь за счет взаимопомощи и взаимных усту¬пок, ведущих к взаимному благоденствию». Таким образом, главной целью Кано Дзигоро стало решение задач морального, нравственного воспитания через практику единоборства.
Как всегда бывает в таких случаях, новшества Кано были довольно враждебно встречены руководителями ряда школ дзю-дзюцу. Они публично обвиняли Кано в отсутствии должного мастерства, называли его книжным червем, отбивающим учеников у подлинных мастеров боевых искусств.
Но, несмотря на вопли завистников и недоброжелателей, успех школы Кодокан был очень велик. Во-первых, в 1889—92 гг. в серии поединков с представителями «старых» школ дзю-дзю-цу, дзюдоисты доказали свое полное превосходство над ними.
Справедливости ради надо отметить, что в соответствии с правилами турниров как тем, так и другим запрещалось использовать приемы, наиболее эффективные в реальном бою — такие, как воздействие на болевые точки, удары руками и ногами в самые уязвимые места человеческого тела (глаза, горло, половые органы), нельзя было ломать пальцы и т.д.
Фактически спор о «превосходстве» упирался в ту же проблему, которая существует сегодня: если исключить прменение смертельных и костоломных приемов, то спортсмены почти всегда будут побеждать «уличных бойцов»; яркий пример — так называемое Грэйси дзю-дзюцу. Однако все представители Кодока-на закрывали глаза на данное обстоятельство. Они систематически твердили о том, что старые стили дзю-дзюцу принципиально уступают дзюдо. Более того, дзюдоисты нагло утверждали, что «японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что им придется забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала согласно научной системе Кано. Обладатель первого дана по любой (!) старой школе беспомощен (!) перед прилежным рядовым учеником Кано».
Во-вторых, оголтелая реклама дзюдо привлекла внимание «широкой публики», включая иностранцев. К 1905 г. вышли несколько книг на английском языке, посвященных системе «джиу-джитсу мистера Кано».
Как бы там ни было, Кано достиг больших успехов в области воспитания молодежи и добился признания своего вида единоборства как основы системы физической подготовки в японской школе, полиции и армии. Его мало волновало то, что у дзюдо много ограничений и то, что оно плохо подходит для жестокого боя насмерть. Он решал другие проблемы.
С течением времени дзюдо все больше и больше становилось спортом, хотя сам основатель специально к этому не стремился. «Жесткое» дзюдо сохранялось лишь в армии и полиции. В 50-е годы оно окончательно превратилось в чисто спортивное единоборство, практически неэффективное в реальном поединке. Решающими факторами для достижения победы стали грубая си¬ла и мелкие хитрости в пределах, разрешенных правилами соревнований.
Кроме самого Кано Дзигоро и Сайго Сиро, прозванного «гением дзюдо», большую известность получили еще два человека. Первый — Мифунэ Кюдзо (1883—1965), обладатель 10-го дана, считавшийся непобедимым. Его ученик, голландец Антон Гее-синк стал в 1961 г. первым не японцем — чемпионом мира по дзюдо. Второй — это Кавайси Микиносукэ (1899—1969), работавший тренером в Англии и во Франции с 1933 г. Его заслуженно называют «отцом» европейского дзюдо, так как почти все «черные пояса» европейцы-дзюдоисты до 1947 г. были его учени¬ками.

Техника дзюдо

Фактически, подавляющее большинство известных в традиционном дзю-дзюцу болевых приемов на кисти и пальцы рук, ударов руками и ногами (и даже подсечки) не вошли в систему Кано. Он считал их слишком опасными, способными серьезно травмировать занимающихся дзюдо. К 1905 г. система Кано включала около 150-и так называемых «приемов» (вадза), тогда как, например, в одной только школе Дайто-рю число приемов достигало 350. Кроме того, в школе Кодокан были введены новые правила соревнований, которые сократили до минимума опасность травматизма, но одновременно ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства до уровня спорта и спектакля на публику.
Техника классического дзюдо включает следующие разделы:
1) Расшатывания (кудзуси), т.е. подготовка к проведению ос¬новного приема;
2) Броски (нагэ-вадза) из положений стоя (тати-вадза) и ле¬жа (сутэми-вадза). Стоя — с преимущественным использованием рук (тэ-вадза), бедер (коси-вадза) или ног (аси-вадза). Лежа из положений на спине (масутэми-вадза) и на боку (ёкосутэми-вадза).
3) Захваты (катамэ-вадза) трех видов: с удержанием (осаэ-вадза), удушающие (симэ-вадза) и болевые замки (кансэцу-вадза).
4) Удары (атэ-вадза) руками (удэ-вадза) и ногами (аси-атэ).
5) Приемы реанимации (каппо-дзюцу) путем нажатий на определенные точки человеческого тела.
6) Владение ножом, палкой, самурайским мечом. Ныне этот раздел практически забыт, так как после 1945 года он больше не изучается ни в школе, ни в полиции, ни в силах самообороны.
7) Парные ката, или комплексы формальных упражнений, объединяющие базовую технику классического дзюдо. Этих ката, знание которых для обучающихся в Кодокане до сих пор строго обязательно, всего девять:
1. комплекс мягкости (дзю-но ката);
2. «старинный» комплекс (косики-но ката);
3. комплекс «пяти стихий» (ицуцу-но ката);
4. комплекс наиболее результативного приложения силы (сэйроку дзэнъё кокумин-тайику-но ката);
5. комплекс свободного спарринга (рандори-но ката);
6. комплекс боевых приемов, т.е. ударов (синкэн-сёбу-но ката);
7. общий комплекс самозащиты (кодокан госин-дзюцу-но ката);
8. комплекс самозащиты для мужчин (иппон-ё госин-но ката);
9. комплекс самозащиты для женщин (фудзёсиё госин-но ката).
Именно в практике парных ката Кано Дзигоро видел путь к гармоничному развитию партнеров и к достижению «взаимного благоденствия».
27 февраля 2008 12:56
Вернуться назад