uCrazy.Ru / Вадо-рю

Вадо-рю

Японские единоборства
Вадо-рю каратэ



(Одна из пяти «главных» школ японского каратэ)
Создатель — Оцука Хиронори (1892—1982).
Оцука Хиронори был родом из префектуры Ибараги. Его отец был врачом и руководил местной больницей. Важную роль в становлении Оцука Хиронори сыграл его дядя Эбаси Тёдзиро, потомственный самурай, пленивший мальчика своими рассказами о подвигах древних героев.
В возрасте шести лет Хиронори начал изучать дзю-дзюцу под руководством своего отца. Когда ему исполнилось тринадцать, отец отвёл его в школу мастера Накаяма Нидзабуро, который преподал ему традиционную школу дзю-дзюцу Синто Ёсин-рю, в которой широко использовались удары, по болевым точкам (атэми).
После окончания школы Оцука в 19П г. поступил на экономический факультет университета Васэда, где изучал основы администрирования, и параллельно усиленно практиковал дзю-дзюцу в местном спортивном клубе. Смерть отца в 1913 г. вынудила его оставить учебу и поступить на работу в один из банков в Симодатэ.
Все это время Оцука не прекращал своих занятий Синто Ёсин-рю, Наконец 1 июня 1921 п (т.е. после 16-и лет непрерывной упорной практики) наставник Накаяма торжественно вручил ему мастерский сертификат «мэнкё кайдэн».

На дальнейшую судьбу Оцука Хиронори сильно повлияла заметка в газете, в которой рассказывалось о посещении Окинавы наследным принцем Хирохито и впечатляющей демонстрации мастеров каратэ, устроенной для него в замке Сюри. Оцука также узнал, что мастер каратэ Фунакоси Гкгин приехал в Токио, чтобы познакомить японцев с этим боевым искусством. Оцука немедленно отправился в общежитие окинавских студентов «Мэйсэйдзюку», где остановился Фунакоси, чтобы познакомиться с ним и получить разъяснения о технике каратэ. Фунакоси Гитин встретил Оцука весьма дружелюбно и согласился показать ему боевые приемы.
Тренировки в тот период Фунакоси проводил только по ночам. Видимо, здесь сказалась давняя окинавская традиция, и еще то, что почти все его ученики были окинавские студенты, которые днем корпели за учебниками и зарабатывали на жизнь, а возможность тренироваться была у них только поздним вечером или ночью.

Тренировки, тем не менее, были очень интенсивными. Рассказывают, что некоторые ученики от усталости даже теряли сознание. Однако 30-летний Оцука находился в блестящей физической форме, обладал великолепной реакцией и ловкостью, он буквально на лету схватывал указания Фунакоси.
Будучи мастером дзю-дзюцу, Оцука безусловно не относился к числу рядовых учеников Фунакоси Гитина. Скорее, он стал его младшим другом и коллегой, имеющим собственную точку зрения. Очень скоро у Оцука возникла мысль о соединении каратэ идзю-дзюцу. Уже в 1923 году он начал постепенно модифицировать некоторые приемы каратэ. Прежде всего, Оцука отказался отважнейшего принципа стиля Фунакоси — принципа «железного блока» — и вместо главенства силы, ломающей противнику руки и ноги, провозгласил преимущество ловкости и разработал технику мягкого парирования. Заявив, что в каратэ слишком часто используют грубую силу, Оцука ввел в свой стиль комбинации типа: уклон (или резкий уход с линии атаки) — выведение противника из равновесия — бросок. При этом все броски он выполнял толчком либо ударом с одновременной.подсечкой ног противника.

Оцука за короткое время стал квалифицированным инструктором каратэ. Одновременно он закончил курсы японского точечного массажа сиацу и, бросив в 1927 г. работу в банке, занялся сиацу профессионально, посвящая все своё свободное время тренировкам.
Два года спустя Оцука начал преподавать каратэ в университете Токе в качестве ассистента Фунакоси. Примерно в то же время он начал разрабатывать правила проведения и судейства спортивных поединков (кумитэ) и организации соревнований. Таким образом, именно Оцука сделал первый большой шаг по пути превращения каратэ в спортивное единоборство. С 1930 г. Оцука в качестве независимого от Фунакоси инструктора начал обучать каратэ студентов еще нескольких университетов. Его тренировки были направлены на развитие ловкости, скорости к точности ударов, а не силе и жесткости, как это делан Фунакоси.

1 апреля 1934 г произошло событие, очень важное в жизни мастера и в истории каратэ Вадо-рю. Оцука открыл собственное додзё в квартале Канда в токийском районе Суэхиро. Оно получило название «Дай Ниппон каратэ синкокан» (Дворец содействия развитию боевого искусства каратэ Великой Японии). Вообще, это было первое профессиональное додзё каратэ в Стране Восходящего Солнца, Даже «Сётокан» — додзё Фунакоси Гитина — открылось лишь через два года, в начале 1936 года! Зал Синкокан явился той основой, на базе которой впоследствии была создана Вадокай — одна из крупнейших организаций каратэ в Японии и во всем мире. Поэтому 1 апреля 1934 г. считается днем рождения Вадо-рю.
К тому времени Оцука фактически уже создал собственный стиль каратэ. Он был основан на окинавской технике, которую Оцука перенял у Фунакоси, с добавлениями идей других мастеров окинавского каратэ. От Мотобу Теки (Мотобу-рю) Оцука перенял представление о том, каким должен быть поединок, от Мабуни Кэнва (Сито-рю) — представление об исполнении ката. Стиль Оцука включал также технику японского дзю-дзюцу.
Очень важным новшеством в додзё Оцука стали учебные поединки. Мастер ввел якусоку кумитэ — обусловленные поединки с расписанными заранее ролями. Саму идею якусоку кумитэ Оцука Хиронори позаимствовал из традиционной методики обучения дзю-дзюцу, где исполнение приемов в паре в соответствии с расписанными ролями называется «ката». В дальнейшем он ввёл в практику также «дзию кумитэ»— свободные поединки по правилам сундомэ. Некоторые историки каратэ утверждают, что он сделал это первым в Японии. Другие отдают «пальму первенства» Ямагути Гогэну, мастеру школы Годзю-рю. Говорят также, что учитель Оцука, Фунакоси Гитин относился к введению кумитэ в тренировки весьма неодобрительно. Правда, впоследствии ему тоже пришлось ввести схватки по правилам сундомэ в собственном зале.

25 февраля 1938 г. Оцука Хиронори основал Дай Ниппон каратэ-до симбукай (Ассоциацию содействия развитию боевого искусства каратэ-до Великой Японии). 5 мая 1940 г. он вместе со своими учениками принял участие в 44-м фестивале Воинской Добродетели, организованном Бутокукай. Во время этой демон-страции Оцука впервые использовал в качестве официального названия своей школы название «Вадо-рю каратэ-дзюцу».
Иероглифическая комбинация «Вадо» может быть расшифрована несколькими способами: «Путь мира», «Путь согласия», «Путь гармонии». В этой трактовке название школы явно имеет отношение к гуманистическим этическим принципам, которые проповедовал Фу накоси Гитин, и к идеалу гармонии, который развивали многие религиозные деятели и философы Японии. Кроме того, в старину иероглифом «ва» записывалось название Японии — Ямато. Отсюда еще один вариант перевода: «Путь Японии», «японский путь». Наконец, иероглиф «ва» имеет также значение «мягкий» и чтение «явара». Словом «явара» многие школы дзю-дзюцу обозначали свое искусство боя без оружия. Следовательно, «Вадо» можно перевести также как «Путь мягкости», «Мягкий путь», а официальное название школы «Вадо-рю каратэ-дзюцу» явно намекает на синтез каратэ и дзю-дзюцу. Более всеобъемлющего названия для этого направления, впитавшего в себя многовековые традиции Японии и Окинавы, трудно придумать.
В годы Второй мировой войны мастер Оцука занимался обучением солдат императорской армии. После окончания войны и отмены запрета на практику будо, введенного американской военной администрацией, в 1947 г Оцука Хиронори основал зал «Санке додзё» в южной части Токио, которое стало штаб-квартирой Вадо-рю.
Приблизительно в то же время возобновила свою деятельность ассоциация Дай Ниппон каратэ-до симбукай под названием Дзэн Ниппон Вадо-рю каратэ-до рэммэй (Всеяпонская федерация каратэ-до Вадо-рю).

В 1952 г, Оцука Хиронори опубликовал «правила Вадо-рю», - регулирующие тренировочный процесс во всех додзё этой школы. Одновременно он перенес штаб-квартиру Вадо-рю в клуб каратэ университета Мэйдзи и основал додзё в зале при полицейском отделении Осака, 5 июня 1967 г официальное название школы было изменено на «Вадокай» — «Ассоциация Вадо».
За выдающиеся заслуги в развитии каратэ и пропаганды спорта Оцука Хиронори был удостоен многих наград. В 1966 г. император Японии наградил его медалью Восходящего Солнца. Он стал первым каратистом, удостоенным столь высокой награды. Наконец, в 1972 г. Всеяпонская федерация каратэ-до (все-стилевая) удостоила Оцука почетного звания ханси и присвоила ему 10-й дан.
Личная жизнь мастера тоже удалась. Оцука Хиронори имел двух сыновей и двух дочерей. Свои последние годы мастер про-вел в пригороде Токио вместе с женой Току и дочерью Аико. До последних дней он сохранял бодрость. В течение многих лет каждый новый день мастер Оцука начинал с дыхательных энергетических упражнений и 20-минутной медитации, затем подолгу совершенствовал отдельные приемы. Дважды в неделю он проводил тренировки в различных додзё Вадо-рю, где собирались более 200 его ближайших учеников.
Умер Оцука Хиронори 29 января 1982 г., не дожив всего несколько месяцев до своего девяностолетия. После смерти основателя, школу Вадокай возглавил второй сын мастера Оцука Дзиро, который прошел полный курс обучения у своего отца и еще занимался айкидо.
В настоящее время Всеяпонская федерация каратэ-до Вадо-кай включает 1350 отделений в Японии и около 250 отделений за ее пределами (в основном в США, Великобритании и Франции). В этих отделениях занимаются свыше 850 тысяч человек, из которых примерно 180 тысяч являются обладателями черного пояса.
Вадокай ежегодно в августе месяце проводит всеяпонские чемпионаты. В них традиционно принимают участие около 1000 человек, начиная от учащихся младших классов и кончая пенсионерами. В настоящее время эти чемпионаты Вадокай являются самыми масштабными соревнованиями по каратэ в Японии,
Из рядов Вадокай вышли многие победители Всеяпонских чемпионатов, проводимых Всеяпонской федерацией каратэ-до (JKF) и Всемирной федерацией каратэ (WKF). В частности, победителями турниров WKF становились Маэда Тосиаки ('80), Мурасэ Фумио (`82), Нисимура Сэйдзи ('82), Судзуки Юити ('82), Коидо Эйдзо (`86)т Хаяси Акира ('88, 92), Кимура Акэми (`88), Такэноути Манабу (`94).
Наиболее известными инструкторами стиля Вадо-рю в Японии являются Эригути Эйити (президент Вадокай), Ота Ёсито, Сато Ясоо, Сироиси Наодзи, Нива Сюнъити, МаноТакаити, Сугиура Кэнго, Мазда Тосиаки, Аракава Тору. В США — Синтани Масару и Адзяри Ёсиаки, в Европе — Судзуки Тацуо (Великобритания), Мотидзуки Хироо (Франция), Коно Тэруо (Германия) и другие.

Особенности техники Вадо-рю
По словам одного из ведущих мастеров Вадо-рю Нива Сюнъ-ити, специфика этой школы «заключается в специфическом образе мышления, соответствующем японским словам «нагасу» (уклоняться) и «нору» (прилаживаться, входить в ритм)».
Смысл «нагасу» состоит в том, чтобы спокойно реагировать на действия противника, не противопоставляя силу силе, а уклоняясь и переходя к контратаке. Смысл же «нору» заключается в реагировании на удары атакующего противника синхронным с ним движением; в этом случае боец как бы участвует в процессе удара противника, входя в его ритм, что позволяет ему проводить контратаку без малейшей паузы. В целом идея Вадо-рю такова: обращать силу противника против него самого, обороняться, нападая.

В Вадо-рю используют более высокие стойки, чем в Сётокан, которые обеспечивают лучшую маневренность. Предпочтение отдается уходам и уклонам. Акцент делается на скорости и точности ударов, а не на их силе. Широко используются разнообразные подсечки. Такая специфика наилучшим образом отвечает требованиям, которые предъявляет «бесконтактное» спортивное каратэ, Недаром из Вадокай вышло немало победителей все-японских и мировых чемпионатов. Большое внимание уделяется практике ката, но подлинным воплощением сути Вадо-рю счи¬таются формы обусловенного поединка «оё кумитэ» (или оё вад-за), которые насыщены уклонами и уходами.
За те десятилетия, которые существует школа Вадо-рю, она претерпела значительные изменения. Ниже мы приводим ту программу Вадо-рю, которую Оцука Хиронори подал в Дай Нихон Бутокукай при регистрации своей школы. Таким образом, можно сравнить то, чем вы занимаетесь, с изначальным обликом стиля мастера Оцука.

Программа Вадо-рю, зарегистрированная Дай Нихон Бутокукай
1. Индивидуальные ката: Пинъан 1—5, Кусанку, Сэйсян, Най-ханти, Тинто, Ванею, Пассай, Дзиттэ, Дзион, Нисэйси (Нидзю-сихо), Рохай, Супаримпэй. Всего 16 ката.
2. Кихон-кумитэ-ката: 1)10 приемов после зашиты на уровне «дзёдан» (по 5 приемов «омотэ» и «ура»); 2) 10 приемов после защиты на уровне «тюдан» (по 5 приемов «омотэ» и «ура»); 3) 6 приемов после защиты на уровне «гэдан» (4 приема «омотэ», 2 приема «ура»); 4) 6 приемов против двойных атак (по 3 приема «омотэ» и «ура»); 5) 4 приема против тройных атак (по 2 приема «омотэ» и «ура»). Всего 33 кихон-кумитэ.
3. Идори-ката (ката приемов защиты из положения сидя на коленях): I) сии-но курай; 2) соэ-дори; 3) годзэн-дори; 4) эри-ку-рума-дори; 5) тоби-тигаи-дори; 6) нукими мицукэ-дори; 7) хан-гаэси; 8) рётэ-дори; 9) ватари-дори. Всего 10 приемов.
4. Тативй-ката (ката приемов в положении стоя): 1) удэ-ото-си; 2) сэ-отоси; 3) эри-отоси; 4) содэ-отоси; 5) аси-гурума; 6) ко-си-гурума; 7) ката-гурума; 8) хики-отоси; 9) карисугэ; 10) кину-гаэ.
5. Броски (нагэ-еадза): I) дэаси-бараи; 2) оосото-гари; 3) ооу» ти-гари; 4) сэои-нагэ; 5) косото-гари; 6) коути-гари; 7) усиро-го-си; 8) тай-отоси; 9) хараи-госи; 10) утимата; II) ёко-отоси; 12) суми-гаэси; 13) оогурума; 14) ёко-гакэ.
6. Оё-вадза («практическая техника»; 10 приемов) — в насто¬ящее время называются «Кихон кумитэ-ката»
7. Техника обезоруживания противника, вооруженного ножом (танто-дори): 1) удэ-гарами; 2) котэ-нагэ; 3) кумоварэ (унга); 4) эри-нагэ; 5) атама-дори; 6) хики-татэ; 7) хики-отоси.
8. Техника обезоруживания противника, вооруженного мечом (тати-дори): 1) дзёдан-дори; 2) тюдан-дори; 3) гэдан-дори; 4) ва~ ки-камаэ-дори; 5) хассо-дори.
9. Кассацу-ката («Кота приемов оживления и убийства»): 1) суй-кацу («реанимация утопленника»); 2) отоси-кацу («реанимация после падения»); 3) кубири-кацу («реанимация после повешения»); 4) ю-кацу («реанимация обваренного»); 5) кэмури-кацу («реанимация задохнувшегося в дыму»); 6) то-кацу («реанимация обмороженного»); 7) ути-кацу («реанимация после удара»).
10. Хадака тай-дори (защита от захватов за голое тело): 1) маэ-дори (защита от обхвата спереди); 2) ёко-дори (защита от обхвата сбоку); 3) усиро-дори (защита от обхвата сзади).
11. Тайхо-дзюцу («техника ареста»): 1) освобождения от захватов (тэ-ходоки; 2 приема); 2) болевые приемы (кансэцу-вад-за; 3 приема); 3) броски (нагэ-вадза; 5 приемов); 4) удержания (осаэ-вадза; 5 приемов). Всего 14 приемов.
12. Техника женской самообороны (дзёси госин-дзюцу): 1) маэ-дори (защита от захвата спереди; 6 приемов); 2) ёко-дори (защита от захвата сбоку; 2 приема); 3) усиро-дори (защита от захвата озади; 3 приема); 4) нинин-дори (зашита от захвата двух человек; 3 приема). Всего 14 приемов.
13. Уязвимые точки (кюсё; вместе с парными 29 точек): 1) тэн-то; 2) касуми (парная); 3) уто; 4) ган (парная); 5) дзинтю; 6) аго; 7) мурасамэ (парная); 8) хитю; 9) дантю; 10) вакикагэ (кёин; парная); 11) суйгэцу; 12) цукикагэ; 13) дэнко; 14) мэйсэй; 15) яко (парная); 16) тёсё; 17) сэнрю (парная); 18) дзэнкэй (парная); 19) докко (парная); 20) соин (паркая).
22 июля 2008 16:43
Вернуться назад